Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе
статья (подготовительная группа) на тему

Туктарова Ирина Семёновна

Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе.

Когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, обычно имеют в виду, умеет ли он читать и считать. Для большинства родителей очевидно: до школы детей необходимо научить хотя бы всем буквам и счету до двадцати.

Хорошо, если ребенок посещает детский сад, где с ним занимаются специалисты. « Домашние» же дети полностью зависят от культуры своих родителей, их образованности, а они в разных семьях весьма различны.

Центры раннего развития дошкольников способны удовлетворить целый ряд социальных потребностей:

- компенсировать общее личностное развитие детей, не посещающих дошкольные учреждения;

- выровнять адаптационные возможности будущих первоклассников;

- обеспечить подготовку дошкольников к обучению в образовательных учреждениях.

Между тем практика показывает: даже с детьми, неплохо подготовленными по русскому языку, математике, чтению, учителю трудно работать. Многие первоклассники не могут сосредоточиться на задании, не умеют слушать учителя, обладают неразвитой памятью, невнимательны. Эффективность обучения ребенка в начальной школе гораздо больше зависит от степени развития памяти, внимания, воли, умение управлять своими действиями, а не от знания букв и цифр, навыков чтения и счета.

Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества- доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе по законам нравственности, т.е. на основе согласия собственных потребностей и стремлений.

Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре. С его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с природой и окружающими людьми, а именно это и составляет суть культуры. Многие взрослые сами утратили моральные ориентиры и не всегда представляют себе, что, когда и как следует формировать у детей того или иного возраста. Учитывая сложившуюся ситуацию, педагоги и родители должны четко представлять основные методологические проблемы, без решения которых эффективное нравственное воспитание детей в современных условиях невозможно.

- Первая проблема заключается в определении тех идеалов, норм и принципов, которые могут быть положены в основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Это соблюдение порядка, умение элементарно обслужить себя, оказывать помощь близким людям в домашних делах, быть вежливыми и внимательными при общении с незнакомыми людьми и т.д.

- Вторая методологическая проблема – проблема перехода от воспитания, основанного на принуждении, к такому воздействию, которое базируется на личном стремлении ребенка «быть хорошим» в глазах окружающих. Это выражается в потребности быть принятым окружающими, прежде всего близкими людьми.

Нравственное воспитание может стать эффективным тогда, когда оно строится на выработке у ребенка основных элементов этого механизма, который включает следующее:

  1. Формирование у ребенка начиная с 2,5-3 лет чувства гордости, т.е. представления о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристики уровня притязания. Чувство гордости способно стимулировать или тормозить процесс саморазвития личности. Гордость- ключ к регулированию темпов индивидуального развития. Чувство гордости впервые обнаруживается у ребенка как заявление «Я Сам».

Заниженная гордость формируется тогда, когда ребенка постоянно ругают, одергивают, предупреждают его возможные действия. Заниженная гордость означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы, а значит, отсутствие внутреннего стимула к развитию. Отсюда медлительность в развитии, боясь осуждения других.

Завышенная гордость чаще всего проявляется у ребенка в результате излишних похвал за все - начиная от успехов, достигнутых в результате собственных усилий.

  1. Воспитание чувства стыда. Сформированность  этого чувства выражается в том, что ребенок приобретает способность самостоятельно преодолевать свои недостатки под воздействием внешней негативной оценки.
  2. Формирование совести, т.е. умение самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них как положительные, так и отрицательные моменты. Обычно ребенок оказывается способен к этому примерно в 5 лет.
  3. Чувство долга перед другими и самим собой. Ребенок должен постепенно подойти к осознанному пониманию своей зависимости от окружающих людей и обстоятельств, которые обеспечивают нормальную совместную жизнь в социоме.
  4. Чувство ответственности, т.е умение самостоятельно побуждать себя заботиться о других. Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо – совместными усилиями родителей и педагогов-формировать у детей такие качества, как нормально развитая гордость, стыд, совесть.

- Третья методологическая проблема нравственного воспитания-проблема понимания тех практических задач, которые строят перед воспитателем при работе с дошкольниками. Таких задач 3:

1. Необходимо сформировать у ребенка вышеназванный механизм нравственного развития;

2. Целесообразно обеспечить участие ребенка  во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия: с близкими людьми, со сверстниками, с природой.

В отношениях с близкими людьми состоит в умении ребенка заботиться о близких, проявлять чувство, сочувствие.

В отношениях со сверстниками – это умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству.

3. Актуальность практической задачей нравственного воспитания является выработка у них умение противостоять отрицательным примерам, с которыми каждый ребенок сталкивается в повседневной жизни.

Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки ребенка к школе.

Эффективность обучения ребенка в начальной школе гораздо больше зависит от степени развития памяти, внимания, воли, уровня самоорганизованности, умения управлять своими действиями, а не от знания букв...

«Важные аспекты подготовки к школе»

Консультация для родителей на тему: «Важные аспекты подготовки к школе»...

Сообщение к семинару на тему: «Формирование социально – нравственных качеств у старших дошкольников как аспект подготовки к школе»

Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем?  Для начала надо...

Формирование нравственных качеств, как важнейший аспект подготовки детей к школе

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, качеств и свойств, делающих его...

Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки ребенка к школе.

Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки ребенка к школе. Когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, обычно имеют в виду, умеет ли он читать и считать. Для большинств...

Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки детей к школе.

Когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, обычно имеют в виду, умеет ли он читать и считать. Для большинства родителей очевидно: до школы детей необходимо научить хотя бы всем буквам и счету до...