" Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр
консультация по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Как вы сами знаете в нашем современном мире, все стремительно меняется и развивается, у детей с первого класса сложная программа, которая ориентирована на логическое мышление ребенка. В подготовительной к школе группе обучение детей решению задач на смекалку способствует дальнейшему развитию их умственной деятельности, способности планировать ход поисков.

Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого------ Считается, что главное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, писать и считать, ну, еще познакомить ребенка с цифрами, складывать и вычитать. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Однако запас заученных знаний кончается очень быстро, через месяц-два. Несформированность собственного умения продуктивно мыслить, то есть самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании, очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». Математика занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры .Отсюда очевидно, что содержание обучения дошкольников математике должно быть направлено на развитие мыслительной деятельности — сравнения, умозаключения, рассуждения, обобщения, анализ, то есть — решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

 Так часто это бывает: ребенок успешно читает, пишет и считает, но почему-то плохо успевает в школе. В чем же причина? Оказывается, в том, что у него не вполне развито, логическое мышление. Это сравнительно просто: механически читать, писать и считать. Намного сложнее — анализировать ситуации, делать на их основе свои выводы, сопоставлять, делать собственные умозаключения. Вот почему логические игры так полезны : они дают пишу для размышлений, учат думать, делать выводы на основе полученной информации. Думать, творить, получать удовольствие от новых знаний — вот что требуется ребенку для того, чтобы он был не просто «бегло читающим» или «математически натасканным».

В процессе работы  над проектом перед нами  встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у них элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить их самостоятельно мыслить, а так же доставить радость от процесса познания. мы считаем, что использование логико-математических игр приводит к развитию творческих и интеллектуальных способностей, воображения, логического мышления. Это и есть цель нашей  работы.

При подборе и проведении логико-математических игр  учитывали следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

Использую следующие методы и приёмы:

Игровые методы:

• вхождение в воображаемую ситуацию;

• выполнение практических действий по получению необходимой информации.

• ситуации.

Диалогические методы:

• беседа;

• формулировка выводов;

• проблемные вопросы,

Методы обучения:

• показ способа действия

• проблемная ситуация;

• упражнения.

 

Работу по развитию логического мышления через формирование элементарных математических представлений  начинали  с  младшей группе. Научив детей накладывать один предмет на другой, можно переходить к более сложному приему – прикладыванию.

Сравнение – это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам.

Сначала ребенок учиться сравнивать предметы по внешним признакам: по форме, цвету, длине, ширине, величине. Затем он начинает сравнивать предметы, отделяя существенные признаки от не существенных.

На первых этапах игры, мы с детьми учились просто сравнивать предметы и геометрические формы. соединяли линиями геометрические фигуры и похожие на них предметы. Затем мы использовали «Волшебный мешочек», из которого мы доставали различные предметы и игрушки. А детям раздавали геометрические  фигуры, которые им необходимо было поднимать при сравнении с предметом. Обязательным условием игры - назвать  геометрическую фигуру, на которую  похож предмет.

Работая в группе младшего возраста, можно с детьми проиграть самые простые игры.

1. Найди все фигуры ,какая эта по цвету (по размеру, форме).( показ дидактических игр)

2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету)

3 Игры «Сложи узор»

Игры основаны на построение, моделировании творческого процесса, создании

микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны

интеллекта ребенка.

В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся

ориентироваться в пространстве и во времени, развивают внимание, память,

мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь.

Игры

Цель:

  Развивать у детей представление о числе;

  Научить их измерению с помощью мерки;

  Развивать комбинаторные способности;

  Познакомить с ориентированием;

 

4 «Найди половинку каждому предмету»

Цель: Расширять представление  ребёнка об окружающем мире, учить детей складывать из частей целое. Развивать зрительное  восприятие, мелкую моторику, связную речь, коммуникативные навыки. Воспитывать самостоятельность, интерес к играм.

5  « Чья тень»

Цель: Учить зрительно анализировать ситуацию.Задачи: Развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление, память, набюдательность

6 Собери фигуру из палочек.

Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек. Пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. При использовании мелких палочек у детей развивается мелкая моторика рук, координация движений.

Логические задачи для старшего возраста

Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения

Развитие логического мышления через загадки и задачи.

В воспитании и обучении большое значение уделяется занимательным играм и задачам. Они интересны для детей, захватывают их, а чтобы найти верный ответ, надо подумать.

Логические задачи - это упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями. Такие задачи учат детей связывать причину и последствия, учат угадывать результат.

Предлагаю вам несколько интересных логических задач-шуток, которые подходят для детей старшего дошкольного возраста:

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5)

- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе. (4)

- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг)

- На столе стояло 3 стакана. Ваня подошел и выпил из одного. Сколько стаканов осталось? (3)

- Шел человек в лес, а навстречу ему 2 знакомых. Сколько человек пошло в лес? (1, другие пошли в противоположную сторону)

- У какой фигуры нет ни начала, ни конца?(круг, овал)

- Шесть весёлых медвежат за малиной в лес спешат,

Но один малыш устал, от товарищей отстал.

А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? (5)

- Я, Серёжа, Коля, Ваня - Волейбольная команда. Женя с Игорем пока

Запасных два игрока. А когда подучатся сколько нас получится? (6)

У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление.

Что же такое логическое мышление?

Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Зачем нужна логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Задачи развития логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей:

1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2) Увеличение объема внимания и памяти.

3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.

Задача педагога – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.

Что же такое логические операции? Это – сравнение, синтез, анализ, классификация – применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить себя и других людей в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Характеристика логических операций:

Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и др;

Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.

Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.

Таким образом, использование логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

Сегодня я хочу предложить вам логические задачи-шутки. Многие они нам знакомы с детства. Давайте попробуем ответить на эти задачи-загадки. Они больше подходят для детей старшего дошкольного возраста. Ведь они уже хорошо умеют рассуждать и думать.

Предлагаю вам несколько интересных вопросов:

- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)

- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)

- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе(4).

- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).

- Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы коллег)

Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.

А сейчас я хочу поделиться с вами некоторыми играми

« Числа – соседи»( на закрепление навыков прямого и обратного счёта

Цель: Закрепить знания детей о последовательности цифрового ряда. Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10.эта игра доступна в 4 разных вариантах. В самом простом варианте ребёнка требуется продолжить ряд( положить в пустое окошко карточку с нужной цифрой или написать) .разновидности числовых последовательностей  в этой игре таковы-???

« Логические  таблицы: : это развивающие задания для детей,  выполняя которые  ребёнок учится ориентироваться в таблице и развивает мышление , внимание  и восприятие.

Цель :развивать логическое мышление.

 Задачи: улучшать зрительное восприятие, развивать наблюдательность, развивать умение ориентироваться на плоскости, воспитывать усидчивость, стремление к достижению  результата

« Смешарики учат цифры»

Цель: развивать фантазии, воображение, тренировать память и зрительное восприятие, формировать пространственное мышление, способствовать быстрому запоминанию чисел. Развивать логическое мышление, учить сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывды

 Головоломка Красноухова или складушки

 Состоит: 9 одинаковых квадратов, уголки которых окрашены по-разному.
 Развивает: логическое и пространственное мышление, внимание, зрительную память.
 Учит: аккуратности и точности, умению анализировать и синтезировать.
 Способствует: усидчивости и самостоятельности.
 Знакомство с игрой можно начинать в 2 - 2,5 года.

Для маленького ребенка можно сделать головоломку Красноухова в двух экземплярах. Одну часть разрезать на квадратики, другой экземпляр оставить не разрезанным. Малыш будет накладывать квадратики на готовое поле или собирать рядом на столе, подглядывая на готовый образец.

Игры знакомят

 • с формой, цветом, размером и толщиной объектов;

• развивают у детей мыслительные операции, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.

 Игры-головоломки (геометрические конструкторы)

Это игры «Танграм»«Волшебный круг»«Колумбово яйцо»«Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу

 Сложи квадрат.

Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.

 Собери фигуру из палочек.

Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек. Пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. При использовании мелких палочек у детей развивается мелкая моторика рук, координация движений.

 «Найди свой гараж»

Цель: Знакомить детей с цифрами, учить составлять примеры. Развивать внимание и логическое мышление

 

 Игра : «Гаражи »Цель игры: закреплять представления детей о составе чисел первого десятка, закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание.

Задачи игры:развивать представления детей о составе числа; o закреплять умение соотносить число с цифрой; упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять  Побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших; Закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание;Развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения;Воспитывать интерес к играм математического содержания.

Правила игры:

 «Подбери машинки в гараж» . Воспитатель раздает гаражи детям и предлагает поставить в гараж

машины так, чтобы получилось число из двух меньших.

 «Реши примеры». Ребёнку предлагается решить арифметические примеры (на большой машинке) и найти ответ (цифра на гараже). Поместить большую машинку в гараж с соответствующей цифрой

 « Лабиринт»

Цель: Поставить   ребёнка перед выбором правильного  пути. .Нацелить на выход из сложной ситуации

 Картинки из фигур

Цель: Цель: развивать у детей умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве; умение сравнивать геометрические фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.

 « Цепочки»

Цель: Цели и задачи: игра развивает логическое мышление внимание и память ребенка. Выстраивая логические цепочки ребенок учится мыслить самостоятельно, проявляет инициативу, таким способом развивает умственную активность.

Ход игры: попросите малыша посмотреть на логическую цепочку и определить что может быть следующем в ряду. Попросите малыша выбрать из карточек с картинками ту, которая на его взгляд должна быть следующей.

Если ребенок выполнил задание переходите к следующим оставшимся 2 игровым рядам с логическими цепочками

 « Посчитай ка»

Цель: Дидактическая задача. Формирование математических представлений, закрепление счета и знание цифр в пределах 10 в игровой форме. Способствовать развитию речи.

Игровые правила. Рассмотреть карточки. Рассказать, что изображено, перечислить предметы, котрые надо посчитать и записать цифру, обозначающую количество предметов  в кружочке под картинкой.

Игровые действия. Внимательное рассматривание карточек и словесное описание их; счет предметов и обозначение числа цифрой.

Ход игры. Играют до 10 человек. Карточки разложены перед  детьми. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и по очереди рассказать, что на них изображено, выделяя предметы, которые нужно посчитать. Затем дети самостоятельно считают и записывают количество предметов под картинками. По окончании, так же по очереди, дети проговаривают результаты подсчетов.

 « Какой фигуры не хватает»

Цель: Цель: проанализировав ряды фигур по горизонтали, выбрать недостающую в третьем ряду фигуру; вызывать у детей интерес к решению задач данного типа; развитие логического мышления, смекалки, сообразительности. Учить детей в доказательстве решения.

 

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка

Следует поддерживать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как вы сами знаете в нашем современном мире, все стремительно меняется и развивается, у детей с первого класса сложная программа, которая ориентирована на логическое мышление ребенка. В подготовительной к школе группе обучение детей решению задач на смекалку способствует дальнейшему развитию их умственной деятельности, способности планировать ход поисков.

Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого------ Считается, что главное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, писать и считать, ну, еще познакомить ребенка с цифрами, складывать и вычитать. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Однако запас заученных знаний кончается очень быстро, через месяц-два. Несформированность собственного умения продуктивно мыслить, то есть самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании, очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». Математика занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры .Отсюда очевидно, что содержание обучения дошкольников математике должно быть направлено на развитие мыслительной деятельности — сравнения, умозаключения, рассуждения, обобщения, анализ, то есть — решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

 Так часто это бывает: ребенок успешно читает, пишет и считает, но почему-то плохо успевает в школе. В чем же причина? Оказывается, в том, что у него не вполне развито, логическое мышление. Это сравнительно просто: механически читать, писать и считать. Намного сложнее — анализировать ситуации, делать на их основе свои выводы, сопоставлять, делать собственные умозаключения. Вот почему логические игры так полезны : они дают пишу для размышлений, учат думать, делать выводы на основе полученной информации. Думать, творить, получать удовольствие от новых знаний — вот что требуется ребенку для того, чтобы он был не просто «бегло читающим» или «математически натасканным».

В процессе работы  над проектом перед нами  встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у них элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить их самостоятельно мыслить, а так же доставить радость от процесса познания. мы считаем, что использование логико-математических игр приводит к развитию творческих и интеллектуальных способностей, воображения, логического мышления. Это и есть цель нашей  работы.

При подборе и проведении логико-математических игр  учитывали следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

Использую следующие методы и приёмы:

Игровые методы:

• вхождение в воображаемую ситуацию;

• выполнение практических действий по получению необходимой информации.

• ситуации.

Диалогические методы:

• беседа;

• формулировка выводов;

• проблемные вопросы,

Методы обучения:

• показ способа действия

• проблемная ситуация;

• упражнения.

Работу по развитию логического мышления через формирование элементарных математических представлений  начинали  с  младшей группе. Научив детей накладывать один предмет на другой, можно переходить к более сложному приему – прикладыванию.

Сравнение – это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам.

Сначала ребенок учиться сравнивать предметы по внешним признакам: по форме, цвету, длине, ширине, величине. Затем он начинает сравнивать предметы, отделяя существенные признаки от не существенных.

На первых этапах игры, мы с детьми учились просто сравнивать предметы и геометрические формы. соединяли линиями геометрические фигуры и похожие на них предметы. Затем мы использовали «Волшебный мешочек», из которого мы доставали различные предметы и игрушки. А детям раздавали геометрические  фигуры, которые им необходимо было поднимать при сравнении с предметом. Обязательным условием игры - назвать  геометрическую фигуру, на которую  похож предмет.

Работая в группе младшего возраста, можно с детьми проиграть самые простые игры.

1. Найди все фигуры ,какая эта по цвету (по размеру, форме).( показ дидактических игр)

2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету)

3 Игры «Сложи узор»

Игры основаны на построение, моделировании творческого процесса, создании

микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны

интеллекта ребенка.

В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся

ориентироваться в пространстве и во времени, развивают внимание, память,

мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь.

Игры

Цель:

  Развивать у детей представление о числе;

  Научить их измерению с помощью мерки;

  Развивать комбинаторные способности;

  Познакомить с ориентированием;

4 «Найди половинку каждому предмету»

Цель: Расширять представление  ребёнка об окружающем мире, учить детей складывать из частей целое. Развивать зрительное  восприятие, мелкую моторику, связную речь, коммуникативные навыки. Воспитывать самостоятельность, интерес к играм.

5  « Чья тень»

Цель: Учить зрительно анализировать ситуацию.Задачи: Развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление, память, набюдательность

6 Собери фигуру из палочек.

Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек. Пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. При использовании мелких палочек у детей развивается мелкая моторика рук, координация движений.

Логические задачи для старшего возраста

Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения

Развитие логического мышления через загадки и задачи.

В воспитании и обучении большое значение уделяется занимательным играм и задачам. Они интересны для детей, захватывают их, а чтобы найти верный ответ, надо подумать.

Логические задачи - это упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями. Такие задачи учат детей связывать причину и последствия, учат угадывать результат.

Предлагаю вам несколько интересных логических задач-шуток, которые подходят для детей старшего дошкольного возраста:

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5)

- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе. (4)

- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг)

- На столе стояло 3 стакана. Ваня подошел и выпил из одного. Сколько стаканов осталось? (3)

- Шел человек в лес, а навстречу ему 2 знакомых. Сколько человек пошло в лес? (1, другие пошли в противоположную сторону)

- У какой фигуры нет ни начала, ни конца?(круг, овал)

- Шесть весёлых медвежат за малиной в лес спешат,

Но один малыш устал, от товарищей отстал.

А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? (5)

- Я, Серёжа, Коля, Ваня - Волейбольная команда. Женя с Игорем пока

Запасных два игрока. А когда подучатся сколько нас получится? (6)

У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление.

Что же такое логическое мышление?

Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Зачем нужна логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Задачи развития логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей:

1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2) Увеличение объема внимания и памяти.

3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.

Задача педагога – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.

Что же такое логические операции? Это – сравнение, синтез, анализ, классификация – применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить себя и других людей в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Характеристика логических операций:

Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и др;

Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.

Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.

Таким образом, использование логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

Сегодня я хочу предложить вам логические задачи-шутки. Многие они нам знакомы с детства. Давайте попробуем ответить на эти задачи-загадки. Они больше подходят для детей старшего дошкольного возраста. Ведь они уже хорошо умеют рассуждать и думать.

Предлагаю вам несколько интересных вопросов:

- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)

- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)

- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе(4).

- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).

- Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы коллег)

Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.

А сейчас я хочу поделиться с вами некоторыми играми

« Числа – соседи»( на закрепление навыков прямого и обратного счёта

Цель: Закрепить знания детей о последовательности цифрового ряда. Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10.эта игра доступна в 4 разных вариантах. В самом простом варианте ребёнка требуется продолжить ряд( положить в пустое окошко карточку с нужной цифрой или написать) .разновидности числовых последовательностей  в этой игре таковы-???

« Логические  таблицы: : это развивающие задания для детей,  выполняя которые  ребёнок учится ориентироваться в таблице и развивает мышление , внимание  и восприятие.

Цель :развивать логическое мышление.

 Задачи: улучшать зрительное восприятие, развивать наблюдательность, развивать умение ориентироваться на плоскости, воспитывать усидчивость, стремление к достижению  результата

« Смешарики учат цифры»

Цель: развивать фантазии, воображение, тренировать память и зрительное восприятие, формировать пространственное мышление, способствовать быстрому запоминанию чисел. Развивать логическое мышление, учить сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывды

 Головоломка Красноухова или складушки

 Состоит: 9 одинаковых квадратов, уголки которых окрашены по-разному.
 Развивает: логическое и пространственное мышление, внимание, зрительную память.
 Учит: аккуратности и точности, умению анализировать и синтезировать.
 Способствует: усидчивости и самостоятельности.
 Знакомство с игрой можно начинать в 2 - 2,5 года.

Для маленького ребенка можно сделать головоломку Красноухова в двух экземплярах. Одну часть разрезать на квадратики, другой экземпляр оставить не разрезанным. Малыш будет накладывать квадратики на готовое поле или собирать рядом на столе, подглядывая на готовый образец.

Игры знакомят

 • с формой, цветом, размером и толщиной объектов;

• развивают у детей мыслительные операции, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.

 Игры-головоломки (геометрические конструкторы)

Это игры «Танграм»«Волшебный круг»«Колумбово яйцо»«Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу

 Сложи квадрат.

Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.

 Собери фигуру из палочек.

Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек. Пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. При использовании мелких палочек у детей развивается мелкая моторика рук, координация движений.

 «Найди свой гараж»

Цель: Знакомить детей с цифрами, учить составлять примеры. Развивать внимание и логическое мышление

 Игра : «Гаражи »Цель игры: закреплять представления детей о составе чисел первого десятка, закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание.

Задачи игры:развивать представления детей о составе числа; o закреплять умение соотносить число с цифрой; упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять  Побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших; Закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание;Развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения;Воспитывать интерес к играм математического содержания.

Правила игры:

 «Подбери машинки в гараж» . Воспитатель раздает гаражи детям и предлагает поставить в гараж

машины так, чтобы получилось число из двух меньших.

 «Реши примеры». Ребёнку предлагается решить арифметические примеры (на большой машинке) и найти ответ (цифра на гараже). Поместить большую машинку в гараж с соответствующей цифрой

 « Лабиринт»

Цель: Поставить   ребёнка перед выбором правильного  пути. .Нацелить на выход из сложной ситуации

 Картинки из фигур

Цель: Цель: развивать у детей умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве; умение сравнивать геометрические фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.

 « Цепочки»

Цель: Цели и задачи: игра развивает логическое мышление внимание и память ребенка. Выстраивая логические цепочки ребенок учится мыслить самостоятельно, проявляет инициативу, таким способом развивает умственную активность.

Ход игры: попросите малыша посмотреть на логическую цепочку и определить что может быть следующем в ряду. Попросите малыша выбрать из карточек с картинками ту, которая на его взгляд должна быть следующей.

Если ребенок выполнил задание переходите к следующим оставшимся 2 игровым рядам с логическими цепочками

 « Посчитай ка»

Цель: Дидактическая задача. Формирование математических представлений, закрепление счета и знание цифр в пределах 10 в игровой форме. Способствовать развитию речи.

Игровые правила. Рассмотреть карточки. Рассказать, что изображено, перечислить предметы, котрые надо посчитать и записать цифру, обозначающую количество предметов  в кружочке под картинкой.

Игровые действия. Внимательное рассматривание карточек и словесное описание их; счет предметов и обозначение числа цифрой.

Ход игры. Играют до 10 человек. Карточки разложены перед  детьми. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и по очереди рассказать, что на них изображено, выделяя предметы, которые нужно посчитать. Затем дети самостоятельно считают и записывают количество предметов под картинками. По окончании, так же по очереди, дети проговаривают результаты подсчетов.

 « Какой фигуры не хватает»

Цель: Цель: проанализировав ряды фигур по горизонтали, выбрать недостающую в третьем ряду фигуру; вызывать у детей интерес к решению задач данного типа; развитие логического мышления, смекалки, сообразительности. Учить детей в доказательстве решения.

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка

Следует поддерживать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Из опыта работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-матеметических игр, таких как "Блоки Дьенеша", "Палочки Кюизенера" и др....

ПРОЕКТ « РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР»

Актуальность  проблемы  развития  логического  мышления: на  современном  этапе  дошкольного  образования  особое  внимание  уделяется  обес...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

Творческий отчет «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр и игровых упражнений».

Актуальность   данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста....

Выступление на базе ВЦПН: мастер – класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логическо...

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»...