Проект по эксперементированию «Мир волшебства»
проект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_volshebstva_eksperementirovanie.docx | 50.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Мир волшебства»
Паспорт проекта.
Наименование проекта
Вид проекта
Тип проекта
Участники
Формы взаимодействия
Объем проекта
Интеграция образовательных областей
Виды детской деятельности
Сроки реализации проекта
Объект
Пояснительная записка:
- Актуальность проекта
- Практическая значимость
Постановка проблемы
Гипотеза
Цель проект:
Задачи проекта
Методы и формы работы
Этапы реализации проекта
Ресурсы проекта
Ожидаемые результаты
Оценка результатов
Литература.
Вид проекта: Познавательно -исследовательский.
Тип проекта: Средней продолжительности, информационно -практико - ориентированный.
Участники проекта:
- педагоги;
- дети дошкольных групп;
- родители (законные представители).
Формы взаимодействия:
- с детьми: непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность;
- с родителями: консультации, открытые занятия, мастер - классы;
- с педагогами: семинары, консультации, открытые занятия с детьми.
Объем проекта: работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в комплексно - тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности, используемые в проекте: познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная, художественно - эстетическая, чтение художественной и научной литературы.
Сроки реализации проекта: с сентября 2017 по январь2018года
Объект: Детская экспериментальная деятельность.
Продукт проекта: сформированность знаковой деятельности в экспериментировании у детей.
Данный проект может быть использован педагогами ДОУ в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Пояснительная записка:
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей, стоящих у истоков становления личности.
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе № 273 – Ф3«Об образовании в Российской Федерации» (ст.20) педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее реализации», соответствующих актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства,на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды и обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. В работах многих отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
В связи с этим представляет особое значение активное внедрение детского экспериментирования - истинно детской деятельности в практику работы детского дошкольного учреждения.
Проект спроектирован с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников.
Проект разработан на основании основной общеобразовательной программы дошкольного образования, программы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование.
Проект разработан в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12 2012 № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»(зарегистрированного в Минюсте РФ 14 ноября 2013г.№ 30384).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству», содержании и организации региона работы дошкольных образовательных организаций;
- Приказ Министерства образования и науки Р.Ф. от 30 августа 2013 г. № 1014 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
В основе формирования проекта психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста и комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Содержание проекта строится на личностно – ориентированном обучении и имеет вариативность и дифференцированный подход.
В проекте прослеживаются связи с другими образовательными областями (музыка, развитие речи, ознакомление с окружающим, ознакомление с художественной литературой), осуществляются специальные задачи по диагностике и развитию творческого потенциала детей путем выполнения творческих заданий.
Проект определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Практическая значимость проекта
Ведущая роль в становлении личности ребенка исследовательской деятельности принадлежит детскому экспериментированию, в котором наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» - К.Е. Тимирязев.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Занимательные опыты, эксперименты, проводимые в работе, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Предоставляется возможность детям реализовать свои способности, достичь успеха, проявить свою индивидуальность и в то же время научится работать в группе, находить самому и вместе со сверстниками пути решения с помощью несложного экспериментирования.
Организация поисково-познавательной деятельности включает: рисунки, схемы, модели, алгоритмы, что стимулирует активность детей в процессе познания окружающего мира.
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила» - писал А.Энштейн; а «творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В.С.Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искателя, лелеять проснувшуюся жажду знаний», писал К.Н.Венцель.
Постановка проблемы
На сегодняшний день в дошкольном образовании в соответствии с требованиями с ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования.
Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
В условиях современного дошкольного учреждения одной из существенных задач является оптимизация педагогической работы, направленной на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования.
Гипотеза
Успешное развитие самостоятельности и творческой инициативности в детском экспериментировании произойдет, если процесс развития познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментировании будет успешным при реализации следующих педагогических условий:
- применены эффективные педагогические методы, приемы и формы организации;
- создана специальная развивающая предметно - пространственная среда;
- взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов;
- процесс развития познавательной активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации,
- обеспечивается постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования.
Цель проекта: развитие познавательных интересов, потребности и самостоятельности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально – чувственного опыта.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие представлений о химических свойствах веществ;
- развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- знакомство с основными чертами рельефа планеты (вулканы, горы, озера и др.);
- знакомить детей с полезными ископаемыми
- Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.
- Развивать память, внимание, мышление, воображение, речь, умение делать выводы и устанавливать причинно – следственные отношения.
- Развивать у детей умственные способности через развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
- Развивать у детей умения формировать внутренний план деятельности через детское экспериментирование.
- Способствовать формированию познавательного интереса.
- Способствовать формированию социально – личностного развития каждого ребенка – развития коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
- Формировать умение добывать знания, искать пути решения проблемных ситуаций.
- Формировать знаковую деятельность через детское экспериментирование.
- Привлекать родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к познавательно - исследовательской деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи.
