Проект "Вместе с музыкой хорошей к нам приходят чудеса"
проект (старшая группа) по теме

Гутарова Татьяна Сергеевна

Проект по музыкальному воспмтанию  детей старшего дошкольного возраста. В проекте представлен материал для консультаций с родителями и воспитателями, беседы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-vmeste_s_muzykoy_horoshey_k_nam_prihodyat_chudesa.docx215.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №52»

                            ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

Проект по музыкальному воспитанию

«Вместе с музыкой хорошей к нам приходят чудеса»

           http://konakovohor.ru/uploads/posts/2016-01/thumbs/1453918007_66865210.jpg

Музыкальный руководитель

Высшей категории

Гутарова Т. С.

                                

ОГЛАВЛЕНИЕ

Паспорт  педагогического проекта

Пояснительная записка:

  • Актуальность проекта;
  • Состав участников и продолжительность проекта;
  • Этапы работы над проектом:
  • Подготовительный;
  • Практический:
  • Содержание работы по ознакомлению дошкольников с произведениями П. И. Чайковского;
  • Модель реализации проекта по областям;
  • Модель реализации проекта в работе с родителями.
  • Заключительный.

Приложение 1. Беседа с детьми «История создания «Детского альбома».

Приложение 2. Презентации по восприятию музыки из «Детского альбома»

Приложение 3. Консультация для родителей «Классическая музыка в жизни ребенка»

Приложение 4. Консультация для воспитателей «Классическая музыка в самостоятельной деятельности детей»

http://amazingguitar.ru/wp-content/uploads/2014/09/686106Comp_1.png.png

                 ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЕКТА

Структура

Содержание

Тема

Месте с музыкой хорошей к нам приходят чудеса»

Адресация проекта

Педагогам образовательных учреждений

Автор проекта

Гутарова Т. С. Музыкальный руководитель МБДОУ №52

Участники проекта

Воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, дети старших групп, родители.

Возраст воспитанников

Старшая возрастная группа 5-6 лет

Особенности проекта

Направленность:  интеллектуальный (познавательный).

Количество создателей: индивидуальный.

Проект по количеству детей: групповой.

Проект по продолжительности: долгосрочный (в течении учебного года)

Цель проекта

Формирование представлений  о классической музыке написанной для детей П. И. Чайковским.

Задачи проекта

См. пояснительную записку.

Ресурсы проекта

Музыкальный центр, DVD- проигрыватель, мультимедийный проектор, обучающие презентации, подборка   произведений П. И. Чайковского, ноутбук,

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат  деятельности педагогов - Формирование у старших дошкольников представлений о классической музыки для детей.

Продукты деятельности педагогов:  презентации, консультации, развлечение.

Продукты деятельности детей и родителей:  организация выставки рисунков детей,

Результат  деятельности детей:  приобретение знаний, путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.

Продукты деятельности детей совместно с другими участниками:  рисунки и творческие поделки, музыкальные произведения,  стихи, рассказы, развлечение

Аннотация

См. пояснительную записку.

Этапы работы над проектом

Этапы осуществления проекта

См. пояснительную записку.

http://amazingguitar.ru/wp-content/uploads/2014/09/686106Comp_1.png.png

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Одной из важнейших задач педагогического процесса в ДОУ  в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами является развитие музыкальности детей.  Понятие «музыкальность»  включает в себя различные виды музыкальной деятельности: восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальная игра, игра на музыкальных инструментах.

Музыка, среди многих элементов системы воспитания, занимает одно из главных мест, по своей способности вызвать в ребенке творческую фантазию.

Развитие творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной  деятельности.

В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, ребята приобретают необходимые навыки, умения, знания)  для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления. Полученные детьми в процессе восприятия музыки музыкальные впечатления способствуют успешному развитию исполнительских и творческих способностей.

Слушание музыки – активный творческий процесс, так как слышать, а лучше сказать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить и может быть даже пофантазировать.

Еще до школы необходимо сформировать у детей первоначальные представления о выше изложенном.

Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Вместе с музыкой хорошей к нам приходят чудеса» по произведениям П. И. Чайковского из «Детского альбома».

Цель проекта:        Формирование представлений  о классической музыки,  написанной для детей П. И. Чайковским.

Задачи проекта:

1. Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;

2. Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского;

3. Вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности.

http://amazingguitar.ru/wp-content/uploads/2014/09/686106Comp_1.png.png

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

1. Дети старшего дошкольного возраста.

