Диагностика детей раннего возраста в детском саду (инструментарий)
методическая разработка (младшая группа) по теме

Шаганова Татьяна Евгеньевна

Диагносческий инструментарий исследования детей раннего возраста в условиях доу (нервно-психическое и познавательное развитие, уровень адаптированности у детскому саду).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ранняя диагностика умственного развития детей раннего возраста Стребелевой Е.А.

    Обследование детей раннего возраста выделено в отдельное издание «Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет). Ранняя диагностика умственного развития».

В данной методике предлагаются 10 заданий, рассчитанных на обследование детей 2-2,5 года, а также 2,5-3лет.

Задания для обследования детей раннего возраста

|/п

Наименование
задания

Возраст детей

2—2,5
года

2,5—3
года

1

Поймай шарик

+

+

2

Спрячь шарики: в
две коробочки в три
коробочки

+

+

3

Разбери и сложи матрешку:
двусоставную
трехсоставную

+

+

4

Разбери и сложи пирамидки: из
трех колец из четырех колец

+

+

5

Найди парные картинки:
две
четыре

+

+

6

Поиграй с цветными кубиками: с двумя
(красный, желтый или белый) с четырьмя
(красный, желтый или белый, зеленый, синий)

+

+

7

Сложи разрезные картинки: из
двух частей из трех частей
+ +

+

+

8

Построй из палочек: молоточек
(из двух палочек) домик (из трех
палочек)

+

+

9

Достань тележку:
скользящая тесемка
скользящая и одна ложная тесемка

+

+

10

Нарисуй:
дорожку

+

+


Диагностические задания

  1. ПОЙМАЙ ШАРИК. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики.
    Оборудование: желобок, шарик.
    Проведение обследования: психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
    Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.
    Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; желание сотрудничать (играть) со взрослым; отношение к игре; результат; отношение к результату.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

1 балл — ребенок не начинает сотрудничать даже по мере обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т. д.).
2 б а л л а — ребенок обучился и начинает сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается.
3 б а л л а — ребенок самостоятельно приступает к сотрудничеству, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.
4 б а л л а — ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

2. СПРЯЧЬ ШАРИКИ. Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий.
Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых
по цвету.
Проведение обследования: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой
шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.
Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой закроем большую коробку, а маленькой крышкой — маленькую коробку».
После обучения ребенку предлагают выполнить задачу самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения — ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий;
отношение к своей деятельности; результат.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится к цели; после обучения задания не понял.
2 б а л л а — ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
3 б а л л а — ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.
4 б а л л а — ребенок сразу понимает задание; выполнят его; применяет соотносящие действия; заинтересован и конечном результате.

3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ

Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на
величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.
Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки.
Проведение обследования: психолог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает
собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.
Обучение: психолог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее
взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; понимание указательного жеста; наличие соотносящих действий; результат.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

1 балл — ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно (огрет в рот, кидает, стучит, зажимает матрешку в руке и т. д.).
2 б а л л а — ребенок выполняет задание, только подражая действиям взрослого.
3 б а л л а — ребенок принимает и понимает задание, но выполняет его после помощи взрослого (используется указательный жест или речевая инструкция); понимает, что
конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.
4 б а л л а — ребенок сразу принимает и понимает задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.


4. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКИ.

 Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на
величину, наличия соотносящих действий,
ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колечек.
Проведение обследования: психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить.
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку
выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания; учет величины колечек, обучаемость, отношение к деятельности, результат.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

1 балл — ребенок действует неадекватно (даже после обучения  пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т. д.).
2 б а л л а — ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колечек; после обучения нанизывает все колечки, но их размер по-прежнему не учитывает; не определена
ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.
3 б а л л а — ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая
рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.
4 б а л л а — ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колечек; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук;
заинтересован в конечном результате.
5. НАЙДИ ПАРНЫЕ КАРТИНКИ. Задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.
Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок (грибок, дом, зонтик, бабочка).
Наглядный материал: набор № 1, рис. 1—8.
Проведение обследования: перед ребенком кладут две предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые.
Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку просит показать такую же.
Обучение: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.
Оценка действий ребенка: принятие задания; осуществление выбора; понимание жестовой инструкции; обучаемость; результат; отношение к своей деятельности.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д.).
2 б а л л а — ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен; самостоятельно задание не
выполняет.
3 б а л л а — ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку; после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.
4 б а л л а — ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

6.
ПОИГРАЙ С ЦВЕТНЫМИ КУБИКАМИ. Задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.
Оборудование: цветные кубики (четыре цвета) — два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих.
Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит
показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый».
Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».
Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слов} два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

1 балл — ребенок не различает цвета даже после обучения.
2 балла — ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.
3 балла — ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.
4 б а л л а — ребенок сличает цвета; называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

7. СЛОЖИ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник).
Наглядный материал: набор № 1, рис. 9—12.
Проведение обследования: взрослый показывает ребенку две
(три) части разрезной картинки и просит: «Сложи картинку».
Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не
справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

1 балл — ребенок после обучения действует неадекватно (не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом).
2 б а л л а — ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен; самостоятельно сложить картинку не может.
3 б а л л а — ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат
положительный.

4 б а л л а — ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.

8.
ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (молоточек или домик). Задание направлено на выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу.
Оборудование: четыре (шесть) плоских палочек одного цвета.
Проведение: перед ребенком строят из палочек молоточек или домик и просят: «Построй, как у меня».
Обучение: если ребенок по показу не может сконструировать молоточек (домик), педагог просит: «Смотри и делай, как я».
Затем снова предлагает ребенку выполнить задание.
Оценка действий ребенка: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу); обучаемость; результат; отношение к результату.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (бросает палочки, кладет их рядом, машет ими); безразличен к результату.
2 б а л л а — ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен.
3 б а л л а — ребенок правильно понимает задание, но строит молоточек только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.
4 б а л л а — ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.


9.
ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесемку).
Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесемка; в другом случае рядом со скользящей тесемкой — ложная.
Проведение обследования: перед ребенком (на другом конце стола) стоит тележка, до которой он не может дотянуться рукой, но в зоне его досягаемости находятся два конца тесемки, разведенные между собой на расстояние 50 см. Ребенка просят достать. тележку. Если он тянет только за
один конец тесемки, то тележка остается месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадал- ся соединить оба конца тесемки и таким образом подтянул тележку.
Обучение проводится на уровне практических проб самого ребенка.
Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за об; конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность
попробовать еще раз. Взрослый з{ экраном продевает тесемку
через кольцо и, убрав экран предлагает ребенку достать тележку.
Если ребенок не до гадывается использовать тесемку, то это
оценивается каг невыполнение задания, фиксируется также
отношение I результату, результат.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах 

1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели.
2 б а л л а — ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.
3 б а л л а — ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.
4 б а л л а — ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.

10. НАРИСУЙ (дорожку или домик). Задание направлено на выявление понимания речевой инструкции, уровень  развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение
ведущей руки, согласованности действующих рук, отношения крезультату.
Оборудование: карандаш, бумага.
Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги I карандаш и просят нарисовать дорожку (домик).
Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка: принятие задачи и отношение к ней; оценка результата деятельности; понимание речевой инструкции; результат.

Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции.
Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

1 балл — ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя неадекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет.
2 б а л л а — ребенок стремится что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не определена ведущая рука; нет согласованности действие обеих рук.
3 б а л л а — ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; пони мает конечный
результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук.
4 б а л л а — ребенок выполняет задание соответствен: но речевой инструкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко
определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.

Результаты психолого-педагогического обследования детей раннего возраста:

Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым( не понимают цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно.
Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии, необходимости их комплексного обследования.

Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств
предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем — отказ от выполнения задания. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после
обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут. Это свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.
Анализ результатов обследования детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.).

Третью группу (24—33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задание, понимают его условие и стремятся к
выполнению. Однако самостоятельно во многих г л у чаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

Развитие детей 4 группы (34-40 баллов)  соответствует данному возрасту.


Детей первой группы необходимо учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего
действие; учить детей понимать цель действия; формировать у них действия хватания двумя руками, одной рукой; развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом
перемещающегося предмета.
Необходимо проводить
физические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений, а также упражнения, направленные на укрепление мышц спины, координацию движений, развитие равновесия.

При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражание.
Второй группе детей необходимо передать способы усвоения общественного опыта. Первым условием при этом является формирование сотрудничества ребенка со взрослым на основе, с
одной стороны, эмоционального контакта взрослого с ребенком, а с другой — правильного определения способа постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач. Важно
научить детей подражать действиям взрослого, понимать, использовать речевую инструкцию и указательный жест, работать по образцу и по словесной инструкции.
Особое место в коррекционной работе с этими детьми должно
занимать физическое воспитание. Оно направлено на своевременное развитие двигательных навыков, умений и
физических качеств, на развитие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности. При этом внимание надо уделять
совершенствованию ручной
моторики
, развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а также развитию мелких движений кистей рук. Центральной задачей работы с этой группой детей является
формирование ориентировочно-познавательной деятельности, т. е. развитие практического ориентирования на свойства и качества предметов, целенаправленных проб, практического примеривания,а затем и зрительного соотнесения. Важно помнить, что развитие
восприятия идет от способности различать предметы, их свойства, отношения к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления.
В дальнейшем коррекционная работа по развитию ориентировочно-познавательной деятельности должна быть направлена на
формирование взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, слоном и образом.
Одним из основных направлений в работе с этими детьми является
развитие речи. Оно проводится в процессе шей жизнедеятельности ребенка и на специальных занятиях, где решаются специфические задачи: развитие общения, познавательной и регулирующей функций.
Кроме того, основной коррекционной задачей в работе с этими детьми является формирование игровой деятельности и предпосылок к
продуктивным видам деятельности: рисованию,
конструированию.
У детей надо
вызывать интерес к дидактическим и сюжетным игрушкам, игровым действиям с ними, развивать умение играть рядом со сверстниками, а в дальнейшем — вместе.
Необходимо помнить, что у всех этих детей надо формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также такие качества личности, как взаимопомощь и отзывчивость. Это возможно только тогда, когда создан положительный микроклимат в дошкольном учреждении и семье ребенка.
При обучении детей третьей группы необходимо изначально уточнить характер первичного нарушения. Но независимо от него у всех детей нужно формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, развивать перцептивные действия (пробы, примеривание). И особое внимание уделять становлению продуктивных видов деятельности: лепке, аппликации, рисованию, конструированию.
Важным направлением коррекционной работы является
формирование у детей представлений об окружающей действительности, о человеке, его деятельности и взаимодействиях.

П/н по фамильному списку детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Поймай шарик

Спрячь шарики

Разбери и сложи матрешку

Разбери и сложи пирамидку

Найди парные картинки

Поиграй с цветными кубиками

Сложи разрезные картинки

Построй из палочек

Достань тележку

Нарисуй

Общий балл

 



Предварительный просмотр:

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (А.С.Роньжина)

Ф.И. ребёнка

Возраст

Психологические критерии адаптированности ребёнка к ДОУ

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребёнком

Реакция на изменение

привычной ситуации

Общий балл

            Средний балл

Положительный

Неустойчивый

Отрицательный

Познавательная и

игровая

деятельность

Взаимоотношения

со взрослыми

Взаимоотношения

с детьми

Активен

Активен при поддержке

Пассивен

Инициативен

Принимает инициативу

Уход от взаимоотношений

Инициативен

Вступает в контакт при поддержке

Пассивен/ реакция протеста

Принятие

Тревожность

Непринятие

Баллы

3  3

   2

  1

  3

  2

 1

  3

   2

  1

  3

  2

  1

  3

  2

 1

 

 


Баллы набранные ребенком суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями: 2,6-3 балла – высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное, или устойчиво – спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). 1,6-2,5 баллов – средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации. 1-1,5 балла – низкий уровень адаптированности.  У ребенка преобладают агрессивно – разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныкание, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Анкета для родителей:

«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

Ф.И. ребенка ___________________________________________________________________

1. Какое настроение преобладает у ребенка?

        а) бодрое, уравновешенное

        б) раздражительное, неустойчивое

        в) подавленное

2. Как ребенок засыпает?

        а) быстро (до 10 мин.)

        б) медленно

        в) спокойно

        г) не спокойно

3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

        а) дополнительные воздействия ______________________________________________

                                                                                                 (какие?)

        б) без дополнительных воздействий

4. Какова продолжительность сна ребенка?

        а) 2 часа

        б) менее часа

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

        а) хороший

        б) избирательный

        в) неустойчивый

        г) плохой

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

        а) положительно

        б) отрицательно

        в) не просится, но бывает сухой

        г) не просится и ходит мокрый

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

        а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________                            

                                                                                                                                                                        (указать)

        б)    нет отрицательных привычек

8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

        а) да

        б) нет

        в) иногда

9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

        а) да

        б) нет

        в) иногда

10. Как играет Ваш ребенок?

        а) умеет играть самостоятельно

        б) не всегда

        в) не играет сам

11. Взаимоотношения со взрослыми:

        а) легко идет на контакт

        б) избирательно

        в) трудно

12. Взаимоотношения с детьми:

         а) легко идет на контакт

        б) избирательно

        в) трудно

13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?

        а) да

        б) нет

        в) не всегда

14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

        а) да

        б) нет

        в) перенес разлуку легко

        г) тяжело

15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

        а) да

        б) нет      



Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.

В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)

Опираясь на материалы об особенностях психического развития  детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:

  1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
  2. У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
  3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:

1г. 1мес. – 1г. 6мес.;

1г. 4мес. – 1г. 6мес.;

1г. 7мес. – 1г. 9мес.;

1г. 10мес. – 2г.

На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:

                         2г. 1мес. – 2г. 6мес.;

                         2г. 7мес. – 3г.

В каждом из них контролируется:

  1. Понимание речи.
  2. Активная речь.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Игры и действия с предметами.
  5. Изобразительная деятельность.
  6. Конструктивная деятельность.
  7. Степень развития общих движений.
  8. Формирование навыков самостоятельности.
  9. Поведение.

Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

 Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

1) Беседа с матерью.

2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его

    поведения).

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

(См. таблицу 2)

От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

(См.таблицу 3)

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием  ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.

В графе «Заключение» проставляется группа развития.

В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3-го  ГОДА ЖИЗНИ ( ________________ГРУППА ) __________2018 год.

        Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста  ( К.Л.Печера, Г.В.Пантюхина)

№ п/п

Фамилия имя ребенка

Понимание

Активная речь

Сенсорное

развитие

Игра и действия

с предметами

Движения

Навыки

Конструктивная дея-

тельность

Изобрази-тельн. дея-тельность

Итоги

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Итог: 1 гр. развития – дети с опережением развития на 1-2 эпикризных срока и с соответствием возрастным особенностям – _____ детей (_____%)

          2 гр. развития – дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок –  _____ детей (_____%)

          3 гр. развития – дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока – _____ детей (_____%).

Педагог-психолог: ____________;  воспитатель:_____________

Показатели нервно-психического развития детей 2-го, 3-го  года жизни

Возраст

Линия развития

Понимание

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

1 г.3 мес.

Запас понимаемых слов быстро увеличивается

Пользуется лепетом, облегченными словами

Ориентируется в 2 предметах разной величины (2куба)

Воспроизводит в игре разученные действия

Ходит долго, меняя положения

Самостоятельно ест густую пищу

Ставит один кубик на другой, кирпичик кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых

Оставляет карандашом след на бумаге

1 г.6 мес.

Отыскивает предмет по слову взрослого

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает отдельные действия, знакомые по собственному опыту

Перешагивает через препятствия приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу

Ставит кирпичик на узкую грань

Действия карандашом – пытается целенаправленно оставить след на бумаге

1г.9мес.

По слову взрослого отыскивает на картинках изображения знакомых действий

Пользуется предложениями из 2 слов.

Облегченные слова заменяет правилами

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов

Использует в игре предметы заместители

Умеет ходить по узкой доске (шир.15-20 см, выс. От пола 15-20 см)

Умеет частично раздеваться (с помощью взрослого)

Воспроизводит несложные постройки

Оставляет след на бумаге, не выходя за пределы листа

2 года.

Понимает короткий рассказ  (без показа) о событиях, многократно повторяющихся, имевших место в собств-м опыте

Пользуется предложениями из 3 слов

Ориентируется в 3 контрастных цветах, подбирает к образцу парные предметы одного цвета

В игре воспроизводит ряд последовательных действий

Перешагивает через препятствия Чередующим шагом

Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)

Воспроизводит постройки типа: стол, стул, кровать

Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии

2 г.6 мес.

Понимает рассказ (без показа) о событиях, опирающихся на прошлый опыт, но в новой ситу-ации (курочка ряба)

Пользуется многословными предложениями.

Где? Куда?

Подбирает к образцу предметы 4-х цветов, ориентируется в 6-ти контрастных формах предметов

Участвует в сюжетной игре, проявляя элементы воображения

Приставным шагом преодолевает несложные препятствия

Ест довольно аккуратно. Самостоятельно одевается (не засте-гивает пуговицы)

Самостоятельно делает постройки и называет их (дом, диван)

Умеет рисовать кривую замкнутую линию

3 года

Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы ему знакомы

Пользуется сложными конструкциями с придаточными предложениями.

Почему? Когда?

Называет 4-6 цветов. Использует по назначению геометрические тела

Участвует в ролевых играх

Перешагивает через палку, приподнятую над полом на 30-35 см

Пользуется салфеткой при еде. Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого

Делает сложные постройки (гараж, лестница), называет их

Изображает простые рисунки и называет их (яблоко, шарик, окно)

Группы развития

1 гр. – дети с опережением развития на 1-2 эпикризных срока и с соответствием возрастным особенностям.

Перечисляются дети

2 гр. – дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок.

Дети------

3 гр. – дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока.

Дети -----


ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна  - глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:

Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

Познавательные способности – проявляет интерес к  занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.


ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

I. Факторы медико-биологического риска:

  • наличие наследственных заболеваний в семье;
  • пороки развития системы организма, врожденные

     и раноприобретённые:

-  снижение слуха;

-  снижение зрения;

-  нарушения в строении и развитии опорно-двигательного  

   аппарата (мышечной системы и скелета);

-  аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-

   мозговые грыжи и др.);

  • органическое поражение ЦНС и периферической НС:

-   ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

-   гидроцефалия;

-   энцефалопатия перинатальная;

  • психические заболевания (ранние проявления):

-   РДА;

-   эпилепсия;

  • выраженная соматическая патология различной этиологии:

-   пороки развития основных систем организма (порок сердца)

    и хронические соматические заболевания;

-   частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета

    (в том числе врождённый иммунодефицит);

            II. Факторы биологического риска:

                   -   недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой

                       тела менее 1500 г;

                   -   дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

                   -   дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

                   -   дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

   III. Факторы социального риска:

  • наркомания и алкоголизм родителей;
  • малолетние родители (моложе 17 лет);
  • дети беженцев;
  • стресс, пережитый ребёнком;
  • длительная разлука с матерью;
  • социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.

ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.

Возраст

Факторы психического развития

1г. 3 мес.

  1. Произносит 20 и более слов.
  2. Выполняет 2 поручения.
  3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
  4. Держит ложку во время еды.
  5. Ставит 5 кубиков один на другой.
  6. Ходит сам, но часто падает.

1г. 6 мес.

  1. Стремится связать 2 слова в предложение.
  2. Хочет всё делать самостоятельно.
  3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.
  4. Пробует самостоятельно есть.
  5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой.
  6. Ходит стабильно, редко падает.

1г. 9 мес.

  1. Называет пять изображений на рисунке.
  2. Ищет помощи у взрослых.
  3. Чиркает карандашом в рамках листа.
  4. Самостоятельно ест.
  5. Бросает мяч в ящик (корзину).
  6. Пробует бегать.

2года

  1. Задаёт первые вопросы.
  2. Общается с детьми.
  3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
  4. Регулирует отправление физиологических потребностей.
  5. Пробует ловить брошенный мяч.
  6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.

2г. 6мес.

  1. Задаёт различные вопросы.
  2. Может связно рассказывать.
  3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
  4. Расстёгивает 3 пуговицы.
  5. Бегает значительно лучше.

3 года

  1. Может связно рассказывать.
  2. В игре входит в роль.
  3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.
  4. Сам раздевается и одевается.
  5. Ставит 10 кубиков один на другой.
  6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).

Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Статья на тему: "Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст  когда всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...