«Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников в образовательных программах дошкольного образования»
статья на тему

Участие в XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации», публикация статьи на тему «Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников в образовательных программах дошкольного образования», ФГБОУ ВО «ЮУГГПУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gladkih_statya_chelyabinsk.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А.Гладких

г.Челябинск

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается сравнительный анализ программ дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется взаимодействию с родителями.

Ключевые слова: современные комплексные программы, взаимодействие с родителями.

Abstract: In the article the comparative analysis of preschool education programs is considered in accordance with the federal state educational standard of preschool education that meets new social needs and in which great attention is paid to interaction with parents.

Keywords: modern complex programs, interaction with parents.

Одним из требований к реализации основной образовательной программы является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка. Современные комплексные программы направлены на решение следующих задач сотрудничества с родителями: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие, создание условий для развития личности дошкольника, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Задача «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» объединяет три программы «От рождения до школы», «Детство» и «Миры детства: конструирование возможностей».

Однако структурный анализ данных  программ показывает, что в одних программах нечетко указаны задачи сотрудничества с родителями, в других - недостаточно конкретно методы и формы. Некоторые программы описывают преимущественно направления работы педагогического коллектива с детьми и в лучшем случае указывают на необходимость сотрудничества с их семьями.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» предусматривает непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность,  что способствует реализация образовательных проектов, основанных на сотрудничестве с семьей и поддержке ее образовательных инициатив.

Каждое занятие оставляет свой «предметный след», итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, игровой макет. Значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в детском саду. Ребенок, не выполнивший их в домашних условиях, испытывает затруднения на занятиях в группе. Родители, осознав это, будут стараться обеспечить непрерывность образовательной деятельности. Кроме того, выполняя с ребенком совместную работу дома, родители могут оценить образовательную деятельность, осуществляемую в ДОУ. Задания, размещенные в «Детском календаре», просты, нетрудоемкие. Они являются обязательными для выполнения.

В образовательной программе дошкольного образования «Детство» охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников на каждом возрастном этапе дошкольника. Где обозначены задачи, формы и методы работы педагога с родителями.

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Основные формы взаимодействия с семьей:

  1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
  2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
  3. Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы); проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
  4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Не все современные программы, снабжены полными комплектами методических материалов. В связи с этим самими педагогами проводится серьезная работа по выбору средств и методов, выстраиванию технологии взаимодействия с родителями.

Таким образом, для целесообразного и эффективного взаимодействия с родителями необходимо обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания, а также контингента родителей; планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм. Наличие в ДОУ документации, раскрывающей работу педагогов с родителями (протоколы родительских собраний, консультаций, наличие материалов наглядной педпропаганды, их хранение); подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам: памятки, вопросники, консультации, лучший опыт семейного воспитания, а так же организация участие педагога-психолога и педагогов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания дошкольников, обеспечит полноценное взаимодействие системы дошкольного воспитания и семейного.

Список литературы

1.Веракса, Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст]/ Н.Е. Веракса.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-352с.

2. Бабаева. Т.И., Гогоберидзе, А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»  [Текст]/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 352 с.

3. Доронова, Т.Н. Примерная основная образовательная программа «Миры детства: конструирование возможностей» [Текст]/ /Т.Н. Доронова (и др.). – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 206 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов доу на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования"

Уважаемые старшие воспитатели! Вашему вниманию предлагается методический материал по проведению в детском саду семинара-практикума на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реал...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»

: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.Советы родителям.

В данной статье представлен материал для родителей.            Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.          ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Взаимодействие педагога с детьми как условие реализации образовательной программы дошкольного образования. Как правило, взаимодействие в отечественной психологии рассматривается в контексте общения....

В особенностях взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с умственной отсталостью

В особенностях взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с умственной отсталостью...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся в условиях реализации Федеральной образовательной программы Дошкольного образования

Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями обучающихся в условиях реализации Федеральной образовательной программы Дошкольного образования...