Роль игры в жизни ребенка
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Роль игры в жизни ребенка»
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?
Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.
Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно - детям.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны. Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными. В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.
Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т.д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации (инсценирование какого- то сюжета).
Хороводные игры способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений.
Одной из первых форм детской деятельности является. Она оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т.д. В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек.
В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. Но дети используют в игре ещё и предметы - заместители (палочки, кубики, и т.д.). Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Тогда в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Наряду с сюжетно - ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.
Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила. Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше); на различение неречевых звуков (звукоподражание голосам животных, птиц и т.д.).
С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает предметы по цвету.
Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные картинки. Значит, дидактическая игра поможет ребёнку научиться чему- либо в лёгкой непринуждённой обстановке.
Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности детей.
А как к играм относится медицина? Ответ однозначный - положительно. Особенно к играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным бичом здоровья (правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность, медики видят спасение от неё именно в играх. Конечно, спорт и физкультура тоже хороши, но очень немногие из наших детей занимаются ими.
Считать же достаточным объём движений, который даётся во время пребывания ребёнка в детском саду, а тем более в школе, нельзя при самом богатом воображении.
В системе воспитания в детском саду подвижным играм отводится большое место. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества как смелость, организованность, находчивость, настойчивость, волевые качества (правила - “бежать только после сигнала”, “бросать мяч с определённого расстояния”, “бежать до условного места”, “прыгать только на одной или двух ногах”, и т.д.). В играх с мячами, скакалками, обручами дети закрепляют понятия вверх, вниз, высоко, близко, далеко. Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому игры должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо.
Многие взрослые тревожатся по поводу переутомления детей.
Ну, а может ли ребёнок переутомиться, “перебегать” или “перепрыгать”? Здоровый – нет. По двум причинам: первая - у детей невелик запас выносливости, они просто физически не могут дать организму, сердцу такую нагрузку, которая бы была вредной для здоровья. И вторая - часто дети инстинктивно играют достаточно экономично в энергетическом плане. Только маме, наблюдавшей за игрой ребёнка, кажется, что её ребёнок беспрерывно носится часами. На самом деле практически все детские игры предусматривают чередование нагрузки с отдыхом. Вспомните, как вы играли сами - пробежка - остановка, пробежка - отдых.
В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого.
Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание -консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка». (14.02.12)
Играем вместе с ребенком. Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают,...
Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
В статье раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....
Роль игры в жизни ребенка
Представлен материал о значении игры в жизни дошкольников....
Роль игры в жизни ребенка
Роль игры в жизни ребенка...
Консультация для родителей. "Роль игры в жизни ребенка. Играем? Играем!"
Играем? Играем!...
Играем? Играем! Роль игры в жизни ребенка.
консультация для родителей...
Консультация "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"
Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"...