"Игровые технологии в практике музыкального руководителя"
статья по теме

Людыно Ольга Викторовна


Статья о технологиях, применяемых на музыкальных занятиях и вечерах досуга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_praktike_mr.docx22.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игровые  технологии в практике музыкального руководителя

  Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества.   Эти  качества обеспечивают возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера будущей работе, активному отдыху, образованию и, в конечном счете — самоосуществления человека.

 По  единодушному мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка  и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические, духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.

Большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в детской музыкально-игровой деятельности с её радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями.

В основе игр лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. 

Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.  В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию музыкально – ритмических движений, певческих данных и в области слушания музыки.
Чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо«пребывать  в  ней» : петь,  играть на  инструментах,  танцевать,  самому  придумывать ,  сочинять,  переживая  при этом  чувство  восторга  и  удовольствия.

Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать, только нужно им немного помочь.

Игровые технологии  можно  использовать  во всех видах музыкальной деятельности дошкольника.      Всем малышам, которые только  что приходят в сад,  очень нравятся игры: «Каравай», «Раздувайся, пузырь!», «Зайка», «Кто у нас хороший!» «Карусели».

Для развития певческих способностей  неоценимым подспорьем  для музыкального руководителя является сборник  Н. А.Ветлугиной «Музыкальный букварь», где в полной мере раскрыты  музыкальные  технологии  для   развития звуковысотного слуха, чувства ритма и тембрового слуха .

На 3-4х занятиях с усложнением  используются  музыкально-дидактические игры ,а потом воспитатели проводят  такие игры в группе в свободное время. Например, игры «Птицы и птенчики» «Где мои детки?», «Кто в домике живёт?»  «Научи матрешек танцевать»

На основе имеющегося у ребёнка музыкального навыка чистого интонирования используется  игра«Музыкальный телефон», которая может помочь детям правильно и выразительно исполнить ту или иную песню. Для закрепления знакомых песен -игра «Волшебный волчок», где  дети определяют  песню по вступлению, припеву, которые исполняю на фортепиано, по музыкальной фразе, сыгранной на  детских музыкальных инструментах.

Хорошее овладение навыками пения побуждает ребёнка к песенной импровизации. Этому способствуют такие музыкальные игры как «Давай познакомимся», « Кто как поёт», «Придумай окончание песенки», «Сочини мелодию»

В музыкально – дидактических играх особенно ярко себя проявляют музыкальные дети, они всегда бывают хорошими организаторами, чувствуют, что способны заинтересовать, порадовать окружающих. В свободное от занятий время эти ребята самостоятельно организуют различные музыкальные игры, берут на себя главные роли в них.
Например, игра  «День рождения».

       В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера они переживают, испытывают определенные чувства. 

 Благодаря  играм  «В  лесу», «Найди нужную иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка», «Что  делают дети», «Зайцы», «Песня, танец, марш», « Три кита музыки», «Музыкальное  лото», «Угадай мелодию» , «Музыкальная викторина»  дети закрепляют пройденный материал, повторяют виды музыкальных инструментов, (струнных, ударных, смычковых, клавишных  и духовых) виды музыкальных жанров (песня, танец и марш), и их разновидности (марш – спортивный, свадебный, военный и т.д.),

Музыкальные  игры - упражнения   помогают  дошкольнику научится  владеть  своим  телом,  координировать  движения, согласовывая  их  с   движениями других детей, учат пространственной ориентировке,закрепляютосновные  виды  движений,   способствуют освоению элементов  танцев,  углубляют  навыки  обращения  с  различными предметами, развивают самостоятельность и творчество.

     Для развития импровизации и творчества я предлагаются  такие игры как «Что делают дети?» и «Кто лучше придумает пляску».

Использование аудиозаписи в свободное от занятий время, дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов и игр.
А это  является содержанием таких музыкальных  игр, как
«Будем  танцевать», «Моя  любимая мелодия», «Определи пляску»,
«Научи матрешек танцевать» «Ловушка» «Один, два, три, четыре, пять»
Очень детям нравятся весёлые музыкальные  игры – забавы,
такие как:«Море волнуется»,«Вперёд четыре шага»,
«Мы –  весёлые мартышки» и др.

  Хороводы имеют своеобразный характер действий, здесь все движения знакомы детям из повседневного опыта. Новым является лишь переход от одного движения к другому. Подражание взрослому облегчает такие переходы. Постепенно, при неоднократном проведении хоровода, дети начинают выполнять движения  самостоятельно, подражая друг другу  и  
без специальной  тренировки овладевают необходимыми движениями.

В современном времени также не обойтись без  мультимедийных продуктов,

 которые объединяют разные виды  искусства, таких как живопись и музыка.

Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства и вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить её основы, чему как нельзя лучше способствуют все виды музыкальных игр. Если в процессе музыкально-игровой деятельности будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития и духовного становления. Приобретая в процессе музыкально-игровой деятельности определённые знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству.


Литература:

  1. Мерзлякова, С.И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
  2. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3
  3. Радынова О.П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» //  Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30
  4. Скопинцева, О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О.А. - Волгоград, 2010
  5. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1. – с.10
  6. Тютюнникова,Т.Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий в работе музыкального руководителя»

Игровые технологии в работе музыкального руководителя....

Игровые технологии в практике работы музыкального руководителя с детьми раннего возраста

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в работе музыкального руководителя»

Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей....

Игровые технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения

Применение инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития детей.  Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, педагог способствует их воз...

Приказ "Об экспериментальной апробации в практике музыкального руководителя элементов композиторства в процессе активного слушания музыки"

С целью музыкального развития детей старшего дошкольного возраста, развития инновационного и экспериментальной деятельности среди молодых педагогов....

ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Здоровьесберегающие технологии в деятельности музыкального руководителя». Скорнякова О.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Ручеѐк» г.Бородино

ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ«Здоровьесберегающие технологии в деятельностимузыкального руководителя»....