Консультация воспитателям "Как помочь ребенку адаптироваться к дошкольному учреждению"
консультация (младшая группа) по теме

Облетова Алёна Николаевна

В материалах даны рекомендации воспитателям о взаимодействии с родителями ребенка и самим ребенком  в период адаптации к условиям ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку адаптироваться к дошкольному учреждению

ОБЩЕНИЕ  ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА

В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Это очень важный вопрос, от решения которого зависит психофизическое состояние малыша в момент привыкания к детскому саду, а возможно — и в дальнейшем.

Перед поступлением ребенка в детское учреждение воспитателю следует обсудить с родителями следующие проблемы.

1. Каков распорядок дня ребенка? Как в семье проводятся режимные процедуры?

Воспитатель должен поинтересоваться, как ребенок пользуется туалетом, как он засыпает и просыпается, в какое время лучше спит, умеет ли он есть сам, какую пищу предпочитает, есть ли в семье ритуалы по поводу режимных моментов (например, поют ли ребенку песенку перед сном). Он должен также познакомить родителей с распорядком дня в группе, обсудить с родителями проблему согласования домашнего режима с распорядком дня, принятым в семье. Полученную информацию воспитатель должен учитывать в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.

2. Какой тип общения предпочитает малыш?

Если выяснится, что ребенок предпочитает только эмоциональное общение со взрослыми, нужно посоветовать родителям побольше играть с ребенком в игры с предметами, с сюжетными игрушками, стимулируя его инициативу в общении, поддерживая любознательность.

3. Стремится ли ребенок к самостоятельности в игре?

Если ребенок не умеет сам себя занять, на это нужно обратить внимание близких. Организуя совместные игры, им следует стимулировать самостоятельную игру ребенка. Например, собирая вместе с ним пирамидку, можно предложить ему самому закончить сборку, а играя с малышом в кормление куклы, можно попросить его от имени куклы причесать или искупать ее в ванночке. Периоды совместной игры должны чередоваться с периодами самостоятельных занятий ребенка.

4. Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании в ходе режимных процедур?

Если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые, нужно обратить внимание родителей на то, чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, поддерживали его желание самому есть, одеваться и пр.

Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях! Одни сидят и безучастно ждут, когда воспитательница начнет одевать их, другие же без всяких приглашений пытаются одеваться сами. Такую же картину можно наблюдать и за столом, и на игровой площадке. Общая пассивность ребенка, постоянное ожидание того, что взрослые накормят, оденут, приласкают его, поиграют с ним, не должны остаться вне поля внимания родителей и воспитателей.

5. Как ребенок относится к посторонним взрослым?

Если ребенок пугается чужих взрослых, плачет, пытается спрятаться за маму, отказывается от общения с ними, можно посоветовать родителям расширить круг общения малыша. Лучше заранее подготовить его к встрече с новыми людьми: приглашать в гости знакомых, ненадолго водить ребенка к своим друзьям. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее и лучше привыкнуть к новому окружению в детском учреждении.

6. Умеет ли ребенок общаться с другими детьми, какие чувства он испытывает в обществе сверстников?

Если малыш испытывает трудности в этой сфере, родителям следует почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников, играть с ними в игры-забавы, поощряя положительные эмоциональные проявления по отношению друг к другу, организовывать несложные игры, помогая налаживать совместную игру и улаживая конфликты.

Если же ребенок испытывает значительные трудности во всех сферах, родителям лучше повременить с поступлением ребенка в детское учреждение и в течение нескольких месяцев уделить специальное внимание его развитию.

ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С РЕБЕНКОМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Самый трудный момент для ребенка и мамы — расставание в первые дни посещения детского сада. Если мама не может остаться с малышом, его переход в группу в любом случае должен быть постепенным. Воспитатель ласково разговаривает с малышом в присутствии мамы, помогает переодеться, предлагает ему интересную игрушку, убеждает маму немножко поиграть с ребенком, сам играет вместе с ними. После того как малыш успокоится, мама говорит ему, что ненадолго уйдет, но обязательно скоро вернется.

Для маленького ребенка очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Задача взрослых сделать первые дни пребывания ребенка в детском саду максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия. Облегчить переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с родителями помогут любимая игрушка, какая-нибудь вещь, принадлежащая маме или папе, небольшой семейный альбом. Эти вещи ребенок может хранить на своей кроватке и играть с ними, когда захочет, засыпать рядом с ними. Можно посоветовать родителям принести из дома одеяльце ребенка, застелить им его кроватку. Можно также прикрепить к спинке кроватки фотографию мамы.

Очень часто в первые дни посещения детского учреждения ребенок стремится к постоянному физическому контакту со взрослым, не отпускает его от себя. Это серьезно затрудняет работу воспитателя, который должен уделять внимание всем детям, организовывать режимные моменты и пр. Проблема может стать еще более сложной, если в группу поступают сразу несколько новых детей. Поэтому прием таких детей должен осуществляться постепенно, не более чем 2-3 ребенка в неделю.

Самое главное для воспитателя завоевать доверие малыша, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для того чтобы лучше понять ребенка, воспитателю нужно самому почаще вспоминать свой детский опыт разлуки с близкими, свои переживания и страхи. Это поможет с большим терпением переносить усталость или раздражение от постоянно плачущего и цепляющегося за одежду ребенка.

Что можно сделать, если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму?

Приведем несколько советов.

  • Не игнорируйте слова ребенка. Когда он без конца повторяет «мама придет», — он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет и ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос ребенка отвечайте утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму.
  • Ободрив малыша, постарайтесь переключить его внимание на игрушки, обойдите вместе с ним комнату, рассмотрите, что в ней находится. Если ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, вместе поиграйте с ней, а затем попробуйте оставить его ненадолго одного, объяснив, например, что вам нужно помыть руки, и пообещайте быстро вернуться. Уйдите на несколько минут, а затем вернитесь к ребенку. Так он научится понимать, что вы всегда рядом.
  • Если ребенок продолжает постоянно следовать за вами, подключите его к своим делам. Посадите рядом с собой на стульчик, если вы что-то делаете, попросите помочь убрать игрушки, предложите принести книжку, чтобы почитать ее вместе с другими детьми, и пр. Поступая таким образом, вы установите некоторую дистанцию между собой и ребенком и в то же время будете вместе с ним.
  • Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто па первый взгляд чувствует себя спокойно. Равнодушие, апатия — один из признаков психологического дискомфорта, неблагополучия в эмоциональной сфере. Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе игрушку, и отказывается играть, начните играть сами неподалеку от него. Лучше всего, если это будет сюжетная игра, по ходу которой вы можете придумывать диалоги персонажей, иногда обращаясь к ребенку и постепенно втягивая его в игру. Такую игру можно развернуть с кем-нибудь из хорошо играющих детей. Может быть, такая игра больше заинтересует малыша.
  • Не забывайте поиграть с ребенком в эмоциональные игры — такие, как «Сорока-ворона», «Догонялки», «Прятки». Игра в прятки имеет особое значение для детей данного возраста, выполняет определенную дидактическую функцию. Она позволяет ребенку упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы или папы.
  • Организуйте такие игры между несколькими детьми. Вы будете по-прежнему в центре ситуации, но с вашей помощью дети смогут весело поиграть друг с другом.
  • Во время режимных процедур следует учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Например, если ребенок привык дома, перед тем как заснуть, слушать колыбельную, спойте ее, положите рядом с малышом мягкую игрушку, приласкайте его. Если маленький ребенок привык дома сосать соску или нить воду из бутылочки с соской, и это успокаивает его, разрешите ему делать так, как он привык. Постепенно, глядя на других детей, он сам захочет пить из чашки. Если ребенок плохо и слишком медленно ест, посадите его напротив малыша, который ест быстро и с аппетитом. Привлеките к нему внимание ребенка. Возможно, подражая сверстнику, ребенок будет есть охотнее.

ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Наиболее эффективная форма адаптации ребенка к детскому учреждению — это группы кратковременного пребывания со специально организованной деятельностью воспитателя и психолога с мамами. Существует определенная последовательность формирования психологической автономности ребенка от мамы в группе.

