План работы по самообразованию воспитателя
методическая разработка на тему
План работы по самообразованию воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2016_-_2019zayats_i_a.docx | 50.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Чухломский детский сад «Колосок» Чухломского муниципального района
Костромской области
План работы по самообразованию воспитателя
МКДОУ Чухломский детский сад «Колосок»
Заяц Инны Алексеевны
первой квалификационной категории
на 2016-2019 год
г.Чухлома,
Ул.Первомайская 22а
2016
Индивидуальный план по самообразованию
на 2016 – 2017 учебный год.
Должность: воспитатель 2-ой квалификационной категории
ФИО: Заяц Инна Алексеевна
Образование: средне-специальное.
Курсы повышения квалификации: по программе «Современные подходы к организации и осуществлению образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» , объем 72 акад.часов, с 7.12.2015 по 29.01. 2016
Темы МКДОУ:
Индивидуальная тема: « Сказкатерапия»
Начало работы над темой: 2016 – 2017 учебный год
Закончить работу над темой: 2019 год.
Цель самообразования: повышение своего профессионального уровня.
Задачи самообразования:
- продолжать изучение документа « Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобороны от 17.10.2013 №1155
-расширение предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО (пополнить уголок театрализации).
- составление списка сайтов, предоставляющих возможность публиковать авторские материалы
- повышение собственного общекультурного уровня, через вебинары, районные МО, курсы повышение квалификации.
- участвовать в конкурсах профессионального мастерства.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
- внедрение новых методов работы с дошкольниками в различных видах деятельности.
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов
- составить электронное портфолио педагога
Этапы проработки материала
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение закона об образовании. Новый СаНПиН. | 2016-2017 учебный год | Изучение документов. Курсы повышение квалификации |
Технология «Электронное портфолио педагога» | 2016- 2018 год | Изучение методики технологии и апробация в практике работы | |
Прогностический | Роль сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников. | 2016-2017 учебный год | Публикация опыта работы в сети интернет |
Сказка в адаптации младших дошкольников | 2017-2018 учебный год | Сообщение на педагогическом совете | |
Сказкотерапия в развитии речи детей средней группы | 2018-2019 учебный год | Мастер класс на педагогическом совете | |
Курсы повышение квалификации Семинары, вебинары, МО | 2016-2017 учебный год | ||
Практический | Дистанционный семинар ИКТ компетентность педагога и практические вопросы внедрения информационной системы образовательного учреждения | 20.12.2016 по 30.12.2016 | |
Обобщающий | Обобщение опыта работы по теме «Сказкотерапия» | 2018-2019 учебный год |
Предполагаемый результат: повысить собственный общекультурный уровень, развить профессионально-педагогические компетенции, публикация персонального электронного портфолио на сайте детского сада и в сети интернет.
Приложение 1
План работы по самообразованию
Проект «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников»
Творческое название
«Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»
,,Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое
детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.
сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого
можно открыть эти истоки и они забьют животворными
ключами…”
В. А. Сухомлинский.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Зная возрастные особенности детей 6-го года жизни, я заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.
Исходя из этого, поставила перед собой цель:
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
- Побуждать у детей интерес к сказкам.
- Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
- Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
5. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
6. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
7. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота –хитрость и правил доброй, совестливой жизни.
8. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого, в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
9. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
10.Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Добрые русские народные сказки помогают детям сформировать положительные качества и искоренить отрицательные:
- сказка «Репка» помогает детям понять важность поддержки и взаимопомощи;
- сказка «Колобок» показывает детям, что нехорошо хвастаться;
- сказка «Волк и семеро козлят» учит детей слушаться старших, и не открывать дверь незнакомым;
- сказка «Теремок» говорит детям об умении дружить и выручать в трудной ситуации;
- сказка «Зимовье» формирует осознание, что дружба помогает победить зло;
- сказка «У страха глаза велики» помогает детям перебороть собственные страхи;
- сказка «Лиса и Журавль» высмеивает хитрость;
- сказка «Цветик-семицветик» даёт детям понять, что чудеса случаются, и о том, что нужно думать, прежде чем что сказать или сделать…
Приемы формирования восприятия сказки
Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание, возможно, сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?)
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой
Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Для того , чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:
Подготовительный этап:
- Подбор и изучение методической литературы;
- Подбор дидактических игр
- Составила перспективный план
Основной
- Проведение занятий,
- Консультаций,
- Составление памяток,
- Обогащение предметно – развивающей среды
Заключительный
Презентация опыта работы на педагогическом совете
Перспективный план работы с детьми
Перспективный план работы с родителями
Сентябрь: Цель: изучение литературы по данной проблеме, работа с родителями по изготовлению костюмов и декораций.
Октябрь: Цель: приобщить родителей к чтению книг детям и привитию любви к народному фольклору.
“Читаем сказки по возрасту – обязательное правило при нравственном воспитании ребенка”
Ноябрь: Индивидуальные беседы. Консультация «Справиться с детским непослушанием помогут сказки»,
Декабрь Наглядная агитация в уголке: “Какие сказки читать, если хочешь воспитать в ребенке трудолюбие, послушание, доброту” (перечень книг).
Январь – Март: Изготовление атрибутов к театральному уголку «Сундучок волшебных сказок”
Апрель: «Роль сказок в развитии речи ребенка»
Вывод:
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств
Литература
Л.Д.Короткова «Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников», Н.В.Микляева «Сказкотерапия в ДОУ и семье», О.А.Шорохова «Играем в сказку», В.А.Титаренко «Практический материал к сказкотерапии и развитии речи детей», изучение опыта работы воспитателей в сети интернет.
Приложение 2
Муниципальное казенное образовательное учреждение Чухломский
детский сад «Колосок» Чухломского муниципального района
Костромской области
Самообразование
Тема
«Роль сказки в воспитании детей младшей группы»
Воспитатель: Заяц Инна Алексеевна
2017-2018 учебный год
Индивидуальный план по самообразованию
на 2017 – 2018 учебный год.
Должность: воспитатель 1-ой квалификационной категории
ФИО: Заяц Инна Алексеевна
Образование: средне-специальное.
Курсы повышения квалификации:
Индивидуальная тема по самообразованию: « Сказкатерапия»
Начало работы над темой: 2016 учебный год
Закончить работу над темой: 2019 год.
Цель самообразования: повышение своего профессионального уровня в области «Сказкотерапии».
Задачи самообразования:
- продолжать изучение документа « Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобороны от 17.10.2013 №1155
- Изучить Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
-расширение предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО (пополнить уголок театрализации).
- повышение собственного общекультурного уровня, через вебинары, районные МО, курсы повышение квалификации.
- участвовать в конкурсах профессионального мастерства.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
- внедрение новых методов работы с дошкольниками в различных видах деятельности.
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов
Этапы проработки материала
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение закона об образовании. Новый СаНПиН. Изучить Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" | 2016-2017 учебный год 2017-2018 учебный год | Изучение документов. Курсы повышение квалификации |
Технология «Электронное портфолио педагога» Создать свою страничку на сайте «Социальная сеть работников образования» | 2016- 2018 год 2017-2018 учебный год | Изучение методики технологии и апробация в практике работы | |
Прогностический | Роль сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников. | 2016-2017 учебный год | Публикация опыта работы в сети интернет |
Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста | 2017-2018 учебный год | Сообщение на педагогическом совете | |
Сказкотерапия в развитии речи детей средней группы | 2018-2019 учебный год | Мастер класс на педагогическом совете | |
Курсы повышение квалификации Семинары, вебинары, МО | 2016-2017 учебный год | ||
Практический | Дистанционный семинар ИКТ компетентность педагога и практические вопросы внедрения информационной системы образовательного учреждения Курсы повышения квалификации | 20.12.2016 по 30.12.2016 | |
Обобщающий | Обобщение опыта работы по теме «Сказкотерапия» | 2018-2019 учебный год |
Предполагаемый результат: повысить собственный общекультурный уровень, развить профессионально-педагогические компетенции, публикация персонального электронного портфолио на сайте детского сада и в сети интернет.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Творческое название проекта: «Сказка в гости к нам спешит».
Вид проекта: творческий, познавательно - игровой.
По количеству участников: коллективный
По характеру контактов: внутри группы
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы, родители.
Актуальность проекта
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, толерантности, гражданственности, патриотизме.
В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «смурфики», «фиксики», «смешарики», «лунтики», «супергерои», происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.
Цель: развитие устойчивого интереса детей к русским народным сказкам, создание условий для активного использования сюжетов сказок в повседневной, игровой, двигательной деятельности детей.
Задачи:
1. Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках;
2. Способствовать облегченной адаптации детей к детскому саду
3. Развивать речь, воображение, мышление
4. Привлечь детей к совместной театрализованной деятельности,
развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.
5. Формировать желание быть похожими на положительных героев
6. Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
7. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.
Ожидаемые результаты:
1. Дети познакомятся с русскими народными сказками.
2. Повысится уровень легкой адаптации детей
3. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
4. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать
добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать
эмоции и понимать чувства других.
5. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Этапы работы:
1 этап - подготовительный
Определение темы проекта;
Составление плана проекта;
Обсуждение темы проекта с родителями,;
Сбор информации, литературы, материала.
2 этап – основной
Реализация плана проекта с детьми, родителями.
3 этап - итоговый
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Перспективный план работы по реализации проекта
Месяц | Формы работы | |||||
Воспитателя | С родителями | С детьми | ||||
Сентябрь | Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Народные сказки» в воспитании детей дошкольного возраста» Постановка целей и задач по данной теме. | |||||
Октябрь | Изучение темы: «Роль сказок в воспитании ребенка» | Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут сказки», Обустроить уголок ряжения | Чтение сказок «Курочка ряба», разучивание и проговаривание потешек | |||
Ноябрь | Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применение цитат из сказок в режимных моментах.
| Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей | Чтение сказки «Колобок», «Репка», рассматривание иллюстраций | |||
Декабрь | Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми» | Информация для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения. | Настольно-печатные игры по мотивам сказок | |||
Январь | Изучение темы: «Сказки как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». | Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности» через сказки | Д/игра «Угадай сказку», «Узнай героя сказки» | |||
Февраль | Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей» | Консультация «Личная библиотека вашего ребенка» | НОД «В поисках колобка» | |||
Март | Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка» | Консультация: «Как выбрать полезную сказку для малыша» | Игры в театральном уголке(настольный, пальчиковый, би-ба-бо театры) | |||
Апрель | Изучение темы: Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей» | Консультация «Театрализованная постановка сказки вместе с детьми» | Учить детей обыгрывать знакомые сказки. Добавить материал в театральный уголок | |||
Май | Консультация для педагогов на тему: «Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста» Самоанализ плана по самообразованию | Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки». Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» |
Выводы и практическая значимость проекта
Я пришла к выводу, что проектная деятельность очень эффективна в моей работе. Здесь участвуют не только воспитанники, но и родители, что способствует их сближению. Повысилась доля детей с развитой речью. Знания, полученные детьми, развивают в них чувства, позволяющие сопереживать и понимать прекрасное, способность овладеть национальной культурой .Большинство детей проявили доброжелательное отношение к русским сказкам, как национальной культуре, соответствующие возрасту знания и представления, интерес и потребность узнать больше. Работа по проекту позволила расширить кругозор детей о традиционной культуре и обогатить речь живым русским словом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию воспитателя по изодеятельности, тема: "Конструирование из бумаги методом оригами".
Техника работы с бумагой была всегда актуальна в детских садах. Оригами, как виду продуктивной деятельности нужно отводить значительную роль в современном воспитании и развитии детей, учитывая о...
Перспективный план работы по самообразованию воспитателя дошкольного учреждения на 2012 - 2013 уч. год по теме: " Играем с детьми в театр"
В плане раскрыта работа воспитателя по самообразованию...
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...
План работы по самообразованию воспитателя 2 группы раннего возраста «Аленький цветочек» МБДУ № 22 «Журавушка» Сидоровой Яны Николаевны на тему: «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год.
План работы по самообразованию воспитателя 2 группы раннего возраста «Аленький цветочек» МБДУ № 22 «Журавушка» Сидоровой Яны Николаевны на тему: «Развивающи...
План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми».
Повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме;систематизировать работу по реализации ФГОС.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадицион...