Консультация для воспитателей "Взаимодействие с родителями по программе "Социокультурные истоки"
консультация (старшая группа) на тему

Макарова Светлана Кузьминична

Описание опыта работы по формированию системы духовно- нравственных ценностей у детей и родителей по направлению "Социокультурные истоки". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад № 61 «Соловушка»

Консультация для воспитателей

«Взаимодействие с родителями по программе «Социокультурные истоки»

Составила:

Воспитатель С.К. Макарова

г.  Нижневартовск

«В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни…» (Слайд 2)

Ш.А. Амонашвили

Семья традиционно являлась главным хранителем социокультурных ценностей в обществе. Но в минувшие десятилетия снизилось ее влияние на воспитание детей. В значительной степени потеряны ценности семьи и традиции семейного воспитания. Поэтому встает необходимость формирования единой системы ценностей в семье и в детском саду. Эту задачу позволяет решить программа "Социокультурные истоки".

   Важным, ключевым элементом в реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования является работа с семьёй. Целенаправленная работа по формированию системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании позволяет решить следующие задачи: (Слайд 3)

  • объединить усилия дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей;
  • осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей;
  • обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста;
  • повышать педагогическую культуру родителей.

       На сегодняшний день это одна из программ, в реализации которой активную роль играют родители. Опыт работы дошкольных учреждений с родителями воспитанников в течение многих лет показал, что традиционное взаимодействие педагога с родителями, когда педагог выступает в роли учителя, а его слушатели в роли учеников, препятствует установлению доверительных отношений. Программа «Социокультурные истоки» основана на реализации идеи активного воспитания. Необходимо, чтобы каждый взрослый, (педагог, родитель) имел активную позицию в воспитании детей. Эта программа направлена не только на развитие ребёнка, но и на развитие родителей воспитанников, педагога и коллектива в целом.

Хочу поделиться опытом работы по программе духовно – нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки», которая позволяет решить вышеперечисленные задачи, и рассказать о некоторых формах работы с родителями, которые применяем в своей педагогической деятельности.

Работу в этом направлении начали с изучения алгоритма работы воспитателя с семьёй, которую предлагает О. С. Абрамова, методист «Истоковедения». В соответствии с этими алгоритмами для достижения положительного результата воспитатель, ведущий за собой ребёнка и его семью, должен уметь: (Слайд 4)

  • выстраивать приоритеты деятельности;
  • хорошо знать концептуальные положения и содержание реализуемой программы;
  • ясно ставить перед собой, детьми и родителями образовательные цели и задачи;
  • чётко представлять целевые ориентиры дошкольного образования, на которые он в образовательной деятельности вместе с родителями будет опираться;
  • осуществлять эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;
  • владеть современными педагогическими технологиями, методами, приёмами и образовательным инструментарием;
  • создавать соответствующую среду развития детей.

Алгоритм состоит из пяти шагов. Третий шаг в алгоритмах: «Присоедини родителей», т.е. необходимо присоединять родителей к совместной реализации программы, объединять усилия дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей. 

С этой целью к первому родительскому собранию была подготовлена презентация, в которой родителям была предоставлена полная информация о работе по программе «Социокультурные истоки», включая цели и задачи работы, представлен краткий обзор книг и альбома, на примере книги 1 «Верность родной земле» были даны рекомендации по работе с детьми в домашних условиях, подчеркнута важность введения новой программы в образовательную деятельность дошкольных образовательных учреждений в современных условиях. Некоторых родителей интересовал вопрос: «Почему все должны знакомиться с обычаями, традицией, культурой и историей именно русского народа, ведь наша страна многонациональная и многоконфессиональная?». Чтобы ответить на этот вопрос была приведена цитата из программы: «Социокультурные истоки — это программа, которая формирует у детей систему нравственных ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе, почитание родителей, забота о ближнем, терпение и т. д. Основная цель программы в дошкольный период —заложить  формирование духовно - нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Конечной целью является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации». (Слайд 5)

Далее было организовано взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. Родителям были выданы книги, в которых   заложена основная предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по программе. В них содержится система ценностей и категорий, которые необходимо усвоить взрослым и детям, а также продумана система творческих заданий (например, выучить хороводную игру, объяснить пословицу и т.д.), способствующая организации и развитию общения между родителями и их детьми.

Эта работа очень важна, т.к. осмысление содержания книг для развития детей дошкольного возраста приводит родителей к пониманию необходимости работы с данными книгами вместе с ребенком. Родители, благодаря книгам для развития приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей.

В течение учебного года прорабатывались социокультурные тексты из учебников, родителям давалась дополнительная информация по теме, рекомендации к выполнению творческих заданий и задания для семейного чтения книг для развития детей. (Слайд 6). Предлагались потешки, стихи, загадки, пословицы и поговорки и др., чтобы выучить с ребёнком к занятию.

В соответствии с темой месяца вместе с родителями вносили изменения в предметно – пространственную среду группы. Родители помогали организовывать выставку книг, семейных реликвий, изделий декоративно – прикладного искусства. Так, например, при проведении в ДОО мероприятия «Неделя музеев» родители приносили различные предметы для создания мини – музеев: куклы в национальных костюмах, расписные платки, вязаные изделия, украшения для русского костюма и т.д. (Слайд 7) И детям, и родителям очень понравилось это мероприятие, и оно имело продолжение. Родительница Браткевич Л.Г. познакомила детей с украшениями, которые можно сделать своими руками.  (Слайд 8) Она рассказала детям как они называются, как они используются и показала из чего и как их можно сделать. Провела мастер – класс по изготовлению украшений. Так как семья состоит не только из родителей, но и бабушек и дедушек , поэтому старались вовлекать в эту работу и их, как только представлялась возможность. В результате такой работы бабушка Троцкого Вадима, которая очень хорошо вышивает, обещала вышить для группы красивые салфетки.

Одним из видов работы с родителями считаем создание альбомов, который объединяет работу по «Истокам» и повседневный труд воспитателя. В основу работы легла цель объединения усилий сада и семьи по воспитанию настоящего гражданина общества, по сплочению членов семьи и вовлечение родителей в работу группы. В процессе работы над реализацией программы «Истоки» родители вместе с детьми оформляли странички альбома «Доброе слово».  (Слайд 9) Каждая семья должна была оформить одну страницу альбома – нарисовать солнце с лучами и написать на каждом лучике доброе (ласковое) слово для мамы.  Вначале была проведена предварительная работа с детьми и родителями. Это рекомендация родителям детской литературы для семейного чтения о маме (бабушке), индивидуальные консультации и беседы с целью разъяснения целесообразности проведения этой работы, по пожеланию некоторых родителей были показаны образцы оформления листов альбома. Также была проведена предварительная работа с детьми: разучены стихи и песни о маме и бабушке, проведены беседы о них, дети рассказывали о своих мамах (бабушках), просмотрели презентацию «Профессии наших мам», нарисовали портреты мам и оформили выставку работ в группе, приготовили подарки к празднику. В этой работе принимала участие вся семья. Из них был оформлен красочный альбом. Эта работа была приурочена к празднику «День Матери». Так как такая форма взаимодействия была интересна и родителям, и детям планируем её продолжить.

В соответствии с программой «Истоки» мы знакомим детей с различными народными праздниками: «Рождество», «Масленица» и т.д. В эту работу вовлекаем и родителей: просим их рассказать своим детям о том, как семья проводит эти праздники, изготовить с детьми поделки к празднику, а также посетить вместе с семьёй городские мероприятия связанные с этими праздниками.  Активно принимали участие родители к подготовке к празднику «Колядки» - изготовили атрибуты к празднику, приобрели сладости, разучили с детьми стишки, принесли элементы костюмов. (Браткевич Л.Г. принесла русский народный костюм для сына и т.д.).

Программа «Социокультурные истоки» предполагает наличие информационного экрана «Социокультурные истоки», в котором необходимо выставлять родителям полную информацию о работе по программе в течение месяца, планируем изготовить в ближайшее время. В настоящее время всю информацию доносим до родителей в устном виде или через памятки и рекомендации, т. к. из опыта работы с родителями видим, что многие из них из - за нехватки времени и по другим причинам не обращают внимание на стенды.

Планируем продолжить работу по обеспечению социального партнерства педагогов и семьи, осуществляя открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников, и непосредственного вовлечения их в образовательный процесс. Внедрять новые неиспользованные формы работы с семьями воспитанников, направленные в конечном итоге, на социокультурное и духовно - нравственное развитие детей, и их успешную социализацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей : Социокультурная программа "Истоки"

В федеральном законе «Об образовании в российской федерации» -273-ФЗ, вступившем в силу с 1 .09.2-13г,  говорится о духовном развитии обучающихся., сформирована концепция духовно-нравственного ра...

Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

Консультация  "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"...

Консультация для родителей «О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».

Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования реализует позволяет:- Создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным це...

Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

laquo;Народные традиции как средство приобщения дошкольников  к истокам национальной культуры»...

Консультация для родителей Программа Социокультурные истоки"

Консультациядля родителей по реализациипрограммы «Социокультурные истоки»...

Консультация для родителей по Социокультурным Истокам

Консультация для родителей по Истокам...

Консультация для родителей «О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

laquo;… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится...