Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Игра как средство образовательной деятельности
в условиях реализации ФГОС.
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Игра – основная деятельность ребёнка. Любое увлекательное занятие обозначается для малышей словом «игра». В процессе игры дошкольник раскрывает свои чувства, эмоции, интересы. Она даёт возможность малышу войти в социальные роли и быть лично причастным к изучаемому явлению. Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность.
К сожалению, наши дети стали меньше играть. У ребят отсутствует игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Мы, педагоги, стремимся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Возникает вопрос: почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?
Современные родители стоят на грани огромной ошибки в воспитании детей. Они лишают их времени и пространства для игр, тем самым ограничивая развитие воображения – навыка, являющейся основой инновационности и конкурентоспособности. Если ребёнок не умеет играть, его не принимают ровесники, появляются неудачи и страх в общении. Игра – это практически единственная деятельность дошкольника, в которой он свободен в выборе своих действий и в реализации своих замыслов. До внедрения федерального государственного образовательного стандарта в традиционном детском саду ребёнок практически был лишён права выбора и возможности проявления своей инициативы. Все это изначально лишает ребенка самостоятельности и ответственности за свои действия.
Для меня было очень интересно сопоставить организацию жизнедеятельности детей и условия для игры в детских садах России и других стран. Например, Японии. Многие исследователи смотрят на игры японских детей с недоумением. Изучив один из экспериментов японских ученых, я решила эту деятельность опробовать в своей практике. Предложила детям поиграть с глиной. Вроде бы эта игра была лишена всякого смысла. Однако, она способствует развитию детей, просто взрослые этого не понимают. Но человек, если предоставить ему свободу выбора, обучается именно так: занимаясь тем, что ему самому интересно. Возясь с глиняными шариками, дети открывали мир при помощи тактильных ощущений. Они исследовали глину: как она меняется, если её намочить или оставить на солнце, сколько воды нужно добавить, чтобы добиться нужной плотности, сколько силы приложить. Дети учились сдерживать досаду и разочарования, когда шар трескался или распадался на куски, развивая такие качества как терпение, целеустремлённость и упорство. Если кто-то из товарищей случайно наступал на их изделия, дети пытались сами разрешить конфликт. Таким образом, они завоевывали авторитет у товарищей и приобретали навыки взаимовыручки. Эти же качества развиваются в сюжетно ролевых, дидактических и театрализованных играх. Но главное в детских играх – самостоятельность. Мои малыши сами ставят перед собой задачу – и сами достигают цели.
Стараясь шагать в ногу со временем меня, заинтересовали КВЕСТ игры, которые, как я считаю, на сегодняшний день, являются для наших детишек и нас воспитателей, новшеством, завлекающим своей яркостью и актуальностью. КВЕСТ игра – способствует формированию умений решать определённые задачи через реализацию определённого сюжета. При применении КВЕСТ – технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать.
Сюжетно-ролевая игра – особая форма познания и освоения детьми социально-культурного опыта людей. Очень, ценно, что в её процессе ребёнок может совершать систему действий не только под влиянием непосредственно воспринятой ситуации, но и соответственно имеющемуся у него замыслу. Сюжетно – ролевая игра способствует развитию воображения, наглядно-образного и интуитивного мышления. В таких играх дети отражают социальные отношения взрослых. Участвуя в совместных играх, ребёнок учится ориентироваться во взаимоотношениях людей.
Для решения познавательных задач можно использовать сюжетно-дидактические игры, близкие к сюжетно-ролевым. В ней сохраняются сюжет, роль и включается дидактическая задача. В таких играх можно организовать и направить сюжетно-дидактическую игру на решение образовательных задач: развитие представлений об окружающем мире, в том числе о предметах быта, их назначении (одежда, посуда, мебель и т.д.) Сюжетно- дидактическая игра может строиться на основе отражения какого-либо случая, события, вызвавшего интерес детей: «Охрана домашних животных», «Наши бабушки и дедушки», «Мамины заготовки», «Дороги», «Сделаем букет», «Оденься по сезону», «Куда пойдёшь и что найдёшь» и др. Развивающий эффект дидактических игр повышается. если они возникают по инициативе самих детей, когда игра удовлетворяет реальные потребности и интересы каждого участника.
Новые современные возможности нашего дошкольного учреждения дают мне возможность использовать в своей практике интерактивные игры. Для этого используется интерактивная доска SMART Board. Это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. При работе с интерактивной доской решаются следующие задачи: развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления; формирование готовности ребёнка к школьному обучению; знакомство детей с возможностями компьютерных технологий; овладение навыками работы с интерактивной доской; формирование основ здорового образа жизни; пробуждение гуманных чувств и заботливого отношения к миру.
Большая площадь поверхности доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. На занятиях дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают цифры и буквы, составляют слова и предложения. Дошкольники, которые воспринимают информацию визуально и кинестетически понимают и усваивают предложенный материал на много эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и метод повторения. применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному освоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребёнка к школе.
Еще одно прекрасное направление игровой деятельности, является организация совместных игр с родителями в детском саду . Мамы и папы имеют возможность понаблюдать за жизнью своего чада, узнать о его реальных интересах, понять его проблемы, увидеть и разделить с ним успехи. Я считаю, такие мероприятия – это отличная возможность отдохнуть, весело и увлекательно провести время в компании детей и других родителей.
Таким образом, использование развивающих, нетрадиционных, сюжетно-ролевых, дидактических, и компьютерных игр показывает, что это один из эффективных способов интеллектуального, коммуникативного и личностного развития ребёнка. Главная задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, приспосабливаться к быстро меняющимся условиям окружающего мира, находить выход из критического положения, моментально принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу. Таким образом, дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
2. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра – средство развития дошкольников
3-7 лет. Москва, 2013.
3. Михина Е.Н. Развивающие игры для детей 2-7 лет. Волгоград, 2012.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Москва, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Цель: значение игровой деятельности для детей дошкольного возраста....
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС
Воспитать ребёнка успешным – это ли не мечта любого родителя? Отсюда и желание вмесить в детскую голову как можно больше знаний, ставка на раннее (как можно более раннее) развитие. И соответствующие т...
«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»...
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализаций ФГОС.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....
«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо д...
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский...
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский...