Консультация для педагогов "Как не допустить нервный срыв у воспитателей"
консультация по теме

Травкина Татьяна Геннадьевна

Совет 1. Проведите диагностику эмоционального неблагополучия

Совет 2. Организуйте профилактику эмоционального неблагополучия

Совет 3. Окажите коррекционно-терапевтическую поддержку

Совет 4. Составьте план работы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_ne_dopustit_nervnyy_sryv_u_vospitateley.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ НЕРВНЫЙ СРЫВ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Совет 1. Проведите диагностику эмоционального неблагополучия

Определите, чего не хватает воспитателям в ежедневной работе: признания, уважения, новизны. Чтобы выявить психологические потребности педагогов, которые не удовлетворены в конкретной трудовой деятельности, проведите диагностику. Можно использовать три метода диагностики: наблюдение, анкетирование, психологическая игра. Выберите удобный для вас вид диагностики.

Наблюдение. Определите портрет воспитателя

Понаблюдайте за высказываниями воспитателей о работе, их реакцией на предложения от руководства. Обратите внимание, как они взаимодействуют с коллективом, детьми и родителями. Определите портрет каждого воспитателя.

Портрет воспитателя, которому не хватает уважения

Высказывания о работе – жалуется на тон, пренебрежительное отношение, бесчеловечность, на постоянное ухудшение рабочих условий: «работа не престижна»; «к воспитателям относятся как к обслуживающему персоналу»; «родители не понимают сложности работы воспитателя»; «с воспитателем общаются без уважения, по-хамски»; «все без нас решили, что приказали – то и делаем»; «ушла бы, да некуда».

Реакция на предложения руководства: «меня не спрашивают, а то, что предлагают, не учитывает мое мнение о целесообразности, наличии времени и возможностей на это».

Отношение к коллегам и родителям: раздражается, легко обижается, плетет интриги; подмечает и обсуждает взаимные недостатки.

Отношение к воспитанникам: укоряет в хамстве, распущенности, неуважении взрослых; рассматривает детские интересы как второстепенные по сравнению со своими; пытается доказать свою ценность, заставить уважать через придирки, эмоциональное давление.

Портрет воспитателя, которому не хватает признания

Высказывания о работе – сравнивает себя с другими в свою пользу, но подчеркивает отсутствие в этом для себя каких-либо преимуществ: «никто не ценит усилий, они воспринимаются как должное, промахи караются»; «признания, похвалы и благодарности не дождешься».

Реакция на предложения руководства: независимо от того, соглашается он участвовать в деятельности или нет, заранее говорит, что от этого не будет толку: «никто не оценит»; «это никому не нужно»; «все превратится в работу “для галочки”».

Отношение к коллегам и родителям: испытывает фоновое чувство – обиду; в общении с коллегами-друзьями всех поддерживает и хвалит, обсуждает несправедливость и безразличие остальных; если кто-то из коллег получает благодарность, комплимент, поощрение, возникает ревность; добрые слова, похвалы, высокая оценка профессиональных или личных качеств запоминает надолго и охотно пересказывает.

Отношение к воспитанникам: пытается через детей компенсировать недостаток признания, добиться от них похвал, выражений привязанности, но детская радость не утешает и не снимает потребности в признании от других людей: «только дети и рады», «ну хотя бы детям понравилось».

Портрет воспитателя, которому не хватает общения

Высказывания о работе – в дружеском кругу жалуется на одиночество, невозможность ни с кем обсудить важные события и чувства, ухудшение отношений в коллективе, утрату сплоченности, перегрузку, из-за которой не остается времени на общение: «поговорить/обсудить некогда»; «работаем вместе, а не видимся».

Реакция на предложения руководства: использует предложения как средство создать живой диалог; даже если все придерживаются сходных взглядов на обсуждаемое, если возникает дискуссия, в которой никто не добавляет нового, старается высказаться, рассказать свой пример, обратиться к коллеге.

Отношение к коллегам и родителям: пытается сгруппироваться, найти время на разговор, поделиться переживаниями или описать события в группе или в своей жизни; всегда готов к совместным посиделкам, празднованиям.

Отношение к воспитанникам: рассказывает детям о личном, о событиях в другой группе вместо бесед, которые необходимы по ситуации; делится информацией, которую с детьми лучше не обсуждать; проявляет повышенный интерес к семейным обстоятельствам детей и коллег, любит сплетни скандального характера; во время работы «сидит» в социальных сетях.

