Проект "мини-музей часы"
презентация урока для интерактивной доски (старшая, подготовительная группа) на тему

Джаватова Мафизат Амрановна

Познавательно-творческий проект для детей 5-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«МИНИ-МУЗЕЙ ЧАСОВ»

D:\Рабочий стол\Мафи\Новая папка (5)\31.jpg

                                                             Подготовила и провела

                                                               воспитатель Джаватова М.А

Люберцы, 2017

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители.

Срок реализации: апрель 2017.

Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателей:

  •  в расширении представления о музейной культуре;
  •  в создании единого   развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей;
  • в приобретении практических навыков.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Результаты проекта:

- расширение естественнонаучных знаний;

- увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности;

- обогащение словарного запаса детей по данной тематике;

- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;

- приобретение практических навыков.

Реализация проекта:

1. Беседы

2. ООД

3. Чтение художественной литературы

4. Работа в книжном уголке

5. Пальчиковая гимнастика

6. Коррекционные упражнения

7. Гимнастика для глаз

8. Поисково-познавательная деятельность

9. Опытно-экспериментальная деятельность

10.ОБЖ

11.Создание выставок

12.Продуктивная деятельность

13.Дидактические игры

14.Подвижные игры

15.Сюжетно – ролевые игры

16.Театрализованная деятельность

17.Музыка

18.Работа с родителями

Проблемные задачи для детей, на решение которых направлен проект:

– Как создать музей?
– Как люди учились определять время?
– Научиться узнавать, сколько времени на часах?
– Выяснить, как устроены некоторые часы?
– Узнать, как часы меняли свой облик?

Модель 3-х вопросов.

Что дети знают

Что хотят узнать

Где можно узнать

1. Функция музея.

2. Назначение часов.

1. Создание музеев.

2. История возникновения часов.

2. Разнообразие часов.

3. Уход за часами.

4.Определение времени.

5. Устройство часов.

1. Научно-художественная литература.

2. Просмотр  

    познавательных

    передач.

3. Ответы на вопросы  взрослых.

4. Интернет.

Актуальность

Музей не просто дом вещей,

                      Музей хранитель тайн

                     И чтобы всё успеть скорей

                     Ты время соблюдай!

 Время катит чередом,

                     Час за часом, день за днем.

                     Чтобы нам везде успеть,

                     Нужно в часики глядеть.

Как нам понять и ощутить время? Оно так неуловимо! Человечество придумало приборы для измерения времени одним из первых среди всех изобретений. Часы использовались повсюду и всегда, постоянно сопровождая человека, не позволяя ему «потеряться» во временном пространстве. Неудивительно, что за многолетнюю историю цивилизации их видов накопилось столько, что невозможно составить полную классификацию.

«Мини–музей часов» возник в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок: ориентировка во времени.

Старшим дошкольникам необходимо  самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

При помощи «Мини–музея часов» у детей вырабатывается умение регулировать и планировать деятельность во времени, создается основа для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность.  

Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка - это задача данного проекта. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини–музее не только можно, но и нужно брать в руки, рассматривать, разрешается менять и переставлять экспонаты, В мини-музее ребенок является соавтором экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знания, в дошкольном возрасте, навсегда остаются в  памяти.

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на расширение и углубление знаний. Проект «Мини-музей часов» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, развить интерес к окружающему миру.

Цель проекта: создание системы работы по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста через деятельность мини-музея.

Задачи проекта:

1. Формирование представления о содержании музейной культуры.

2. Знакомство дошкольников с историей возникновения часов, разными видами часов.

3. Формирование элементарных представлений о времени и часах.

4. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

5. Создание условий для творческого общения и сотрудничества воспитателя, родителей и детей.

6. Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности.

7. Активизация словарного запаса дошкольников.

8. Развитие навыков связной речи.

9. Развитие   координации   речи с   движением,   артикуляционной, тонкой  и общей моторики.

10.Развитие    психических    процессов   дошкольников    (внимание, память, мышление, воображение) через художественно–творческую и познавательную деятельность.

11.Воспитание у детей  любознательности, активности, упорства в достижении цели, оказание поддержки друг другу.

12.Установление доброжелательных взаимоотношений детей, родителей и педагогов в процессе разработки и реализации проекта.

Этапы работы по проекту

        

1   Подготовительный этап

Задачи:

1. Определить цель и задачи проекта.

2. Изучить и создать информационную базу по проекту.

3. Составить план проекта.

4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.

5. Провести анкетирование родителей и детей «Ребенок в музее».

Мероприятия проекта

Ответственные

Сроки

1. Создание информационной базы по проекту.

Родители, воспитатель

апрель

1 неделя

2. Составление плана проекта.

Воспитатель

апрель

2 неделя

3. Организация родителей для помощи проведения данного проекта.

Воспитатель

апрель

3 неделя

4. Анкетирование родителей и детей «Ребенок в музее»

Воспитатель

апрель

4 неделя

2   Основной этап

Задачи:

1. Формирование представления о содержании музейной культуры.

2. Знакомство дошкольников с историей возникновения часов, разными видами часов.

3. Формирование элементарных представлений о времени и часах.

4. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

5. Создание условий для творческого общения и сотрудничества воспитателя, родителей и детей.

6. Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности.

7. Активизация словарного запаса дошкольников.

8. Развитие навыков связной речи.

9. Развитие   координации   речи с   движением,   артикуляционной, тонкой  и общей моторики.

10.Развитие    психических    процессов   дошкольников    (внимание, память, мышление, воображение) через художественно–творческую и познавательную деятельность.

11.Воспитание у детей  любознательности, активности, упорства в достижении цели, оказание поддержки друг другу.

12.Установление доброжелательных взаимоотношений детей, родителей и педагогов в процессе разработки и реализации проекта.

Мероприятия проекта

Ответственные

Сроки

1. Беседы

Вечерние беседы с детьми:

  • «Как устроить музей часов?»
  • «Какие бывают часы?»

(беседа и презентация.)

  •  «Как появились часы?» (изучение книг, сайтов, рассказов взрослых)
  • «Измерение времени»
  • Рассказ о профессиях тех, кто работает в музее, о часовых дел мастерах.
  • «Как беречь время?»
  • «Правила поведения в музее».

Воспитатель,

родители

апрель

1-4 неделя

2. НООД

Познавательное развитие

(Ознакомление с предметным окружением)

«Путешествие в мир часов и времени».

«Царство часов»  (с применением мультимедиа).

Познавательное развитие

(Ознакомление с социальным миром)

«Музеи нашего города» (с применением мультимедиа).

Познавательное развитие

(ФЭМП)

«Часы. Как узнать время».

«История часов».

«Время».

«Получас».

Речевое развитие  

(Развитие речи)

Составление рассказов о часах, сделанных своими руками.
Составление рассказов о часах, которые ребёнок принёс на выставку.

Составление рассказов для проведения экскурсий.
Разучивание стихов о часах.

Воспитатель, учитель-логопед, родители

апрель

2-4 неделя

3. Чтение художественной литературы 

«Про часы и о часах» И.Мельников.

«Что такое завтра и вчера» Б.Зубков.

«Про часы и о часах. Детская энциклопедия».
«Сказка о потерянном времени» Е. Шварц.

«Мои часики» Т. Коваль.

«Солдатские часы» Б. Никольский.

«Тик-так» А. Анофриев.

«Без четверти шесть» С. Берестов.

 «Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин.

«Песочные часы» И. Мирошникова.

«В гостях у гнома – часовщика, или история о том, как не опаздывать в школу» сказка.

«Часы» Степанов.

Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Солнечные часы или часы на небе», «Похитительница воды следит за временем»; «Часы-свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)»; «Самые известные часы в мире».

Пословицы и поговорки о времени и часах.

Загадки.

Воспитатель, родители

апрель

2–3 раза в неделю

4. Работа в книжном уголке

Художественно-познавательные книги по теме.

Предметные картинки по теме.

Рассматривание фотографий с разными часами.

Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», «Время», наглядно-дидактическое пособие «Время»;

открытки «Часы».

Плакаты - картины с изображением часов на Спасской башне Кремля г. Москвы.

Иллюстрации и фотографии с изображением часов на улицах города, вокзалах.

Воспитатель, родители

Апрель

5. Пальчиковая гимнастика

«Часы».

«Часы с кукушкой!».

«Ходят часики тик-так».

«Вышли мыши как-то раз»».

«Часы сказали «Бом!».

 «Маятник» (с предметами).

Воспитатель, музыкальный руководитель

Апрель 2-4 неделя

6. Коррекционные упражнения

Дыхательная гимнастика

«Маятник».

«Часики».

«Петушок».

«Петух».

«Когда это бывает?».

Игры по развитию звуковой культуры речи

Игра «Часы».

Упражнение «Маятник».

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Бьют часы».

Воспитатель, педагог-психолог

Апрель2-4 неделя

7. Гимнастика для глаз

«Как бьют часы».

«Волшебные часы».

«Шел по берегу петух».

«Петушок».

Воспитатель

Апрель 2-4 неделя

8. Поисково-познавательная деятельность

Экскурсии в музеи нашего города.

Родители

Апрель

9. Опытно-экспериментальная деятельность

Наблюдение «Путь солнца по небосводу».
Опыт «Изготовление солнечных часов».

На прогулке – модель солнечных часов.

Экспериментирование «Песочные  часы».
Знакомство с секундомером и песочными часами (измерение временных отрезков секунд, минут).
Знакомство с циферблатом (определение времени с точностью в один час).

Воспитатель

Апрель

2-4 неделя

10. ОБЖ

«Чем опасны разбитые часы?» (беседы об аккуратном обращении с часами).

Здоровье

«Надо ли соблюдать режим дня?» (беседа)

Воспитатель

Апрель  2-4 неделя

11. Создание выставок

Стенгазета «Интересные часы».

Книга-самоделка «История часов моей семьи».

Часы-самоделки.

Выставка творческих работ детей.

Родители, воспитатель

Апрель

2-4 неделя

12. Продуктивная деятельность

Лепка «Наручные часы».

Аппликация «Башенные часы».

Рисование «Кремлевские куранты»,

«Часы из музея», «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».

Творческая мастерская «Изготовление моделей часов», «Создание моделей водяных, солнечных, песочных часов». 

Конструирование из картона «Циферблат».

Коллективная работа: конструирование из бумаги модели напольных часов с маятником.

Родители, воспитатель

Апрель

2-4 неделя 2–3 раза в неделю

по подгруппам и индивидуально

13. Дидактические игры

«Расставь цифры на часах».

«Впиши пропущенные цифры».
«Распорядок дня».

«Время».

«О времени».

«Часы».

«Даша дома».

«Наши игры».

«С утра до вечера».

«Мой день».

«День – ночь».

«Помоги котенку».

«Недели».

«Времена года».

«Цветик-семицветик».

«Круглый год».

«Кто больше занят?».

«Каждому предмету свое время».

«Выбери, что нужно для часов».

«Часы и время».

«Детский сад».

«Какой день недели».

«Успей вовремя».

«Тик-так».

«Составь неделю».

«Назови сутки».

«Живая неделя».

Воспитатель, педагог-психолог

Апрель

2-4 неделя 2–3 раза в неделю

по подгруппам и индивидуально

14. Подвижные игры

Выполнение упражнений в соответствии с единицами времени (секунда,  минута, 5, 10 минут).

Воспитатель, инструктор ФИЗО

Апрель

2-4 неделя

15. Подвижная игра

«Часы».

Воспитатель, инструктор ФИЗО

Апрель

2-4 неделя

16. Сюжетно – ролевые игры

«Я - экскурсовод музея часов».

«Музей» (проведение экскурсий по группе).
«Магазин часов».

