Перспективный план самообразования.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Перспективный план самообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План повышения квалификации (самообразования)

воспитателя МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида №32» НМР РТ

на 2014 – 2018г.г.

Ф.И.О. Сафина Тамара Александровна

Должность: воспитатель

Образование: высшее, Набережночелнинский государственный педагогический институт, квалификация – “Преподаватель дошкольной педагогики и психологии”, диплом ВСБ 0704525 от 01декабря 2005 г.

Повышение квалификации: «Современные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ в рамках ФГТ», при ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж», № удостоверения 816-К, 2013 г, 72ч.

Квалификационная категория: первая

Стаж: 18 лет

Тема самообразования: «Развитие экологического воспитания через игровые технологии »

Счастье – это быть с природой,

Видеть ее, говорить с ней.

(Л.Н.Толстой).

  1. Актуальность темы и ее обоснованность. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дети общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе радуются прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность  развитию  логического мышления.
  2. Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  3. Задачи:

1. изучить методическую и детскую художественную литературу по данному вопросу; 

2. расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

3. развивать познавательные интересы, наблюдательность и любознательность, любовь и бережное отношение к природе; развивать бережное отношение к своему здоровью;

4. формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;

5. развивать эстетическое восприятие природных явлений;

6. упражнять в определении состоянии погоды, закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;

7. приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы, клумбе, ухаживанию за ними.

  1. Ожидаемый результат: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Блок «Родители». У родителей повышается потребность в бережном отношении к природе.

Блок «Педагог». Повышение уровня использования мною современных технологий по ознакомлению с окружающим миром, использование наблюдения, экспериментирования, беседы, игры в различных видах образовательной деятельности.

Блок «Дети»:

•        учить детей различать по существенным признакам объекты живой и неживой природы (признаки живого: двигаются, размножаются, дышат, питаются, у них бывают детки);

•        знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов (животных и растений), их потребностью в пище, свете, тепле, воде;

•        формировать у детей навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий, и в процессе повседневной жизни);

•        приобщать детей к экспериментированию с природными и искусственными материалами (камешки, шишки, песок, глина, пластмасса и др.).

•        использовать разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой;

•        воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.

•        привлечь родителей к сотрудничеству при ознакомлении дошкольников с природой.

  1. Механизм реализации:

- сроки 5 лет

- блоки.

Подготовительный этап.

- Создание условий для развития когнитивных способностей дошкольников.

Теоретический этап.

- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

Аналитико-диагностический:

- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители);

- задачи для каждого этапа (для достижения промежуточного результата);

- перспективные планы (технологическая карта).

                                                        План работы

№п/п

Блоки

Мероприятия

Сроки

проведения

Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения

2014 – 2015 учебный год

1.

Теоретический

 1. Изучение научно-методической литературы, передового педагоги-ческого опыта по проблеме:

«Организация опытно-экспериментальной работы в детском саду.»,Р.А.Бурганова,"Школа», Казань, 2007 год

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом - занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» / М.: Творческий Центр «Сфера», 2002г.

«Здравствуй, Мир! Окружающий мир для дошкольников», А.А.Вахрушев, "Баласс», Москва, 2003 год.

«Экология. Конспекты занятий в средней группе детского сада» В.Н. Волчкова,ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 год

«Уголок природы в детском саду»,М.М.Марковская,«Просвещение», Москва, 1988 год

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»,В.А.Дрязгунова,"Просвещение», Москва, 1981

2.Подбор литературы, дидактиче-ского материала: - М.Султанова «Простые опыты с во-дой для дошкольников» / М.:ООО «Хатбер-пресс», 2014г. - М.Султанова «Простые опыты с В тече-нии года

воздухом для дошкольников» / М.: ООО «Хатбер-пресс», 2014г. - Л. Гилпин, Л. Пратт «Большая книга занимательных опытов» / М.: «РОСМЭН», 2008г.

учебный год

2015-2016 учебный год

2.

Практический:

  1. Работа

с детьми

  1. работа с родителями

3. работа с педагогами

Сентябрь

1.Составление перспективного плана по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы, включающего в себя занятия по экологическому воспитанию, беседы, экскурсии, наблюдения за предметами живой и неживой природы, эксперименты и опыты, опираясь на учебную рабочую программу, методическую и детскую  художественную литературу.

2. Игра «В гостях у Сентябринки» (см. Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», стр.5).

Цель:  Уточнить представления о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о месте их произрастания; формировать представления о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку.

Октябрь

1. Мониторинг по экологическому воспитанию

2. Интегрированное  занятие «Путешествие в осень» (см. стр.7)

Цель: Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Учить проявлять свой эмоциональный всплеск  в практическом применении через рисунок и самовыражение в музыке.

3.Экскурсия в природу

Цель: Собрать природный материал для ручного труда.

4.Изготовление коробочек для хранения природного материала

Цель: Воспитывать бережливость.

5. Развлечение  «Подарки осени» (осенний утренник)

Цель: Учить  проявлять свой эмоциональный всплеск через самовыражение в музыке, игре, танце, пении.

– Беседа «Наш природный уголок»

Цель: Знакомить с комнатными растениями и способами ухода за ними.

Ноябрь

  1. Подбор книг для чтения детям

Цель: Знакомить с произведениями детской литературы о природе, с авторами.

  1. Выставка детских работ из природного материала, рисунков о природе: тема «Осенняя фантазия»

Цель: Развивать творческие способности. Учить работать с природным материалом.

  1. Итоговое занятие: «Краски осени»

Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе. Развивать речь, память, внимание.

Декабрь

1. Игра «Путешествие в царство комнатных растений»

Цель: Закреплять знания комнатных растений, отмечать различия и сходства между ними. Воспитывать желание ухаживать за ними.

2.Настольный театр «На бабушкином дворе» (стр. 14).

Цель: Конкретизировать представления о домашних животных, вызвать интерес к животным, развивать речь, мышление.

3.Интегрированное занятие «В лесу родилась ёлочка»

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе.

4.Наблюдения за зимними явлениями в природе. Опыты со снегом и льдом.

Цель: Развивать познавательный интерес,  наблюдательность, речь.

Январь

1.Развлечение  «Зимние забавы»

Цель: Воспитывать здоровый образ жизни.

2.Экскурсия «В январе, в январе, много снега на дворе…» (см. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в д/с», стр.34).

Цель: уточнить знания о зимних явлениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.

3.Практическая деятельность «Подкормим птиц зимой»

Цель: Закреплять знания детей о зимних явлениях  природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.

4.Разучивание п/и «Голуби и воробьи»

Цель: Закрепить знания о птицах.

5. Выставка рисунков детей на тему: «Зимние фантазии»

Цель: Учить передавать свои впечатления о зиме в рисунке. Развивать творчество, эстетическое восприятие окружающего мира.

6.Чтение рассказов о природе, знакомство с авторами.

Цель: Развивать познавательный интерес, внимание. Учить эмоционально воспринимать рассказы, понимать содержание.

Февраль

1.Огород на подоконнике

Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой, добиваться результата. Закрепить знания о строении растений, об условиях роста. Развивать речь, активизировать словарь

2.Разучивание стихов о природе, знакомство с авторами.

Цель: Учить понимать смысл стихов, воспитывать умение слушать, выразительно рассказывать. Развивать речь.

3.Экскурсия «Деревья на нашем участке»

Цель: расширять представления о деревьях. Показать особенности хвойных и лиственных деревьев в зимний период.

4.Рисование «Ёлочка»,  «Берёза»,  «Ветка рябины» (на выбор)

Цель: учить передавать образ дерева в рисунке. Развивать эстетическое восприятие.  Воспитывать бережное отношение к природе.

5.Разучивание п/и «1,2,3, к дереву подбеги»

Цель: Закрепить знания о деревьях, учить узнавать их по внешнему виду (кроне, веткам).

6.Беседа на тему «О чём поют воробушки в последний день зимы»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах,  воспитывать  к ним заботливое отношение.  

Март

1.Беседа на тему: «В марте хитрые деньки»

Цель: Знакомить детей с признаками весны. Учить замечать изменения, происходящие в природе.

2.Коллективная работа по аппликации «Букет для мамочки»

Цель: Учить работать вместе, создавать композицию. Развивать творчество, воспитывать желание поздравить маму.

3.Развлечение «Широкая масленица»

Цель: Знакомить детей с народными праздниками. Развивать желание веселиться, играть.

4.Тематическая беседа «Хлеб – всему голова»

Цель: Знакомить детей с процессом выращивания хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

5.Беседа «День весеннего равноденствия – главная встреча весны». Праздник «Навруз».

Цель: познакомить со значением дня весеннего равноденствия – 22 марта.

Апрель

1.Развлечение «Апрель, апрель, на дворе звенит капель»

Цель: Знакомить с признаками весны. Развивать интерес к играм-хороводам с песнями.

2.Театрализованная деятельность: «В гостях у бабушки-загадушки»

Цель: Учить разгадывать загадки о живой и не живой природе. Развивать образное мышление, речь.

3.Прогулка по весеннему лесу

Цель: Знакомить с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать представления о простейших связях в природе.

4.День птиц – 1 апреля.

Цель: Знакомить с перелётными птицами. Расширять представления о поведении птиц весной.

5.Аппликация «Скворечник»

Цель: Воспитывать заботливое отношение к птицам. Знакомить с «домом» для скворцов и его особенностью.

– Чтение потешки «Божья коровка, улети на небо».

Цель: Закрепить желание наблюдать за насекомыми, учить различать их по внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Май

1.Экологическая тропа

Цель: Расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представления о посадке деревьев, кустарников, цветов. Формировать трудовые навыки.

2.Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.

Цель: Закрепить знания о весенних изменениях в природе. Развивать умение сравнивать разные периоды весны. Воспитывать радостное, бережное , заботливое отношение к пробуждающейся природе.

3.Труд на цветнике. Высадка рассады в цветники.

Цель: Расширять знания о цветах, о способах их выращивания и ухода.

1. Проведение родительских собраний о воспитательно-образовательных возможностях занятий по ознакомлению с окружающим миром и экологическому воспитанию в развитии когнетивных способностей детей дошкольного возраста.

2. Проведение совместных мероприятий, досугов, развлечений, экскурсий в природу.

3. Выставки работ, выполненные детьми с родителями:

– «Осенние фантазии»;

– «У моей мамы-руки золотые» выставка поделок;

– «Зелёная красавица» – конкурс на изготовление ёлки из любого материала;

– Фоторепортаж: «Мой папа – самый смелый»

4. Консультации для родителей:

– «Восприятие  красоты окружающего мира природы»;

– «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»;

– «Широкая масленица»;

– «Навруз».

5. Провести анкетирование по теме: «Воспитание детей через природу».

6. Совместно с родителями пополнить природный уголок комнатными растениями, а книжный уголок познавательной литературой.

7. Благотворительная    акция «Покормите птиц зимой» по изготовлению кормушек для птиц.

8. Попросить о помощи в обустройстве игровой зоны на участке в зимний период.

1. Посещение занятий по проблеме.

2. Участие в семинарах-практикумах 3. Показ открытого занятия по проблеме

Сентябрь

Первая

декада

октября

1 неделя

2 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

в течение зимы

2 и 3

 неделя

3 неделя

в течение

зимы

4 неделя

в течение месяца

1 неделя

В вечерний отрезок времени

2 неделя

3 неделя

2 неделя

4 неделя

1 неделя

3 неделя

4 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

4 неделя

1 неделя

1 неделя

4 неделя

1 неделя

2 – 3

неделя

4 неделя

октябрь – май

сентябрь – май

октябрь,

ноябрь,

декабрь,

февраль

октябрь,

декабрь,

март

апрель

апрель – май

декабрь

декабрь

в течение

учебного

года

3.

Диагностический блок

Уровень освоения программного материала на н/г и на к/г.

октябрь, апрель

4.

Аналитический блок

Обоснованность уровня  освоения программы.

октябрь, апрель

2016-2017 учебный год

5.

Обобщение и распространение опыта работы по теме.

1. Диагностический блок

2. Аналитический блок.

3. Практические выходы.

Определение уровня освоения программного материала детьми на начало и на конец года.

Обоснование и анализ уровня  освоения программы.

Анализ уровня достижения поставленных  целей и задач по теме самообразования.

 Показ ООД.

Выступление с опытом работы.

Представление мастер классов.

Презентация пособий и игр.

Презентация авторских программ и разработок.

Публикация литературы из опыта работы.

 Распространение опыта на конференциях.

октябрь, апрель

апрель

май

Диагностика и заполнение диагностических карт.

Сравнительный анализ по уровню освоения материала на начало и конец учебного года.

Отчет о проделанной работе по теме самообразования.

2017-2018 учебный год

6.

Подведение итогов самообразования

Подготовка к прохождению аттестации.

1.Изучение нормативных документов по аттестации

2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

3.Подготовка к проведению и видео-съемке открытого мероприятия для педагогической аттестации.

4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников

5. Работа на сайте nsportal.ru.

6. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

7. Оформление педагогического опыта в форме портфолио.

8.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Результативность по реализации темы по самообразованию

“Развитие экологического воспитания через игровые технологии”

в 2014-2018 г. г.

2014 год - выступление из опыта работы «Осуществление преемственности между дошкольным образованием и начальным общим образованием» на городском информационно-методическом мероприятии «Преемственность ДО и НОО» в рамках Дня открытых дверей, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов», для педагогов ДОУ, СОШ, г. Нижнекамск, МБОУ «СОШ № 15»,сертификат;

2014 год – Всероссийский детский конкурс «Мечтай! Исследуй! Размышляй!», «Центр образовательных инициатив», сертификат;

2015 год – выступление из опыта работы“Формирование у дошкольников экологического мировоззрения” на Всероссийской научно-практической конференции “Эколого-инновационные аспекты развития Российского общества”, КИУ имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП) НФ, для педагогов ВУЗов, СУЗов, СОШ, ДОУ, студентов КИУ имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП) НФ, г. Нижнекамск, КИУ имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП) НФ, сертификат;

2015 год – городской конкурс методических (дидактических) материалов среди работников дошкольного образования «Обеспечение образовательного процесса дополнительными методическими и дидактическими материалами для психического развития детей дошкольного возраста», дидактическая игра “Цветные ежики”, ИЭУиП (г. Казань) НФ, сертификат;

2015 год – авторское методическое пособие ”Педагогическая оценка сформированности основ экологической культуры дошкольников”, рецензия кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогической психологии и педагогики ИУЭП (г. Казань), Нижнекамский филиал Р. Ф. Гатауллиной;

2016 год - презентация исследовательского  проекта «Вода-водица» на региональном семинаре-практикуме «Экспериментально-исследовательская деятельность в развитии личности дошкольников», МБУ «УДО» ИК НМР РТ, для педагогов дошкольных учреждений,

г. Нижнекамск, МБДОУ №66, сертификат;

2016 год - презентация дидактического пособия «Яблоко» на выставке в рамках городского методического объединения «Сотвори красоту», МАДОУ № 58 НМР РТ, для педагогов дошкольных учреждений, г. Нижнекамск, МАДОУ № 58, сертификат;

2016 год – проведение мастер-класса «Экологическое воспитание дошкольников с использованием LEGO-технологии» на региональном семинаре-практикуме “Создание условий для развития и реализации творческого потенциала детей с помощью LEGO технологий и робототехники», УО Альметьевского муниципального района, для педагогов ДОУ, СОШ, г. Альметьевск, сертификат;

 2016 год – публикация из опыта работы «Методические подходы к педагогической оценке сформированности основ экологической культуры дошкольников в методическом сборнике материалов по  итогам регионального семинара-практикума “Детское исследование мира” (с.11-13), МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболева ниями № 69» НМР РТ, сертификат;

2016 год – открытый показ организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Осень урожайная» с детьми среднего дошкольного возраста на региональном  семинаре - практикуме «Инновационные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста», для педагогов ДОУ (г. Казань, г. Елабуга, г. Нижнекамск), студентов ЧО ВО КИУ им. В. Г. Тимирясова, г. Нижнекамск,  МБДОУ №68, сертификат;

2016 год - муниципальный конкурс “Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО”, папка-лэпбук“Времена года”, МБУ “УДО” ИК НМР РТ, г. Нижнекамск, МБДОУ № 14, сертификат;

2016 год – муниципальная интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников «Умка», УО ИК НМР , МБУ ДО «Центр внешкольной работы» для одаренных детей НМР РТ,  Диплом участника;

2016 год - Всероссийский интеллектуальный конкурс «Классики», номинация «Классики - скоро в школу!», Центр образовательных инициатив, сертификат;  

2016 год – Республиканский конкурс детского рисунка «Мой любимый дом-круглый год», номинация «Моя семья дома», ООО «Домкор», Диплом III место;

2016 год - Республиканский конкурс детского рисунка «Мой любимый дом-круглый год», номинация «Фотоконкурс», ООО “Домкор”, Победитель фотоконкурса,Диплом;

 2017 год – открытый показ организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Транспорт» с детьми среднего дошкольного возраста на региональном семинаре-практикуме “Современные образовательные технологии в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом реализации ФГОС ДО”, для педагогов ДОУ (г. Казань, г. Елабуга, г. Нижнекамск), студентов ЧО ВО КИУ им. В. Г. Тимирясова,, г. Нижнекамск, МБДОУ № 68, сертификат;

2017 год - открытый показ организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Перелетные птицы» с детьми среднего дошкольного возраста на республиканском семинаре – практикуме «Развитие речевой деятельности дошкольников, имеющих нарушения речи, в организации педагогического процесса», для педагогов ДОУ

(г. Казань, г. Елабуга, г. Нижнекамск), студентов ЧО ВО КИУ им. В. Г. Тимирясова, г. Нижнекамск, “КИУ имени В. Г. Тимирясова, г. Нижнекамск, МБДОУ №68, сертификат;

2017 год – проведение мастер-класса по выбору заданий, используемых в квест-игре для детей дошкольного возраста на кустовом методическом объединении «Квест-технологии при реализации требований ФГОС ДО», МБУ «УДО» ИК НМР РТ, для педагогов ДОУ, г. Нижнекамск, МБДОУ №22, сертификат;

2017 год - презентация дидактической  игры «Развивайка» на  региональном семинаре-практикуме «Исследовательская деятельность как средство интеллектуального развития дошкольников», МБУ «УДО» ИК НМР РТ НМР, для педагогов дошкольных учреждений, г. Нижнекамск, МБДОУ «ЦРР № 90», сертификат;

2017 год - презентация дидактической игры «Насекомые» на региональном семинаре-практикуме“Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников”, МБУ «УДО» ИК НМР РТ, для педагогов дошкольных учреждений, г. Нижнекамск, МБДОУ № 22, сертификат;        

2017 год – выступление из опыта работы “Использование проектной деятельности в ДОУ” на Всероссийском форуме “Педагогические технологии поддержки проектной деятельности детей и молодежи”, МОиН РФ, МОиНРТ, ФГБОУ ВО “НГПУ”, для педагогов ВУЗов, СУЗов, СОШ, ДОУ, г. Набережные Челны, ФГБОУ ВО “НГПУ”, сертификат;

2017 год – региональный конкурс «Фетрики», номинация “Познавательное развитие”, пособие “Веселый зонтик”, МБУ “УДО” ИК НМР РТ, Диплом III степени;

2017 год – муниципальный конкурс поделок “Осенняя кладовая, поделка“Осенний мотив” , МБУ «УДО» ИК НМР РТ, г. Нижнекамск, МБДОУ № 34, сертификат;

2017 год – второй тур муниципального конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года-2017», МБУ «УДО» ИК НМР РТ, сертификат;

2017 год – муниципальный конкурс на лучшую разработку игровых атрибутов и пособий  “Современные технологии в сюжетно-ролевых играх”, маркер “Пароход” МБУ “УДО” ИК НМР РТ”, г. Нижнекамск, МАДОУ №15, сертификат;

2017 год - VI Всероссийский конкурс рисунков по мотивам татарских народных сказок «Экияттэ кунакта», работа «Су анасы», издательство “Туган Тел”,  Диплом II место;

2017 год – республикаснкий конкурс детского рисунка «Мой любимый дом-круглый год», номинация “Мой любимый двор”, ООО “Домкор”, сертификат;

2017 год – муниципальный конкурс творческих работ из бросового материала “Ёлочка, живи!” , МБУ “УДО” ИК НМР РТ,  Диплом;

2018 год – выступление из опыты работы по экологическому воспитанию в ДОО «Метеоплощадка в детском саду» на VIII Всероссийском фестивале педагогических идей по экологическому образованию в рамках международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг», СПб ОО «Санкт-Петербург за экологию Балтики», руководство Международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг по городу Набережные Челны и Тукаевскому району», для педагогов ДОУ, СОШ, г. Набережные Челны, МАОУ «Городской дворец творчества детей и молодежи №1»МАДОУ «Детский сад № 95 «Балкыш», сертификат;

2018 год – проведение мастер-класса «Прозрачный мольберт как средство творческого мышления дошкольников» на кустовом методическом объединении «Инновационные технологии в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста» МБУ “УДО” ИК НМР РТ, для педагогов дошкольных учреждений, г. Нижнекамск, МБДОУ №22, сертификат;

 2018 год – публикация статьи из опыта работы «Формирование экологической  культуры ребенка старшего дошкольного возраста» в сборнике материалов YI Международной научно-практической конференции «Образование и наука в современных реалиях», Центр Научного Сотрудничества «Интерактивплюс», г. Чебоксары, сертификат;

2018 год – муниципальный конкурс “Рукотворная книга”, дидактическое пособие “Зонтик”, МБУ “УДО” ИК НМР РТ,  сертификат.



Предварительный просмотр:

План повышения квалификации (самообразования)

воспитателя МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида №22» НМР РТ на 2019 – 2023г.г.

Ф.И.О. Тарасова Тамара Александровна

Должность: воспитатель

Образование: высшее, Набережночелнинский государственный педагогический институт, квалификация –“Преподаватель дошкольной педагогики и психологии”, диплом ВСБ 0704525 от 01декабря 2005 г.

Повышение квалификации: «Развитие профессиональных компетенций педагога в условиях реализации ФГОС ДО», 72 часа, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение “Нижнекамский педагогический колледж”, удостоверение о повышении квалификации 162401627152, дата выдачи 29 октября 2016 г.

Квалификационная категория: высшая

Стаж: 23 года

Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей в процессе про-ектно-исследовательской деятельности».

                                                                            Весь огромный мир кругом меня,

                                                                            надо мной и подо мной

                                                                            полон неизведанных тайн.

                                                                            И я буду их открывать всю жизнь,

                                                                            потому что это самое интересное,

                                                                            самое увлекательное занятие в мире.

                                                                                                                  (В.В. Бианки)

1. Актуальность темы и ее обоснованность. Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях.

Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Их эффективное выполнение невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, прогнозирования действий, проведения анализа результатов.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог. Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, убеждать других, доказывая свою точку зрения.

2. Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

3. Задачи:

1. Изучить методическуюи детскую литературу по данному вопросу; 

2. Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

3. Развивать познавательные интересы, наблюдательность и любознательность через организацию проектно-исследовательской деятельности, любовь и бережное отношение к природе;

4. Формировать у дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществления проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.

5. Развивать у детей элементарные естественно - научные представления, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);

6. Формировать собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);

7. Способствовать освоению детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;

4. Ожидаемый результат: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Блок «Родители». У родителей повышается потребность в активном участии в процессе экологического воспитания детей в процессе проектно-исследовательской деятельности, что помогает формированию и повышению у них экологической культуры поведения.

Блок «Педагог».Повышение уровня использования мною современных технологий по ознакомлению с окружающим миром посредством проектно-исследовательской деятельности, использование наблюдения, экспериментирования, беседы, игры в различных видах образовательной деятельности.

Блок « Дети»:

Воспитанники будут знать:

  • Элементарные сведения о мироздании, связь между человеком и природой, назначении природы для человека, о живой и неживой природе;
  • Экологические законы природы;
  • Формы взаимодействия человека с природой;
  • Основы экологической культуры.

Воспитанники будут уметь

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
  • Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя;
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога;
  • Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
  • Оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, электронных презентаций, дневников наблюдений, макетов (при активном участии родителей).

Воспитают в себе:

  • Любознательность;
  • Готовность к сотрудничеству;
  • Любовь к природе, ответственность человека перед ней.

5. Механизм реализации:

- сроки 5 лет

- блоки.

Подготовительный этап.

- Создание условий для развития когнитивных и практических способностей дошкольников.

Теоретический этап.

- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

Аналитико-диагностический:

- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители);

- задачи для каждого этапа (для достижения промежуточного результата);

- перспективные планы (технологическая карта).

План работы

п/п

Блоки

Мероприятия

Сроки

проведения

Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения

2019 – 2020 учебный год

1.

Теоретический

1. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме:

- О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом - занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» / М.: Творческий Центр «Сфера», 2002г.

- Веракса Н.Е. , Галимов О.П.  «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2016г.

-  Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2014г.

-   Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2015г.

-   Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2016г.

- Николаева С.Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома»/ М.: «Мозаика-Синтез», 2015г.

2.Подбор литературы, дидактического материала:

- М.Султанова «Простые опыты с водой для дошкольников» / М.:ООО «Хатбер-пресс», 2014г.

-  М.Султанова «Простые опыты с воздухом для дошкольников» / М.: ООО «Хатбер-пресс», 2014г.

- Л. Гилпин, Л. Пратт «Большая

книга занимательных опытов» / М.: «РОСМЭН», 2008г.

3. Пройти курсы повышения квалификации (ЕИ КФУ, ДПП ПК «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО» - сентябрь 2015г.)

В течение года

2020 – 2021 учебный год

2.

Разработка

Программно-методического обеспечения образовательного процесса  

1.Составление перспективного плана по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы, включающие в себя занятия по экологическому воспитанию, беседы, экскурсии, наблюдения за предметами живой и неживой природы, эксперименты и опыты, опираясь на учебную рабочую программу, методическую и детскую  художественную литературу.

2. Разработка диагностических карт для мониторинга по экологическому воспитанию детей.

3. Разработка анкет для родителей.

4. Разработка и изготовление дидактического и демонстрационного материала, дидактических игр и пособий.

В течение учебного года

2021 – 2022 учебный год

3.

Практический:

1. работа с детьми

2. Работа с родителями

3. Работа с педагогами

Сентябрь

Игра «Что нам осень принесла» (см. А.О. Соломенникова стр.28)  

Цель:  Уточнить представления о времени года осень, ее отличитель-ных особенностях от других времен года, закрепить знания о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о месте их произрастания; формировать представления о неко-торых способах употребления овощей и фруктов в пищу; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку.

Организация опытно-экспериментальной деятельности в форме игры «Угадай по вкусу и запаху»

Игра «Времена года»

Цель: уточнить представления о временах года, их отличительных особенностях друг от друга, закрепить знание названий природных явлений.

Организация  опытно-экспериментальной деятельности «Для чего растениям вода?»

Октябрь

Мониторинг по экологическому

воспитанию

Интегрированное  занятие «Осень золото роняет…»

Цель:  Расширять представление де-тей об осенних изменениях в природе. Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Учить прояв-лять свой эмоциональный всплеск  в практическом применении через ри-сунок.

Экскурсия в природу «Прохождение экологической тропы»  (А.О. Соло-менникова стр.33)

Цель: Продолжить знакомство с осенними изменениями в природе. Собрать природный материал для ручного труда.

Изготовление коробочек для хране-ния природного материала

Цель: Воспитывать бережливость.

Сбор и просушка семян садовых цветов.

Цель: Воспитывать бережливость, знакомить с разновидностью садовых цветов. Учить различать их по внешним признакам (строение листьев, вид цветка, внешний вид семян). Развивать наблюдательность, любознательность.

Выставка поделок «Этот гриб люби-мец мой» (совместное с родителями творчество).

Цель: закрепить знания детей полу-ченные на занятиях, привлечение ро-дителей в воспитательно - образова-тельный процесс экологического, по-знавательного и художественно-эстетического воспитания.

Ноябрь

Развлечение  «Осенняя сказка» (осенний утренник)

Цель: Учить  проявлять свой эмоциональный всплеск через самовыражение в музыке, игре, танце, пении.

Подбор книг для чтения детям

Цель: Знакомить с произведениями детской литературы о природе, об осенних явлениях.

Выставка детских работ из природного материала, рисунков о природе: тема «Осенняя фантазия»

Цель: Развивать творческие способ-ности. Учить работать с природным материалом (с участием родителей).

Беседа «Наш природный уголок»

Цель: Знакомить с комнатными рас-тениями и способами ухода за ними.

Декабрь

Развлечение на улице «Здравствуй, гостя зима!»

Цель: Знакомить с временем года зи-ма, ее отличительными особенностя-ми, Знакомство с народным творче-ством (потешки, прибаутки, пословицы, поговорки) о зиме. Развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

«Кормушка для птиц» (изготовление кормушек из бросового материала совместно с родителями)

Игра «Путешествие в царство ком-натных растений»

Цель: Закреплять знания комнатных растений, отмечать различия и сход-ства между ними. Воспитывать жела-ние ухаживать за ними.

Опытно-экспериментальная деятель-ность «Как растения воду пьют»

Цель: Познакомить детей с понятием сок движение. Практическим путем познакомить с процессом поглощения воды растениями.  

Интегрированное занятие «В лесу родилась ёлочка»

Цель: Воспитывать бережноеотно-шение к природе. Учить передавать впечатления о новогоднем украшен-ном дереве через рисунок и музы-кальную деятельность.

Наблюдения за зимними явлениями в природе. Опыты со снегом и льдом.

Цель: Развивать познавательный ин-терес,  наблюдательность, речь.

Январь

Развлечение  «Зимние забавы»

Цель: Воспитывать здоровый образ жизни.

Настольный театр «На деревенском дворе» и «Лесные хоромы».

Цель: Конкретизировать представле-ния о домашних и диких животных и птицах, вызвать интерес к животным, развивать речь, мышление.

«В гости к деду Природоведу»

Цель: расширять представления детей о зимних явлениях в природе.

А.О. Соломенникова стр.50-53.

Практическая деятельность «Подкормим птиц зимой»

Цель: Закреплять знания детей о зимних явлениях  природы. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимую-щих птицах.

Февраль

Интегрированное занятие «Белая сказка» из цикла «Новые разноцвет-ные сказки» (совместно с родителя-ми).

Цель:  Расширять представление де-тей о зимних изменениях в природе. Помочь увидеть красоту зимнего времени года, учить чувствовать и понимать красоту окружающего ми-ра. Учить проявлять свой эмоцио-нальный всплеск  в практическом применении через рисунок.

Выставка рисунков детей на тему: «Зимние фантазии»

Цель: Учить передавать своивпечат-ления о зиме в рисунке. Развивать творчество, эстетическое восприятие окружающего мира.

Чтение рассказов о природе, знаком-ство с авторами.

Цель: Развивать познавательный ин-терес, внимание. Учить эмоционально воспринимать рассказы, понимать содержание.

Экскурсия «Деревья на нашем участке»

Цель: расширять представления о деревьях. Показать особенности хвойных и лиственных деревьев в зимний период.

«Посадка лука»

Цель: расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет).

А.О. Соломенниковастр.54-57.

Март

Беседа на тему: «Март улыбкоюсия-ет»

Цель: Знакомить детей с признаками весны. Учить замечать изменения, происходящие в природе.

Опытно-экспериментальная деятель-ность «на веточках набухли почки, скоро появятся листочки»

Цель: познакомить детей с изменени-ями в растительном мире с приходом весны путем практического наблюдения за веточками в вазе.

Развлечение «Широкая масленица»

Цель: Знакомить детей с народными праздниками. Развивать желание ве-селиться, играть.

Беседа «День весеннегоравноден-ствия – главная встреча весны». Праздник «Навруз».

Цель: познакомить со значением дня весеннего равноденствия – 22 марта.

Игровое занятие «Светит солнышко в окошко»

Цель: Продолжать знакомить с при-знаками весны, учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Игра «Солнеч-ные зайчики» (с помощью зеркал учить пускать зайчиков, стремиться вызвать радостное настроение)

Апрель

День птиц – 1 апреля.

Цель: Знакомить с перелётными пти-цами. Расширять представления о поведении птиц весной.

Вывешивание скворечников, сделан-ных папами и дедушками. Вывеши-вание скворечников, сделанных па-пами и дедушками.

Развлечение «Апрель, апрель, на дворе звенит капель»

Цель: Продолжать знакомить с при-знаками весны. Развивать интерес к играм-хороводам с песнями.

 «Экологическая тропа весной»

Цель:  Расширять представления де-тей о сезонных изменениях в приро-де. А.О. Соломенникова стр.66.

Выставка рисунков «Пришла весна с цветами» (совместное с родителями творчество).

Театрализованная деятельность: «В гостях у бабушки-загадушки»

Цель: Учить разгадывать загадки о живой и не живой природе. Развивать образное мышление, речь.