Это этапы:

«Мы играем только вместе»;

«Я играю сам, но ты будь рядом»;

«Иди, я немножко поиграю один»;

«Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».

Прохождение каждого этапа зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Остановимся па этапах «отделения» малыша от мамы и постепенного обретения самостоятельности.

Первый этап. «Мы играем только вместе»

Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности и сама активно играет во все игры. На данном этапе мама и ребенок — единое целое. Они играют или рисуют в четыре руки, танцуют или бегают в паре. В свободной деятельности мама сопровождает ребенка, следуя его интересам, знакомит его с играми и игрушками в группе, сопровождает его в туалет, одевает, раздевает и пр.

Второй этап. «Я играю сам, но ты будь рядом»

Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Малыш постоянно возвращается к ней, оглядывается па нее. Это лишь первые пробы на самостоятельность. Здесь важно научить маму одновременно отпускать ребенка, следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы.

Постепенно ребенок добровольно включается в игры с педагогом, другими детьми, чужими мамами.

Третий этап. «Иди, я немножко поиграю один» Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Он просит маму остаться па стульчике в стороне, хорошо играет с педагогом и детьми, хорошо ориентируется в обстановке. У него появляются любимые игры и игрушки, он запомнил необходимые правила.

Когда наступает такой момент, можно предложить маме подождать ребенка в приемной. Главное в этой ситуации то. что мама предупре ждает ребенка: она ненадолго отлучится. И действительно ненадолго отлучается, если ребенок согласен на это.

Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы. При этом нужно обязательно подчеркнуть: мама не обманула ребенка, она действительно отлучилась только па некоторое время и вернулась к нему.

Постепенно можно увеличивать время отсутствия.

Четвертый этап. «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя»

На этом этапе ребенок, собираясь в детское учреждение, уже знает, что будет в группе один, и согласен на это. Он легко ориентируется в группе, активен в общении.

Это завершающий этап в процессе становления психологической автономности ребенка. Далее необходимо время для ее укрепления. Здесь важна стабильность в работе группы. Детей должен всегда встречать знакомый педагог; последовательность видов деятельности в течение дня должна оставаться неизменной. Если в работе группы происходят какие-то изменения, необходимо подготовить к этому ребенка, объяснить, что происходит, даже побыть с ним некоторое время, пока он не почувствует себя хорошо.

Важная роль в этом процессе принадлежит маме. Ее доверие к воспитателю, ее готовность участвовать в адаптации улучшают процесс. Необходимы беседы, совместное планирование работы.

Важно, чтобы любой новый опыт ребенок раннего возраста постигал через маму или другого близкого человека. Это поможет ему удостовериться в безопасности данного опыта.

В настоящее время во многих детских садах мамам предлагают побыть с малышом в первые дни его пребывания в детском саду, но их пребывание никак специально не организуется. При этом ребенок, находясь с мамой в группе, остается членом пары «мать — ребенок» и не включается в детскую группу. Эта пара замкнута друг на друга и остается в некотором смысле инородным телом в детском коллективе. Поэтому очень важно, чтобы мама не просто присутствовала рядом с ребенком, но принимала активное участие в жизни группы и играла не только со своим ребенком, но и с другими детьми.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ МАМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Поддерживайте инициативу воспитателя и сотрудничайте с ним во всем.

Активно играйте не только со своим ребенком, но и с другими детьми.

| Если вы поиграли с малышом, соберите игрушки и поставьте их на место, чтобы и другие могли поиграть.

Предоставьте выбор игры ребенку. Взрослый следует за ребенком, поддерживает его интерес, становится партнером по игре.

Взаимодействуя с ребенком, старайтесь держаться на уровне его глаз.

Активно радуйтесь удачам малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению?

Несколько советов воспитателя родителям, которые отдают ребенка в детский сад. Советы по легкому "вхождению" ребенка в социум - группа детского сада....

Консультация "Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению"

С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтом...

«КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ АДАПТИРОВАТЬСЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ»

Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято считать процесс вхождения  ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.Адаптацию в ус...

Как помочь ребёнку адаптироваться к дошкольному учреждению.

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопро...