Cамообразование воспитателя ДОУ по ФГОС
методическая разработка (младшая группа) на тему
Самообразование на 2018-2019 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Cамообразование воспитателя ДОУ по ФГОС | 45.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 607067, Нижегородская обл. г. Выкса ул. Лазо зд. № 79 тел: 8(831)77 6-78-40; e-mail: mbdou2012@yandex.ru
Программа саморазвития воспитателя
Тема: «опыт формирования сенсорного маршрута детей раннего возраста средствами игрового тренинга»
Выполнила:
Воспитатель
Докторова Н.А.
2018-2019 г.
Содержание
1. Введение….…………………………………………………………..3
2. Актуальность…………………………………………………………5
3. Цели…………………………………………………………………...7
4. Задачи…………………………………………………………………8
5. Планируемый результат……………………………………………..9
6. Методы и приёмы экспериментирования…….................................12
7. Виды и техники экспериментирования……………………………15
8. Развивающая среда………………………………………………….20
9. Перспективный план самообразования……………………………22
10. Перспективный план работы с родителями………………………23
11. Список литературы…………………………………………………24
Введение
В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. В ФГОС отмечено, что одна из задач познавательного развития – реализация самостоятельной творческой и экспериментальной деятельности.
Образовательная область «Познание» является областью образовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Одним из разделов образовательной области «Познание» является раздел «Сенсорное развитие».
Для развития сенсорных способностей нужно продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности . Помогать им обследовать предметы, выделяя цвет, форму, величину.
Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название( одинаковые лопатки; большой красный мяч- маленький синий мяч).
Формировать умение называть свойства предметов.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов как цвет, форма и величина. Именно младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств ребенка.
Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с сенсорными эталонами, сенсорное развитие, развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение), формирование сенсорного маршрута детей раннего дошкольного возраста средствами игрового тренинга.
Актуальность
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Таким образом, актуальность проблемы по формирование сенсорного маршрута детей раннего дошкольного возраста средствами игрового тренинга видится в новых инновационных подходах, которые создают необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Цели
1.Изучение проблемы формирование сенсорного маршрута детей раннего дошкольного возраста средствами игрового тренинга в условиях реализации ФГОС.
2. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности с целью расширения представлений о развитии сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
3. Показать актуальность формирования сенсорного маршрута детей раннего дошкольного возраста средствами игрового тренинга в детском саду.
Задачи
- Изучить научно-теоретический материал, нормативную базу реализации ФГОС ДО в образовательную практику, систематизировать полученные знания.
- Наметить основные задачи работы по развитию сенсорных представлений детей дошкольного возраста.
- Разработать перспективный план работы с детьми по развитию сенсорных представлений
- Повысить собственный уровень знаний путем:
Прохождения курсов повышения квалификации;
Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы по данной теме;
Посещение РМО;
Самообразование;
- Обобщить и распространить педагогический опыт.
- Помочь детям овладеть навыком игрового тренинга.
- Сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- Развивать любознательность, наблюдательность.
Планируемый результат
1. Повышение профессиональной компетенции, помогающей выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога ДОО.
2. Повышение компетентности в вопросах использования разнообразных техник в работе с детьми дошкольного возраста
3. Развития у детей умений различать предметы по цвету, величине и форме, навыка самостоятельной деятельности, обогащение словаря детей словами обозначающими цвет, форму, величину, активное пользование словарным запасом
4. Просвещение и привлечение родителей к работе по данной теме
В процессе моей работы над развитием предметной деятельности по воспитанию сенсорных способностей я предполагаю, что у детей сформируются следующие интегративные качества:
Интегративное качество: «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».
Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с несложными движениями.
Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступные возрасту навыками самообслуживания.
Интегративное качество: «Любознательный, активный».
Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых), проявляет интерес к игровым действиям сверстников.
Проявляет интерес к окружающему миру природы.
Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
С интересом слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации.
Проявляет активность при подпевании и пении, выполняет простейшие танцевальные движения.
Интегративное качество: «Эмоционально отзывчивый».
Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности.
Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения(потешки, песенки, сказки, стихи).
Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов(игрушки ) и объектов природы (растения, животные).
Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает весёлые и грустные мелодии.
Интегративное качество: «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
Уметь играть рядом со сверстниками, не мешая им.Проявлять интерес к совместным играм небольшими группами.
Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.
Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.»
Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице ( не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их.
Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» ( в семье, в группе).
Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту».
Проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание строить самостоятельно.
Ориентируется в помещении группы и участка детского сада.
Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».
Имеет первичные представления о себе: знает своё имя, свой пол, имена членов своей семьи.
Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».
Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по названию, цвету, размеру.
Отвечает на простейшие вопросы («кто?», «что?», «что делает?»…).
Выполняет простейшие поручения взрослого.
Проявляет интерес к книгам.
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками».
У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Методы и приёмы
Из методов по сенсорному воспитанию я выделила два основных сенсорномоторных метода-обследования и сравнения. Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.
Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объему (объемные предметы); оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру, мы с детьми выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.
На ощупь познают объемную форму предметов, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке.
При подготовке к другим видам деятельности, например к труду, я отбираю соответствующие способы обследования. Так, чтобы определить свойства бумаги и ткани я предлагаю детям послушать, что происходит, когда мнут бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, постирать в воде кукольное платье из бумаги и из ткани. А для того чтобы сформировать полноценный образ лимона, кроме названных способов обследования, его еще нужно понюхать, полизать или попробовать.
Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.
Общая схема обследования предполагает определенный порядок:
восприятие целостного облика предмета;
выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);
определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);
выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.;
повторное целостное восприятие предмета.
Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.
При помощи сравнения дети обследуют предмет который поможет установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решит задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.
Формы:
- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные).
- целевые прогулки экскурсии
-развлечения и досуг ( праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков..)
Методы:
- Словесный (беседа)
- Наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт),
- практический (опыты)
- объяснительно - репродуктивный ( применяется при решении следующих задач:
* познакомить с чем-то....
* дать или расширить представления о чем -то....
- продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности. «Повторяй за мной»)
- метод проблемного изложения ( это решения проблемных ситуации в разных условиях)
Приемы:
- сообщение
- описание
- объяснение
- инструкции
- постановка вопроса
- показ (демонстрация ) опыта
Виды и техники
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.
2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.д.
Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.
В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность:
1.повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;
2. оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Само развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Последовательность проведения игр и игровых заданий по сенсорному воспитанию
1. Спрячь мышку (цвет)
2. В царстве фигурок-человечков (форма)
3. Игра с мячами (величина)
4. Куклы и медведи (величина)
5. Разноцветные комнаты (цвет)
6. Три квадрата (величина)
7. Лото "Цвет"
8. Кто где спит (форма)
9. Построим башню (величина)
11. Гости (форма)
12. Разложим мишкам мисочки (величина)
13. Накорми мишек (величина)
14. Окраска воды (цвет)
15. Найди предмет такой же формы (форма)
16. Кто выше (величине)
17. Дидактическая игра "Магазин" (форма)
18. Лесенка (величина)
19. В царстве царя-Разноцвета (цвет)
20. Достроим домики (величина)
21. Подбери предметы похожего цвета» (цвет)
22. Разбитые тарелки (величин»)
23. Построим домики для фигур (форма)
24. Построим домики для фигур (форма)
25. Завяжем мишкам банты (величина)
26. Рисование орнамента (цвет)
27. Путешествие на лесную поляну (величина)
28. Три воздушных шарика (цвет)
29. Закрой дверь в домиках (величина)
30. Геометрическое лото (форма)
31. Пирамидка (цвет)
32. В гости к мишке (величина)
33. Вышиваем ковер (цвет)
34. Игра с мячом (величина)
35. Чудесный мешочек (форма)
Развивающая среда
Проанализировав состояние предметно-развивающей среды в своей группе, я решила привести её в соответствие с современными гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей в группе все игровые материалы расположила на открытых, доступных детям полочках-шкафчиках в поле зрения малышей, чтобы ребёнок без труда мог достать и положить необходимые ему предметы. Для обогащения смыслового содержания действий с предметами я изготовила сенсорную доску.
Изучив литературу С.Л.Новосёловой, Э.Г.Пилюгиной, а также книгу Т.Н.Дороновой и Н.А. Коротковой «Материалы и оборудование для детского сада»,пополнила игровую среду группы следующими материалами: рамки-вкладыши с геометрическими формами, набор разноцветных шумовых коробок, рамки с разными видами застёжек, набор для забивания: молоточек с втулками, объёмные вкладыши, разные виды пирамидок.
Оформила «сенсорную зону», где находятся все материалы для развития восприятия цвета, формы и величины предметов, а также для развития слухового восприятия и пространственных отношений.
Это различные пирамидки; предметы-вкладыши( матрёшки, кубы, коробочки, шары и др.) дощечки с плоскими геометрическими вкладышами; объёмные контейнеры с отверстиями разной формы; плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) ; объёмные геометрические формы(шар, призма, куб, кирпич); центр для игры с водой и песком; для развития мелкой моторики рук(шнуровки, мозаики, бусинки и пуговицы разного цвета и размера, бутылочки с закручивающимися крышками и др.);шумящие коробочки, звоночки; предметные картинки с изображением больших и маленьких животных, предметов мебели, посуды, одежды и др.
Для развития мелкой моторики рук и сенсорного развития изготовили дидактические игры: «Паровозик» и «Божья коровка», сюжетное панно: «Девочка-модница»,которые являются любимым местом для самостоятельных игр детей. Разноцветные вагончики паровозика способствуют закреплению представлений о цвете, а пассажиры –животные развитию режиссёрской игры. «Девочке-моднице» наши дети постоянно оказывают помощь: то молнию на сумочке застегнут, то шнурки на ботинках завяжут, или бантики на косичках, и тем самым развивают мелкую моторику рук. Кроме того , объёмные коврики создают домашний уют на стене, к которой они прикреплены.
Старалась, чтобы все предметы были яркими, красочными, привлекающими внимание детей и вызывающие у них положительные эмоции. Для восприятия формы, размера и цвета использую дидактические кубики с прорезями или углублениями разного цвета и размера.
Каждому успешному действию малыша восхищаюсь, высказываю одобрение, хвалю за самостоятельность.
Все групповое пространство должно быть распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные.
Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах должны быть оборудованы центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности.
Перспективный план
Этапы | Задачи (содержание работы) | Пути решения |
Диагностический | - выявление проблемы, теоретическое изучение вопроса | разработка и оформление плана работы саморазвития |
Подготовительный | - изучение научно – методической литературы; - изучение современных форм работы, технологий; - изучение опыта работы воспитателей, информации по теме посредством интернет сообществ педагогов(maam.ru, nsportal .ru и др.). | - изучение методической литературы по теме (см. список литературы); -изучение статей педагогов по данной теме в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» -отбор практического и наглядного материала для успешной реализации |
Практический. | -разработка программы формирования сенсорного маршрута детей раннего дошкольного возраста средствами игрового тренинга | - разработка перспектив-ного плана по данной теме; - создание развивающей среды; - подготовка консуль-таций для педагогов и родителей; - изготовление пособий и дидактических игр |
Обобщающий | - систематизация и обобщение накопленного опыта работы; - оформление результатов работы по теме | - проведение мониторинга по выявлению знаний детей; -трансляция педагогичес-кого опыта в профессио-нальных сообществах; - выступление по итогам работы и обмену опытом |
Работа с родителями
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала | Сентябрь- Ноябрь |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. | В течение года |
Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет» | Декабрь |
Выставка детских работ «Все мы любим мамочку» | Март |
Список литературы
- Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству - Мозайка – Синтез М., 2009.
- Воспитание сенсорной культуры ребенка. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. М.: Просвещение. 1988. - 144 с.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 1999
- Грановская Р.М. “Элементы практической психологии”. – СПб.: Свет, 2000.
- Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010
- Крысько В.Г. // Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999.
- Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1983.
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.
- Немов Р.С. “Психология” Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
Нормативные документы:
1.Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г.
2.Федералтный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ №1155 от 17.10.2013г
Интернет ресурсы: nsportal.ru, maaam.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный план воспитателя с учетом ФГОС
План воспитательно-образовательной работы – рабочий документ воспитателя, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач.Планирование – заблаговременное определение порядка, по...
Требования к личности воспитателя в рамках ФГОС.
В совремеК личности воспитателя предъявляют ряд требований. Педагог должен быть развитой творческой личностью,тогда он будет интересен дошкольникам....
Памятка воспитателю, работающему по ФГОС
Структура, цели, предметно пространственная среда, портрет выпускника дошкольного учреждения....
Cамообразование воспитателя на тему: «Формирование осознанного отношения детей 5-6 лет к ЗОЖ»
Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных отделений. В плане описаны цель, задачи, предполагаемые результаты и этапы работы по самообразованию....
Методические рекомендации для воспитателей «Календарный план воспитателя с учетом ФГОС»
План — это прежде всего целеполагание. План помогает заранее предусмотреть и обдумать формы работы с детьми, методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает...
«Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО»материалы Всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель» номинация «Реализуем ФГОС»
Лэпбук-это игра, творчество, познание, исследование нового и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности ребенка и взрослого.Нами был создан лэпбук &q...
Семинар "Современные технологии в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС" Выступление на тему: "ИКТ компетенции воспитателя в условиях ФГОС в дошкольном образовании"
Актуальность обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный ...