Проектная деятельность
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Метод проектов и его применение в современном дошкольном образовании" | 35.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ д/с «Лукоморье» воспитатель Вождаева Татьяна Владимировна
Доклад по теме: «Метод проектов и его применение в современном дошкольном образовании»
Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности
Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Воспитание самостоятельности - неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации.
Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают: - стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей - умение ставить цель деятельности - осуществление элементарного планирования деятельности - реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. « У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли…»
С переходом к школьному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок должен самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения. В своей работе я использую разнообразные формы и методы. Одним из самых эффективных, на мой взгляд является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений.
Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, планировать свою деятельность, проявлять инициативу и самостоятельность.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
- Проблема;
- Проектирование или планирование;
- Поиск информации;
- Продукт;
- Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки.
Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Работая с детьми по методу проектов, важно соблюдать следующие требования к его использованию:
- Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Четкая структура содержательной части проекта.
- Использование исследовательских методов и приемов: опыты, наблюдения, экспериментирование и другие.
Проектная деятельность развивает творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Главное условие – помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. На практике чаще всего проектную деятельность используют с детьми старшего дошкольного возраста и очень редко с детьми раннего возраста, недооценивая её возможности. Моя небольшая педагогическая практика показала, что использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста имеет большое значение для развития личности ребенка. В дошкольном возрасте закладываются наиболее важные способности: познавательная активность, любознательность, интерес к окружающему, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность действий и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Работая с детьми дошкольного возраста, я увидела, что сам ребенок не всегда способен находить или придумывать такие занятия, которые отвечают его возможностям, развивают его способности. Чтобы деятельность стала действительно развивающей, ребенку нужна помощь взрослого. Обрести и реализовать свою активность, а, следовательно, нормально развиваться ребенок может только в совместной деятельности с взрослым. И моя роль, как педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то полезной и новой деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия.
Чтобы ребенок получил полноценное качественное развитие, нужно чтобы развитие проходило через его инициативу и самостоятельность ребенка, чтобы ребенок сам что-то придумывал и создавал, сам к чему-то стремился. При разработке непосредственно образовательной деятельности по методу проектов я применяю алгоритм создания проблемной ситуации, по которому определяю тему проекта и его цель, составляю перспективный план продвижения к цели; формулирую задачи и обсуждаю их с участниками проекта, придумываю игры и другие виды деятельности. Конечно, по отношению к самым маленьким моим воспитанникам проектная деятельность во многом упрощена. Для них моделируется специальная игровая ситуация, побуждающая их к деятельности. Проектная деятельность состоит из следующих этапов: проблематизация, целепологание, сбор информации, планирование (составление алгоритма действий), рефлексия, презентация.
Рассмотрим на примере проекта образовательной деятельности «Мы встречаем гостей». Сообщаем детям о том, что к нам в гости должна прийти кукла Катя. Вместе с детьми обсуждаем встречу куклы (проблемно-игровая ситуация); решаем, как мы будем встречать куклу и что нам для этого нужно (находим и решаем проблему, ставим цель). Обговариваем, что и как необходимо сделать? С чего начать? (планирование деятельности, составление алгоритма действий); рассматриваем и расставляем предметы посуды, обговариваем ее предназначение (выполнение алгоритма действий по картинкам); встречаем куклу Катю, показываем ей, что мы для встречи приготовили, угощаем куклу (рефлексия, презентация). На каждом этапе у детей формируются специфические умения: самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. В проектной деятельности я использую продуктивные методы и приемы. Метод проблемного изложения – это устный монолог воспитателя, который активизирует мыслительную деятельность через создание проблемной ситуации и последующее изложение по ее разрешению. Грамотно построенное проблемное изложение подталкивает детей к получению новых знаний, а не дает их в готовом виде. Прием: предъявить детям преднамеренно нарушенную логику изложения, доказательства. Например (кукла зимой пошла, гулять, и взяла с собой санки, чтобы по лужам кататься на них и т.д.). Метод эвристического диалога – это вопросно-ответный способ организации процесса обучения, в котором вопрос имеет проблемный характер, а ответ является результатом активного поиска детей, под руководством воспитателя.
В рамках эвристического диалога (беседы) учебная деятельность развивается по схеме:
1. Организация проблемной ситуации.
2. Выдвижение гипотез.
3. Обоснование и доказательство.
4. Вывод.
Приемы, соответствующие эвристическому диалогу таковы:
- выдвижение гипотез, поиск аргументации;
- наводящие вопросы;
- выявление ряда частных задач, выводящих на решение основной, поиск возможных ошибок в рассуждениях;
- обобщение;
Например, кукла Катя заболела. Как вылечить куклу? (проблемная ситуация). Выдвижение гипотез детьми: напоить лекарством, поставить укол, завязать бинт и т.д. Обоснование и доказательство – из личного опыта детей. Вывод – надо куклу показать доктору (врачу). Метод «мозгового штурма» (массовая мозговая атака) – интенсивное и хаотическое генерирование идей без их сиюминутного анализа и с отдаленной по времени оценкой. В основе метода лежит создание вероятных ситуаций. Метод предполагает участие всех детей в выдвижении идей с последующим коллективным анализом. Прием: групповой поиск. Например, кукла Катя хочет спать. А что для этого надо? Дети высказывают свои идеи (кровать, диван, подушка, одеяло и т.д.). Из всего предложенного, дети выбирают нужные предметы для того, чтобы уложить куклу спать. Применение продуктивных методов и приемов в деятельности, позволяет мне активно формировать у детей познавательные и коммуникативные способности, интерес к окружающему, обогащать опыт творческой деятельности. Открытая образовательная среда, позволяет добиться подвижного баланса инициатив всех участников образовательного процесса, что обеспечивает раскрытие индивидуального потенциала каждого ребенка. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их. В проектном методе используются следующие формы поддержки детских инициатив: - «Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки. - «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах. - Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам – научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности. - Мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей, специалистов и родителей в едином процессе творчества. - Игровая основа деятельностных взаимодействий всех участников реализации инициатив детей в продуктивной деятельности. Кроме детей участниками проектов становятся и родители. Вся семья, включая детей, участвуют в реализации проекта, например - прочитать нужную для работы сказку, вырезать подходящие картинки и наклеить в альбом, повторить пальчиковую гимнастику, замесить соленое тесто и т.д. Дети, приходя в группу, показывают и рассказывают, что они делали с родителями дома. Эта подготовка к интересным событиям в группе не проходит напрасно. Остается только придумать самим «события». Например («День рождения Зайчика», «Любимые книжки», «В гостях у куклы Кати» и т.д.). Знания, приобретенные детьми, в таких образовательных проектах становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности. Использование метода проектов в моей практике позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Способствует активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера; развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности. К тому же позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Проектная деятельность – это вид педагогической работы, которая актуальна в связи с реализацией ФГОС ДО.
Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
Метод проектов и его применение в современном дошкольном образовании
Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.
Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:
• практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
• нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
• интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя:
• задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
• целенаправленную детскую деятельность;
• формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
• результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.
Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более Метод проектов включает в себя несколько этапов и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:
- Погружение в проект;
- Организация деятельности;
- Осуществление деятельности;
- Презентация результатов.
Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как:
- Переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.
- Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть » новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях.
Воспитатель | Дети |
Погружение в проект | |
Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее. | Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности. |
Организация деятельности | |
Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует:
| Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов. |
Осуществление деятельности | |
При косвенном участии:
| Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:
|
Презентация | |
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. | Демонстрируют:
|
|
|
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.
Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.
В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.
Задачи исследовательской деятельности :
В младшем дошкольном возрасте – это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Младший дошкольный возраст
Основные новообразования возраста:
- опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами;
- развитие наглядно-действенного мышления;
- возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними, как взрослые;
- образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.
Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.
Тематика краткосрочных мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями):
• «Эти разные и полезные щетки» (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними);
• «Мыло» (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения);
• «Надо, надо умываться» (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати или девочки чумазой);
• «Хлеб-соль» (как с пользой для здоровья употреблять хлеб);
• «Зонты и зонтики»;
• «Варежки, перчатки»;
• «Как одеться по погоде» (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья);
• «Такая разная обувь»;
• «Наши любимые игры» (пальчиковые, подвижные, физкультминутки);
• «Любимая еда в детском саду и дома»;
• «Овощи»;
• «Аккуратно, мебель!»;
• «Я катаюсь на качелях»;
• «Обереги».
Создание коллекций в рамках проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной.
Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств; знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании.
Такой подход, в свою очередь, позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, посколькусовместная деятельность сближает родителей с ребенком.
Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметноразвивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.
Задачи исследовательской деятельности :
В младшем дошкольном возрасте – это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи обучения:
• пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• приобщать детей к процессу познания;
• формировать различные представления;
• привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
• побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
• формирование эмоциональной заинтересованности;
• знакомство с предметами и действиями с ними;
• развитие мышления и воображения;
• речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
• осознание поставленной цели;
• овладение различными способами решения поставленных задач;
• способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
• поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
• стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
• формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
социальное развитие:
• формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);
познавательное развитие:
• обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
• расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
• сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект
эстетическое развитие:
• развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
• овладение художественной деятельностью.
Старший дошкольный возраст
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...