Консультация для родителей Программа Социокультурные истоки"
консультация (младшая группа)
Консультация
для родителей по реализации
программы «Социокультурные истоки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для родителей по реализации
программы «Социокультурные истоки»
Подготовил:
Воспитатель Кыкина Е.Н.
Уважаемые родители,
предлагаем вашему вниманию дополнительную информацию
по реализации программы «Истоки».
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.
«Истоки» служат укреплению отечественных духовных ценностей, способствуют защите культурного, духовного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. «Истоки» позволяют сформировать у дошкольников целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. «Истоки» направлены на развитие духовно-нравственного стержня личности, укрепление семьи, создание доверительных отношений между детьми и родителями. Авторы программы «Социокультурные истоки» (Игорь Алексеевич Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, Александр Васильевич Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда).
В возрасте 3-4 лет определяющей потребностью в общении у детей является потребность в самовыражении и доброжелательном внимании, поэтому цели:
∙ первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга,
∙ развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение,
∙ развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости,
∙ развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).
Первое слово, которое дарят ребенку родители – его имя. Слыша ласковые, добрые слова от окружающих его взрослых, ребенок понимает связь слова и вызвавшего его чувства. Ласковое слово, соединяясь с мелодией, рождает ласковую песню – колыбельную. Песня может быть и частью праздника, выражением общей радости. Слово, песня, чувства связаны в восприятии детей с образом. Самый любимый образ – образ мамы, самый доступный для понимания – образ солнца. Свет, тепло, радость, которые дарит солнце, ласковые и добрые слова, которые слышит ребенок, нежные материнские руки, дающие защиту, создают образ доброго мира. Показать ребенку связь Слова и Образа позволяет Книга, рождающая добрые чувства. Красочные иллюстрации книги делают слово зримым.
В рамках программы «Истоки» не ставится цель религиозного просвещения детей, решение этого вопроса входит исключительно в компетенцию семьи. Вера рассматривается как вера в родную землю, родной народ, надежда на завтрашнюю радость, устремление к доброму исходу дела. Вера и возникающее на ее основе доверие опыту старших является основой послушания, позволяющего родителям и детям обрести радость и душевный покой.
А в детском саду итогом и показателем реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте» является создание ребенком совместно с родителями альбома «Мои истоки», который торжественно вручается на выпускном утреннике.
Результаты освоения программы
∙ первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей,
∙ развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т. д.),
∙ развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов),
∙ развитие речевого взаимодействия (увеличения количества и объема высказываний),
∙ развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов),
∙ создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школы.
Одним из первых знакомств с материалами программы будет информация об отечественной традиции «Имянаречение» в Приложение 1
Приложение 1
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ
В России существовал целый ряд традиций. Связанных с имянаречением. Имя выбирали по святцам: или в какой день родился дитя, или в какой крестился или в промежутки. Считалось, что в этом случае дело будет без всяких человеческих соображений. А как Бог даст; ибо дни рождения в руках божьих.
Были еще случаи, когда ребенка называли по обету того, которого избирали заранее и молились ему еще до появления чада. Тогда именины отмечались в день памяти этого угодника Божия, а если память праздновалась несколько раз в году – то в день, ближайший ко дню рождения.
Таким образом. Человек получал имя Церкви, при Крещении, и выбиралось оно не произвольно, а по одному из нескольких правил.
Как ранее, так и сейчас христиане верят, что святые обитающие на небесах, по любви к братьям своим, живущим на землею принимают живое участие в их судьбе: радуются если они ведут богоугодную жизнь, скорбят при виде их падений, заблуждений, несчастий, представительствуют за них в своих молитвах пред Престолом Всевышнего, невидимо соприсутствуют прибегающим к их помощи и ограждают их от искушений и бед своим невидимым заступлением и покровом, а жизнью своей представляют пример для подражания и руководства в странствовании к Небесному Отечеству. Такое непосредственное и трогательное участие святых в человеческой судьбе возлагает обязанность благочестиво чтить и любить их, прибегать к ним с молитвами в нуждах и радовать подражанием их подвигам и совершенствам. Исполнять эту обязанность христиане должны в отношении ко всем святым, но особенно к тем, имена которых носят.
Святые, имена которых носят люди. Принято называть их ангелами, а день именин-Днем ангела. Ангелами эти святые называются, потому что со времени наречения их имени они являются покровителями, защитниками от невидимых и видимых врагов, молитвенниками перед Богом, и, таким образом, в дополнение к ангелу-хранителю человек получает ангела – небесного покровителя.
Имена святых давались так же и для того, чтобы указать ближайшие образцы. Которым люди должны подражать в богоугодной жизни. Имя святого обязывало уподобляться ему в подвигах и добродетелях. И в обычной жизни знаменитое. Из рода в род переходящее имя предков заключает в себе обязательство для их потомков поддерживать честь рода личными заслугами и доблестями. Если же потомки не только не показали заслуг и доблестей, но еще и запятнали себя недостойными поступками, то о них обычно говорят, что они обесчестили свой род и стали недостойны носимого имени. Подобным образом и носящие имена святых должны соответствовать своим именам делами, подражая святым.
Итак, имена святых указывают на обязанность чтить и любить их, просить их молитв и подражать примеру их жизни.
Знание жизни и подвигов святых помогает и в выборе имени. Поэтому родители новорождённого через жития святых, опыт молитвенного обращения к ним ближе знакомятся с теми, в честь кого предполагают назвать своего ребенка, - тогда имя им подсказывает сердце. Тот же совет можно дать и взрослому христианину, не знающему, в честь какого именно святого его нарекли в детстве. Он должен внимательно изучить жития святых, носящих его имя, помолиться им и Богу, - и что Господь положит на сердце, то и принять. Избрав таким образом себе небесного покровителя, - и, впоследствии молиться ему уже как своему ангелу и отмечать именины в день его празднования.
С.В.ПЕРЬКОВА
Н.Ю.ТВАРДОВСКАЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/12/picture-632548-1431448654.jpg)
Консультация для родителей и педагогов на тему "Программа "Социокультурные истоки"
Консультация, раскрывающая основные аспекты программы "Истоки. Воспитание на социокультурном уровне"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-176096-1358019429.jpg)
Консультация для воспитателей "Взаимодействие с родителями по программе "Социокультурные истоки"
Описание опыта работы по формированию системы духовно- нравственных ценностей у детей и родителей по направлению "Социокультурные истоки"....
Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»
Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-352589-1385214153.jpg)
Консультация для родителей в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"
Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые ...
Консультация для родителей по Социокультурным Истокам
Консультация для родителей по Истокам...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/31/picture-772152-1604140941.jpg)
Консультации для родителей по программе "Социокультурные истоки"
Консультации для родителей по программме "Социокультурные истоки"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/22/picture-1388759-1647939428.jpg)
Сборник консультаций для родителей по социокультурным истокам
Сборник консультаций для родителей по «Социокультурным истокам»...
- Мне нравится (1)