Портрет воспитателя, которому не хватает эмоциональной безопасности

Высказывания о работе – жалуется на злобность, притеснение, агрессию, давление начальства; боится увольнения, взыскания, родительского заявления; в ответ на незначительные обстоятельства жалуется на скачки давления, сахара, головные и кишечные боли, головокружения; дает руководству устрашающее прозвище, например, Дракониха, Цербер, Ехидна, Командир.

Реакция на предложения руководства: неискренне говорит одно, думает другое; внешне соглашается с предложением, в кругу коллег говорит, что «не успеем, не сможем, получим по шее, уволят»; возникают физические симптомы, которые препятствуют выполнению дела.

Отношение к коллегам и родителям: настороженно, с намеками; конфликты пугают, реакция на конфронтацию всегда неадекватна – чрезмерно уступает и самопринижается или нападает на качества, решения и обстоятельства, которые не имеют отношения к делу («сидите нога на ногу!», «вы вообще курите!»); в доверительном общении жалуется на невозможность терпеть, постоянное напряжение, желание поплакать, ком в горле.

Отношение к воспитанникам: часто срывается; то, что не выражено в адрес взрослых, выливается на детей: гнев, обида, преувеличенная реакция на мелочи.

Портрет воспитателя, которому не хватает отдыха

Высказывания о работе: жалуется на усталость, что тяжело, говорит «нет сил», «дыхание некогда перевести», «посидеть не дадут», «поесть некогда», «ничего не хочется», «скорей бы на пенсию», «дети все хуже и хуже». Выглядит как человек преклонного возраста, уход за собой минимальный.

Реакция на предложения руководства – увиливает, избегает; выражает сопротивление: медлит, откладывает на потом, забывает; все воспринимает только как источник новой нагрузки, на которую нет сил и желания; вялый, ничем не заинтересован: «только это сделали – и снова что-то надо!», «да сколько же можно!».

Отношение к коллегам и родителям: пассивно – посидеть, помолчать, обменяться шаблонными фразами, поскорее закончить; негативно или удивленно относится к активным людям, воспринимает их как набивающихся в любимчики, хитрых.

Отношение к воспитанникам: может за весь день не встать с места; не участвует в играх; на ссоры, слезы, вопросы реагирует минимально и преимущественно окриками; не вмешивается в детское взаимодействие, когда надо вмешаться; наибольшее количество замечаний и жалоб получают активные, подвижные, эмоциональные, шумные дети и их родители; наименьшее – «удобные» дети: тихие, послушные, безответные.

Портрет воспитателя, которому не хватает новизны

Высказывания о работе – жалуется на монотонность, рутину, скуку: «надоело», «каждый день одно и то же», «я тут уже 20 лет»; занимается посторонними делами во время работы (например, читает, вяжет, разгадывает кроссворды).

Реакция на предложения руководства: предлагает в ответ сделать что-то другое, отказаться от надоевшего, традиционного; обесценивает хорошие, но привычные события.

Отношение к коллегам и родителям: пытается внести разнообразие, как правило, иллюзорное (например, предлагает обменяться анекдотами); провоцирует конфликты и сплетни на пустом месте, чтобы развлечься.

Отношение к воспитанникам: предлагает придумать что-то новое; говорит: «и как вам не надоело!», «играли бы во что-то еще!»; пытается избежать активного участия в однотипных, рутинных делах в группе (например, одевание, поход в столовую).

Проведите психологическую игру «Барометр»

Еще один вид диагностики, с помощью которого можно выявить, чем недовольны воспитатели, – психологическая игра «Барометр». Опрос в игре не анонимный, педагоги отвечают на вопросы открыто и поясняют свой ответ. Для игры нужен кабинет, в котором участники свободно могут передвигаться. Подготовьте бумажный скотч и два листа А4: на одном крупно напишите «да», на втором – «нет». С группой из 25 человек игра длится 45–60 минут.

Как провести игру. Наклейте полосу бумажного скотча на пол от одной стены к другой посередине кабинета. На одной стене закрепите лист со словом «да», на противоположной – со словом «нет».

Инструкция к игре: «Я буду задавать вопросы, на которые можно ответить “да”, “нет”, “скорее да”, “скорее нет”, “и да, и нет”. Если вы хотите ответить “да” или “нет”, переходите к той стене, где закреплен лист с подходящим словом. Место посередине означает ответ “и да, и нет”, между стеной и центральной линией – “скорее да” или “скорее нет”. Пожалуйста, выбирайте место самостоятельно, не ориентируйтесь на остальных. Есть ли у вас вопросы? Начинаем».

Задайте первый вопрос. После того как участники распределятся по кабинету, спросите у нескольких участников: «Почему вы здесь? А вы? Что означает ваша позиция?». В начале игры опрашивайте самых активных воспитателей. Со второго вопроса узнавайте мнение каждого участника. Если есть воспитатели, которые отмалчиваются, озвучьте их позицию сами, например: «Я вижу, что Мария Петровна на однозначном “нет”, Оксана Владимировна и Ольга Сергеевна на однозначном “да”, а Светлана Олеговна говорит, что “скорее да, чем нет”».

Не пытайтесь кого-либо переубедить. Главная задача – дать высказаться и мысленно зафиксировать, о каких проблемах говорят воспитатели. Не записывайте ответы во время игры, это препятствует атмосфере доверия.

Совет 2. Организуйте профилактику эмоционального неблагополучия

После того как провели диагностику эмоционального состояния педагогов, приступайте к следующему этапу – повышение уровня психологической грамотности воспитателей в отношении эмоционального здоровья. Оформите тематический стенд или пригласите воспитателей в психологическую гостиную.

Как оформить тематический стенд

Дайте стенду привлекательное название, например «Забота о себе», «Что такое качество жизни», «Как преодолеть стресс», «Психология для всех». Наполняйте стенд наглядной и краткой информацией. Обновляйте информацию не реже чем раз в два месяца.

Что разместить на стенде. Повесьте памятку о психологических ресурсах личности: источники силы, уверенности, энергии. Опишите экспресс-приемы релаксации и снижения тревоги. Дайте рекомендации, как вести себя с детьми с проблемным поведением и агрессивно настроенными взрослыми. Приведите примеры типичных манипуляций детей и взрослых и приемы антиманипулятивного поведения. Дайте советы по поведению в конфликте.

Если в детском саду есть воспитанники с нарушениями психического и соматического здоровья, разместите на стенде краткий психологический словарик. В нем опишите симптоматику, ограничения и рекомендации по работе с детьми с часто встречающимися вариантами ОВЗ (СДВГ, ЗПР, ЗРР, ДЦП, РАС).

Поместите информацию о том, в какие дни вы принимаете воспитателей на консультацию. Укажите, что все встречи проходят в режиме конфиденциальности.

Работа психологической гостиной

В работе психологической гостиной воспитатели участвуют добровольно. Форма работы – диалогическая: круглый стол, психологическая игра, обмен опытом, тренинг, групповые кейсы.

Как работать с кейсами. Выбираете проблему, которой посвятите встречу в гостиной. Чаще всего воспитатели просят научить: как правильно реагировать на проблемное поведение детей, преодолевать утомления и негативные эмоции, справляться с конфликтами и манипуляциями. Готовые кейсы по темам, которые волнуют воспитателей.

Расскажите кратко о проблеме. Затем предложите участникам разделиться на группы по 4–5 человек. Выдайте каждой группе кейс с проблемной ситуацией. Попросите инсценировать ситуацию и свой вариант реагирования на проблему. Дайте время на подготовку – 15 минут.

После того как выступит каждая группа, предложите обсудить ситуации, обменяться мнениями и опытом, сделать альтернативные предложения, как разрешить проблемы других групп. Выделите на обсуждение 20 минут. По итогам работы составьте памятку с рекомендациями.

Совет 3. Окажите коррекционно-терапевтическую поддержку

Чтобы восстановить эмоциональные ресурсы воспитателей, используйте методы арт-терапевтической и символической направленности «Вулкан», «Пейзаж», «Яма». Они активизируют самопонимание и развивают навык альтернативного поведения. На первом этапе занятий воспитатели выполняют задание на самодиагностику в течение 10–15 минут. На втором этапе они ищут индивидуальные способы восстановления эмоциональных ресурсов – до 40 минут.

Совет 4. Составьте план работы

Оформите работу по поддержанию психологического здоровья воспитателей в план. Включите в него мероприятия по трем направлениям: диагностика факторов эмоционального неблагополучия, профилактика, коррекционно-терапевтическая поддержка. По каждому мероприятию пропишите цель, планируемые результаты, форму отчетности и сроки проведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Топологические особенности нервной системы ребенка»

Консультация для родителей«Топологические особенности нервной системы ребенка»...

Консультации для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» Воспитатель Бережная Наталья Владимировна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Консультации для родителей«Воспитание дружеских отношений в игре»Воспитатель Бережная Наталья ВладимировнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

Консультация «Об организации питания в детском саду». (для воспитателей, младших воспитателей, родителей)

Психологический комфорт детей  в детском саду во многом зависит от того, как организованно питание в нем. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего...