Доклад на тему «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Организация инклюзивного образования
в образовательном учреждении»
Наше дошкольное учреждение более 20 лет работает с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей.
В соответствии с нормативно-правовыми актами установленных федеральными органами законодательной и исполнительной власти РФ разработаны нормативные акты образовательного учреждения, где закреплена инклюзивная направленность, работа с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами.
В настоящее время в детском саду функционирует 14 групп, которые посещают 278 детей, из них: 8 групп общеразвивающей направленности и 6 групп компенсирующей направленности:
- 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ;
- 3 группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития;
- 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Группы компенсирующей направленности комплектуются на основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей) о согласии на обучение по адаптированной программе (в группе для обучающихся с ОВЗ). Комплектование детей в группах производится с учетом требований, установленных СанПиН 2.4.2.3049-13.
Инклюзивное образование требует создание особых условий для детей, имеющих отклонений в развитии.
В детском саду создана безбарьерная среда.
Оборудован вход в здание специальным наклонным пандусом с перилами, расширен дверной проем для беспрепятственного доступа, выложена тактильная плитка, установлены звуковые и световые маяки, кнопка вызова.
Для малолобильного населения имеется -световое табло «Бегущая строка», таблички с азбукой Брайля, тактильные информационные знаки, пиктограммы.
Все помещения детского сада, где осуществляется образовательный процесс, доступны для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Для беспрепятственного их передвижения внутри детского сада установлены пристенные поручни.
В зале для слабослышащих воспитанников установлена индукционная система.
В группе для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата расширены дверные проемы, туалетная комната оснащена специальным сантехническим оборудованием с поручнями, установлена кнопка вызова и тактильная плитка.
В каждой группе предусмотрено наличие разнообразных зон и уголков, в которых присутствуют пособия и игры для различных категорий детей. Вариативность развивающая предметно-пространственная среда позволяет одновременно решать вопросы общеразвивающего, коррекционного и педагогического процесса.
Группа дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов посещающих детский сад неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития.
Образование воспитанников организовано как в группах общеразвивающей направленности (инклюзивно), так и в группах компенсирующей направленности.
Также по заявлению родителей и заключению медицинской организации организовывается обучение ребенка-инвалида на дому.
Для обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов реализуются следующие образовательные программы:
• основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка, разработанная и утвержденная образовательной организацией;
• адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи;
• адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития;
• адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
С детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми -инвалидами работают высоко квалифицированные коррекционные педагоги : 3-учителя-дефектолога, 4 - учителя-логопеды , 12 воспитателей ,педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Для эффективной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагоги активно используют методы биоэнергопластики, мнемотехники, логоритмики, пескотерапии, изо-терапии, применяют технологии развивающего и проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.
Внедрение технологий сенсомоторного развития воспитанников стало возможным при оборудовании в детском саду сенсорной комнаты. В ней особым образом организовано внутреннее пространство.
Дети выражают свои чувства и эмоции, создавая рисунки песком на световом столе. С удовольствием выполняют упражнения на акустических, фибероптических, декоративных тактильных панелях, увлеченно занимаются за интерактивным столом.
Окунуться в волшебный мир детям помогает оборудование «Волшебная тучка» и «Разноцветная гроза». Удивительная картина звездного неба погружает их в настоящую сказку мечтаний о бесконечности и красоте вселенной.
Сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально- положительного контакта между ребенком и взрослым. Это повышает уровень доверия детей, настраивает на результативное взаимодействие. Развитие и воспитание становится не только эффективным, но интересным и необычным для детей.
В коррекционной работе с воспитанниками педагоги используют авторские рецензированные разработки, дидактические пособия.
Успехов в коррекционной работе мы достигаем, опираясь на ведущий вид деятельности детей - игру. Она составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме.
В детском саду созданы все условия для успешной интеграции детей с овз и детей-инвалидов среди сверстников групп общеразвивающей направленности. Дети посещают вместе кружки, студии, участвуют в совместных конкурса, акциях, праздниках.
Также наши дети учувствуют в городских мероприятиях (в августовской педагогической конференции); на протяжении нескольких лет в фестивале детского творчества «Под парусом надежды» для детей с ОВЗ.
В целях комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду функционирует психолого-медико-педагогический консилиум.
Во время проведения которого идёт обсуждение уровня развития ребёнка, его динамики, достижения поставленных целей, выбор форм работы, решается вопрос об эффективных формах развития.
Корректируются образовательные маршруты с учетом особенностей детей.
Анализ результатов коррекционной работы показывает:
- ежегодно в среднем у 32% воспитанников с ограниченными возможностями здоровья снимается диагноз задержка психического развития,
- 94% детей с тяжелыми нарушениями речи - выпускаются с нормой речевого развития.
Взаимодействие с семьей детей с овз и детей –инвалидов одно из важных направлений педагогов.
Конечно же, семьи, воспитывающие «особого ребенка» , повседневно встречаются с огромным количеством проблем. Для многих родителей таких детей характерна особая ранимость. Их очень тревожит, как к ребенку будут относиться сверстники и их родители.
Но из бесед с родителями, наблюдений отмечено, что
есть родители, которые соглашаются, что совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями приносит пользу последним, но недоумевают, какие же «выгоды» в этом общении может получить здоровый ребенок. Другие же не считают, что ребенок - инвалид чем-то отличается от здорового ребенка, даже напротив, общение с такими детьми развивает у здоровых детей способность чувствовать трудности другого.
Поэтому в работе с семьями педагоги отводят большую роль педагогическому посвящению, повышению педагогической культуры в вопросе инклюзивного образования, коррекционного обучения. Прикасаясь к деликатной сфере семейных проблем, воспитатель главную ставку делает на индивидуальную работу с родителями. Что бы родители (обычных детей) могли увидеть и понять, что совместное обучение и воспитание детей с разными психофизическими возможностями не только не вредит, а во многом даже приносит пользу.
Также педагоги используют разнообразные методы и формы взаимодействия. Все они направлены на решение одной проблемы- объединить работу педагогов и семьи в единое целое, чтобы родители стали
единомышленники в вопросах воспитания и коррекционно-развивающего обучения детей.
Говорят, чтобы стать счастливым, человек должен научиться любить и принимать себя таким, какой он есть. А научить детей быть счастливыми должны мы, взрослые. И педагоги детского сада делают для этого всё от них зависящее...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении
В статье рассматриваются основные принципы сопровождения инклюзивного образования в ДОУ, а также роль педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование.Также рассмотрены проблемы интеграции...
Возможности инклюзивного образования в дошкольном учреждении
Основная задача состоит в том,чтобы педагоги в таких группах научили детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей....
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
для педагогов ДОУ...
Доклад на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИУМА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Дошкольное образование на современном этапе претерпевает существенные изменения. Происходят позитивные тенденции в его развитии: в плане обеспечения качества образования, привлечения социально-педагог...
Текст к видео докладу на региональной конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, ресурсы, практики» на тему: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»
Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.Научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья говорить, обра...