2.Музыкальный руководитель.

3. Воспитатели.

4. Родители детей.

Сроки проведения проекта: с1 ноября 2015 года по 1 мая 2016 года.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРЕКТОМ

I этап-подготовительный

II этап-практический

III этап-заключительный (творческий)

http://amazingguitar.ru/wp-content/uploads/2014/09/686106Comp_1.png.png

                            ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На данном этапе проводилась беседа с детьми с целью выявления знаний детей о классической музыке. Беседа проведенная с детьми (приложение1) позволила сделать выводы в процентном соотношении.

Восприятию музыки, как направлению в музыкальном воспитании детей, нужно уделять как можно больше внимания, так как музыка в тесном контакте с другими видами музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) способствуют развитию всесторонне развитой личности.

Опыт показывает, что работа с родителями должна рассматриваться как неотъемлемая часть этого процесса. Именно в тесном сотрудничестве с семьей, при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях педагогов и родителей можно достичь желаемой цели. Одним из эффективных способов знакомства родителей с особенностями развития их детей, новыми формами и приемами этого развития является их участие в проектной деятельности.

Цель данного этапа – формулировка проблемы.

Данный этап позволил определить проблему и выбрать участников проекта.

Задачи данного этапа:

  1. Выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о классической музыке
  2. Изучить методическую литературу по данной проблеме.
  3. Определить формы и методы работы с детьми и их родителями.

Участники проекта:

  • Дети старшей группы;
  • Музыкальный руководитель;
  • Воспитатели;
  • Родители.

http://amazingguitar.ru/wp-content/uploads/2014/09/686106Comp_1.png.png

              ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Цель этапа:

Содействовать творческому развитию личности дошкольника средствами восприятия классического музыкального произведения.

Задачи:

  • формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической музыкой, обогащение музыкальными впечатлениями;
  • знакомство с доступными музыкальными образцами классической музыки («Детский альбом» П. И. Чайковского);
  • сообщение первоначальных сведений о музыке, о ее жанровой принадлежности, о «музыкальном образе», о средствах музыкальной выразительности;
  • формирование основ музыкального вкуса.

Предполагаемый результат:

Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста при использовании классической музыки на занятиях (танцевальные композиции, музыкальные и художественные  образы (изображение музыки на листе бумаги))

http://amazingguitar.ru/wp-content/uploads/2014/09/686106Comp_1.png.png

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над проектом:

  • Изучение литературы по теме;
  • Составление презентаций;
  • Выступление детей на различных праздниках и мероприятиях (танцевальные постановки с использованием классической музыки)

Работа с родителями:

  • Консультация;
  • Оформление информации на стенде;
  • Оформление памятки.

Самореализация:

  • Презентации для детей по данной теме («Детский альбом» П. И. Чайковского);
  • Музыкальная гостиная.

Методическая литература:

Изучение программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

«Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты», «Музыка о животных и птицах», «Настроение, чувства а музыке», «Природа и музыка», «пнсня, танец, марш»

http://amazingguitar.ru/wp-content/uploads/2014/09/686106Comp_1.png.png

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СЛУШАНИЯ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗ «ДЕТСКОГО АЛЬБОМА» муз. П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Месяц

Репертуар

Методы и формы

октябрь

«Новая кукла» муз. П. И. Чайковского

Просмотр презентации и мультфильма

ноябрь

«Баба Яга» муз. П. И. Чайковского

Просмотр презентации и мультфильма

декабрь

«Марш деревянных солдатиков» муз. П. И. Чайковского

Просмотр презентации и мультфильма. Передача сказочного музыкального образа через музыкально-ритмические движения.

январь

«Зимнее утро» муз. П. И. Чайковского

Просмотр презентации и мультфильма. Изображение музыки на листе бумаги.

февраль

«Мама» муз. П. И. Чайковского

Просмотр презентации и мультфильма. Портрет мамы.

март

«Итальянская песенка» муз. П. И. Чайковского

Просмотр презентации и мультфильма. Изображение музыки в рисунке.

апрель

«Старинная французская песенка» муз. П. И. Чайковского

Просмотр презентации и мультфильма.

Музыкальная гостиная.

                   

http://amazingguitar.ru/wp-content/uploads/2014/09/686106Comp_1.png.png

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель моего проекта- содействовать творческому развитию личности дошкольника средствами восприятия классической музыки. В ходе проекта мы говорили с детьми о значимости классической музыки, о жанрах произведений, о художественном образе.

На подготовительном этапе мы выяснили, что многие дети не знают зачем и для чего  в детском саду они слушают классические произведения, в том числе произведения из «Детского альбома» П. И. Чайковского. При реализации проекта выяснилось, что не все дети могут узнавать жанры классических произведений. Для  объяснения этого материала детям мною были сделаны презентации, мы посмотрели  мультфильмы на различные произведения из «Детского альбома», поставили и исполнили танцы на музыку из «Детского альбома».

Как результат нашей работы с детьми были нарисованы сказочные сюжеты на музыку П. И. Чайковского, а так же дети выступали на праздничных утренниках и мероприятиях с танцевальными композициями на музыку П. И. Чайковского.

На заключительном этапе была проведена беседа с детьми, которая показала, что  уровень знания детей стал следующим:

                                                       

                                   Приложение 1

                     «История создания «Детского альбома»

Первое упоминание о замысле «Детского альбома» относится к февралю 1878 года. Чайковский в это время находился в длительном заграничном путешествии. В письме к П. Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».

В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.

«Детский альбом» написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.

Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

http://amazingguitar.ru/wp-content/uploads/2014/09/686106Comp_1.png.png

                                      Приложение 2

Перечень презентаций «Детский альбом»

 музыка П. И. Чайковского.

  • «Новая кукла» муз. П. И. Чайковского
  • «Баба Яга» муз. П. И. Чайковского
  • «Марш деревянных солдатиков» муз. П. И. Чайковского
  • «Зимнее утро» муз. П. И. Чайковского
  • «Мама» муз. П. И. Чайковского
  • «Итальянская песенка» муз. П. И. Чайковского
  • «Старинная французская песенка» муз. П. И. Чайковского

http://amazingguitar.ru/wp-content/uploads/2014/09/686106Comp_1.png.png

                                    Приложение 3

                      Консультация для родителей

«Классическая музыка в жизни ребенка»

На протяжении всей моей педагогической работы я ищу ответ на важный вопрос: как привить ребятам чувство возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой подделки. Где та «золотая середина», которая поможет устоять в мире музыки?

Казалось бы, к нам в детский сад приходят 2-3-летние малыши, с которыми можно начинать работать, как говорится, «с чистого листа». Но и они уже успели нахвататься это пресловутой «попсы» .

Начинать решать эту нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки, которые слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете человек.

И именно пению колыбельных мы, взрослые, уделяем незаслуженно мало внимания. А ведь они очень просты в исполнении и в то же время так богаты в проявлении чувств. Пойте колыбельные своему малышу почаще и не только в младенческом возрасте, ведь для нас наши дети всегда остаются детьми. Спойте вместе в тихий вечерок колыбельную – и эти минуты душевного единения останутся надолго и в вашей памяти и в памяти вашего ребенка.
И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Я абсолютно уверена, что это должна быть классическая музыка классическая.

Заранее предвижу скептический вопрос: а не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык?

С уверенностью отвечу: нет, не рано! Во-первых, я с большой тщательностью и соблюдением всех возрастных особенностей подхожу к подбору музыкального репертуара. Во-вторых, мои убеждения подтверждены исследованиями ученых – психологов. Их выводы однозначны: классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека.

Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет имеет огромное влияние на ребенка. Не умаляя значимости нашей педагогической работы, считаю, что авторитет родителей выше нашего, педагогического, авторитета. И если мама с папой будут интересоваться, чем мы занимаемся на музыкальных занятиях (а я по мере готовности прошу детей продемонстрировать дома свои умения и обязательно высказывать свои впечатления), то наши дети почувствуют удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в том, что они все делают правильно.

Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки. В этом я с удовольствием вам помогу. Почаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, вашему малышу лучшим другом!

Я думаю, вы согласитесь со мной, что в наше непростое, противоречивое время, когда теряются нравственные ценности и ориентиры, музыка приобретает особое, великое значение. Как говорят великие: все приходящее, а музыка вечна. Как вечны ее идеалы, ее способность быть рядом и в горе, и в радости. Музыка заставляет нашу душу и мысли трудиться, задумываться над смыслом бытия. Но эта душевная работа невозможна без высокой музыкальной культуры, музыкального вкуса, воспитанного с детства. И в этом смысле на нас, педагогах и родителях, лежит ответственная задача: заложить прочный фундамент общечеловеческих ценностей, воспитать человека, способного ценить прекрасное, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

И в заключение прошу ответить на вопросы анкеты, которая поможет решить вопросы музыкального воспитания вашего малыша (см. Приложение)

Приложение

АНКЕТА

Дорогие мамы и папы!

Для более глубокого и объективного изучения индивидуальных особенностей Вашего ребенка и отслеживания динамики его музыкального развития, пожалуйста, заполните предлагаемую Вам анкету.

  1. С каким настроем, по Вашему мнению, Ваш ребенок посещает музыкальные занятия? ___________
  1. Делится ли он с Вами своими успехами и впечатлениями в области музыки? __________
  1. Часто ли вы интересуетесь его достижениями? _________
  1. Упоминает ли ребенок в своих рассказах имена композиторов – классиков, названия их музыкальных произведений, высказывает ли свое отношение к услышанному? ________
  1. Как вы сами относитесь к популярной классической музыке, часто ли вы слушаете ее дома? _______________________________________________
  1. Считаете ли вы, что классическое искусство в целом и музыка в частности оказывают положительное влияние на развитие и характер Вашего ребенка? _________________

Приложение 4

Консультация для воспитателей.

«Классическая музыка в самостоятельной деятельности детей»

         Музыка в повседневной жизни детского сада — еще одна форма организации музыкальной деятельности детей. Она включает в себя использование музыки в свободной деятельности детей. Это -  слушание записей на дисках,   самостоятельное музицирование детей; упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д;  различные виды развлечений: тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т.д; праздничные утренники.

Использование музыки в повседневной жизни детского сада входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.

Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество) приобретают различное содержание в зависимости от организационных форм, в которых они протекают. Методы руководства деятельностью в каждой из форм тоже специфичны. Так, слушание музыки на занятии — активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержания. Педагог руководит этой деятельностью, организует произвольное внимание детей. В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, звучащую по радио или в записи на дисках, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.

Используется в повседневной жизни детского сада и активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы-концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные впечатления. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказать о старинной музыке и дать послушать ее в записи исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган).

Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен.

В тематической беседе-концерте можно сравнить музыку разных исторических эпох, например танцы (или взять другие жанры).

Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора П. И. Чайковского, рассказу о его жизни. Например, в беседе-концерте о музыкальном «Детском альбоме» П. И. Чайковского,  можно детям рассказать, что этот альбом написан для больного племянника композитора. В  нем слышатся радостные впечатления ребенка , а так же грусть, переживания. Это такие произведения из альбома как: «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Баба Яга». «Марш деревянных солдатиков», «Мама», «Утренняя молитва». П. И. Чайковский много путешествовал  и включил в этот альбом произведения, которые передавали быт народов разных стран. Это такие произведения как: «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка», «Итальянская песенка».

Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса), ценностного отношения к музыке.

Форма занятия не всегда позволяет включать подобные развернутые беседы о музыке, ее продолжительное слушание из-за недостатка времени . Поэтому используя в свободной совместной деятельности такие формы работы с детьми как просмотр презентаций или мультфильма, способствуют всестороннему развитию личности ребенка.

http://amazingguitar.ru/wp-content/uploads/2014/09/686106Comp_1.png.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка отбасына қалай келеді. Как музыка приходит в дом. Консультация музыкального руководителя для родителей на русском и казахском языках.

Консультация музыкального руководителя детского сада для родителей на русском и казахском языках....

Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год

Сценарий Новогоднего прадника разработан для детей старшей группы....

Мастер-класс «Хорошее в человеке приходиться проектировать, и педагог обязан это делать»

Обучение участников мастер- класса проектированию положительных качеств личности...

Тематический день «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год»

Дать детям новые знания об истории празднования Нового года, об истории создания елочных игрушек; развивать фантазию и желание создавать украшения для праздника своими руками....

"Музыка хорошего настроения" 2021 год

Музыкальное занятие для подготовительной группы "Музыка хорошего настроения" 2021 год...

Конспект занятия "В Новый Год приходят чудеса!"

Конспект занятия "В Новый Год приходят чудеса!"Цель: Формирование представления детей об обычаях и традициях празднования Нового года....