"Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Саворыгина Инна Николаевна

Консультация для педагогов и родителей воспитанников старших и подготовительных групп 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_na_temu.doc37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: 
"Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии"

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в

коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под

влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно

подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются

психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их

речь. Не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в

систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном

образовании.

Задачи музыкального воспитания:

Музыкальное воспитание в детском саду проводится с учетом

«симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и

направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач

коррекционных, к которым относятся следующие:

1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах,

выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать

свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности,

развиваться более гармонично.

2. Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания,

мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с

музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов

слуха. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.

3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата; развитие

равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшения

ориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания,

воспитание правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, что

коррекция движений сказывается на речи (Р.Б.Стеркина, К.В.Тарасова,

Г.П.Визель). По мнению Г.А.Волковой («Логоритмика», М.: Просвещение,

1985) «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного

эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи,

поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре,

в двигательной импровизации».

4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения,

скороговорки, проглатывания окончаний слов.

Виды музыкальной деятельности традиционные: это слушание музыки,

исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения,

игру на детских музыкальных инструментах), творчество. Обратим внимание

на некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми,

страдающими нарушениями речи.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной

деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по

сути является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу

детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование

личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных

задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное

восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания ипамяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

Исполнительство: Значимость такого вида музыкальной деятельности,

как игра на музыкальных инструментах очень велика. Научить детей с

нарушением речи игре на детских музыкальных инструментах, игре в оркестре

– это средство решения коррекционных задач:

- развитие внимания и памяти;

- развитие координации движений (бубен, барабан, металлофон,

маракасы и др.);

- развитие мелкой моторики пальцев рук (дудочка, металлофон,

колокольчик и др.);

- развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы,

дудочки);

- развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх

типа «На каком инструменте я играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как

я», «Музыкальное лото»;

- развитие координации пения с движением пальцев рук (неозвученое

пианино);

- развитие музыкально-ритмического чувства.

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение

давно используется как одно из реабиталитационных средств для

заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает

исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения,

проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля»,

«ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению

правильного произношения.

Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской

деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является

основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и

непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом

коррекционные задачи.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и

задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-

фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и

динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных

процессов.

«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка»(В.

Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер

музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если

правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, –

значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Среди музыкально-ритмических движений большое место

занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедических

группах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим

движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные,

национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и

движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться в

самостоятельной деятельности.

Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей,

предполагает развитие у них творческого воображения, активности,

способности в импровизировании и пении, музыкально-ритмических

движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми,

имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а

скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение,

снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание,

память.

Логоритмика – одно из важнейших методических средств,

направленных на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи.

Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального

воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие

чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и

улучшения речи путем воспитания ритма речи» (З.Пунина, Л.Брозелло

«Ритмика для детей с расстройством слуха и речи»).

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания

музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на

решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии" (18.04.2018).

В материале представлены особенности детей с речевыми нарушениями, задачи музыкального воспитания детей с речевыми нарушениями, исползование праздников и развлечений в целях коррекционно-воспитательно...

Презентация "Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии" (18.04.2018)

2017 Презентация к консультации для педагогов "Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии"...

Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии

Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии...

Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобр...

Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобр...