"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-Детский сад № 7» города Бийска
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством
математических игр»
Автор: Поклонова Елена Александровна
воспитатель
г. Бийск, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Обоснование актуальности…………………………………………………………….…….3
2. Условия возникновения и становления опыта…………………………………….…….….3
3. Теоретическая основа опыта…………………………………………………..…..............…3
4. Технология опыта………………………………………………………………………….…4
4.1. Цель………………………………………………………………………………………….4
4.2. Задачи………………………………………………………………………………………..4
4.3. Принципы работы……………………………………………………………………..……5
4.4. Формы работы………………………………………………………………………………5
4.5. Методы и приемы…………………………………………………………………………..5
5. Результативность………………………………………………………..……………………6
6. Трудоемкость опыта………………………………………………………………………….7
7. Адресная направленность……………………………………………………………………7
Литература ……………………………………………………………………………………..7
1. Обоснование актуальности
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического.
А.М. Леушина [4, с 14], считает, что формирование у дошкольников математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками и приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Основная цель - повышение уровня мыслительных операций, умения рассуждать, развитие интеллектуальных возможностей детей, создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников, использование математических игр развивающего характера и подготовка к успешному обучению в школе.
2. Условия возникновения и становления опыта
Опыт формировался в МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 7» г. Бийска. Были задействованы дети пяти-семи лет и их родители. Опыт осуществлялся в течение двух лет.
3 Теоретическая основа опыта
Теоретической базой опыта является рассмотрение основных закономерностей развития мышления у детей дошкольного возраста и раскрытие содержания понятия математические игры.
Самым благоприятным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективного развития и дает возможность ребенку достичь больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образцов и легкость манипулирование ими. Развитие мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
П.П. Блонский подчеркивал: «Мышление - та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей детей»
Положение Л.С. Выгодского о том, что обучение может дать развивающий эффект лишь при условии, что ребёнок усваивает новые знания не пассивно, а активно в процессе практической деятельности; о том, что при обучении, направленном на развитие мыслительной деятельности, ребёнок становится способным самостоятельно добывать и систематизировать знания, т.е. саморазвиваться.
Положение П. Гальперина о том, что обучение должно строиться в соответствии с закономерностями поэтапного формирования умственных действий. Когда происходит постепенный переход действия из практического (внешнего) плана в умственный (внутренний) план.
Положение Ж. Пиаже, П. Гальперина, Л. Венгера о том, что под развитием логического мышления в дошкольном возрасте рассматривается развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации, сериации, абстрагированию.
Положение Д. Эльконина, О. Дьяченко о ведущей роли игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности.
4. Технология опыта
4.1 Цель: Создание благоприятных условий для формирования и развития логического мышления у старших дошкольников посредством математических игр.
4.2. Задачи:
1. Теоретически обосновать эффективность совместной и самостоятельной деятельности детей по развитию логического мышления у старших дошкольников через математические игры.
2. Изучить современный опыт работы педагогов и педагогические технологии по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления.
3. Разработать картотеку логических игр, необходимых для целенаправленной работы по развитию логического мышления у старших дошкольников.
4. Определить критерии оценки уровня развития логического мышления у детей в процессе математической игры.
Развитие у детей логического мышления посредством математических игр будет успешным при создании следующих условий:
1. Наличие перспективного плана работы по организации математических игр.
2. Создание картотеки математических игр.
3. Проведение мониторинга уровня развития логического мышления.
4. Систематическая и целенаправленная работа с родителями, позволяющая их вовлечь в воспитательно-образовательный процесс, направленная повышение родительской компетентности в вопросах интеллектуального развития детей.
4.3. Принципы работы
1. Принцип научности – предполагает подкрепление всех проводимых мероприятий научно-обоснованными и практически - апробированными методиками.
2. Принцип индивидуальности – учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.
3. Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми по развитию логического мышления через логические игры.
4. Принцип комплексности и интегрированности – взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
5. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.
6. Принцип результативности в получении положительных результатов работы.
7. Принцип партнёрства – во взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса.
8. Принцип целевой направленности – предполагает ориентацию деятельности на результат.
4.4. Формы работы
С детьми:
1. Словесные: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение.
2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца.
3. Практические: игровые действия, выполнение воспитателем игровых действий, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
С родителями:
- анкетирование;
- родительские собрания;
- консультации;
- развлечения;
- беседы;
- мастер-класс;
- папки-передвижки;
- презентация проектов.
С педагогами:
- беседы;
- круглый стол;
- семинары-практикумы;
- мастер-класс.
4.5. Методы и приёмы
Игровые методы:
- вхождение в воображаемую ситуацию;
- выполнение практических действий по получению необходимой информации.
- ситуации.
Диалогические методы:
- беседа;
- формулировка выводов;
- проблемные вопросы.
Методы обучения:
- показ способа действия
- проблемная ситуация;
- упражнения.
5. Результативность
С целью проведения мониторинга были использованы следующие методики:
- методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала);
- тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления.
Сводная таблица оценки уровня развития логического мышления детей № 1
Итоговая диагностика 2016-2017 уч.год
Критерии | Высокий | Средний | Низкий |
Умение сравнивать | 14% | 65% | 21% |
Умение классифицировать | 12% | 73% | 15% |
Умение обобщать | 10% | 67% | 23% |
Ориентировка в пространстве | 19% | 52% | 29% |
Память | 20% | 47% | 33% |
Умение самостоятельно рассуждать | 14% | 54% | 32% |
Умение работать в микрогруппе | 15% | 45% | 40% |
Сводная таблица оценки уровня развития логического мышления детей № 2
Итоговая диагностика за 2017-2018 уч. год.
Критерии | Высокий | Средний | Низкий |
Умение сравнивать | 36% | 51% | 13% |
Умение классифицировать | 33% | 56% | 11% |
Умение обобщать | 48% | 43% | 9% |
Ориентировка в пространстве | 30% | 61% | 9% |
Память | 52% | 43% | 5% |
Умение самостоятельно рассуждать | 44% | 51% | 5% |
Умение работать в микрогруппе | 38% | 53% | 9% |
В результате:
• Все дети умеют сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать.
• Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
• Высказывают свои суждения, умеют обосновать доказательства.
• Активизировался словарный запас.
Опыт показывает, что математические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний.
Таким образом, происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие дошкольников.
6. Трудоемкость опыта
Согласно требованиям ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Трудоемкость формирования опыта заключается:
- в создании системы использования занимательных дидактических игр, заданий, упражнений, шахматных игр, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения, самостоятельному поиску решений, выбору вариантов выполнения заданий в процессе разнообразных видов деятельности;
- в разработке планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию внимания, памяти, восприятию детей дошкольного возраста путём комбинации развивающих игр в рамках комплексно-игрового метода;
- в подборе пособий, литературы;
- в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности).
7. Адресная направленность
Опыт по данной теме может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в работе по формированию логического мышления у старших дошкольников посредством математических игр.
Литература
1. Белошистая А. В. О диагностике математического развития детей [Текст] / А. В. Белошистая //Дошкольное воспитание. – 2011. - №3.
2. Бондареко А.К. Дидактические игры в детском саду. - Изд. Просв.: 1991
3. Ерофеева Т.И. Математика до школы: пособие для воспитателей дет. сада: в 2 кн. - М.: Школ. пресса, 2005. Кн. 1. - 64 с.
4. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974.
5. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: ТЦ «Учитель», 2007.
6. Грачева, З.А. Значение математической игры «Танграм» для умственного развития дошкольников [Текст] / З.А. Грачева // Дошкольное воспитание. 2005 - №1 – с. 18-22.
7. Кузнецова, Г. Веселые математические истории для дошкольников [Текст] / Г. Кузнецова //Дошкольное воспитание. – 2012.- № 12.
8. Перелетова, И. «Путешествие на машине времени». Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы [Текст] / И. Перелетова //Дошкольное воспитание. – 2012.- № 3.
9. Крылова Н.М. Влияние логических задач на умственное и речевое развитие детей [Текст] / Н.М. Крылова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2009. С. 403-405.
10. Ткаченко Т.А. Логические задачи для развития речи [Текст]: учебник / Т.А. Ткаченко. – Москва: «Книголюб», 2014.-55с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Из опыта работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-матеметических игр, таких как "Блоки Дьенеша", "Палочки Кюизенера" и др....
ПРОЕКТ « РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР»
Актуальность проблемы развития логического мышления: на современном этапе дошкольного образования особое внимание уделяется обес...
Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...
Творческий отчет «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр и игровых упражнений».
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста....
Выступление на базе ВЦПН: мастер – класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»
Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логическо...
Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»
Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»...
" Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр
Как вы сами знаете в нашем современном мире, все стремительно меняется и развивается, у детей с первого класса сложная программа, которая ориентирована на логическое мышление ребен...