Методы и формы работы
Современный образовательный процесс не мыслим без внедрения инноваций, поэтому данный проект не является исключением.
В современном детском саду недопустимо использование устаревших педагогических технологий, поэтому внедряются в учебно-воспитательный процесс новые, современные педагогические технологии, которые соответствуют целям и задачам проекта и помогают успешной их реализации.
Исследовательская работа – дело серьезное, оно не любит спешки и суеты. Разрабатывая программу поиска, надо учить детей вникать в проблему, воспитывать способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать. Источники информации зависят от выбранной темы. Это взрослые люди, справочники, специальные телепередачи, Интернет, собственные наблюдения и эксперименты, энциклопедии, детские книги, посвященные разным сферам жизни и деятельности человека, животным, явлениям природы и т.д.
С целью способствования приобретения детьми самостоятельного опыта и активизации их поисковой активности создается предметно-производственная среда.
Уголки экспериментирования в группах оснащаются необходимым материалом.
В уголках экспериментирования имеются:
- приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты);
- сосуды разных объемов и форм из пластмассы, стекла, металла, дерева;
- природный материал: камешки, глина, песок и т.д.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- гуашь, акварель;
- медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без игл, мерные ложки и др.);
- прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сито, свечи и т.п.).
Постепенно уголки пополняются новыми материалами: что поддерживает интерес детей, позволяет им вновь произвести опыт, чтобы утвердиться в своих представлениях.
В зависимости от выбранной тематики изготавливаются знаки-символы, поделки, памятки, папки-передвижки.
Исследование будет малозначимым, если его результаты не будут материализованы в «докладе», «проекте», небольшой книжке и т.п. На листочках бумаги дети делают рисунки, схемы, и не важно, окажется в этой книжке несколько страниц или одна.
Ребенок, изучивший что-либо, стремится рассказать об этом другим – без этого исследование не будет считаться завершенным. О выполненной работе надо не просто рассказать – ее нужно защитить. Аудиторию могут составлять друзья, бабушки и дедушки и, конечно, родители.
При реализации проекта используются наиболее эффективные и методы и приемы обучения:
- Работа с детьми (заседания);
- Работа с родителями (домашние задания);
- Работа с социумом (консультации, конференции);
- Тематические и целевые экскурсии;
- Работа с педагогами ДОУ;
- Проведение простых опытов и экспериментов;
- Наблюдения;
- Сравнения;
- Проблемные ситуации;
- Детские творческие мини-доклады;
- Проектная деятельность;
- Чтение познавательной литературы;
- Просмотр учебных кинофильмов;
- Беседы познавательного характера;
- Трудовая ручная деятельность.
Для успешной реализации поставленных задач в проект включены инновационные приемы развития опытно - экспериментальной деятельности дошкольников:
- опора на субъектный опыт дошкольников, который используется в качестве одного из источников обучения;
- актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков;
- индивидуализация и дифференциация обучения предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
- системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;
- организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
- креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей;
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- проект – это «игра всерьез»; результаты ее значимы для детей и взрослых;
Существует несколько подходов к классификации методов и приёмов обучения. Самая общепризнанная классификация по Ю.К.Бабанскому. Все методы обучения он делит на три группы: методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности, методы организации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности делятся на две группы: методы формирования интереса к учению и методы формирования долга и ответственности.
Методы, используемые для формирования у детей интерес к учению: создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр.
Методы, используемые для формирования у детей долга и ответственности: предъявление требований, порицание, поощрение, контроль, дискуссии, анализ жизненных ситуаций.
Этапы реализации проекта:
Этапы | Содержание этапа | Сроки реализации |
Подготовительный этап |
| Сентябрь 2017г. |
Организационно-исполнительный этап (основной) | В единой системе проводятся запланированные эксперименты, осуществляются проекты через все виды деятельности детей, выдаются домашние задания родителям и детям, проводится самостоятельная творческая работа (поиск материала, информации, поделки, выставки рисунков, альбомы и т.д.); организуются презентации проектов (праздники, развлечения, открытые занятия), составляются книги, альбомы и т.п. | октябрь2017г. – январь 2018г. |
Контрольно - диагностический этап (заключительный) | Проводится итог работы по программе, итоговая диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников; обобщение опыта | Январь 2018г. |
Ресурсы проекта:
В своем проекте мы использовали следующие ресурсы:
- Информационные: знакомство родителей с проблемой на групповых собраниях, проведение серий консультаций с педагогами и родителями; проведение семинаров по данной теме; подбор методической литературы.
- Организационные: проведение смотра – конкурса по организации центров экспериментирования в группах; определение критерий эффективности реализации проекта; повышение профессионализма педагогов в организации экспериментальной деятельности дошкольников.
- Материально – технические: оформление презентаций по данной теме, создание картотеки экспериментальной деятельности, составление календарно – тематического планирования для педагогов по экспериментальной деятельности по возрастным группам.
- Финансовые: приобретение методической литературы по организации экспериментальной деятельности; подбор основного оборудования и материалов для центров экспериментирования.
- Кадровые: создание творческой группы педагогов.
Ожидаемые результаты проекта:
Реализация проекта способствует:
для детей:
- Развитию познавательных интересов детей.
- Расширению опыта ориентировки в окружающем мире, сенсорное развитие.
- Развитию любознательности и познавательной мотивации.
- Формированию познавательных действий, становлению сознания.
- Развитию воображения и творческой активности.
- Формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
- Развитию воспитания, внимания, памяти, наблюдательности.
- Развитию способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умению устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
для педагогов:
- Повышению уровня профессионального мастерства.
- Интеграции своей деятельности с деятельностью коллег в рамках работы по экспериментальной деятельности.
- Созданию условий для эффективного познавательного развития дошкольников, путем расширения развивающей предметно -пространственной среды.
- Объединению всех участников образовательного процесса для организации экспериментальной деятельности.
- Повышению рейтинга ДОУ.
Оценка результативности:
В результате реализации проекта по познавательно-исследовательской деятельностиу детей дошкольного возраста получены следующие результаты:
- Сформировано:
- диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост;
- овладение способностью, выявлять особенности предметов, и приобретать умение сопоставлять их, устанавливать сходство и различие между ними, осуществлять анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений;
- умение анализировать, соотносить известные и неизвестные данные, выбирать способ решения познавательной задачи.
- Упорядочены и систематизированы знания об окружающем.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность формирует у дошкольников положительный социальный опыт проявления инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, помогает в решении задачи воспитания творческой личности с активной жизненной позицией и отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования.
Немаловажным результатом проекта является результат работы педагогического коллектива в познавательно-исследовательской деятельности, который выражается:
- В повышении профессионально-личностной компетентности педагогов в освоении экспериментальной деятельности и использовании данной технологии в работе с детьми.
- В изменении отношения педагогов к нововведениям в образовании.
- В проявлении педагогами творчества, самореализации личностного потенциала, достижении профессионального успеха.
- В установлении доверительных конструктивных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
- В повышении авторитета ДОУ в глазах родителей (законных представителей).
Литература:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.
2. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию. - М., 2005г.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005 г.
4. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005г.
5. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.
6. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами М., 2006г.
7. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. - М., 2005 г.
8. Киселева А. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004 г.
9. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. - М., 2005 г.
10. М.П.КостюченкоИсследовательская деятельность на прогулках.
11.Н.А.Модель Поддержка детской инициативы и самостоятельности - М. ТЦ Сфера, 2016г.
12.Н.В. НищеваОпытно - экспериментальная деятельность в ДОУ - М. «Детство – ПРЕСС», 2013г.
13.Н.В. НищеваОрганизация опытно - экспериментальной работы в ДОУ
(выпуск 1) - М. «Детство – ПРЕСС», 2013г.
14.Н.В. НищеваОрганизация опытно - экспериментальной работы в ДОУ
(выпуск 2) - М. «Детство – ПРЕСС», 2013г.
15.Н.В. НищеваПознавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника- М. «Детство – ПРЕСС», 2013г.
16. Н.В.НищеваПознавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.
17. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников. Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
18. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
19. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.
20.Чистякова А.Е., Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
21.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.
Интернет-ресурсы:
- http://dohcolonoc.ru/cons/5279-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-starshikh-doshkolnikov.html;
- http://www.maam.ru/detskijsad/opytno-yeksperimentalnaja-rabota-po-teme-igra-na-detskih-muzykalnyh-instrumentah-v-dou.html;
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/05/22/programma-eksperimentalnoy-deyatelnosti-sistema-monitoringa;
- http://pik100.ucoz.ru/konsul/yprava/experiment.htm»;
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/09/organizatsiya-opytno-eksperimentalnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnom;
- http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-evgenevna-bashkirova/doklad-iz-opyta-raboty-rol-semi-v-razviti-poiskovo-isledovatelskoi-aktivnosti-doshkolniko
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с элементами эксперементирования "Школа волшебства!"
Развивать у детей мыслительные операции....
Конспект заняти с элементами эксперементирования "Школа волшебства!"
В старшей группе!...
Проект по эксперементированию "Маленькие исследователи"
Проект по эксперементированию "Маленькие исследователи"...
Проект по эксперементированию"Огуречик, огуречик..." 2014г.
Информационно-практико-ориентировочный....
Проект по эксперементированию «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Актуальность. С самого рождения ребенок является первооткрывателем,исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник....
Презентация проекта по эксперементированию "Снег. Такой привычный и знакомый."
С детьми 2-3х лет изучаем свойства снега,пробуждаем интерес к окружающему миру,учим искать необычное в обыденных вещах....
Программа кружка по эксперементированию "Мир волшебства"
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисково...