Педагогическая деятельность по реализации ООП ДО
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Материалы
из опыта работы по планированию, проектированию
образовательного процесса
С 2015 года планирование образовательной деятельности осуществляю вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов (по методике Л.В. Свирской (кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии Новгородского центра развития)).
Логика планирования образовательной деятельности:
- Выявление интересов и потребностей детей (наблюдение за играми, общением; элементарные социологические опросы; инициирование разговора во время детского совета; опрос родителей и пр.формы; «вбрасывание» педагогически обусловленной темы).
- Обсуждение и принятие решения о теме и форме образовательного события (детский совет - дети принимают участие в обсуждении интересующих их вопросов с воспитателем).
- Совместное планирование (модель трех вопросов, детский совет с обязательным ведением записей идей детей).
- Обсуждение взрослыми ситуации (тема, форма, ресурсы в группе, ДОУ, местном сообществе с дополнением детских идей идеями взрослых).
- Ежедневное версионное возвращение к совместно выработанному плану (напоминание темы; анализ сделанного; презентация новых материалов; индивидуальное планирование – выбор дел и действий).
- Ежедневное версионное подведение итогов (предъявление детьми и взрослыми результатов своей деятельности; анализ действий, определение перспектив).
Совместное планирование начинаю с группового сбора. Дети располагаются по кругу на ковре на подушечках. Все равны – каждый часть целого. Утренний круг способствует концентрации сил и внимания у детей перед работой в центре активности, побуждает детей организовывать собственную деятельность и осознавать свой выбор. Общение в круге способствует становлению чувства команды и единства в детском сообществе.
На утреннем сборе:
- дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня;
- играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений;
- обмениваются новостями, задают вопросы;
- определяют тему работы на неделю;
- планируют содержание и формы работы по теме, планируют свою работу в центрах активности.
Темы проектов на неделю определяю исходя из интересов и потребностей детей, по их инициативе (что они хотят узнать, что их интересует). Сначала я веду опрос: «Какую тему вы предлагаете? Кого интересует тема, предложенная Ирой/Сережей? Сколько детей из всей группы выбирают тему «Люди»? (посчитай, Сережа). Сколько детей интересуется этой темой (кто сосчитает?) Какую тему выбрали больше детей? Что мы сможем узнать? Таким образом, детям самостоятельно принимают осмысленные решения.
Например, выясняется, что детям очень интересна тема о происхождении хлеба. Накануне выбора новой темы (утром в каждый понедельник) в свободном общении с детьми (во время обмена новостями делюсь «своей новостью») я завожу разговор о том, что - «Я вчера смотрела новую передачу, она называется ……». Я узнала много интересного о том, что …). Спрашиваю их, а что они знают об этом; что хотят узнать; что нужно сделать, чтобы узнать. При этом использую метод трёх вопросов. Ответы детей фиксирую в таблице.
Что мы знаем о диких животных? | Что мы хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
Знаем диких животных (Маша) Можем узнать животного по голосу (Маша) Знаем детенышей животных (Лера) Какие животные живут в нашем лесу (Саша) Узнаем животного по описанию (Соня) | Как животные выживают в лесу (Ваня) Чем питаются дикие животные (Полина) Почему животные не мёрзнут (Оля) Почему животных назвали дикими (Артем) Как животные строят себе жилье(Толя) А если медведь зимой не уснет (Аня) | Спросить у родителей (Оля) Посмотреть альбом о животных (Миша) Прочитать книги о животных (Андрей) Посмотреть в интернете(Даша) Спросить у бабушки, она все знает (Алеша) Посмотреть телепередачи по телевизору (Матвей) Самим подумать (Вероника) Вспомнить сказки (Маргарита) Спросить у друга (Сережа) |
План работы на неделю с 19.09.2017 по 23.09.2017 (с детьми старшей группы)
Объединяющая (рамочная) тема: «Осень в гости к нам пришла» |
Тема недели: Дикие животные |
Цель: расширять и углублять знания детей о диких животных |
- расширить представление детей о диких животных;
Итоговое событие: Викторина «Дикие животные» (совместно с родителями) |
Количество инициатив | |||||||
Центр игры | Центр познания | Центр книги | Центр природы | Центр здоровья | Центр экспериментирования | Центр творчества | Центр речевого развития |
Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов | |||||||
Поиграть в игру «Дикие и домашние животные» (Соня) Поиграть в игру «Мы в лесу гуляли» | Посчитать, сколько зайчат у мамы зайчихи (Сережа) Сравнить животных по высоте (Даша) Дидактическая игра «Чей хвост» (Маша) Дидактическая игра «Назови семью» (Артем) | Рассмотреть иллюстрации в книгах (Полина) Придумать сказку про белочку (Ваня) Вспомнить сказки про животных (Лена) | Отметить погоду в календаре природы (Андрей) | Поиграть в игру «Кто быстрее найдет шубку животных» (Аня)» Выучить новую игру «Кто как голос подает» (Олеся Владимировна с детьми) Провести соревнования в группе разложи морковку по размеру (инстр. по физ. деят С.В.) | Рассмотреть и сравнить животных (Саша) Рассмотреть и сравнить следы животных (Оля) | Слепить из пластилина медвежонка (Маша) Выложить панно из осенних листьев (Таня) | Назвать детенышей животных ласково (Никита) Назвать наоборот (Лена) Разучить пословицы и поговорки о животных (О.В), скороговорки (Логопед) |
Центр краеведения | Центр театра и музыки | Центр дежурства | Центр строительства | Центр безопасности | Центр отдыха | ||
Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов | |||||||
Познакомить с животными нашего леса (О.В) Рассмотреть фотографии с изображением животных, которые занесены в Красную книгу | Показать сказку «Три медведя» (Андре, Толя, Сережа) Спеть песню «Кто как голос подает» (Маргарита) Прослушать игра-забава «Хор зверей» (Музыкальный руководитель Анна Николаевна) | Убрать в Уголке природы пожелтевшие листья на растениях (Кирилл) | Построить берлогу для медвежонка(Соня) | Вспомнить правила поведения в лесу (О.В.) | Отдохнуть после п/и (Настя) Посмотреть мультфильмы (Андрей) Послушать музыку (Полина) |
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Понедельник | Утро: |
| Беседа с детьми «Какие звери в лесу? Учить называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, жизненные проявления Рассматривание картин из серий: «Дикие животные» Утренняя гимнастика «Зайки» | Учить Сашу Составлять описательный рассказ о животном с использованием плана-схемы. | Сочинение сказки детьми Цель: развить творческое и логическое мышление, воображение, речь. Разучивание пальчиковой гимнастики (Картотека) Дидактическая игра (картотека) | Подбор иллюстративного материала по теме «Животные наших лесов». Работа в муз. уголке. Игра на музыкальных инструментах. | Привлечь родителей к оформлению альбома «Эти интересные животные». Попросить родителей принести энциклопедии о диких животных, для изучения их детьми. |
НОД |
| Социальный мир «Как дикие животные готовятся к зиме» Закрепить знания о способах приспособления животных к погодным условиям и , о среде обитания этих животных. | |||||
| Музыкальное развитие Разучивание песен осенней тематики, , танец «Разноцветный мир» и танец «Осенние листочки» | ||||||
Прогулка: |
| Наблюдение за сороками. Обсудить с детьми, почему птицы улетают, а сороки и воробьи остаются. Беседа «Как можно помочь птицам?» Д/ и «Хорошо — плохо» (ТРИЗ) научить видеть противоречия в природе, неоднозначность явлений, взаимосвязь живого и неживого; развить речь, мышление | Разучивание стихотворений о диких животных. | Выучить с детьми пальчиковую гимнастику «Пальчик-мальчик». Развивать память, речь, закрепить названия животных. | Игра-забава «Хор зверей» Цели: развить звук высотный, тембровый слух, творческую активность, закрепить знания голосов животных. | ||
работа до и после сна | КГН. Воспитание культуры принятия пищи. Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк» Оздоровительная гимнастика после сна. | ||||||
НОД | Физическое развитие. Задачи формировать умение выполнять повороты на месте прыжком. Упражнять в ходьбе по шнуру, сохраняя правильную осанку | ||||||
Вечер: | Работа в детской лаборатории. «Опыты с магнитом» закрепить знания детей о свойствах магнита притягивать металлические предметы. | Повторение стихов к утреннику к сценке «Грибы» | Продолжать работу по самообслуживанию детей, учить поддерживать порядок в одежде | Настольно-печатная игра «Зоологическое лото» | |||
Прогулка. | Д/ и «Путаница» Учить рассуждать и делать правильные выводы. Чтение А. Майков «Осень» учить слушать литературное произведение видеть красоту природы. Наблюдение за трудом дворника. Оказание посильной помощи дворнику по уборке территории д/с. П\и «Совушка - сова» развитие двигательной активности. |
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Вторник | Утро: |
| Д/ и «Чего не хватает?» развитие внимания, памяти. Сравнение лисы и собаки. Учить сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие. Разучивание пальчиковой гимнастики (Картотека) Дидактическая игра (картотека) | Составление рассказа по картинке «В лесу» с Машей Разучивание пальчиковой гимнастики (Картотека) Дидактическая игра (картотека) | Разбор картинок, на которых надо найти людей (звери, птицы, цветы), спрятанных художником («Кто где спрятался?») | Подбор видеоматериалов по теме «Животные наших лесов». Поместить в уголок Изо шаблоны и трафареты диких животных. | Совместное изготовление детьми и родителями поделки дикого животного Уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном. |
НОД |
| Обучение грамоте Знакомство с согласным звуком «х» и буквой «Х» цель: познакомить с согласным звуком Х и буквой х. Продолжать учить детей находить место звука в слове в трёх позициях. Развивать фонематический слух, умение слышать звуки в словах (Бондаренко стр.130) | |||||
| Лепка «Царевна – лягушка» цель: учить лепить сказочный образ используя свои знания и умения. Закрепить умение передавать строение фигуры животного, пропорции его тела. Развивать образное представления, воображение (Бондаренко стр. 131)) | ||||||
Прогулка: |
| Игра-забавы с воздушным шариком Цели: позабавить, порадовать детей, повысить двигательную активность, развить творческое воображение. П/и «Бездомный заяц» | Разучивание скороговорки Бублик , баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку» с Олей | Трудовое поручение в уголке природы Дели: сформировать ответственность за живые объекты уголка природы; закрепить трудовые умения | Д/ и «Путешествие по сказкам» дети должны знать содержание сказок, в которых герои дикие животные. | ||
работа до и после сна | Чтение В.Бианки «Месяц полных кладовых» КГН. Воспитание столового этикета. Ходьба по массажной дорожке. | ||||||
НОД | Физическое развитие Закрепить умение отбивать мяч о пол, воспитывать самостоятельность при выполнении упражнения, формировать умение перестраиваться в два круга. | ||||||
Вечер: | Д/и «Чей хвост, чья голова?». Конструирование из коробок «Лиса» развитие умения работать с бумагой и ножницами. Свободное рисование зверей с помощью трафаретов и шаблонов. | . . Словообразование по аналогии разных частей речи: прилагательных (ушастый - глазастый - зубастый, синеглазый - кареглазый – зеленоглазый) | Игра-развлечение «Не скажу, а покажу» развивать внимание, выразительность пантомимики, воображение, умение передать характер животного. | Связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки. | |||
Прогулка. | Наблюдение за ветром. Сделать вывод что ветер стал холоднее, резче, часто с сильными порывами. П/и «Веселые эстафеты» Цели: развить умение совершать разные виды движений, физические качества; воспитать волю, чувство товариществ Чтение С.Есенин «Отговорила роща золотая» Цели: развить чувство прекрасного. |
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | |||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||||
Среда | Утро: |
| Беседа «Что я видел по дороге в д/с» развивать монологическую речь умение описывать окружающую действительность. Игра “Назови детёныша” учить правильно называть детёнышей диких животных пополнить словарный запас Д/и «Кто найдёт, пусть возьмёт» развивать умение ориентироваться в помещении Комплекс утр. Гимнастики «Лисичка» | С Полиной составление рассказа о животных по картинке. Обогатить словарь признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки). | Д/и «Назови семью» учить выделять существенные признаки при обобщении – звери, находить животных одного вида. | Пополнить уголок книги. плакатами и предметными картинками «Дикие животные» | Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач Консультация «Профилактика ОРВИ» | |||
НОД |
| Речевое развитие Рассказывание сказки «Три медведя» цель: учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно выразительные средства, помогающие развитию содержания. (Бондаренко стр.114) | ||||||||
| Физическое развитие задачи: продолжать формировать умение перестраиваться в два круга, научить детей перепрыгивать предметы, развивать глазомер и ловкость в игре с мячом. | |||||||||
Прогулка |
| Экскурсия по экологической тропе. Наблюдения за растениями. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Объяснить. Что деревья уже не растут они находятся в покое. Беседа «Как следы осени искали» Найти следы осени, а в группе зарисовать их. П/и «Хитрая лиса» | С Сережей выучить пальчиковую гимнастику (Картотека) | Разбор проблемной ситуации «Угадай, как называется линия» закрепление названий линий. | игра «Собери картинку» развивать внимание , логику. | |||||
работа до и после сна | КГН. Продолжать учить детей тщательно мыть руки с мылом перед принятием пищи. Чтение сказки «Лиса и кувшин» Оздоровительная гимнастика после сна. | |||||||||
НОД | Рисование. «Заяц- хваста» по русской народной сказке. ((Бондаренко стр.114) цель: познакомить детей с творчеством художника –иллюстратора. Е. Рячева. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, умение сравнивать. И выстраивать собственные суждения. | |||||||||
Вечер: | Просмотр презентации «Дикие животные» закрепить знания детей о многообразии животного мира. | С Толей Выкладывание цифр из зёрен, бобовых, крупы. | Выкладывание из мозаики геометрических узоров | Пополнить уголок дежурных тазиками, ветошками, | ||||||
Прогулка | Наблюдение за звездами. Дать представление о звездах как космических телах расположенных за миллионы километров от земли. Рассматривание замерзших луж. Дать представление о свойствах воды становиться твёрдой. П/ игра «Охотники и утки» |
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Четверг | Утро: |
| Игра «Помоги Незнайке накормить птиц» учить использовать модели, для составления рассказа. Беседа. «Край, в котором мы живём» дать представление о малой родине. Творческая игра «Что перепутал художник?» развитие мышления, внимания. Разучивание пальчиковой гимнастики (Картотека) | С Олей Измерение с помощью гибкого сантиметра длины по кривой: окружность головы, дерева, мяча | Конструирования по логическим блокам Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса» | Беседа «Бытовая техника» (плита, пылесос, утюг, стиральная машина) [Горбатенко с. 78]. Задачи: формировать представления о предметах бытовой техники, её назначении | Консультация для родителей «Меры профилактики гриппа» | |
НОД |
| Математическое развитие Работа с дидактическим пособием «Математика-это интересно» Цель: Стимулировать развитие мыслительных способностей детей, любознательность, познавательный интерес, умение довести начатое дело до конца. (Стр. 127 Бондаренко) | ||||||
| Театр Кукольный театр «Петрушкины загадки» Игра «Хрюша не грязнуля» | |||||||
Прогулка: |
| Наблюдение за солнцем светит реже, поднимается невысоко. Беседа «Почему стало холодно» цель: закрепить представления о сезонных изменениях в природе Д/и «Съедобное – несъедобное» закрепить знание об овощах Труд. Подметание дорожек. | Игровая ситуация «Где люди живут» с | Разучивание стихотворения С. Маршака: «Вот семёрка - кочерга. У неё одна нога.» | С/р и «Зоопарк» учить самостоятельно развивать сюжет игры, развивать творчество, фантазию. | |||
работа до и после сна | Беседа об оздоровительной функции сна для организма. Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». | |||||||
НОД | Музыкальное развитие | |||||||
Вечер: | Выполнение коллективного панно «Животные в нашем лесу». Беседа «Будь осторожен с огнём» закреплять знания правил пожарной безопасности; прививать интерес к работе пожарных | Игра «О домашних адресах» | Лепка зверушек в подарок малышам | Поместить в уголке Изо книжки - раскраски с дикими животными. | ||||
Прогулка. | Наблюдение за сокращением светового дня. Темнеет намного раньше. С чем это связано? Учить делать умозаключения. Объяснить и разучить пословицу «Если вороны садятся на нижние ветки деревьев , будет сильный ветер» П/и «Перелёт птиц « учить действовать по сигналу воспитателя. |
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Пятница | Утро: |
| Настольно-печатная игра «Дикие животные» развивать внимание усидчивость. Работа с моделями «Дикие животные» закрепить знания о способах приспособления животных к зимним условиям. Комплекс утр. Гимнастики «Мишка» | С Олей Нанизывание крупных пуговиц, бусин, шариков на леску, развитие мелкой моторики. | Беседа «Как готовятся звери к зиме?» Знать и называть животных приспособления к среде обитания (сезонные изменения) | Рассматривание альбома «Эти интересные животные». | Привлечь родителей к участию в конкурсе поделок из природного материала в ДКРА Викторина «Дикие животные» Закрепить знания полученные в течение недели. |
НОД |
| Природный мир «Знакомство с волком» (Воронкевич стр.208) цель: познакомить с жизнью волка( внешний вид, повадки, образ жизни, способ охоты, польза и вред), активизировать словарный запас. | |||||
| Чтение художественной литературы Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень» воспитывать эмоциональное восприятие произведения, учить передавать свои впечатления, учить выразительно читать наизусть, передавая интонационно свои чувства и впечатления. (стр. 132 Бондаренко) | ||||||
Прогулка: |
| Рассматривание деревьев обратить внимание детей на неброскую красоту деревьев даже в холодную пору Д/и «Кто, где живет», воспитывать любовь к животным Игра с мячом «Назови животное» развивать мышление, речь, воображение, | С Соней игра «Узнай материал» закрепить знание о различных материалах из которых делают вещи | Сравнивание длины двух предметов (тетрадь, ручка и т. д.) с помощью линейки) | Свободное рисование «Пылающая листва» развивать представление о теплых и холодных цветах, показать значение их контраста. Учить определять доминирующий цвет. | ||
работа до и после сна | Просмотр мультфильма «Волк и лиса» Работа с дежурными. Закрепить умение брать ложки только за ручку. Оздоровительная гимнастика после сна. | ||||||
НОД | Физическое развитие научить детей выполнять броски мяча о пол при ходьбе по гимнастической скамейке, упражнять в прыжках с высоты в обозначенное место. Развивать ловкость. Прокатывая мяч головой, ползая на четвереньках | ||||||
Вечер: | Создание поделки дикого животного из разнообразного материала с составлением описательного рассказа о нём Викторина «Дикие животные» Закрепить знания полученные в течение недели. | С Машей выучить цвета радуги. | Игры с палочками X. Кюизенера | С/р и «Строители» Строительство из деталей конструктора домов. | |||
Прогулка | Наблюдение. Рассматривание первых снежинок. Опыт. Подышать на снежинку, что будет? Д/, и Кто где зимует?» закрепить знания детей о зимующих птицах. Целевая прогулка в подготовительную группу. Наблюдение за работой детей в уголке природы Рассматривание картины И Остроухова «Золотая осень» |
Пальчиковые игры на тему «Дикие животные и их детеныши»
Животные зимой Спят зимой барсук и ежик, И медведь зимой спит тоже. Спят пчела и муравей, Ждут весенних теплых дней. | Дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку. |
Колючий шарик Мы нашли колючий шарик, Нам его не удержать. Шарик крутится в ладошках, Шарик хочет убежать. Шарик наш живой и теплый, На кого же он похож? Прыгнул шарик на дорожку – Оказалось…это еж! | Дети крутят между ладонями массажные мячи. Смотрят на мяч, держа его в ладонях. Дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу. |
Мама мишек будит рано. Не встают они с дивана. -Эй, Большак, вставай скорей! Ждут друзья уж у дверей! -Ну, а ты, лентяй Указка! У тебя засохла краска! Вы должны с Середняком Побелить амбар и дом. -Безымянный, мой бедняжка! Знаю, болен был ты тяжко. Пожалею я тебя, Полежи ещё два дня. Ты, Мизинчик – малышок, Роста у тебя – вершок! Но зато проказ и драк Сосчитать нельзя никак! | Пальцами обеих рук изобразить мишек Удивленно пожать плечами Встряхиваем большие пальцы рук Указать руками на дверь Встряхнуть указательные пальцы Изобразить руками ведро Встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой, снизу – вверх Погладить безымянный палец пальцами другой руки Прижать безымянный палец к ладони и погладить его Встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста. Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы. |
На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот: На зелёный, на лужок, Приходи и ты, дружок. | Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно. |
Разминаем пальчики Разминаем пальчики, раз, два, три! Разминаем пальчики ну-ка, посмотри! Вот бежит лисичка, раз, два, три! Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри! Лепим, лепим личико, раз, два, три! Что же получилось? Ну-ка, посмотри! Хитрая лисичка – вот она! Рыжая сестричка хороша! Вот лисичка злая, ой-ой-ой! От нее, скорее убегу домой. У лисички нашей грустный вид, Сидит одна лисичка и грустит. Улыбнись лисичка, погляди на нас, Тебя мы не оставим ни на час! | Сжимать и разжимать кулачки «Бегут» по столу Выражения лица очень хитрое. «Лепят» и т.д. |
У кого какая шуба? Шуба серая у волка, Шуба ежика в иголках, Шуба рыжая лисы – Удивительной красы. Шуба белая у зайца, У медведя – бурая. Не страшны ему дожди И погода хмурая. | Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб». Качают головой из стороны в сторону. |
Голодная мышка Мышка съела сыр и пышку, Тыкву, рыбу, дыню, шишку, Съела сливы и блины, И сушеные грибы. Целый день она жевала, Но все мышке было мало! | Дети загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка. |
Заячьи прятки Первый зайчик под листочком, А второй забрался в бочку. Третий заинька косой Сидит тихо за сосной. На пеньке сидит четвертый. Пятый на бревно залез, С бревна спрыгнул и исчез. | Дети, загибая пальцы на руке, рассказывают, где спрятались зайчата. |
Лесное население Животных следы мы как книгу читаем. В лесу кто живет мы легко отгадаем: Вот лисьи следы, Вот волчьи, лосиные, Кабаньи и заячьи, Медвежьи, ежиные. Вот беличьи, рысьи, А это – оленьи. Какое большое в лесу население! | Ладонями рук дети изображают открытую книгу. Закрывают «книгу». Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз. |
Белочки Раз, два, три, четыре, пять, Пришли белки поиграть. Одна куда-то подевалась, Четыре белочки осталось. А теперь скорей смотри – Их уже осталось три. Ну и ну, какая жалость, Только две у нас осталось. Эта новость так грустна – Осталась белочка одна. Пока мы с тобой считали, Белочки от нас сбежали. | Выставить пять пальцев. Спрятать руку за спину. Выставить четыре пальца. Спрятать руку за спину. Выставить три пальца. Спрятать руку за спину. Выставить два пальца. Спрятать руку за спину. Выставить один палец. Спрятать руку за спину. |
Зайка Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Надо лапочки погреть, Зайке холодно сидеть. | Руки сжаты в кулаки. Разгибают и сгибают пальцы. Растирают пальцы и кисти рук. |
Серый волк Волк серый, зубастый, По полю рыщет, Добычу себе ищет. Как найдет, Волчатам отдает. | Сгибают и разгибают согнутые пальцы. «Ходят» пальцами по столу. Зажимают пальцы в кулаки. |
Лиса Лиса, лисонька, красавица, Всем она очень нравится. Хвост пушистый, Мех золотистый. По лесу важно бродит, Страх на зайцев наводит. | Потирают руки. Показывают всем свои кисти с растопыренными пальцами, поворачивая их, поглаживают пальчики. «Ходят» пальцами по столу. Стучат пальцами по столу. |
Зайчик Жил-был зайчик, Длинные ушки, Отморозил зайчик Носик на опушке. Отморозил носик, Отморозил хвостик И поехал греться К ребятишкам в гости. Там тепло и славно, волка нет. И дают морковку на обед! | Пальцы в кулаке, выставляют два пальца – «ушки». Поглаживают указательный и средний пальцы. Поглаживают безымянный палец и мизинец. Растирают ладони. Сжимают и разжимают кулаки. Стучат пальцами по столу. |
Белка Скачет белка-шалунишка, Рвет с сосновых веток шишки. Лапками сжимает ловко И несет в свою кладовку. | «Бегают» пальчиками по столу. Сжимают поочередно пальцы в пучок на правой и левой руках. Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой и левой руках. «Бегают» пальчиками по столу. |
Ира и еж Ира просит: «Ежик, еж, Ты мне платьице сошьешь?» Еж ответил из-под елки «Ниток нет – одни иголки!» | Дети двумя ладонями подзывают жестом к себе. Имитируют движение иглы при шитье. Кулачок правой руки прижать к ладони левой. Большие пальцы обеих рук соединить. Остальные пальцы левой руки раздвинуть. Поменять руки. Вращают указательными пальцами вокруг друг друга, затем выставляют их вперед. Остальные пальцы сжаты в кулак. |
Белочка Сидит белка на тележке, Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому – Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. | Хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно. Загибают по одному пальцы, начиная с большого. Ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками. |
Вот встречаются зайчата: «Как согреться нам, ребята?» Чтобы побыстрей согреться, Надо спинками тереться. | Указательный и средний пальцы – ушки, остальные в кулак. Тереть тыльные стороны ладоней друг о друга. |
Ловко с пальчика на пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик. Вниз скатился, повернулся И опять назад вернулся. Снова с пальчика на пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик! | Указательный палец правой руки «прыгает» по раздвинутым пальцам левой руки вверх и вниз. «скатиться» на ладошку, «варим кашу» Вернуться на пальчики. Повторить первые движения – «прыжки». |
В лесу дремучем растут елки И бродят злые-злые волки. Бывает зайка пробежит, И ветка елки задрожит. Бывает мишка косолапый Заденет елку своей лапой. А старый еж, колючий бок, Под елкой спит, Свернувшийся в клубок. | Пальцы рук переплетены, большие пальцы – макушка. Показать «клацающую пасть» Показать ушки зайки. Пальцы рук полусогнуты – «лапы». Пальцы рук переплетены, большие пальцы – мордочка Пальцы рук сложены в «клубок». |
Кто в лесочке живет? Кто в лесочке живет? Под корягой – старый крот, За горой – лисенок, В ельнике – лосенок. Под кустом – лисичка, На сосне – синичка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать. | Переплести пальчики, имитируя лес. Загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца. Сжимать и разжимать кулачки. |
Дидактические игры по теме «Дикие животные»
Игра «Назови по порядку»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.
На картинки посмотри
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.
(6-7 предметных картинок по теме).
Игра «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
Игра «Назови семью»
Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.
Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).
Игра «Кто, где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
Игра «Кто что любит?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.
Игра «Подбери словечко»
Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.
Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).
Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).
Игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Игра «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - …(воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокает).
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка
Лиса – лисичка
Игра «Один - много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей
Игра «Посчитай!»
Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – два медведя – пять медведей
Один еж – два ежа – пять ежей
Одна белка – две белки – пять белок
Дидактическая игра «Чей хвост? »
Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.
Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя…. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.
Игра «Измени слова по образцу»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Нос лисы - … (лисий нос).
Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза).
Нора лисы - … (лисья нора).
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.
Белка, собака, лиса, медведь
Игра «Сложи картинку»
Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.
У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился? (Лиса.)
Игра «Составление рассказа-описания»
Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов, средств, форм обучения в педагогической деятельности по реализации образовательного процесса
Использование воспитателем методов, средств, форм обучения в педагогической деятельности по реализации образовательного процесса в ДОУ...
Уровень владения трудовой функцией "Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования"
Методика самооценки соответствия воспитателя требованиям профстандарта педагога...
Педагогическая деятельность по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО, профстандартом "Педагог"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ...
«Совершенствование педагогической деятельности по реализации ФГОС в дошкольных образовательных организациях»
Развитие активной речи у детей раннего возраста...
Муниципальная стажировочная площадка «Создание модели педагогической деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» ООП ДО»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Речевое развитие дошкольников средствами театрального искусства."Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности....
Профессиональный стандарт педагога в контексте ФГОС ДО. Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».
Что такое профессиональный стандарт? Давайте разбираться.Остановимся на втором разделе «Описание трудовых функций, входящих в Профессиональный стандарт».Основной педагогической деятельност...
МПО «Содержание педагогической деятельности по реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в контексте ФОП До для детей 4-5лет"
quot;Реализация ФОП ДО. Взаимосвязь социаль-коммуникативного развитие дошкольников через познавательную деятельность"...