Воспитатель

Апрель

2-4 неделя

17. Театрализованная деятельность

Инсценировка «Времена года».

Инсценировка «Каков Емеля, такова и неделя».

Воспитатель, музыкальный руководитель

Апрель

2-4 неделя

18. Музыка

Слушание звучания разных видов часов, хода и боя (будильник, часы с кукушкой, башенные часы, настенные, напольные, куранты).
Слушание песен о часах.
Музыкально-ритмическая композиция «Часики».
Игра с секундомером на мелодию песни «Хороводная»  Кожевникова.

Музыкальная игра с секундомером

«Заколдованные путники».

Аудиозаписи звона и боя часов, по которому дети определяют названия часов.

Муз. ритмических композиций «Часики», «Тик так».

Материал по восприятию музыки: цикла «Времена года» П. И. Чайковский, А Вивальди.

«Часы природные верны» (музыка и слова Шаломоновой).

Музыкальный руководитель, воспитатель

Апрель 2-4 неделя

19. Работа с родителями

Участие в сборе экспонатов.

Изготовление поделок для музея.

Участие в беседах.

Подбор методического материала.

Участие в оформлении и организации экскурсий.
Консультация «Делу - час, потехе - время».

Книга отзывов и пожеланий.

Воспитатель

Апрель

2-4 неделя

3   Заключительный этап

Задачи:

1. Подвести итоги проекта.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Определить перспективу на будущее.

Мероприятия проекта

Ответственные

Сроки

1. Презентация проекта

Открытие «Мини-музея часов».

Стенгазета «Интересные часы».

Книга-самоделка «История часов моей семьи».

Часы-самоделки.

Фотовыставка «Загадочный мир часов».

Выставка творческих работ детей.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

2. Подведение итогов реализации проекта.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

3. Анализ полученных результатов.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

4. Планирование работы на будущее.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

Реализация проекта.

Реализация проекта происходит через разные виды детской деятельности: беседы, ООД, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, ОБЖ, поисково-познавательную, опытно-экспериментальную, продуктивную, театрализованную и музыкальную   деятельности. Важную роль играет создание выставок, стенгазет, книжек-самоделок. Родители являются активными помощниками в работе над проектом.

Результаты  проекта.

1. Создание музея часов.

2. Расширение кругозора, знаний об истории и видов часов.

3. Обогащение словарного запаса детей по данной теме.

3. Приобретение практических навыков.

4. Создание развивающей среды.

5. Активное участие родителей в жизни группы.

6.Проект выдвинут на конкурс ежегодной премии губернатора московской области Наше подмосковье

Практическая значимость результатов.

Установлены партнерские отношения с родителями.

Дети, родители и педагоги имеют возможность расширить и углубить свои знания социального мира, создать единое развивающее пространство.

Составлен план мероприятий, включающий разнообразные формы работы.

Обогащение развивающей среды в группе.

Взаимосвязь детского сада и семьи.

Распространение опыта работы в данном направлении.

Опыт работы представлен родителям и коллегам на день открытых дверей.

Оценка качества реализации проекта.

Анализ мероприятий отслеживается по завершению каждого отдельного этапа с использованием наблюдений, бесед с детьми, родителями и педагогами. По мнению родителей и педагогов, проект «Мини-музей часов» интересный и актуальный. Таким образом,  создана система работы по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста через деятельность мини-музея.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «КОСМОС»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

                                        «МИНИ-МУЗЕЙ ЧАСОВ»

НА СОИСКАНИЕ ЕЖЕГОДНОЙ ПРЕМИИ

 ГУБЕРНАТОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НАШЕ ПОДМОСКОВЬЕ»

Джаватова Мафизат Амрановна

ЛЮБЕРЦЫ

2017

СЛАЙД 1.  Добрый день, уважаемые коллеги, гости! Меня зовут Джаватова Мафизат Амрановна. Я представляю городской округ Люберцы и детский сад № 9 «Космос».

СЛАЙД  2.   Часы! Какая распространенная и всем известная вещь. Без часов никак не обойтись, они повсюду. Что такое время? Для чего нужны часы и как они возникли? Какими они бывают? В рамках работы студии-музея «История часов» мы с ребятами нашли ответы на интересующие их вопросы.

СЛАЙД 3. Старшим дошкольникам необходимо самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

СЛАЙД 4.   Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на расширение и углубление знаний.

СЛАЙД  5.    

При помощи Студии-музея «История часов» у детей вырабатывается умение регулировать и планировать деятельность по времени, создается основа для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность и точность.

СЛАЙД 6. Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребенка – это задача данного проекта. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музея не только можно, но и нужно брать в руки, рассматривать, разрешается менять и переставлять экспонаты.

СЛАЙД 7.            Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. В мини-музее ребенок является соавтором экспозиции. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею часов: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.

СЛАЙД 8. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знания, полученные в дошкольном возрасте, навсегда остаются в памяти.

СЛАЙД 9.   Спасибо за внимание!

D:\Рабочий стол\cVWrNHFTEvo.jpg

 



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП для детей 5-7 лет.

Тема: «Часы. Как узнать время».

 Джаватова Мафизат Амрановна

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

- закрепить знания о последовательности частей суток, дней неделе, месяцев в году, времен года.

-  познакомить детей с разными видами часов, деталями часов (циферблат, стрелки);

-  учить определять время по часам с точностью до 1 часа;

-  развивать умственные способности детей, речь, познавательный интерес.

Задачи:

 -   развитие чувственного восприятия; расширение пространственных и временных представлений; формирование фонематического восприятия;

 -   активизация мыслительной деятельности;

 -   формирование учебно-познавательной мотивации;

  -  обучение использованию знаний в различных ситуациях;

Оборудование: часы электронные (наручные, настенные, настольные) и механические (наручные, настенные, настольные), песочные часы; модели часов со стрелками на каждого ребенка.

Материалы: готовые детали из бумаги для вырезания в том числе цифры от 1 до 12 клей карандаш ножницы салфетки

Предварительная работа

Чтение произведения Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени».

В: Мы с вами прочитали «Сказку о потерянном времени». Вспомните, какой вывод мы сделали: нужно правильно распределять свое время, соблюдать режим дня. В этом нам помогают часы. Часы нам помогают ориентироваться во времени.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Стихотворение  «Часы»

    Часы секундам счет ведут,

    Ведут минутам счет,

    Часы того не подведут,

    Кто время бережет.

    За часом час, за годом год,

    Часы всегда идут вперед.

    Все надо делать по часам

    Тогда доволен будешь сам.

Первым устройством, при помощи которых человек измерял время, были солнечные часы. Родина солнечных часов – Вавилон. Солнечные часы имели стержень и шкалу, похожую на циферблат часов. По мере того как солнце изменяло свое положение, от стержня падала тень на так называемый циферблат. Передвигаясь от стержня по шкале времени тень показывала который час (Воспитатель показывает макет солнечных часов).

Позднее такие часы стали изготавливать из дерева или камня и устанавливали на стенах зданий. Еще позже изготовили карманные солнечные часы, но так как карманов у древних людей не было, часы носили на шнурке или цепочке. Недостатком солнечных часов было то, что они не работали в темное время суток, то есть ночью.

Позже изобрели водяные часы. Еще через некоторое время появились механические часы, в корпусе которых помещали часовой механизм – пружину и шестеренки. В настоящее время изобрели электронные часы (воспитатель демонстрирует модель электронных часов).

Сейчас нас окружают самые разные часы, которые имеют размеры от горошины до размера целой комнаты. Самое точное время показывают электронные часы.

Воспитатель: А вы знаете как устроены часы?

Почти все часы имеют циферблат и стрелки: минутная и часовая. Часовая (маленькая)стрелка показывает целый час тогда, кода минутная (большая) стрелка стоит на двенадцати (минутная стрелка закреплена на циферблате на числе 12). На циферблате цифры от 1 до 12. маленькая стрелка двигается медленно и показывает часы, а большая стрелка бежит гораздо быстро и показывает минуты.

Значит, положение минутной стрелки при показе целого часа постоянно, а положение часовой – меняется. При определении времени с точностью до часа минутная стрелка проходит целый круг (т. е. она проходит через все числа), а часовая стрелка передвигается к следующему числу и покажет, что прошел один час.

Знакомство с циферблатом часов.

Воспитатель начинает беседу под музыкальное сопровождение.

В:  Попробуйте отгадать загадки, которые вам приготовила.    

    Мы день не спим,

    Мы ночь не спим,

    И день, и ночь

    Стучим, стучим.

Д: Часы

В: Правильно. Ещё послушайте.

    Две сестрицы друг за другом

    Пробегают круг за кругом.

    Коротышка – только раз,

    Та, что выше, – каждый час.

Д: Стрелки часов.

В: Молодцы, все загадки отгадали. Скажите мне, какие часы бывают?

Д: Солнечные, водяные, песочные, часы – свеча, часы – цветы.

В: Ребята, а для чего нужны часы?

Д: Чтобы знать точное время и не опаздывать на работу папе и маме, а нам в детский сад.

В: Правильно. Посмотрите на мои часы. Круг с цифрами на часах называется циферблат. Повторите за мной – циферблат.

Д: Циферблат.

В: Как, называется круг с цифрами на часах? Кто мне скажет?

Д: Круг с цифрами на часах называется циферблат.

В: Умница. Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны?

Д: Короткая стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты.

В: Правильно. А кто умеет определять время по часам? Смотрите, если длинная стрелка показывает 12, а короткая цифру 1, это значит, что часы показывают 1 час.

Воспитатель показывает по модели часов, как определить который час, и просить детей поставить на своих моделях время от 1 часа до 9 часов.

В: Ребята, давайте поиграем в игру «Покажите на часах, какое время скажу». Перед вами модели часов с подвижными стрелками. Нужно поставить стрелки так, какое время скажу. Начинаем игру.

В: Поставьте, на часах стрелки так, чтобы они показывали 5 часов.

Как поставили стрелки на часах?

Д: Короткая стрелка показывает цифру 5, длинная стрелка цифру 12.

Игра продолжается. Во время работы воспитатель сверяет результаты действий детей (по образцу на доске)

Пальчиковая гимнастика : «Веселая старушка»

У веселенькой старушки, жили в маленькой избушке десять сыновей. Все без бровей, вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой головой, вот с такой бородой! Они не пили, не ели, На старушку все глядели, и все делали вот так…( Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Сложить руки углом и показать избушку. Показать десять пальцев. Очертить брови пальцами. Растопыренные ладони поднесены к ушам. Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. Очертить пальцами длинные «гусарские» усы. Очертить большой круг вокруг головы.   Показать руками большую бороду. Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку». Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами. Ребенок показывает любые загаданные действия)

Мы много говорили о значении часов в жизни человека.

Продуктивная деятельность детей –аппликация «Часы».

Итог занятия

Вопросы:

1. Что определяют по часам? (время)

2. Загадка:

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (часы)

3. Как называется круг с цифрами на часах? (циферблат)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та, что выше, – каждый час. (стрелки)

В: Как ребята называется наука  о числах?

Д: Математика.

Заключительная часть: рассматривание и выставка работ.

В: Молодцы, со всеми заданиями справились. Спасибо  

Литература.

1. Владимирова Т.Н. «Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых    свойствах времени.»

2. Управителева Л.В. «Подготовка к школе в детском саду»

3. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» под редакцией Столяра А.А.

4. Шпорыгина Т.А. «Беседа о пространстве и времени»

5. Помораева И.А, Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.»

6. Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени».

D:\Рабочий стол\17.jpgD:\Рабочий стол\18.jpg



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-  речевому развитию для детей 5-7 лет

Джаватова М.А.

Тема: история возникновения  часов

Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения часов.
  • Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
  • Воспитывать интерес к технике, бережное отношение к приборам.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
  • Расширять кругозор, обогащать словарь детей.

Ход занятия

– Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)

– А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.

СОЛНЦЕ (слайд 2 )

Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ

Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. (По И. Мельникову).

Солнечные часы придумали древние египтяне.

Послушайте стихотворение:

Есть и солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке, в саду – у солнышка на виду!
(Эльмира Котляр)

Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.

– Как вы думаете, почему?

– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.

– Знаете ли вы, какие часы называются живыми?

– А вы слышали про живые часы?

ЧАСЫ-ПЕТУХ

– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

Скоро утро! Довольно спать!

Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

Послушайте стихотворение «Петушок»

Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.

– Слышали ли вы о цветочных часах?

ЧАСЫ-ЦВЕТЫ

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки — зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"

Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ

Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.

– А как узнать время ночью?

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ

И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

– Как вы думаете, удобны ли эти часы?

– Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными. (По М. Ильину, Е. Сегал)

А бывают часы песочные – точные!
В них песчинки текут – секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись
в колбочке из стекла, так и минутка истекла!
(Эльмира Котляр)

Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок. (По И. Мельникову)

Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно нам служат.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ

На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.

А есть и новые – электронные
часы неугомонные!
Только раз заведи,
заведешь – и год ходи!(Эльмира Котляр)

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.

А еще есть часы – малютки!
Как сердечко бьется в грудке!
«Тики-таки, тики-таки» –
Круглые сутки.
(Эльмира Котляр)

КАРМАННЫЕ ЧАСЫ

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

ЧАСЫ-БУДИЛЬНИК

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы?

– Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными.

НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ  

Часы, висящие на стене, — называют настенными.

А есть часы настенные –
Чинные, степенные!
Не убегают,
не отстают!
вовремя бьют!
Маятник: туда – сюда…
Сегодня, завтра и всегда!
(Эльмира Котляр)

НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

– Как вы думаете, где стоят напольные часы?

– Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.

Есть часы,
На полу стоящие,
Басом говорящие:
«Бом! Бом! Бом!!» –
На весь дом.
(Эльмира Котляр)

ЧАСЫ С КУКУШКОЙ

– Какие часы "умеют куковать"? 

– Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".

Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
"Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!"
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!

УЛИЧНЫЕ ЧАСЫ

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.

Эти уличные часы на столбе знакомы тебе
Они здесь очень нужны: стрелки – великаны издали видны!
(Эльмира Котляр)
 

ЧАСЫ-СКАЗКА

Часы-сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: "Ку-ка-ре-ку-у!" – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.
Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. "Во саду ли, в огороде", – поют весело музыканты.
Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики. (По И. Мельникову, Б. Радченко)

БАШЕННЫЕ ЧАСЫ

Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию.

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ

Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок — серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

"Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени" (Л. Колодный)

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Кто не слышал,
как бьют
на Спасской башне гиганты – куранты
Они часы главные –
Державные!

Литература:

  1. Сошественская Н.М. Занятие в ГПД «Что мы знаем о часах», статья с фестиваля «Открытый урок»
  2. Сафонова Л.А. Цикл занятий по ознакомлению детей со временем, статья с фестиваля «Открытый урок»
  3. Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени». Методическое пособие.
  4. Котляр Эльмира «Часы – часики». «Малыш», 1986.
  5. Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике». «Просвещение», 1991.
  6. Юбелакер Эрик «Время». «Слово», 1990.

D:\Рабочий стол\Мафи\Новая папка (5)\30.jpg

D:\Рабочий стол\Мафи\Новая папка (5)\11.jpgD:\Рабочий стол\Мафи\Новая папка (5)\06.jpg

D:\Рабочий стол\Мафи\Новая папка (5)\07.jpgD:\Рабочий стол\Мафи\Новая папка (5)\10.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов"  с использованием ИКТ  Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...

презентация "Часы" из истории часов

Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»

Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...

Час за часом или какие бывают часы

Презентация для детей 6-7 лет рассказывает о видах часов и их многообразии....

Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...