«Сравнительный анализ примерных общеобразовательных программ дошкольного образования»
материал на тему

Меликова Альбина Гаджимурад

Примерная общеобразовательная  программа дошкольного образования

«Золотой ключик»

Под редакцией Г.Г. Кравцова.     

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

« От рождении до школы»

Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelnyy_analiz_obrazovatelnyh_programm.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВПО « Саратовский государственный  университет имени Н.Г. Чернышевского».

Факультет психолого – педагогического и специального образования

                                                           

                                      Контрольная работа

по  учебной дисциплине

«Образовательные программы для детей дошкольного возраста»

(4 семестр)

«Сравнительный анализ примерных общеобразовательных программ дошкольного образования»

студентки 2 курса 226группы

Меликовой Альбины Гаджимурад

Преподаватель: И.В.Кошкина

                                         

                                                           Саратов 2016

«Сравнительный анализ примерных общеобразовательных программ дошкольного образования»

 Примерная общеобразовательная  программа дошкольного образования

«Золотой ключик»

Под редакцией Г.Г. Кравцова.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

« От рождении до школы»

Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Программа «Золотой ключик» — примерная основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с нормативными документами в сфере дошкольного образования и воспитания. Программа «Золотой ключик» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).

Данная программа соответствует обязательной части основных требований в сфере дошкольного образования детей от 3 до 7 лет

Теоретико-методологическую основу Программы составляет культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. В этом контексте в основу образовательного процесса по данной Программе положено построение и осуществление разностороннего содержательного общения детей с окружающими и между собой. По этой причине группы в работающих по Программе образовательных учреждениях состоят из детей всех возрастов.

В данной Программе уделяется особое внимание традиционным видам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода – детской игре. В работе с детьми, достигшими школьного возраста, приоритетное значение обретает задача формирования у детей полноценной учебной деятельности.

Содержание образовательных областей программы «Золотой ключик» включает в себя обязательные компоненты и составляющие части, общие для основных образовательных программ дошкольного образования. Вместе с тем, принципиальным отличием программы «Золотой ключик» является то, что реализация содержания обязательных образовательных областей (познавательного развития, физического развития, речевогоразвития,социально-коммуникативного,художественно-эсте-тического) осуществляется в рамках специально разработанной системы событий, проживаемых детьми вместе с взрослыми.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в программе «Золотой ключик» реализуются следующие принципы:

1. Центральной фигурой в педагогическом процессе должен стать ребенок .Взрослому нужно не столько учить и воспитывать детей, сколько жить совместной с ними содержательной и интересной жизнью, а внутри этой жизни решать педагогические задачи. Это обеспечит неотчужденную трансляцию ценностей, целей, решений, способов действия, оценок, взаимоотношений.

2.Образовательное пространство должно быть единым, что способствует преодолению отчуждения, существующего между семьей и детским учреждением. Для этого необходимо практически осуществить примат семейного воспитания по отношению к общественному и сделать жизнь в детском саду и школе открытой для семьи, отвечающей ее потребностям. Система отношений

взрослых и детей в образовательном учреждении должна строиться по образцу большой общественной семьи, являющейся, как бы, продолжением собственной семьи ребенка. В этой «семье» много детей и много взрослых. В нее входят все дети, посещающие данное образовательное учреждение, их родные, педагоги

и сотрудники учреждения, некоторые из их близких, это дети и взрослые разного возраста, живущие совместной содержательной жизнью.

3.Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах. Это является необходимым условием развития полноценного общения, являющегося самым главным условием нормального развития психики и личности каждого ребенка. В таких группах происходит естественное саморазвитие игры и других детских деятельностей, взаимное обучение старших и младших, формируется особый микроклимат общей заботы, любви и поддержки. Это ведет к естественной психологической коррекции трудностей в развитии и поведении многих детей.

4.На первое место ставятся воспитательно-развивающие цели, а не учебные.В дошкольном возрасте интеллектуальное развитие должно быть подчинено развитию эмоциональной сферы, а младший школьный возраст во многом продолжает эту линию. Полноценное развитие личности является необходимым условием для успешного обучения, а не наоборот.

5.Педагогическая деятельность осуществляется на основе парной педагогики. В группе-семье одновременно работают два воспитателя, которые выстраивают с разновозрастным коллективом детей многопозиционное общение, воспитательно-развивающую деятельность. Всего же в каждой группе предполагается работа 4 воспитателей по определенному графику, предусматривающему согласованность и преемственность в работе педагогов.

6. Разновозрастное общение и взаимодействие детей организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это находит выражение в адекватных для детей видах и формах игры, в соответствующем месте и мере участия в ней каждого ребенка,в познавательных и продуктивных видах детских деятельностей, в различных формах творческой активности, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие ребенка.

Цели и задачи реализации программы

Цель программы: «Золотой ключик» – обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, создать оптимальные условия для личностного и психического развития детей, в том числе, их эмоционального благополучия.

Программа «Золотой ключик» решает следующие задачи:

-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в дошкольном учреждении и реализации творческого потенциала личности;

-обеспечение эмоционального благополучия детей как главное условие для сохранения и укрепления их физического и психического здоровья;

-создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

-создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей единство обучения и развития,

-создание единого образовательного пространства - становление общности «дети – родители – педагоги»;

-формирование общей культуры личности детей, приобщение их к общечеловеческим ценностям, в том числе ценностям здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и отвественности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков и умения действовать в группе и индивидуально, в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

Программа «Золотой ключик» также направлена на решение следующих задач:

1)охрана и укрепление физического и психического здоровья детей разных возрастов и национальностей, в том числе их эмоционального благополучия;

2)обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, этнической принадлежности, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

3)обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования;

4)создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, когнитивного и эмоционального развития ребенка, раскрытия и реализации его творческого потенциала;

5)объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных национальных

и общечеловеческих ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6)формирование общей культуры личности детей, их способности к межкультурной коммуникации, привитие здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка, предпосылок учебной деятельности;

7)формирование целостной образовательной и воспитательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, основанной на духовно-нравственных и социокультурных ценностях;

8)обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (или законных представителей интересов ребенка) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа «Золотой ключик» нацелена на развитие личности и реализацию творческого потенциала каждого ребенка в различных видах деятельности и охватывает следующие области развития и образования детей:

•социально-коммуникативное развитие;

•познавательное развитие;

•речевое развитие;

•художественно-эстетическое развитие;

•физическое развитие.

Особенности социально-коммуникативного развития 

Особое место и значение в работе по программе «Золотой ключик» имеет формирование детского коллектива

Содержание образования организовано по четырем основным направлениям:

ориентировка в пространстве;

ориентировка во времени;

умение действовать с разными материалами; развитие рефлексивных способностей.

На протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) каждое из четырех направлений поочередно становится преобладающим. Так, на первом году обучения развивается способность ребенка действовать в окружающем пространстве, формируется умение организовать пространство своей деятельности в зависимости от ее целей. На втором году обучения главной задачей является организация действий ребенка во времени: дети учатся выстраивать свои действия, планировать их, прогнозировать результаты своей деятельности, соотносить прошлые и будущие события своей жизни. На третьем году обучения главная задача – научить детей действовать с разными материалами; дети учатся пользоваться их свойствами и особенностями в зависимости от задач своей деятельности. Задача заключительного этапа дошкольного возраста (шесть – семь лет) – развивать у детей способность к анализу собственной деятельности, дети учатся анализировать свои достижения, рефлексировать цели и средства собственных действий, в результате чего начинают осмыслять себя субъектом своей деятельности.

Традиционных обучающих занятий в «Золотом ключике» практически нет. По мнению авторов программы, «решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и с воспитателем, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.

В основе организации всей жизнедеятельности детей лежит специально разработанная система мероприятий, связанная с сезонными циклами. С помощью театрализованных представлений, игр-драматизаций, увлекательных.

Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)  и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП ДО). Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП. 

Цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: 

• патриотизм; 

• активная жизненная позиция; 

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; 

• уважение к традиционным ценностям. 

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют: 

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; 

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, 

добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; 

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; 

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; 

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; 

• уважительное отношение к результатам детского творчества; 

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; 

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. 

Принципы и подходы к формированию Программы 

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. 

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. 

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. 

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). 

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. 

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). 

Программа «От рождения до школы»: 

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования); 

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); 

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; 

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; 

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; 

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; 

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; 

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; 

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Отличительные особенности программы «От рождения до школы» 

-Направленность на развитие личности ребенка 

-Патриотическая направленность Программы

-  Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей 

- Нацеленность на дальнейшее образование 

- Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей 

- Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка 

 - Особенности структуры программы «От рождения до школы» 

- Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка 

- Охват всех возрастных периодов (от рождения до школы) 

- Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности 

- Взаимодействие с семьями воспитанников 

- Вариативность содержания раздела по инклюзивному и коррекционному образованию 

- Наличие приложения с подробными перечнями 

- Разработка полного учебно-методического комплекта к Программе 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. 

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. 

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. 

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. 

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей. 

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. 

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. 

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. 

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. 

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. 

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены. 

• Проявляет ответственность за начатое дело. 

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе. 

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде. 

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.). 

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях. 

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу. 

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. 

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования МКДОУ "Берёзка"

Для ДОУ примерная общеобразовательная программа дошкольного образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2015/16 учебный год (с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.)

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада ...

Анализ текста примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования « От рождения до школы».

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направ­лена на его всестороннее разви­тие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегра­...

Рабочая программа средней группы (4-5 лет) составлена с учетом Основной образовательной программы МБДОУ д/с №24 «Аленький цветочек» и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К

Рабочая программа средней группы «Гномики» МБДОУ д/с 24 «Аленький цветочек» (далее – Программа) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учет...

Рабочая программа для детей 1-2 лет (I младшая группа «Агушеньки») по Основной образовательной программе дошкольного образования на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе,

Рабочая программа для второй группы раннего (далее – Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми от 1 до 2 лет. Программа разработана в соответствии с Ос...