Консультация для родителей Программа Социокультурные истоки"
консультация (младшая группа)

Кыкина Елена Николаевна

Консультация

для родителей по реализации

программы «Социокультурные истоки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация по Программе истоки17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей по реализации

программы «Социокультурные истоки»

Подготовил:

Воспитатель Кыкина Е.Н.

Уважаемые родители,

предлагаем вашему вниманию дополнительную информацию

 по реализации программы «Истоки».

      Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

       «Истоки» служат укреплению отечественных духовных ценностей, способствуют защите культурного, духовного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. «Истоки» позволяют сформировать у дошкольников целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. «Истоки» направлены на развитие духовно-нравственного стержня личности, укрепление семьи, создание доверительных отношений между детьми и родителями.    Авторы программы «Социокультурные истоки» (Игорь Алексеевич Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, Александр Васильевич Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда).

     В возрасте 3-4 лет определяющей потребностью в общении у детей является потребность в самовыражении и доброжелательном внимании, поэтому цели:

  первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга,

  развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение,

  развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости,

  развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).

    Первое слово, которое дарят ребенку родители – его имя. Слыша ласковые, добрые слова от окружающих его взрослых, ребенок понимает связь слова и вызвавшего его чувства. Ласковое слово, соединяясь с мелодией, рождает ласковую песню – колыбельную. Песня может быть и частью праздника, выражением общей радости. Слово, песня, чувства связаны в восприятии детей с образом. Самый любимый образ – образ мамы, самый доступный для понимания – образ солнца. Свет, тепло, радость, которые дарит солнце, ласковые и добрые слова, которые слышит ребенок, нежные материнские руки, дающие защиту, создают образ доброго мира. Показать ребенку связь Слова и Образа позволяет Книга, рождающая добрые чувства. Красочные иллюстрации книги делают слово зримым.

          В рамках программы «Истоки» не ставится цель религиозного просвещения детей, решение этого вопроса входит исключительно в компетенцию семьи. Вера рассматривается как вера в родную землю, родной народ, надежда на завтрашнюю радость, устремление к доброму исходу дела. Вера и возникающее на ее основе доверие опыту старших является основой послушания, позволяющего родителям и детям обрести радость и душевный покой. 

А в детском саду итогом и показателем реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте» является создание ребенком совместно с родителями альбома «Мои истоки», который торжественно вручается на выпускном утреннике.

Результаты освоения программы

  первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей,

  развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т. д.),

  развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов),

  развитие речевого взаимодействия (увеличения количества и объема высказываний),

  развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов),

  создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школы.

Одним из первых знакомств с материалами программы будет информация об отечественной традиции «Имянаречение» в Приложение 1

Приложение 1

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ

В России существовал целый ряд традиций. Связанных с имянаречением. Имя выбирали по святцам: или в какой день родился дитя, или в какой крестился или в промежутки. Считалось, что в этом случае дело будет без всяких человеческих соображений.  А как Бог даст; ибо дни рождения в руках божьих.

Были еще случаи, когда ребенка называли по обету того, которого избирали заранее и молились ему еще до появления чада. Тогда именины отмечались в день памяти этого угодника Божия, а если память праздновалась несколько раз в году – то в день, ближайший ко дню рождения.

Таким образом. Человек получал имя Церкви, при Крещении, и выбиралось оно не произвольно, а по одному из нескольких правил.

Как ранее, так и сейчас христиане верят, что святые обитающие на небесах, по любви к братьям своим, живущим на землею принимают живое участие в их судьбе: радуются если они ведут богоугодную жизнь, скорбят при виде их падений, заблуждений, несчастий, представительствуют за них в своих молитвах пред Престолом Всевышнего, невидимо соприсутствуют прибегающим к их помощи и ограждают их от искушений и  бед своим невидимым заступлением и покровом, а жизнью своей представляют пример для подражания и руководства в странствовании к Небесному Отечеству. Такое непосредственное и трогательное участие святых в человеческой  судьбе возлагает обязанность благочестиво чтить и любить их, прибегать к ним  с молитвами в нуждах и радовать подражанием их подвигам и совершенствам. Исполнять эту обязанность христиане должны в отношении ко всем святым, но особенно к тем, имена которых носят.

Святые, имена которых носят люди. Принято называть их ангелами, а день именин-Днем ангела. Ангелами эти святые называются, потому что со времени наречения их имени они являются покровителями, защитниками от невидимых и видимых врагов, молитвенниками перед Богом, и, таким образом, в дополнение к ангелу-хранителю человек получает ангела – небесного покровителя.

Имена святых давались так же и для того, чтобы указать ближайшие образцы. Которым люди должны подражать в богоугодной жизни. Имя святого обязывало уподобляться ему в подвигах и добродетелях. И в обычной жизни знаменитое. Из рода в род переходящее имя предков заключает в себе обязательство для их потомков поддерживать честь рода личными заслугами и доблестями. Если же потомки не только не показали заслуг и доблестей, но еще и запятнали себя недостойными поступками, то о них обычно говорят, что они обесчестили свой род и стали недостойны носимого имени. Подобным образом и носящие имена святых должны соответствовать своим именам делами, подражая святым.

Итак, имена святых указывают на обязанность чтить и любить их, просить их молитв и подражать примеру их жизни.

Знание жизни и подвигов святых помогает и в выборе имени. Поэтому родители новорождённого через жития святых, опыт молитвенного обращения к ним ближе знакомятся с теми, в честь кого предполагают назвать своего ребенка, - тогда имя им подсказывает сердце. Тот же совет можно дать и взрослому христианину, не знающему, в честь какого именно святого его нарекли в детстве. Он должен внимательно изучить жития святых, носящих его имя, помолиться им и Богу, - и что Господь положит на сердце, то и принять. Избрав таким образом себе небесного покровителя, - и, впоследствии молиться ему уже как своему ангелу и отмечать именины в день его празднования.

С.В.ПЕРЬКОВА

Н.Ю.ТВАРДОВСКАЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов на тему "Программа "Социокультурные истоки"

Консультация, раскрывающая основные аспекты программы "Истоки. Воспитание на социокультурном уровне"...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие с родителями по программе "Социокультурные истоки"

Описание опыта работы по формированию системы духовно- нравственных ценностей у детей и родителей по направлению "Социокультурные истоки"....

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...

Консультация для родителей в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"

Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые ...

Консультация для родителей по Социокультурным Истокам

Консультация для родителей по Истокам...

Сборник консультаций для родителей по социокультурным истокам

Сборник консультаций для родителей по «Социокультурным истокам»...

Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»

Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»...