Выступление на пед.часе.
учебно-методический материал на тему

Никулочкина Наталья Владимировна

"Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
                            ДОШКОЛЬНИКОВ»

В Федеральных государственных  образовательных стандартах   к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования определены подходы и принципы образовательного процесса. Он строится с учетом интеграции образовательных областей, их спецификой, возрастными возможностями и особенностями детей дошкольного возраста. Один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Его использование в образовательной деятельности способствует формированию у дошкольников самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе систематизации информации, в практическом применении приобретённых знаний, навыков и умений.

Актуальность метода проектов заключается в том, что он позволяет, построить воспитательно-образовательный  процесс, основываясь на разные виды детской деятельности: игра, коммуникация, труд, чтение, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и продуктивная. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Согласно ФГОС  к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования одно из четырех направлений развития ребенка определяется как познавательно-речевое. Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В ФГОС  заложено кардинальное изменение подходов к педагогической реальности: от занятий — к образовательной деятельности. Если вспомнить классические работы Л. С. Выготского, ребенок-дошкольник должен заниматься лишь тем, что ему интересно. Он усваивает лишь значимую для себя информацию. Только такие — самостоятельно выбранные — формы деятельности действительно обеспечивают ему развитие.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе.

Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования интегративных качеств дошкольников Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. С рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей высокая, но самостоятельно они еще не могут найти ответы на свои вопросы – им помогают педагоги. Наши педагоги в своей работе используют методы проблемного обучения: вопросы, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, решение кроссвордов и т. д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер. Взаимосвязь между разделами программы не дает такой высокой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей. Суть взаимодействия семьи и детского сада заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости . Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов, способствующих решению проблем. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, отношению друг к другу.

Особенности организации    проектного   метода как варианта познавательно-речевой  деятельности детей   дошкольного возраста заключаются в следующем:

- в основе метода –  активная познавательная и   речевая деятельность ребенка;

- исходный пункт познавательно  речевая деятельность ребёнка  внутри проекта – детские интересы;

- содержание проекта отражает  различные стороны жизни ребёнка  и включает основные  виды деятельности  детей.

Приемы, используемые при  формировании познавательно-речевого развития традиционны: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковой, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование  воображаемой ситуации.

Для детей проектно-исследовательский   метод позволяет раскрыть и проявить себя, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, проявить свои эмоции. Активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, улучшается грамматический строй. Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразны . В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе, проекты делятся на игровые, творческие, познавательные и др.

 

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня), среднесрочными и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

 

Проект – это «пять П»:

 

-Проблема,

-Проектирование (планирование),

-Поиск информации,

-Продукт,

-Презентация (защита).

 

Используя метод проектов в работе, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

 

Вся работа строится на следующих принципах:

-принцип интеграции позволяет  знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

-принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

-принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

-принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

-принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.

В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

-развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;

-активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;

-формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.

В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

-формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

-научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;

-развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;

-повысить уровень коммуникабельности.

Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:

I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.

На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).

На III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству, поэтому система работы  позволяет применять метод проектов уже  с младшего дошкольного возраста.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

         

 Задачи проектно-исследовательской деятельности:

Формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей через развитие творческого мышления.

Включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.

Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность, преемственность метода проекта.

Обеспечение педагогической и психологической экологичности взаимодействия детей и взрослых (педагоги, родители).

Разработка и реализация педагогического общения и консультирования в сетевом режиме (интернет как ресурс).

Создание и публикация методических материалов, адресованных педагогам и широкой общественности.

Создание благоприятной предметно-развивающей среды, для познавательно-речевого развития детей, обогащение наглядных средств и организация образовательного процесса с учетом ведущего сенсорного канала.

Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную, творческую работу в инновационном режиме.

Создание и подкрепление мотивации родителей на объединение усилий по организации проектной деятельности.

Внедрение в образовательную практику медиатехнологий.

Для внедрения метода проекта  в жизнь необходима организация  познавательно-речевого пространства. Главный его принцип – доступность. Охватывается разнообразное содержание, предусматриваются разные виды детской активности: дидактические игры, познавательная и художественная литература, иллюстративный материал разнообразие и красочность которых привлекает внимание детей, побуждает их проявлять активность, развивает познавательные интересы, волевые качества и чувства.

У дошкольников участвующих  в проектной деятельности наблюдаются  отчетливые изменения в познавательном развитии, личностный рост, который  выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно  изменяются межличностные отношения  дошкольников, они приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом часе. «ТРИЗ. Его инструментарий в применении к НОД в детском саду»

Выступление на педагогическом часе.«ТРИЗ. Его инструментарий в применении к НОД в детском саду»...

Выступление на педагогическом часе. Тема: "Общеразвивающме упражнения как средство оздоровления, укрепления, своевременного развития организма"

Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения, значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания тканей организма....

Выступление на педагогическом часе. Тема: "Стимулирующее действие физических упражнений на функцию движения у детей с нарушенной осанкой"

На начальной стадии нарушений осанки (круглая, плоская спина, сутулость) у дошкольников при помощи специальных физических упражнений можно исправить эти дефекты....

Выступление на педагогическом часе "Лего в жизни ребенка"

В статье из опыта работы рассказывается о значении конструирования в жизни ребенка. О влиянии на интеллектуальное развитие....

Выступление на методическом часе. Презентация "Личностно-ориентированная технология"

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного прцесса....

Выступление на педагогическом часе «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом часе«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»...

Выступление на педагогическом часе «Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой»

Выступление на педагогическом часе«Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой»...