Психологические особенности личностного развития дошкольников с ОНР
статья на тему

Закирова Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

Закирова И.А.

г. Нижнекамск, Россия

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В научных исследованиях многократно поднимаются проблемы особенности развития детей с речевой патологией, в частности с общим недоразвитием речи (ОНР) (Бабина Г.В., Воробьева В.К., Грибова О.Е., Левина Р.Е., Никашина Н.А., Алтухова Т.А., Чиркина Г.В., Шаховская С.Н. и др.). В исследованиях Н. С. Жуковой, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Е. М. Мастюковой, Р. Е. Левиной и других подчеркивается, что дети с ОНР являются самой многочисленной группой детей с нарушениями развития.

Для преодоления общего недоразвития речи у дошкольников в нашей стране создана система логопедических детских садов. Основными специалистами логопедических детских садов являются учителя - логопеды, которые осуществляют коррекцию нарушений речи у детей и совместно с воспитателями ведут подготовку детей с ОНР к обучению в школе. Однако, в логопедических детских садах большую работу проводят и психологи, так как во многих программах логопедических детских садов имеются обширные разделы по развитию базовых психических процессов и функций.

На наш взгляд, особенно важна работа психолога в условиях логопедических детских садов, в области профилактики и коррекции нарушений личностного развития, так как именно эта область остается вне внимания специалистов. Анализ литературы позволил выявить существенные моменты, определяющие актуальность данного исследования:

- в научной литературе очень мало данных, раскрывающих особенности личностного развития детей с ОНР, что затрудняет реализацию личностноориентированного подхода к преодолению нарушений развития, характерных для этих детей;

- в специальной психологии не определены пути диагностики нарушений личностного развития у детей с ОHP, что затрудняет разработку направлений, содержания и организационных форм психокоррекционной работы.

Таким образом, актуальность проблемы изучения личностного развития дошкольников с ОНР можно обосновать необходимостью определения направлений, содержания и организационных форм деятельности психологов по коррекции нарушений личностного развития у детей с ОНР в условиях логопедических детских садов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО

В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...

Психологические особенности личностного развития в дошкольном возрасте

Психологические особенности личностного развития в дошкольном возрасте...

«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей»

«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей» Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в...

Презенация Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей

Ребенку-дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на лично...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В период дошкольного детства происходит интенсивное становление личности. Личность формируется в процессе социализации, которая предполагает усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни,...

Особенности организации деятельности по социально-личностному развитию дошкольника в условиях ФГОС

Статья помогает воспитателю организовывать работу по социльно-личностному развитию дошкольников в условиях ФГОС...