"Игровые технологии в практике музыкального руководителя"
статья по теме
Статья о технологиях, применяемых на музыкальных занятиях и вечерах досуга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_praktike_mr.docx | 22.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в практике музыкального руководителя
Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Эти качества обеспечивают возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера будущей работе, активному отдыху, образованию и, в конечном счете — самоосуществления человека.
По единодушному мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические, духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.
Большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в детской музыкально-игровой деятельности с её радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями.
В основе игр лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию музыкально – ритмических движений, певческих данных и в области слушания музыки.
Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо«пребывать в ней» : петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать , сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия.
Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать, только нужно им немного помочь.
Игровые технологии можно использовать во всех видах музыкальной деятельности дошкольника. Всем малышам, которые только что приходят в сад, очень нравятся игры: «Каравай», «Раздувайся, пузырь!», «Зайка», «Кто у нас хороший!» «Карусели».
Для развития певческих способностей неоценимым подспорьем для музыкального руководителя является сборник Н. А.Ветлугиной «Музыкальный букварь», где в полной мере раскрыты музыкальные технологии для развития звуковысотного слуха, чувства ритма и тембрового слуха .
На 3-4х занятиях с усложнением используются музыкально-дидактические игры ,а потом воспитатели проводят такие игры в группе в свободное время. Например, игры «Птицы и птенчики» «Где мои детки?», «Кто в домике живёт?» «Научи матрешек танцевать»
На основе имеющегося у ребёнка музыкального навыка чистого интонирования используется игра«Музыкальный телефон», которая может помочь детям правильно и выразительно исполнить ту или иную песню. Для закрепления знакомых песен -игра «Волшебный волчок», где дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняю на фортепиано, по музыкальной фразе, сыгранной на детских музыкальных инструментах.
Хорошее овладение навыками пения побуждает ребёнка к песенной импровизации. Этому способствуют такие музыкальные игры как «Давай познакомимся», « Кто как поёт», «Придумай окончание песенки», «Сочини мелодию»
В музыкально – дидактических играх особенно ярко себя проявляют музыкальные дети, они всегда бывают хорошими организаторами, чувствуют, что способны заинтересовать, порадовать окружающих. В свободное от занятий время эти ребята самостоятельно организуют различные музыкальные игры, берут на себя главные роли в них.
Например, игра «День рождения».
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера они переживают, испытывают определенные чувства.
Благодаря играм «В лесу», «Найди нужную иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка», «Что делают дети», «Зайцы», «Песня, танец, марш», « Три кита музыки», «Музыкальное лото», «Угадай мелодию» , «Музыкальная викторина» дети закрепляют пройденный материал, повторяют виды музыкальных инструментов, (струнных, ударных, смычковых, клавишных и духовых) виды музыкальных жанров (песня, танец и марш), и их разновидности (марш – спортивный, свадебный, военный и т.д.),
Музыкальные игры - упражнения помогают дошкольнику научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке,закрепляютосновные виды движений, способствуют освоению элементов танцев, углубляют навыки обращения с различными предметами, развивают самостоятельность и творчество.
Для развития импровизации и творчества я предлагаются такие игры как «Что делают дети?» и «Кто лучше придумает пляску».
Использование аудиозаписи в свободное от занятий время, дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов и игр.
А это является содержанием таких музыкальных игр, как
«Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску», «Научи матрешек танцевать» «Ловушка» «Один, два, три, четыре, пять»
Очень детям нравятся весёлые музыкальные игры – забавы,
такие как:«Море волнуется»,«Вперёд четыре шага»,
«Мы – весёлые мартышки» и др.
Хороводы имеют своеобразный характер действий, здесь все движения знакомы детям из повседневного опыта. Новым является лишь переход от одного движения к другому. Подражание взрослому облегчает такие переходы. Постепенно, при неоднократном проведении хоровода, дети начинают выполнять движения самостоятельно, подражая друг другу и
без специальной тренировки овладевают необходимыми движениями.
В современном времени также не обойтись без мультимедийных продуктов,
которые объединяют разные виды искусства, таких как живопись и музыка.
Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства и вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить её основы, чему как нельзя лучше способствуют все виды музыкальных игр. Если в процессе музыкально-игровой деятельности будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития и духовного становления. Приобретая в процессе музыкально-игровой деятельности определённые знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству.
Литература:
- Мерзлякова, С.И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
- Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3
- Радынова О.П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30
- Скопинцева, О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О.А. - Волгоград, 2010
- Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1. – с.10
- Тютюнникова,Т.Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с.4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых технологий в работе музыкального руководителя»
Игровые технологии в работе музыкального руководителя....
Игровые технологии в практике работы музыкального руководителя с детьми раннего возраста
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...
Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в работе музыкального руководителя»
Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей....
Игровые технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения
Применение инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития детей. Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, педагог способствует их воз...
Приказ "Об экспериментальной апробации в практике музыкального руководителя элементов композиторства в процессе активного слушания музыки"
С целью музыкального развития детей старшего дошкольного возраста, развития инновационного и экспериментальной деятельности среди молодых педагогов....
ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Здоровьесберегающие технологии в деятельности музыкального руководителя». Скорнякова О.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Ручеѐк» г.Бородино
ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ«Здоровьесберегающие технологии в деятельностимузыкального руководителя»....