Май

Экскурсия к цветущим плодовым де-ревьям.

Цель: Закрепить знания о весенних изменениях в природе. Развивать умение сравнивать разные периоды весны. Воспитывать радостное, бе-режное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.

«В гости к хозяйке луга»

Цель: Расширять представление детей о разнообразии насекомых.

А.О. Соломенникова стр.59.

Чтение и заучивание потешки «Божья коровка, улети на небо».

Цель: Закрепить желание наблюдать за насекомыми, учить различать их по внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Фольклорный праздник на улице. Высаживание рассады цветов на участке совместно с родителями

Труд на цветнике.

Цель: Расширять знания о цветах, о способах их выращивания и ухода. Развивать практические навыки по уходу за цветами.

1. Проведение родительских собра-ний о воспитательно-образователь-ных возможностях занятий по ознакомлению с окружающим миром и экологическому воспитанию в развитии когнетивных и практиче-ских способностей детей дошкольно-го возраста.

2. Проведение совместных мероприятий, досугов, развлечений, экскурсий в природу.

3. Выставки работ, выполненные детьми с родителями:

«Этот гриб любимец мой»;

«Осенние фантазии» выставка поде-лок из природного материала;

«Зелёная красавица» – конкурс на изготовление ёлки и елочных игрушек из любого материала;

«Кормушка для птиц» из бросового материала;

Интегрированное занятие «Белая сказка» из цикла «Новые разноцвет-ные сказки»

Вывешивание скворечников изготов-ленных папами;

Высаживание рассады. Фольклорный праздник «День цветов».

4. Консультации для родителей:

– «Восприятие  красоты окружающего мира природы»;

- «Занимательные опыты с воздухом для детей»

– «Развитие познавательных интере-сов у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»;

– «Занимательные опыты с водой для детей»;        

5. Провести анкетирование по теме: «Воспитание детей через изучение природы».

        

7. Совместно с родителями пополнить природный уголок комнатными растениями, а книжный уголок познавательной литературой.

8. Благотворительная    акция «По-кормите птиц зимой» по изготовле-нию кормушек для птиц.

    Благотворительная акция «Скво-речник»

9. Попросить о помощи в обустрой-стве игровой и экспериментальной зоны на участке в зимний и летний период.

1. Посещение занятий по проблеме.

2. Участие в семинарах-практикумах

3. Показ открытого занятия по про-блеме.

Сентябрь, 2021 г.

Первая

декада

октября

2021 г.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

в течение зимы

2 неделя

3 и 4

 неделя

5 неделя

в течение

зимы

1 неделя

2 неделя

В вечер-ний отре-зок вре-мени

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 - 4

неделя

Сентябрь  Май

сентябрь – май

октябрь,

ноябрь,

декабрь,

январь

февраль

апрель

май

октябрь,

декабрь,

февраль

апрель

апрель – май

декабрь

январь

апрель

декабрь

май

в течение

учебного

года

2022 – 2023 учебный год

№ п/п

Блоки

Мероприятия

Дата проведения

Форма отчета

4.

Обобщение и распространение опыта работы по теме.

1. Диагностический блок

2. Аналитический блок.

3. Практические выходы.

Определение уровня освоения программного материала детьми на начало и на конец года.

Обоснование и анализ уровня  освоения программы.

Анализ уровня достижения поставленных  целей и задач по теме самообразования.

 Показ ООД.

Выступление с опытом работы.

Представление мастер классов.

Презентация пособий и игр.

Презентация авторских программ и разработок.

Публикация литературы из опыта работы.

 Распространение опыта на конференциях.

октябрь, апрель

апрель

май

Диагностика и заполнение диагностических карт.

Сравнительный анализ по уровню освоения материала на начало и конец учебного года.

Отчет о проделанной работе по теме самообразования.

5.

Подведение итогов самообразования

Подготовка к прохождению аттестации.

1.Изучение нормативных документов по аттестации

2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

3.Подготовка к проведению и видео-съемке открытого мероприятия для педагогической аттестации.

4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников

5. Работа на сайте nsportal.ru.

6. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

7. Оформление педагогического опыта в форме портфолио.

8.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план самообразования воспитателя

План составлен по теме: "Формирование у дошкольников навыков ЗОЖ посредством физкультурно-оздоровительной работы"...

Перспективный план самообразования

Перспективный план самообразования предусматривает повышение своего пед.мастерства и компетентности....

Перспективный план самообразования на 2017-2021 гг.

laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализации»...

Перспективный план самообразования на 5 лет по теме "Нетрадиционные методы рисования"

Перспективный план самообразования на 5 лет по теме "Нетрадиционные методы рисования"...

Перспективный план самообразования на 2018-2022г

Перспективный план самообразования на 2018-2022г...

Перспективный план самообразования на 2018-2022гг.

План самообразования на 2018-2022гг....