Консультация "Значение дидактических игр для детей старшего возраста"
консультация (старшая группа) по теме

Алчинова Светлана Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

   МБДОУ   Бакалинский   детский  сад   «Радуга»

               КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ

                   ЗНАЧЕНИЕ   ДИДАКТИЧЕСКИХ   ИГР  

                 ДЛЯ   ДЕТЕЙ    СТАРШЕГО   ВОЗРАСТА

                                                Выполнила: воспитатель старшей группы

                                                                      Алчинова С.Н.

                                   2018 год

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка, и поэтому рассматривается педагогической наукой как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные, игры с песком, подвижные.

 Игра занимает существенное место в жизни ребенка дошкольного возраста, оказывает значительное влияние на его развитие и выступает основным видом деятельности.

 Во всем многообразии игры ребенка возможно выделить два принципиально отличающихся друг от друга вида – сюжетную игру и игру с правилами. Оба вида игр обладают своим специфическим развивающим значением, и важнейшей задачей практического педагога и родителей является создание условий, способствующих их развитию. Особенность игр с правилами заключается в том, что они аккумулируют все другие типы игр, становятся доминирующей игровой формой в старшем дошкольном возрасте. В этих играх ребенок как бы обыгрывает роль взрослого человека с постепенным усложнением условий игры. Игры с правилами возникают из ролевых игр с воображаемой ситуацией, их содержанием является правило и задача. Мотив этих игр содержится в самом процессе игры, но уже опосредован конкретной задачей.

 Игры с правилами подразделяют на дидактические и подвижные. Дидактические игры – это обучающие игры. Цель этих игр – формирование познавательной активности ребенка посредством решения дидактических задач. Каждая дидактическая игра имеет задачу, игровые действия и игровые правила. Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. В зависимости от используемого материала выделяют игры с предметами (игрушками, природными материалами и другие), настольно-печатные и словесные.

 Вашему вниманию я представляю многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка».

Дидактические задачи этого пособия:

  1. Развивать мелкую моторику
  2. Развивать сенсорное восприятие.
  3. Развивать пространственную ориентировку.
  4. Способствовать развитию качественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  5. Развивать навыки слогового анализа.
  6. Развивать навыки звукового анализа.
  7. Обогащать словарный запас.
  8.  Способствовать совершенствованию лексико-грамматических конструкций (согласование прилагательных с существительными, согласование числительных с существительными).
  9.  Развивать связную речь.

Варианты игр

«СОБЕРИ ГУСЕНИЦУ»

Цель: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета.

  • Собери гусеницу какого-либо цвета, соединяя брюшки. Гусеницу какого цвета ты собрал?

«ДЛИННАЯ И КОРОТКАЯ»

Цель: закреплять представления о длине и цвете, пополнять словарный запас ( «самая длинная», «самая короткая»).

  • Найди и покажи самую длинную (короткую) гусеницу. Какого она цвета?

«А НУ-КА, ПОСЧИТАЙ»

Цель: закреплять навык количественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

  • Возьми всех гусениц и разложи их по порядку от самой короткой до самой длинной. Посчитай , сколько всего гусениц. Попробуй посчитать в обратном направлении.

«ПОСМОТРИ И ЗАПОМНИ»

Цель: закреплять навык порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

  • Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Внимательно посмотри на них одну минуту. Закрой глаза. Попробуй назвать по порядку, гусеницы каких цветов лежат на столе. Открой глаза и проверь.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Цель: закреплять навык порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

  • Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Посмотри внимательно на них одну минуту. Закрой глаза. Открой глаза и посмотри, что изменилось. Гусеницы какого цвета не стало? Гусеница какого цвета появилась?

«СОБИРАЙ И НАЗЫВАЙ»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, память, мышление, речь, умение различать цвета.

  • Положи перед собой красную, желтую, синюю, розовую и зеленую гусениц. Какие гусеницы лежат слева от розовой гусеницы, а какие-справа? Гусеница какого цвета лежит между желтой гусеницей и розовой? ( И т. п.)

«СЛЫШУ - СОБИРАЮ»

Цель: развивать фонематический  слух, мелкую моторику.

  • Собирай  гусеницу из брюшек, когда услышишь звук: один звук – одно брюшко. Собираем красную гусеницу, если заданный звук гласный; зеленую гусеницу – если звук мягкий согласный; синюю гусеницу – если звук твердый согласный

«КАРТИНКИ ДЛЯ ГУСЕНИЦ»

Цель: побуждать дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

  • Собери синюю и зеленую гусениц. Раздай им картинки.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, МЕСТО ЗВУКА НАЗОВИ»

Цель: побуждать определять место звука в слове (начало, середина, конец).

  • Ребенок берет картинку, определяет место звука в слове.
  • Взрослый предлагает три схемы из брюшек гусениц. Ребенок раскладывает картинки под схемами в соответствии с местоположением данного звука.

«СОСТАВЬ СХЕМУ»

Цель: закреплять навыки звукового анализа, умение различать согласные звуки по глухости и звонкости, твердости и мягкости, развивать мелкую моторику.

  • Составь звуковую схему слова. Определить согласные, глухие или звонкие, подобрать нужные брюшки. Посчитать, сколько звуков в слове.

«РАЗ, ДВА, ТРИ – СЛОВА НА СЛОГИ ПОДЕЛИ»

Цель: развивать мелкую моторику, слоговой анализ, умение определять ударный слог.

  • Дети делят слова на слоги и собирают схемы из брюшек. При знакомстве детей с ударением дополнительно используем  желтую гусеницу, ее брюшки со знаком ударения – ударные слоги.

«ПОСЧИТАЙ»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

  • Посчитай гусениц. Посчитай брюшки гусениц.

«КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»

Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

  • Гусеница какая? Голова какая? Брюшко какое?

«А НУ – КА РАССКАЖИ»

Цель: развивать связную речь, фантазию, творческое воображение.

  • Возьми гусеницу, которая нравится тебе больше всех. Дай ей имя и расскажи о ней.

  В методике развития речи широко представлены известные и проверенные годами на практике игровые упражнения. Я предлагаю использовать в качестве игровых приемов ребусы.

  « Ребус- загадка, в которой искомое  слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков» (С.И. Ожегов). Ребусы – одна из самых популярных и интересных головоломок. Благодаря им можно научиться нестандартно видеть и решать задачи. Ребусы называют гимнастикой ума. В отличие от простой загадки, основанной на словесном описании, ребус не только расширяет словарный запас, но и развивает логическое, образное мышление, тренирует зрительную память, внимание и правописание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего возраста

Развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей...

Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего возраста. «В гости к звуку [Щ]»

Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). Оно может быть использовано педагогами во время образовательной и самостоятельной деятельности, а также ро...

Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего возраста. «В гости к звуку [Щ]»

Мультимедийная игра Цель пособия: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа....

Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего возраста "Кто я?"

Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего возраста "Кто я?"...

Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми подготовительной группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)

Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (подготовительной группы).ФПАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ   1. Узнай песню по двум звукам 2.Бубенчики 3.Музы...