Программа "Окно в школьный мир" для детей 5-7 лет.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 125
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ д/с № 125
_____________________Арлаускене Е.Г.
« ___ » _____________2017г.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Окно в школьный мир»
Нормативный срок освоения: 32 часа
Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа разработана:
Заместителем заведующего по ВМР Башкиной О.В.
Воспитателем Малиновской Т.В.
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда— детского сада № 125
«30» августа 2017 г., протокол № 1
г. Калининград, 2017 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Окно в школьный мир" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года) с учётом нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года.
Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества. Возрастает потребность общества в людях, имеющих не только глубокие и прочные знания в определенной профессии, но и способных творчески подходить к решению проблем в межпредметных областях.
Данная программа актуальна, поскольку социальный заказ общества на подготовку таких людей требует от педагогической науки и практики поиска и разработки совершенно новых средств и методов организации познавательной деятельности детей, развития их интеллектуально - творческих способностей.
Отсюда объективно вытекает достаточно четкий вывод: необходимо изменить не только и не столько содержание и объём информации, а стратегию обучения детей, которым предстоит жить в динамичном, быстро меняющемся мире.
Основополагающим в этой стратегии должно быть формирование способности человека самостоятельно получать ту информацию, которая необходима для решения проблем, возникающих в различных областях деятельности человека, самостоятельно решать проблемные ситуации в различных областях и самостоятельно осуществлять рефлексию по отношению к решаемой проблеме.
Для того чтобы человек мог не только выжить в постоянно меняющемся мире, но и достойно прожить, надо сформировать у подрастающего поколения основы самостоятельности в интеллектуально-творческой деятельности.
Познание мира ребенком идет через чувственный опыт – использование анализаторов как средства познания значений признаков объекта. Затем производится обобщение: фиксация речью имени признака объекта.
Более высокий уровень обобщения выводит ребенка на умственное экспериментирование с признаками объектов и их значениями.
Особую роль играет формирование причинно-следственных связей, в процессе которых ребенок усваивает закономерности и прогнозирует результаты деятельности.
Степень включения ребенка в познавательный процесс зависит от его ЖЕЛАНИЯ, которое чаще всего мотивировано потребностями личности. Основной движущей силой возникновения желания в познавательном процессе ребенка является работа с проблемой (проблемами).
Самостоятельное познание признаков объектов и путей их преобразования при решении проблемных ситуаций является главным содержанием интеллектуально-творческой деятельности детей 3-10 лет.
Цель программы: создание педагогических условий для усвоения детьми моделей организации умственной деятельности в процессе познания, освоение способов познания и отражение их в речи.
Концептуальная направленность Программы: подготовка ребенка-дошкольника к обучению в школе с помощью образовательных технологий, основанных на методах ОТСМ - ТРИЗ. Педагогами решается дидактическая задача: не увеличивая объема получаемой ребенком информации конкретного характера, воздействия в ДОУ организуются как обучение способам познания мира через усвоение моделей ОТСМ - ТРИЗ.
При организации работы по развитию речи дошкольников дети усваивают обобщенные алгоритмы создания речевых продуктов: составление сказок, рассказов по серии картинок, по портрету, сюжетной картине, фантастических рассказов и др. Идет освоение не только моделей составления речевых продуктов, но и расширение словарного запаса, работа по становлению звуковой культуры, грамматического строя речи.
Принципы, реализуемые при подготовке детей к школьному обучению:
Нелинейность обучения, которая предполагает использование мыслительных моделей комплексно, сразу, по мере необходимости. Это позволяет разрешить противоречие между необходимостью массового подхода к подготовке и соблюдению при этом индивидуального подхода к работе с каждым дошкольником.
Педагогическое воздействие направлено на развитие обоих полушарий мозга, поскольку при работе с проблемами необходимо уметь представлять ситуации, которые не могут произойти в реальном мире, и в то же время рационально корректировать процесс анализа проблемы, обеспечивая выход на реализуемое решение в конкретных условиях.
Педагогический процесс организуется таким образом, что взрослый как бы «демонстрирует» способ мышления, который «сканируется» детьми. Это позволяет согласовать поток информации, передаваемый ребенку от взрослого с доступными его возрасту физиологическими и интеллектуальными особенностями восприятия новой информации.
Задачи:
- Побуждать детей формулировать вопросы, искать нужную информацию.
- Развивать коммуникативные навыки детей при решении творческой задачи.
- Учить решать проблемы, связанные со здоровьесбережением.
- Учить самостоятельно придумывать рифмованные тексты, используя алгоритм.
- Закрепить знания детей алгоритма разгадывания ситуативной игры «Да - нет».
- Учить самостоятельно решать изобретательские задачи, формулировать противоречия.
- Упражнять в выявлении признаков объектов и их значений.
Методы работы:
- Наглядные (иллюстрации, схемы, презентации, наблюдение, показ).
- Словесные (рассказ, беседа, объяснение).
- Практические
Планируемые результаты освоения программы:
Дети осваивают следующие умения познавательного характера:
- осознают способы познания значений признаков через анализаторы;
- значения признаков обобщают и присваивают им имя;
- преобразовывают признаки объектов в творческой деятельности;
- классифицируют объекты окружающего мира по разным основаниям;
- оперируют противоречиями;
- формулируют идеальные конечные результаты;
- решают творческие задачи (проблемы) различных типов;
- составляют творческие задачи, выстраивают собственную программу исследовательской деятельности по их решению (на доступном для их возраста уровне).
Учебный план
№ | Разделы программы | Количество часов | ||
неделя | месяц | год | ||
1 | «Человек» | 1 | 4 | 8 |
2 | «Природа» | 1 | 4 | 8 |
3 | «Рукотворный мир» | 1 | 4 | 8 |
4 | «Вселенная» | 1 | 4 | 8 |
Итого: | 32 |
Реализовывать Программу необходимо с помощью моделей, основанных на:
- общей теории сильного мышления /ОТСМ/;
- теории решения изобретательных задач / ТРИЗ/;
- методах развития творческого воображения / РТВ/.
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеразвивающей программы
социально-педагогической направленности «Окно в школьный мир»
Содержание | 6-7 лет |
Количество групп | 1 |
Начало учебного года | 1 октября 2017 г. |
Окончание учебного года | 31 мая 2018 г. |
Сроки проведения родительских собраний | Сентябрь, май |
Продолжительность учебного года | |
Всего недель | 32 |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней |
Дни занятий | среда |
Время занятий | 15.30-16.00 |
Недельная образовательная нагрузка | 1 |
Длительность условного учебного часа (в минутах) | Не более 30 мин |
Периодичность показа деятельности | май |
Тематическое планирование
Разделы программы | № п/п | Название тем | Количество часов | |
Тема: «Человек» | 1 | «Человек» «Возраст человека. Мой возраст» Составление описательный рассказов – «Системный оператор» | 1 | |
2 | «Такие разные профессии» Пересказ | 1 | ||
3 | «Забота о моем здоровье. Правила на всю жизнь» Решение творческой задачи | 1 | ||
4 | «Органы чувств» Составление загадок | 1 | ||
5 | «Поступки и характер человека» Составление рифмованных текстов | 1 | ||
6 | «Правила достойной жизни в мире людей» Анализ литературных произведений | 1 | ||
7 | «Принятие точки зрения другого человека, умение его понять» Решение творческой задачи | 1 | ||
8 | «Деятельность человека» Пересказ | 1 | ||
«Природа» | 9 | «Природа» «Главный признак живого – живая клетка» Сочинение сказки | 1 | |
10 | «Видовые различия – растения, животные, грибы, микробы» Составление рифмованных текстов | 1 | ||
11 | «Условия выживания животного и растительного мира» Пересказ | 1 | ||
12 | «Загадочный мир животных» Пересказ | 1 | ||
«Природа» | 13 | «Частички неживой природы» Моделирование веществ и рассказ о процессах | 1 | |
14 | «Процессы перехода веществ» Составление загадок | 1 | ||
15 | «Моделирование процессов» Заучивание стихов | 1 | ||
16 | «Процессы и явления в неживой природе» Рифмовки | 1 | ||
«Рукотворный мир» | 17 | «Рукотворный мир» «Функции и классификационные группы» Сравнения-загадки | 1 | |
18 | «Рукотворный мир – он разный» Пересказ по портрету с опорной таблицей | 1 | ||
19 | «Предметы – помощники человека» Составление фантастического рассказа | 1 | ||
20 | «Еще раз о назначении предметов рукотворного мира» Составление рифмованных текстов | 1 | ||
21 | «Возникновение рукотворного мира» Решение творческой задачи | 1 | ||
22 | «Изменение предметов во времени» Сочинение сказки | 1 | ||
23 | «Историческая экскурсия с предметами рукотворного мира» Пересказ | 1 | ||
24 | «Рукотворный мир в профессии людей» Анализ литературного произведения | 1 | ||
«Мир космоса» | 25 | «Мир Космоса» «Вселенная – Наша Галактика – Млечный путь – Солнечная система - Земля» Системный лифт | 1 | |
26 | «Земля – ее главные составляющие» Составление описательного рассказа по «системному оператору» | 1 | ||
27 | «Отличие Земли от других планет и звезд - сравнение» Загадки, метафоры | 1 | ||
28 | «Звезды» Пересказ | 1 | ||
29 | «Созвездия» Составление рифмованных текстов | 1 | ||
30 | «Луна – единственный спутник Земли» Анализ литературных произведений | 1 | ||
31 | «Космический город в будущем» Составление фантастического рассказа | 1 | ||
32 | «Большое космическое путешествие» Решение творческой задачи | 1 | ||
Всего: | 32 |
Содержание программы:
Первая тема «Человек»
Занятие 1
Тема: «Возраст человека. Мой возраст».
