Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста
статья (средняя группа) по теме
Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве и протекает медленно в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин. Данные физиологов и детских нейропсихологов показывают, что пространственные представления ребенка являются одними из базовых функций и лежат в основе формирования высших психических функций, детской деятельности и эмоциональной жизни ребенка в целом. Доказано, что нет ни одного вида деятельности детей, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием развития и усвоения знаний, умений и навыков. Дифференцировка пространственных отношений между объектами предшествует образованию знанийо функциональных, структурных и причинно-следственных отношениях между вещами, составляющих сущность логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_prostranstvennyh_predstavleniy_u_detey.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пространство является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающего мира. Умение ориентироваться в пространстве оказывает влияние на все стороны деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Кроме того пространственная ориентация лежит в основе формировании высших психических функций ребенка. Из этого следует, что пространственные представления играют немаловажную роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием построения ребенком целостной картины мира и осознания своего места в нём.
Под пространством в психолого-педагогической литературе понимается фундаментальное (наряду с временем) понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность. Множество предметов, объектов, данных в человеческом восприятии одновременно, формирует сложный пространственный образ мира, являющийся необходимым условием ориентации любой человеческой деятельности.
Пространственные представления, согласно Б. Г. Ананьеву,– это образ предмета или явления, имеющий пространственные свойства и состоящий в пространственных отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении.
По мнению А. Р. Лурия, пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.
Согласно А. В. Запорожцу, пространственные представления – это представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).
Развитие пространственных представлений начинается с ориентировки в пространстве и с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую и левую стороны, парные части тела). Это связанно с тем, что ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета, и для дошкольников таковой становится чувственная система отсчета, т. е, ориентировка по сторонам собственного тела.
Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью, в значительной степени способствует совершенствованию пространственных представлений. Раньше всего в речи детей появляются предлоги: около, возле, у, на, по. Лишь в отдельных случаях к концу дошкольного возраста появляются предлоги и наречия. В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: сверху − снизу, слева − справа, спереди − сзади, вверх − вниз, направо – налево, вперед− назад. В целом процесс формирования пространственных представлений на вербальном уровне очень длительный и захватывает не только период дошкольного детства.
Исследования Т. А. Мусейибовой показывают, что есть определенная закономерность, характеризующая особенности развития пространственных представлений детей дошкольного возраста, а именно: освоение каждой отдельной группы пространственных отношений проходит стадию выработки опорного образа, выполняющего функцию точки отсчета в системе координат. После такой выработки опорного образа становится возможным дифференцировка противоположного положения объектов. В каждой из пар пространственных обозначений осваивается первоначально только одно из них, например: под, справа, сверху, сзади. Освоение противоположных значений над, слева, снизу и других происходит на основе сравнения с первыми.
М. М. Семаго и Н. Я. Семаго рассматривают четыре уровня пространственных представлений, которые осваивает ребенок дошкольного возраста, через составляющие элементы:
1) пространство собственного тела (сюда входят представления о собственном теле ребенка, частях тела и их взаимном расположении);
2) представления о расположении объектов в пространстве по отношению к собственному телу ребенка;
3) представления о взаимоотношении между внешними объектами;
4) пространственные представления со словесным обозначением пространства в лингвистической картине ребенка или квазипространственные представления (сюда относятся грамматические конструкции, смысл которых определяется окончаниями слов, способами их расстановки, предлогами).
Уровень владения ребёнком пространственными представлениями зависит от умения применять или использовать освоенную им систему отсчета при ориентировке в окружающем пространстве. В старшем дошкольном возрасте кроме «практического примеривания», выражающегося в реальном соотнесении окружающих объектов с исходной точкой отсчета, появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки. Это связанно с развитием глазомера ребенка, так необходимого для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи дети дошкольного возраста решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Их они способны решить только в случаях больших различий между предметами. К началу старшего дошкольного возраста дети обычно владеют умением соизмерять предметы по различным критериям (ширине, длине, высоте, форме, объему и т. д.) и после этого они медленно переходят к решению задач «на глаз». Умение решать задачи данным способом у старших дошкольников закладывается в процессе обучения. Особенно заметные сдвиги в развитии глазомера происходят, если детей обучают использовать для решения задач наложение одного объекта на другой (прикладывание вплотную друг другу), добиваясь максимального уравнивания. Но, успешное решение овладение глазомерными действиями происходит не за счет формальных упражнений, а путем включения этих действий в другие, более широкие виды деятельности. К примеру: глазомер совершенствуется в конструкторской деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок глины, чтобы ее хватило для лепки всех частей предмета и т. д.
С развитием пространственных представлений у старших дошкольников изменяется и совершенствуется характер отражения воспринимаемого пространства.
В начале старшего дошкольного возраста увеличивается площадь выделяемых ребенком участков: переднего, заднего, правого и левого. Теперь для соотнесения места объекта в пространстве не обязательно его близкое нахождение к соответствующей стороне тела. Даже удаленные объекты определяются ребенком как расположенные впереди или сзади, справа или слева от него. Постепенно окружающее пространство перестает делится на сегменты и начинает осознаваться ребенком как целое, в ее неразрывном единстве. Каждый участок или зона уже не определяется только как передний, задний, правый или левый, но возможность взаимопереходов пока исключается, так как зоны всё ещё изолированы друг от друга.
Позднее, к концу старшего дошкольного возраста ребенок выделяет преимущественно две зоны: или правую и левую, или переднюю и заднюю. В каждой из них выделяется еще два участка (или две стороны), например: в передней зоне ‒ участок, расположенный впереди справа и впереди слева; в задней ‒ расположенный сзади справа и сзади слева. Если выделены правая и левая зоны, то участками в них будут: участок, расположенный справа впереди и справа сзади; а так же слева впереди и слева сзади. Промежуточные точки пространства так же обозначаются ребенком старшего дошкольного возраста: это ‒ впереди справа и впереди слева и т. д.
Так как пространственные представления пронизывают различные сферы, и стороны взаимодействия ребенка с действительностью они становятся составной частью процесса социальной адаптации, что оказывает влияние на развитие самосознания и личности дошкольника. Кроме того, пространственные представления ребенка являются важной предпосылкой дальнейшего обучения в школе и напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Несформированность пространственных представлений к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями.
Рассматривая процесс развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы:
– процесс формирования пространственных представлений – процесс сложный, требующий активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного формирования у ребенка пространственных представлений;
– этот процесс зависит от многих факторов: от уровня развития и чувствительности анализаторных систем организма ребенка, от насыщенности познавательной окружающей среды, от окружающей лингвистической среды, от уровня реализации ведущей для ребенка деятельности (предметной, игровой), а также, от профессионализма педагога, использующего закономерности развития пространственных представлений в процессе воспитания и обучения;
– уровень сформированности пространственных представлений в старшем дошкольном возрасте определяет дальнейшее успешное обучение ребенка в школе и в целом развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР"
Статья рассказывает о том, у ребёнка с ОНР есть нарушения других психических процессов, а, именно: задерживается формирование элементарных постранственных представлений....
Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре их формирования является восприятие малышом собстве...
Родительское собрание "Игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Родительское собрание "Игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста"...
Семинар-практикум - "Дидактические игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста".
Пространственные представления - это деятельность включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещене предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружаю...
Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста через подвижные игры
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойс...
Система работы над развитием пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры
Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного т...