Конспект занятия для старшей группы
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Зайцева Елена Валерьевна

Познавательное занятие для детей старшей группы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для старшей группы

«Там, на неведомых дорожках или Баба Яга тоже бабушка… »

Форма занятия: путешествие в сказку.

Цель: формирование понимания причинно-следственных связей добра и зла на примере сказочного персонажа.

Задачи:

• расширить знания о народной сказке, быте и традициях русского народа;

• развивать слуховые ощущения;

• развивать творческую активность, воображение, умение излагать свои мысли, анализировать;

• формировать коммуникативные навыки, умение работать в команде, сотрудничество педагога и детей;

Совместная работа детей и родителей

Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение, иллюстрации к сказкам про Бабу-Ягу, проектор, экран, презентация.

Предварительная работа: чтение сказок «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», зарисовки Бабы-Яги к каждой из сказок. (домащнее задание вместе с  родителями)

Звучит музыка, дети заходят в группу.

Ход занятия

 Мы совершим путешествие в сказку и встретимся со сказочным персонажем. Давайте встанем в круг, и повторим за мной движения.

Если нам поторопиться, (ходьба на месте)

Можно в сказке очутиться. (очерчивают руками круг)

Ручками похлопаем: раз, два, три.

Ножками потопаем: раз, два, три.

Вот мы в сказке. Посмотри! (смотрим вдаль)

(Слайд: лес, избушка Бабы-Яги)

Педагог. Дети, что волшебного мы видим здесь?

Дети. Избушка на курьих ножках, в ней живёт Баба-Яга.

Педагог. Давайте присядем на стульчики.

Педагог. Почему её называют избушкой на курьих ножках?

Ответы детей

В древности в основание строения для прочности укладывали прокопчённые дымом брёвна. Процесс подготовки таких брёвен назывался курением, потом брёвна в основании дома стали называть курьи ножки.

А кто же живет в этой избушке?

Ответы детей

А Бабу-Ягу почему так зовут?

(ответы детей)

Бабу-Ягу так называют, потому что давным-давно в русском языке было слово «ягать», что означало громко разговаривать, кричать.

А когда кричат?

Дать возможность детям высказаться.

Кричат, когда сердятся, злятся. Баба-Яга всегда сердится, злится и кричит. Вот почему её так зовут.

Что это за шум? Как вы думаете, что это?

Ответы.

(Слайд: Баба-Яга летит в ступе)

Педагог. Ветер зашумел, деревья к земле склонились. Кто это едет в ступе, помелом погоняет, метлой след заметает?

Дети. Баба-Яга.

Появляется кукла

Педагог. Как вы думаете, Баба-Яга: сказочный персонаж, или настоящая бабушка? 

Педагог. Давайте сравним, чем отличаются бабушка и Баба-Яга. Похожа Баба-Яга на бабушку, с которой хочется поиграть, погулять?

Дети. Сравнивают изображение Бабы-Яги и бабушки, Это сказочный персонаж.

Вывод: на бабушку не похожа.

описывают внешность Бабы-Яги, выражение лица (злое, сердитое, одежду (неопрятная, старая, ногти не стрижены, волосы не прибраны. Горбатая, хромает.

Какой характер (добрая/злая)

В сказках вот как описывают облик Бабы-Яги: «Баба-Яга костяная нога, губы на грядке, а нос к потолку прирос». Хочется вам с такой дружить?

Дети. Нет. Рассказывают почему (страшная, не аккуратная, не опрятная, злая) .

Высказывания детей. Послушайте, как в сказках о Бабе –яге говориться. (отрывки из сказок). Какой характер у этой бабушки? (она сердитая, злая, хитрая, коварная). Как вы думаете, почему Баба – яга стала злой и коварной? (Она живет одна, её ни кто не любит, поэтому и она ни кого ни любит. Её обидел Кощей Бессмертный). 

Вспомните сказки, в которых эта бабушка, не смотря на свой характер и внешний вид, помогала главным героям. («Царевна - лягушка», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»). Давайте подумаем, во всех ли сказках Баба-Яга злая? Может быть, она всё же совершала добрые поступки? Вспомните, как помогла Баба-Яга Ивану-царевичу из сказки «Царевна-Лягушка»?

Ивана-царевича («Царевна-лягушка») накормила, напоила, баню вытопила, спать уложила, рассказала, где смерть Кощея и как её найти.

Педагог. Значит она может быть доброй. Как же Ивану удалось расположить Ягу к себе?

Он ей сказал: «Накорми, напои… », с ней никто раньше так не разговаривал, не дружил с ней, все её только боялись. Бабе-Яге стало приятно, что Иван-царевич не считал её злой и страшной.

Как вы думаете, если Баба-Яга изменится внешне, красиво оденется, причешется, она станет доброй?

Да.

А что вы ещё ей посоветуете изменить? (характер) стать доброй

Ответы детей

Педагог. Но у Бабы-Яги нет зеркала, и она не видит, что она такая непривлекательная и страшная. Давайте поможем ей: пусть она посмотрит на себя со стороны, и тогда ей точно захочется измениться.

Игра «Баба-Яга, изменись»

(сопровождается движениями)

На кого же ты похожа, Бабушка-Яга, (качают головой.)

Нос такой…

Глаза такие…

И такая вот нога…

В зеркало Яга смотрись,

Повернись и изменись. (Дети разворачиваются в круге), кукла меняется

Педагог. Какая здесь Яга? Изменилась ли она? Лицо, одежда, настроение?

Давайте скажем ей приятные слова.

Высказывания детей.

Это мы помогли ей измениться. Мы убедились, что в наших силах сделать мир вокруг нас добрее, красивее и лучше.

Добро всегда красивее и лучше зла. Подойдите пожалуйста ко мне, на мольберте изображены добро и зло. Какое изображение вам нравится больше? Обратите внимание на окружающие их цвета. Цвет вокруг добра- белый. Как вы думаете, что это означает?

Белый цвет символизирует чистоту.

Цвет вокруг зла – чёрный. Что это значит?

Чёрный цвет грусти, плохого настроения

Высказывания детей.

Мы убедились, что изображение добра - привлекательнее. Составим вокруг добра звёздный фейерверк, и оно от этого станет ещё более привлекательнее и красочнее. Возьмите звёздочки, из которых мы составим фейерверк.

Наш фейерверк будет из ярких цветов: жёлтого, голубого, красного, зелёного. Эти цвета вызывают ощущения радости, счастья, добра.

Теперь прикрепим звёздочки вокруг добра и у нас получится фейерверк.

Звучит музыка, дети клеят звёздочки.

Педагог:  взгляните, добро стало ещё прекраснее, а злу у нас места нет. Подарим фейерверк Бабе-Яге, ведь она тоже стала доброй, посмотрим на её изображение и мысленно передадим ей фейерверк и наше хорошее настроение.

(Слайд: Баба-Яга и фейерверк)

Посмотрите, ребята, и волшебный лес стал ярче, радостней и веселей.

Давайте потанцуем, движениями и мимикой передадим своё хорошее настроение.

Нам пора возвращаться из нашего путешествия. Встанем в круг, закроем глаза, представим, что мы возвращаемся из нашего путешествия по волшебному лесу, нас окружают красивые деревья, поют птицы а мы улыбаемся им в ответ.

Вот мы и в своей группе. Мы с вами совершили путешествие, узнали почему избушку называют на курьих ножках, и почему б. я. так зовут.

помогли Бабе-Яге стать доброй, увидели чем различаются добро и зло, и все вместе сделали прекрасный фейерверк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»

Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....

Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки» в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки»...