(Составление описательных рассказов – системный оператор)
Задачи.
Сформировать понятие «возраст человека».
Обучение составлению связного рассказывания по теме «Мой возраст».
Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: модель составления рассказа. Таблица системного оператора, кукла Буратино.
Предварительная работа: рассматривание фотографий людей разного возраста, беседа о том, что умеют делать люди в разном возрасте и от чего это зависит.
Занятие 2
Тема: «Такие разные профессии». (Пересказ.)
Задачи.
Закрепить значение некоторых профессий.
Продолжать учить моделировать текст и запоминать его с помощью модели.
Вызвать желание при пересказе передавать интонацией характер текста.
Оборудование: «Круги Луллия» с набором картинок.
Предварительная работа: работа над проектом «Профессия моей мечты».
Занятие 3
Тема: «Забота о моём здоровье. Правила на всю жизнь».
(Решение творческой задачи.)
Задачи.
Формировать умение видеть и решать проблемы, используя приемы личной аналогии.
Дать понятие, что в любой проблеме надо найти объект и сформулировать к его признакам противоречие.
Оборудование: обозначение для трех команд на творческое задание.
Предварительная работа: сбор материалов по сохранению своего здоровья.
Занятие 4
Тема: «Органы чувств». (Составление загадок.)
Задачи.
Учить детей подбирать сравнения, основанные на восприятиях человека (обонянии, осязании, зрении, вкусовом и тактильном ощущениях), и использовать их при составлении загадок.
Повторить имена признаков объекта и алгоритм составления загадки.
Оборудование: лепестки цветка с изображением органов чувств.
Предварительная работа: игры с пособием «Признак – значение признака».
Занятие 5
Тема: «Поступки и характер человека». (Составление рифмованных текстов.)
Задачи.
Формировать у детей понятие, что по действиям героев можно определить их свойства характера.
Продолжать учить составлять небольшие рифмованные тексты.
Оборудование: сюжетные картинки, схема составления лимериков.
Предварительная работа: чтение рассказов о детях Носова, Осеевой, Воронковой; рифмование слов.
Занятие 6
Тема: «Правила достойной жизни в мире людей». (Анализ литературных произведений.)
Задачи.
Учить выделять противоречия в смоделированных ситуациях из литературного текста, делать выводы, уточнять текст «загадок» и составлять собственные.
Формировать понятие о достойном и недостойном поведении.
Оборудование: разные книги с выразительными обложками. Алгоритм анализа литературного героя, схема составления ситуативной «Да - нет».
Предварительная работа: чтение рассказов В. Драгунского. Повторение алгоритма анализа литературного героя и правил составления ситуативной «Да - нет».
Занятие 7
Тема: «Принятие точки зрения другого человека, умение его понять».
(Решение творческой задачи.)
Задачи.
Уточнить представление детей об основных средствах коммуникации (речь, мимика, жест, моделирование) и учить анализировать их с точки зрения другого человека.
Развивать коммуникативные навыки детей при решении творческой задачи.
Закрепить понятия «ключевая проблема» и «трудность».
Оборудование: листочки по количеству детей, алгоритм решения творческой задачи.
Предварительная работа: подготовка презентации проекта «Я и другие люди».
Занятие 8
Тема: «Деятельность человека». (Пересказ.)
