Консультация для воспитателей "Взаимодействие с родителями по программе "Социокультурные истоки"
консультация (старшая группа) на тему
Описание опыта работы по формированию системы духовно- нравственных ценностей у детей и родителей по направлению "Социокультурные истоки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад № 61 «Соловушка»
Консультация для воспитателей
«Взаимодействие с родителями по программе «Социокультурные истоки»
Составила:
Воспитатель С.К. Макарова
г. Нижневартовск
«В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни…» (Слайд 2)
Ш.А. Амонашвили
Семья традиционно являлась главным хранителем социокультурных ценностей в обществе. Но в минувшие десятилетия снизилось ее влияние на воспитание детей. В значительной степени потеряны ценности семьи и традиции семейного воспитания. Поэтому встает необходимость формирования единой системы ценностей в семье и в детском саду. Эту задачу позволяет решить программа "Социокультурные истоки".
Важным, ключевым элементом в реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования является работа с семьёй. Целенаправленная работа по формированию системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании позволяет решить следующие задачи: (Слайд 3)
- объединить усилия дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей;
- осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей;
- обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста;
- повышать педагогическую культуру родителей.
На сегодняшний день это одна из программ, в реализации которой активную роль играют родители. Опыт работы дошкольных учреждений с родителями воспитанников в течение многих лет показал, что традиционное взаимодействие педагога с родителями, когда педагог выступает в роли учителя, а его слушатели в роли учеников, препятствует установлению доверительных отношений. Программа «Социокультурные истоки» основана на реализации идеи активного воспитания. Необходимо, чтобы каждый взрослый, (педагог, родитель) имел активную позицию в воспитании детей. Эта программа направлена не только на развитие ребёнка, но и на развитие родителей воспитанников, педагога и коллектива в целом.
Хочу поделиться опытом работы по программе духовно – нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки», которая позволяет решить вышеперечисленные задачи, и рассказать о некоторых формах работы с родителями, которые применяем в своей педагогической деятельности.
Работу в этом направлении начали с изучения алгоритма работы воспитателя с семьёй, которую предлагает О. С. Абрамова, методист «Истоковедения». В соответствии с этими алгоритмами для достижения положительного результата воспитатель, ведущий за собой ребёнка и его семью, должен уметь: (Слайд 4)
- выстраивать приоритеты деятельности;
- хорошо знать концептуальные положения и содержание реализуемой программы;
- ясно ставить перед собой, детьми и родителями образовательные цели и задачи;
- чётко представлять целевые ориентиры дошкольного образования, на которые он в образовательной деятельности вместе с родителями будет опираться;
- осуществлять эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;
- владеть современными педагогическими технологиями, методами, приёмами и образовательным инструментарием;
- создавать соответствующую среду развития детей.
Алгоритм состоит из пяти шагов. Третий шаг в алгоритмах: «Присоедини родителей», т.е. необходимо присоединять родителей к совместной реализации программы, объединять усилия дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей.
С этой целью к первому родительскому собранию была подготовлена презентация, в которой родителям была предоставлена полная информация о работе по программе «Социокультурные истоки», включая цели и задачи работы, представлен краткий обзор книг и альбома, на примере книги 1 «Верность родной земле» были даны рекомендации по работе с детьми в домашних условиях, подчеркнута важность введения новой программы в образовательную деятельность дошкольных образовательных учреждений в современных условиях. Некоторых родителей интересовал вопрос: «Почему все должны знакомиться с обычаями, традицией, культурой и историей именно русского народа, ведь наша страна многонациональная и многоконфессиональная?». Чтобы ответить на этот вопрос была приведена цитата из программы: «Социокультурные истоки — это программа, которая формирует у детей систему нравственных ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе, почитание родителей, забота о ближнем, терпение и т. д. Основная цель программы в дошкольный период —заложить формирование духовно - нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Конечной целью является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации». (Слайд 5)
Далее было организовано взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. Родителям были выданы книги, в которых заложена основная предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по программе. В них содержится система ценностей и категорий, которые необходимо усвоить взрослым и детям, а также продумана система творческих заданий (например, выучить хороводную игру, объяснить пословицу и т.д.), способствующая организации и развитию общения между родителями и их детьми.
Эта работа очень важна, т.к. осмысление содержания книг для развития детей дошкольного возраста приводит родителей к пониманию необходимости работы с данными книгами вместе с ребенком. Родители, благодаря книгам для развития приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей.
В течение учебного года прорабатывались социокультурные тексты из учебников, родителям давалась дополнительная информация по теме, рекомендации к выполнению творческих заданий и задания для семейного чтения книг для развития детей. (Слайд 6). Предлагались потешки, стихи, загадки, пословицы и поговорки и др., чтобы выучить с ребёнком к занятию.
В соответствии с темой месяца вместе с родителями вносили изменения в предметно – пространственную среду группы. Родители помогали организовывать выставку книг, семейных реликвий, изделий декоративно – прикладного искусства. Так, например, при проведении в ДОО мероприятия «Неделя музеев» родители приносили различные предметы для создания мини – музеев: куклы в национальных костюмах, расписные платки, вязаные изделия, украшения для русского костюма и т.д. (Слайд 7) И детям, и родителям очень понравилось это мероприятие, и оно имело продолжение. Родительница Браткевич Л.Г. познакомила детей с украшениями, которые можно сделать своими руками. (Слайд 8) Она рассказала детям как они называются, как они используются и показала из чего и как их можно сделать. Провела мастер – класс по изготовлению украшений. Так как семья состоит не только из родителей, но и бабушек и дедушек , поэтому старались вовлекать в эту работу и их, как только представлялась возможность. В результате такой работы бабушка Троцкого Вадима, которая очень хорошо вышивает, обещала вышить для группы красивые салфетки.
Одним из видов работы с родителями считаем создание альбомов, который объединяет работу по «Истокам» и повседневный труд воспитателя. В основу работы легла цель объединения усилий сада и семьи по воспитанию настоящего гражданина общества, по сплочению членов семьи и вовлечение родителей в работу группы. В процессе работы над реализацией программы «Истоки» родители вместе с детьми оформляли странички альбома «Доброе слово». (Слайд 9) Каждая семья должна была оформить одну страницу альбома – нарисовать солнце с лучами и написать на каждом лучике доброе (ласковое) слово для мамы. Вначале была проведена предварительная работа с детьми и родителями. Это рекомендация родителям детской литературы для семейного чтения о маме (бабушке), индивидуальные консультации и беседы с целью разъяснения целесообразности проведения этой работы, по пожеланию некоторых родителей были показаны образцы оформления листов альбома. Также была проведена предварительная работа с детьми: разучены стихи и песни о маме и бабушке, проведены беседы о них, дети рассказывали о своих мамах (бабушках), просмотрели презентацию «Профессии наших мам», нарисовали портреты мам и оформили выставку работ в группе, приготовили подарки к празднику. В этой работе принимала участие вся семья. Из них был оформлен красочный альбом. Эта работа была приурочена к празднику «День Матери». Так как такая форма взаимодействия была интересна и родителям, и детям планируем её продолжить.
В соответствии с программой «Истоки» мы знакомим детей с различными народными праздниками: «Рождество», «Масленица» и т.д. В эту работу вовлекаем и родителей: просим их рассказать своим детям о том, как семья проводит эти праздники, изготовить с детьми поделки к празднику, а также посетить вместе с семьёй городские мероприятия связанные с этими праздниками. Активно принимали участие родители к подготовке к празднику «Колядки» - изготовили атрибуты к празднику, приобрели сладости, разучили с детьми стишки, принесли элементы костюмов. (Браткевич Л.Г. принесла русский народный костюм для сына и т.д.).
Программа «Социокультурные истоки» предполагает наличие информационного экрана «Социокультурные истоки», в котором необходимо выставлять родителям полную информацию о работе по программе в течение месяца, планируем изготовить в ближайшее время. В настоящее время всю информацию доносим до родителей в устном виде или через памятки и рекомендации, т. к. из опыта работы с родителями видим, что многие из них из - за нехватки времени и по другим причинам не обращают внимание на стенды.
Планируем продолжить работу по обеспечению социального партнерства педагогов и семьи, осуществляя открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников, и непосредственного вовлечения их в образовательный процесс. Внедрять новые неиспользованные формы работы с семьями воспитанников, направленные в конечном итоге, на социокультурное и духовно - нравственное развитие детей, и их успешную социализацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-361525-1511369042.jpg)
Консультация для родителей : Социокультурная программа "Истоки"
В федеральном законе «Об образовании в российской федерации» -273-ФЗ, вступившем в силу с 1 .09.2-13г, говорится о духовном развитии обучающихся., сформирована концепция духовно-нравственного ра...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/14/picture-698779-1636876180.jpg)
Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"
Консультация "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"...
Консультация для родителей «О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».
Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования реализует позволяет:- Создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным це...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1097091-1546974639.jpg)
Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"
laquo;Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/02/picture-934513-1499006447.jpg)
Консультация для родителей Программа Социокультурные истоки"
Консультациядля родителей по реализациипрограммы «Социокультурные истоки»...
Консультация для родителей по Социокультурным Истокам
Консультация для родителей по Истокам...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-828424-1647365567.jpg)
Консультация для родителей «О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»
laquo;… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится...
- Мне нравится (1)