Особенности подготовки и проведения праздников дошкольников
материал на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла
Слушатель курсов по программе
«Поликультурное образование детей и подростков
средствами музыкального фольклора»
Богомыслова Ольга Викторовна
Самостоятельная работа №4
Особенности подготовки и проведения праздников дошкольников
Руководитель:
к.п.н., доцент Корнев Д.В.
Москва 2015
Особенности подготовки и проведения праздников дошкольников.
Праздники и развлечения яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознания детей. Праздники и развлечения являются необходимым элементом образа жизни ребёнка. Организация досуговой деятельности с детьми в контексте ФГТ - важнейший раздел работы детского сада, который обеспечивает культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников. Проведение праздника насыщено выразительными средствами устного, музыкального и изобразительного искусства: яркостью, колоритностью и простотой. Фольклорные праздники особенно привлекательны для дошкольников. Они могут быть разнообразными по содержанию, посвящены многогранным сторонам социальной жизни дошкольного образовательного учреждения, природе, разным видам искусства.
Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребенка, делает процесс познания увлекательным, доступным. Приступая к осуществлению фольклорно-праздничного проекта, необходимо продумать цель, задачи и этапы его организации.
Цели праздника:
Создать атмосферу радости и веселья.
Задачи:
- Развивать творческие, физические, интеллектуальные способности детей.
- Приобщать к народным традициям.
- Знакомство с произведениями народной музыки и песенного фольклора.
Успешному осуществлению фольклорного праздника способствуют следующие этапы:
- объединение дошкольников и взрослых вокруг единой цели;
- удачный подбор художественной литературы и музыкального репертуара;
- предварительное планирование;
- работа над сценарием;
- предварительное знакомство детей с праздником;
- репетиции;
- проведение праздника;
- подведение итогов.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определённая идея. Она будет донесена до каждого ребёнка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная цель фольклорного праздника - познакомить детей с историей нашей страны, народными традициями и обычаями.
И только после этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация праздника. Сценарий следует завершить развязкой и финалом.
Структура сценария.
Вводная часть.
1. Экспозиция.
Вначале ведущая вводит всех гостей и участников, говоря для чего все собрались, по какому поводу (Концертно-развлекательная форма праздника или номерная). Вместо ведущего возможно участие в экспозиции персонажа (как взрослого, так и ребенка). Персонаж своей внешней и внутренней характерностью, костюмом, словом, действием дает понять зрителю, в какой сказке они оказались, обозначает непосредственно место действия, определяется атмосфера праздника (сюжетная форма).
2. Оформление «завязки».
«Завязка» - это внезапное появление нового события в начале праздника. «Завязка» всегда распознается внезапностью и соотношением со словом «вдруг». (Вдруг в дверь постучали, и почтальон вручил письмо. Вдруг главный герой что-то забыл сделать и нужно срочно исправить ошибку).
3. Естественное желание возникает после завязки – узнать что же будет дальше? Это есть развитие действия. События, которые, сменяя друг друга, усиливаются и ведут нас к кульминации.
4. Кульминация – это переломный момент праздника. Это наивысшая точка по эмоциональному восприятию. Это одно из главных событий, в котором решается судьба героя и происходит перелом в ходе событий.
5. Далее идет развитие действия. Все события направлены на разрешение ситуации, на разоблачение какого-либо отрицательного персонажа. Тем самым мы незаметно приближаемся к развязке.
6. Развязка – это событие, в основе которого лежит разрешение сюжета. Это может выражаться в раскаивании отрицательного героя, в его наказании, в долгожданной находке какого- либо предмета.
7. В самом конце – финал. Это своего рода апофеоз праздника, счастливый конец и всеобщее ликование. В финале может прозвучать мораль, мораль всей истории или произойти сюрприз со сладким угощением.
Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка и финал.
Такая традиционная структура применима к сюжетным праздникам. Участвуя в сюжете, дети лучше воспринимают действие, интерес усиливается, и внимание правильно распределяется на всем протяжении праздника. Музыкальная деятельность детей должна чередоваться на празднике, чтобы у ребят не появилось усталости от одного и того же вида деятельности.
На празднике можно стимулировать желание детей проявить свои музыкальные способности (Спеть песню – повеселить героя. Или станцевать – научить кого-то танцевать, стихи почитать.
На сюжетном празднике всегда планируется положительный и отрицательный герой. Как правило, дети не соглашаются играть отрицательного героя и педагогу не следует настаивать на этом. Отрицательный герой – всегда взрослый, а положительный герой – дети. Таким образом, решаются многие нравственные задачи воспитания.
Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. Семья для ребёнка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. При взаимодействии с семьями воспитанников, основной целью является вовлечение родителей в образовательный процесс. В нашем детском саду постоянно ведётся работа с родителями по разным вопросам воспитания. Среди других вопросов видное место занимает пропаганда музыкально-эстетического воспитания детей в семье.
Во время совместных мероприятий в нашем детском саду, родители вместе с детьми становятся полноправными участниками праздника. Дети очень любят такие праздники, с удовольствием показывают то, чему научились, «болеют» за своих родителей, радуются их победам, гордятся ими. А для родителей такие праздники – это возможность всем вместе весело и интересно провести время, стать ближе, да и самим на время стать беззаботным ребёнком.
В процессе проводимой работы, дети:
- научились перевоплощаться в образы сказочных героев;
- приобрели чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослому;
- приобщились к художественной культуре;
- с желанием принимают участие в праздничных выступлениях;
- научились самовыражаться в творчестве;
- находить новые решения в процессе деятельности.
Досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребёнка, способствующей развитию личности, но важной сферой социализации дошкольника. Проделанная работа ни могла не отразится на успехах наших детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Дети быстро стали узнавать знакомые мелодии, движения их стали раскованными, более выразительными, а это значит – развились музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители обратили внимание, что дома дети с удовольствием поют и играют на детских музыкальных инструментах. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близким детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей. Сценарий совместного праздника детей подготовительной группы с родителями "История Русского Самовара"
Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей", сценарий праздника "История русского самоваря"...
Тематический план работы по подготовке и проведению праздника «День матери» в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста.
Тематический план работы окажет помощь воспитателям подготовительной группы разнообразить формы работы в работе с родителями и детьми....
Подготовка и проведение праздников как одна из форм привлечения родителей к содержанию коррекционной работы с детьми с ОНР.
Праздники — яркое и радостное событие в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и со...
Реферат: "Реализация творческого потенциала дошкольников при подготовке и проведении праздников на фольклорном материале."
Реферат: "Реализация творческого потенциала дошкольников при подготовке и проведении праздников на фольклорном материале". Значение фольклорных праздников для дошкольников. Пути реализации творческого...
Проектная деятельность как средство развития творческого музыкального потенциала и подготовки для проведения праздника детей младшего возраста "Рождение праздника"
Работа по проектам художественно-эстетического направления органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность....
План Мероприятий по подготовке и проведению праздников Дня Святителя Николая Чудотворца, новогодних и рождественских праздников в старшей группе «Капитошка»
Документ содержит план мероприятий по подготовке и проведению праздников Дня Святителя Николая Чудотворца, новогодних и рождественских праздников в старшей группе «Капитош...