Задачи.
Учить пересказывать текст, передавая точно эмоциональное состояние героев.
Уточнить понятие «сила слова» как начало любой деятельности.
Оборудование: карточки со словами из пословиц.
Предварительная работа: игры «Собери пословицу», «Объясни пословицу».
Вторая тема «Природа» (8 часов)
Живая природа
Уточнение общей характеристики живой природы. (Главный признак живого – живая клетка.) Виды: растения, животные, грибы, микробы и видовое различие.
Какие два царства не воюют. (Сравнение растительного мира по различным признакам, многообразие мира растений и мира животных, условия выживания.)
Копилка к проекту «Загадки природы» (собираем чудеса в мире живой природы).
Презентация книги-выставки «Необъяснимо, но факт».
Мы – часть живого мира (общее и отличное человека от других животных).
Занятие 9
Тема: «Главный признак живого – живая клетка». (Сочинение сказки.)
Задачи.
Продолжать учить составлять сказки описательного типа, побуждать к воспроизведению текста новой сказки с помощью драматизации.
Уточнить необходимые условия для жизни на земле, закрепить знания об условиях жизни в разных частях света.
Оборудование: системный оператор, силуэты животных и растений, карта.
Предварительная работа: сбор информации об условиях жизни и размножении живой клетки, составление загадок, рифмовок.
Занятие 10
Тема: «Видовое различие - растения, животные, грибы, микробы».
(Составление рифмованных текстов.)
Задачи.
Учить самостоятельно находить рифмующиеся пары слов и создавать рифмованные тексты на предложенную тему по выбранному алгоритму.
Закреплять знания о видовом разнообразии в живой природе.
Оборудование: картинки объектов живой природы, картинка живой клетки.
Предварительная работа: игры с пособием «Имя признака», чтение рассказов о животных и растениях, беседа о видовом различии живой природы.
Занятие 11
Тема: «Условия выживания животного мира». (Решение проблемной задачи.)
Задачи.
Обобщить представление детей, что у одного животного бывают разные значения признаков.
Учить детей, что у одного вида животного есть различия по признакам.
Учить детей решать проблемные задачи по принципу: так же, как.
Оборудование: картинки с изображением волков, разных по возрасту, количеству и месту обитания.
Предварительная работа: повторить с детьми основные признаки зимнего периода и способы защиты животных от холода.
Занятие 12
Тема: «Загадочный мир животных». (Пересказ.)
Задачи.
Учить пересказывать, передавая точно основную мысль текста.
Закрепить знания детей о внешнем виде и повадках представителей животного мира.
Оборудование: карточки с изображением следов животных, картинки с животными, картинки по содержанию текста.
Предварительная работа: работа над проектом «Живая природа»; чтение литературы о приспособлении разных животных к жизни в разное время года.
Природа неживая
Занятие 13
Тема: «Частички неживой природы».
(Моделирование веществ и рассказ о процессах.)
Задачи.
Дать понятие о том, что неживая природа – это соединение твердого, жидкого и газообразного веществ.
Продолжать учить моделировать некоторые процессы и их объяснять.
Оборудование: карточки с изображением жидкого, твердого, газообразного тела, картинки объектов неживой природы: сосулька, пар, лужа и т. д.
Предварительная работа: закрепить знания детей о том, как изображается твердое, жидкое, газообразное вещество через «маленьких человечков». Понаблюдать некоторые явления: снегопад, кипение, замораживание воды и т. д.
Занятие 14
Тема: «Процессы перехода веществ». (Составление загадок.)
Задачи.
Учить сравнивать объекты по различным признакам и составлять загадки, самостоятельно определяя схему.
Закрепить понятие возникновения объектов неживой природы.
Оборудование: выставка рисунков объектов неживой природы.
Предварительная работа: наблюдение в природе, проведение опытов.
Занятие 15
Тема: «Моделирование процессов». (Заучивание стихов.)
Задачи.
Закрепить понятие о том, что объекты неживой природы имеют три состояния, учить моделировать эти состояния.
Продолжать учить запоминать текст с помощью зарисовки содержания.
Оборудование: карточки с изображением модели состояния объектов неживой природы (человечки жидкого, газообразного и твердого вещества). Листы для зарисовки пиктограмм по содержанию стихотворения.
Предварительная работа: игры на моделирование объектов неживой природы.
Занятие 16
Тема: «Процессы и явления в неживой природе». (Рифмовки).
Задачи.
Учить самостоятельно подбирать рифмующиеся пары слов и создавать рифмованные строчки на предложенную тему.
Упражнять детей в моделировании процессов твердых, жидких и газообразных веществ.
Оборудование: картинки с изображением действующего вулкана и грозы. Магнитные модели человечков твердого, жидкого и газообразного веществ.
Предварительная работа: сбор информации для проекта «Королева Неживой природы».
Третья тема «Рукотворный мир»
Мир, который человек делает своими руками (8 занятий)
Рукотворный мир - он разный. Как возник рукотворный мир? (Исторический экскурс, изменение предметов во времени, законы развития систем, прогнозы развития рукотворных объектов.)
Проект «Мастер – человек» (царица рукотворного мира).
Сбор копилки картинок предметов рукотворного мира. С помощью воспитателя копилка структурируется по признаку функции (чем помогает этот объект человеку).
Делаются схематические изображения разных классификационных групп и картинки помещаются по коробочкам.
Вывод 1: человек создает (творит, изобретает) разные предметы, как помощников себе.
Рекомендуется организовать лепку и смоделировать первые предметы древнего человека, сравнить их с современными.
Вывод 2: идеи создания предметов древний человек брал из окружающей жизни.
Вывод 3: если ты мечтаешь о чём-нибудь, то надо думать, как воплотить эту мечту в жизнь.
Педагог вместе с детьми ищет отрицательные свойства предметов рукотворного мира и обсуждает, как можно сделать предмет лучше.
Рисование улучшенных объектов.
Вывод 4: предметы рукотворного мира всегда можно улучшить. Это делают мастера-изобретатели.
Вывод 5: изобретать может и ребёнок.
Занятие 17
Тема: «Функции и классификационные группы – сравнения». (Загадки, оксюмороны.)
Задачи.
Учить детей самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов.
Упражнять в составлении двух-трехстрочных загадок по разным моделям.
Оборудование: предметные картинки, схемы для составления загадок.
Предварительная работа: игры с пособием «Имя признака», сбор копилки по проекту о рукотворном мире.
Занятие 18
Тема: «Рукотворный мир – он разный». (Составление рассказа по картине - портрет.)
Задачи.
Учить различать внешние особенности людей разных профессий.
Закреплять знания о назначении рукотворных объектов.
Продолжать учить составлять рассказы по портрету.
Оборудование: предметные картинки, портреты людей на рабочем месте, план – схема для составления рассказа по картине на каждого ребенка.
Предварительная работа: сбор информации об истории вещей. Чтение рассказов о труде взрослых.
Занятие 19
Тема: «Предметы – помощники человека». (Составление фантастического рассказа.)
Задачи.
Учить детей составлять связный текст, в котором сворачивается функция объекта.
Упражнять в преобразовании предметов и их частей с помощью приемов ТПФ.
Оборудование: предметные картинки, схема системного оператора.
Предварительная работа: игры с волшебниками, чтение фантастических рассказов.
Занятие 20
Тема: «Еще раз о назначении предметов рукотворного мира». (Составление рифмованных текстов.)
Задачи.
Учить самостоятельно, создавать четверостишья на заданную тему.
Закреплять понятие о том, что все предметы имеют свое назначение.
Оборудование: предметные картинки.
Предварительная работа: сбор копилки «Информация о рукотворных предметах».
Занятие 21
Тема: «Возникновение рукотворного мира». (Решение творческой задачи.)
Задачи.
Учить самостоятельно решать изобретательские задачи, формулировать противоречия.
Побуждать объяснять словами способы противоречия.
Оборудование: предметные картинки, школьные принадлежности для первоклассника, учебники, портфель.
Предварительная работа: игра «Хорошо - плохо», игры с признаками рукотворных предметов.
Занятие 22
Тема: «Изменение предметов во времени». (Сочинение сказки.)
Задачи.
Продолжать учить составлять тексты сказочного содержания.
Закреплять знания детей об изменчивости (усовершенствовании) рукотворного мира.
Оборудование: карточки с картинками
Предварительная работа: работа в рамках проекта. Повторить алгоритм составления сказки.
Занятие 23
Тема: «Историческая экскурсия с предметами рукотворного мира». (Пересказ.)
Задачи.
Учить детей пересказывать близко к тексту, развивать умение замечать неточности в своем пересказе и исправлять их.
Развивать интерес к истории создания предметов.
Оборудование: картинки по содержанию текста.
Предварительная работа: игры на классификацию предметов, организация выставки оптических приборов.
Занятие 24
Тема: «Рукотворный мир в профессии людей». (Анализ литературного произведения.)
С. Баруздин «Как Алеше учиться надоело».
Задачи.
Продолжать учить анализировать литературные произведения.
Развивать интерес к школьной жизни.
Оборудование: карточки анализа литературных произведений.
Предварительная работа: чтение произведений о людях разных профессий, о школьниках.
Четвертая тема «Вселенная»
Вселенная – наш общий дом (8 занятий)
Задачи.
Формируются понятия: «Вселенная бесконечна, в ней находятся планеты и звезды и наша Солнечная система, которая состоит из множества планет и нашей Земли тоже, и вращаются они вокруг Солнца»; «звезды – это как Солнце и они бывают разные»; «отличие Солнца от планеты»; «отличие Земли от других планет»; «Луна – природный спутник Земли, спутники есть у других планет»; «космонавт профессия современности, первые космонавты»; «люди разных профессий изучают Вселенную».
Формируются навыки сбора информации и элементарного структурирования по объектам Вселенной.
Краткое содержание:
1. Копилка: книги, картинки и другое, связанное с космической тематикой.
2. Картотека: (деление информации):
– звезды
– планеты
– спутники
– человек осваивает космос.
3. Создание модели Вселенной, модель профессий людей, изучающих космос.
4. Продукт: составление рассказов и последующие иллюстрации.
5. Вселенная – наш общий дом: экскурсия по сделанным поделкам.
6. Дальнейшее использование: детские продукты дарятся детскому саду.
Занятие 25
Тема: «Вселенная (весь наш огромный мир) – Наша Галактика – Млечный путь – солнечная система – Земля». (Системный лифт.)
Задачи.
Дать детям знания об устройстве Вселенной и её основных составных частях.
Учить детей видеть связи космических объектов.
Оборудование: карта Вселенной.
Предварительная работа: уточнить представление детей о Вселенной, о созвездиях, Млечного пути, рисование карты Вселенной.
Занятие 26
Тема: «Земля, и ее главные составляющие». (Составление описательных рассказов.)
Задачи.
Учить самостоятельно выстраивать линию развития планеты Земля.
Подвести к пониманию, что качества жизни на планете Земля зависит от человека.
Оборудование: модель Солнечной системы, карточки с названиями планет. Системный оператор.
Предварительная работа: работа над проектом «Наш дом - Вселенная», сбор копилки.
Занятие 27
Тема: «Отличие Земли от других планет и звезд – сравнение». (Загадки, метафоры, оксюмороны.)
Задачи.
Закрепить знания детей о структуре Солнечной системы.
Продолжить учить детей составлять сравнения, загадки и метафоры по моделям.
Уточнить знания детей о главных отличиях Земли от других небесных тел.
Оборудование: схемы составления загадок и метафор. Картинки с видами созидательной и разрушительной деятельности человека на Земле.
Предварительная работа: повторить названия планет и их особенности. Повторить схемы составления загадок и метафор.
Занятие 28
Тема: «Звезды». (Пересказ.)
Задачи.
Уточнить представление о том, что звезды – раскаленные шары, находящиеся очень далеко от земли, поэтому кажутся маленькими.
Самым крупным звездам человек дал название и объединил в одно созвездие.
Оборудование: карта звездного неба. Текст рассказа, доска, мел.
Предварительная работа: рассматривание карты звездного неба, обсуждение с детьми, что такое звезды, созвездия. Сообщить некоторые названия созвездий и звезд.
Занятие 29
Тема: «Созвездия». (Составление рифмованных текстов.)
Задачи.
Повторить правила составления рифмованных текстов.
Закрепить названия и особенности некоторых созвездий.
Оборудование: карта звездного неба. Схема составления лимериков.
Предварительная работа: рассматривание карты звездного неба, повторение названий некоторых звезд и созвездий. Выяснение с детьми их знаков Зодиака и поиски этих созвездий на звездном небе.
Занятие 30
Тема: «Луна – единственный спутник Земли». (Анализ литературных произведений.)
Задачи.
Уточнять представления детей о небесном теле – спутнике Земли.
Продолжать учить сужать поле поиска в пространстве.
Закреплять знания детей алгоритма разгадывания ситуативной «Да - нет».
Побуждать самостоятельно, составлять «загадки».
Оборудование: модель Солнечной системы. Таблица разгадывания «загадок»
– выяснение реальности ситуации;
– жанр литературного произведения;
– выяснение признаков каждого объекта;
– выяснение времени происходящего;
– выяснение места происходящего;
– выяснение предметов, представленных в сюжете;
– выяснение результатов взаимодействия объектов.
Схема составления ситуативной «Да - нет»
Занятие 31
Тема: «Космический город в будущем». (Составление фантастического рассказа.)
Задачи.
Продолжить учить составлять связный рассказ фантастического плана, используя алгоритм.
Закрепить знания детей о разности условий проживания на Земле и в Космосе.
Уточнить представление о назначение городов и главных составляющих.
Оборудование: листы бумаги, карандаши, схема составления фантастического рассказа.
Предварительная работа: уточнить представление детей о назначении города - это комфортное проживание большого количества людей, занимающихся разными делами. Главные составляющие города: место, где человек находится с семьей (жилой дом), места, где люди разного возраста работают, отдыхают, посещают для своих нужд (магазин, парикмахерская, бассейн, больница и т. д.). Все места в городе должны быть связаны с помощью дорог, где есть средство передвижения. Города должны быть удобны, красивы. Название города должно соответствовать этим характеристикам.
Рассматривание картинок космических станций, ракет. Беседа об их устройстве, чтение литературы.
Занятие 32
Тема: «Большое Космическое путешествие». (Решение творческой задачи.)
Задачи.
Продолжать учить детей различать проблему и трудности.
Побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы.
Выделять ключевую проблему, понимать, что такое поток проблем.
Оборудование: два листа бумаги формата А4, фломастеры, доска, мел.
Предварительная работа: чтение рассказов фантастического характера, связанных с Космосом.
Список используемой литературы:
- Альтшуллер Г.С. Структура талантливого мышления. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. — М.: Сов. Радио. — 1979.
- Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества / В.А. Бухвалов. — М.: Просвещение, 1983.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л. С. Выгодский. — М., 1983.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: пособие для учителей / А.А. Гин. — Гомель: ИПП «Сож », 1999.
- Жмырева М.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречием / М.А. Жмырева, Т.А. Сидорчук. — Ульяновск: Симбирская книга, 2001.
- Злотин Б.Л. Месяц под звездами фантазии: школа развития творческого воображения / Б.Л. Злотин, А.В. Зусман. — Кишинев: Лумина, 1998.
- Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру / С. А. Козлова, Л.И. Катаева. — М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.
- Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками / А. В. Корзун. — Минск: Университетское, 2000.
- Мурашковска И.Н. Картинки без запинки / И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс. — С.-Пб.: ТРИЗ – ШАНС, 1995.
- Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков, Ф.А. Сохин. — М.: Просвещение, 1998.
- Программа «Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4 – 7 лет /Т.Н.Доронова и др.. — 4-е издание – М.: Просвещение, 2005.
- Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества / Ю.П. Саламатов. — М.: Просвещение, 1990.
- Сапогова Е.Е. Ребенок и знак / Е.Е. Сапогова. — Тула, 1993.
- Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений / Т.А. Сидорчук. — Обнинск: ООО Росток, 1998.
- Сидорчук Т.А. Система творческих заданий, как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Т.А. Сидорчук. — М., 1998.
- Сидорчук Т.А. Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. — Мозырь: ООО ИД Белый ветер, 2006.
- Творческие задания «Золотого ключика». /авторы и составители Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. — Самара: ДОУ № 277, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...
Игровая терапия для профилактики школьной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста.
Представлены игры направленные на спочение коллектива, знакомство и умения взаимодействовать....
Диагностика готовности к школьному обучению детей с ОНР.
Диагностика готовности к школьному обучению....
Диагностика готовности к школьному обучению детей с ОНР.
Диагностика готовности к школьному обучению....
Конспект занятия, направленного на развитие мотивационного компонента школьной готовности детей подготовительной к школе группы.
Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.Хочется предложить вашему вниманию один из конспектов занятий, разраб...
Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. В большинстве случаев родителям, ...
Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха
Данные педагогических и психофизиологических наук, в частности таких, как детская и педагогическая психология, психофизиология дошкольного возраста, являются основой построения программного содержания...