проект «Методы стимулирования поведения и деятельности. Кнут или пряник?»
проект на тему
В настоящее время усиливаются жалобы родителей на детскую неуправляемость, агрессивность, грубость. И ничего странного: ведь не построив, как следует, систему поощрения и наказаний, родители лишаются рычагов воздействия на ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_knut_i_pryanik.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №17 «Малютка» Городского округа горд Октябрьский Республики Башкортостан ПРОЕКТ «Методы стимулирования поведения и деятельности. Кнут или пряник?» воспитатель: Надежда Александровна Игнатьева |
Актуальность проблемы. В настоящее время усиливаются жалобы родителей на детскую неуправляемость, агрессивность, грубость. И ничего странного: ведь не построив, как следует, систему поощрения и наказаний, родители лишаются рычагов воздействия на ребенка.
Поощрение и наказание являются методами стимулирования человеческой деятельности, не только самыми известными среди древних методов воспитания, но и наиболее распространенными и широко употребляемыми в настоящее время.
Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки.
Наказание-это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния.
Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребенка. И наказание и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным поощрение.
Изучая проблему поощрения и наказания, Л. Ю. Гордин указывал на то, что в этимологии понятий “поощрение” и “наказание” есть общее значение – стимулирование. При этом стимулировать – значит дать стимул к чему-либо, заинтересовать. Стимул же – побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо. Прямое и непосредственное назначение стимулов ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия. Это помогает видеть единство методов поощрения и наказания в воспитательном процессе.
В. Н. Худяков определяет наказание как метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. По его мнению, суть наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы. Казалось бы, наказание преследует благую цель – приучает к рефлексии, к самоанализу, приучает отвечать за свои поступки. Однако, по мнению директора Исследовательского Центра Семьи и Детства А. С. Спиваковой, наиболее распространенной формой воздействия остается наказание, основанное на страхе перед болью – это всевозможные формы физического наказания.
Вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным, поскольку значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Однако большинство родителей употребляют их, в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что на сегодняшний день теория и практика воспитания располагает богатейшим арсеналом различных методов и приемов. Но, не смотря на такую популярность и очень широкое распространение методов поощрения и наказания, родители зачастую или не правильно используют эти методы или недостаточно продуманно и, следовательно, в лучшем случае это не эффективно, а в худшем может привести к неисправимой ошибке, за которую порой ребенок расплачиваться всю жизнь.
В связи с вышеизложенным, нами было принято решение о разработке и реализации проекта на тему: «Методы стимулирования поведения и деятельности. Кнут или пряник?».
Вид проекта: социальный
Участники проекта: родители воспитанников средней группы «Сказка», 40 человек
Сроки: 3 месяца (сентябрь 2018г. – ноябрь 2018г.)
Цель проекта: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах поощрения и наказания.
Задачи проекта:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме «Поощрение и наказание детей в семье»
2.Формировать стойкую родительскую позицию по отношению к использованию методов воздействия и стимулирования.
3.Создание условий для полноценного развития личности и успешной социализации.
Ожидаемый результат:
1.Повышение компетентности родителей в вопросах использования методов стимулирования поведения и деятельности.
2.Обоснованное, грамотное использование поощрений и наказаний в качестве методов воспитания.
3.Снижение уровня грубого физического и морального воздействия родителей на детей.
Этапы реализации проекта
I.Подготовительный
1 шаг – изучение психолого-педагогической литературы по проблеме «Поощрение и наказание как методы воспитания»
2 шаг – анкетирование «Поощрения и наказания ребенка в семье» (Приложение 1)
3 шаг – планирование реализации проекта
II.Реализация проекта
Работа по реализации проекта велась в трех направлениях:
1.Информационное:
-Индивидуальные консультации
-Групповые консультации
-Родительские собрания
-Информационные стенды
-Создание памяток, буклетов
2.Образовательное:
-Семинары, мастер-классы, тренинги и др.
-Библиотека
-Пропаганда семейного опыта
-Брифинги
3.Обратная связь
-Анкетирование, интервьюирование
-Информационные корзины
(Приложение 2)
III.Заключительный. Подведение итогов.
В ходе проекта был проведен первичный и итоговый мониторинг. В качестве мониторинга была выбрана форма анкетирование. Родители индивидуально отвечали на специально подготовленные вопросы. Проанализировав полученную информацию, мы пришли к следующим выводам:
1.Проделанная работа оказалась эффективной в повышении компетентности родителей по вопросам использования методов стимулирования поведения и деятельности.
2.Выбор родителями форм воздействия на ребенка стал более обоснованным и педагогичным.
3.На 57% снизился уровень грубого физического и морального воздействия на детей, его заменили более гуманные приемы.
(Приложение 3)
IV.Презентация.
(Приложение 4)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М. : Издательский дом Ш. Амонашвили, 1993
2.Гордин Л. Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. – М. : Педагогика, 1971
3.Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М. : Знание, 1986
4.Леви В. Нестандартный ребенок. – С. Пб: Питер, 1993
5.Лихачев Б. Т. Простые истины воспитания. – М. : Педагогика, 1983,
6.Макаренко А. С. Соч. : В 7 т. Т. V. М. , 1958
7.Педагогическая Энциклопедия. В 4 т. / под ред. И. А. Каирова – М. , 1966 – Т. 3
8.Российская Педагогическая Энциклопедия (в двух томах), т. 2 М-Я, М. : Научное Издательство “Большая Российская Энциклопедия”, 1999
9.Спиваковская А. С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. - М. 1986
10.Фромм Аллан. Азбука для родителей. — 3-е изд. , сокр. // Пер. И. Г. Константиновой, — М. : Знание, 1994
11.Шуман С. Г. Родительские тревоги: Из опыта работы психолого-педагогической службы. – М. : Педагогика. 1989
Приложение 3
АНКЕТА
1.Что Вы понимаете под формулировкой «Методы стимулирования поведения и деятельности»? ________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2.Какие методы воздействия на ребенка Вы используете?______________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3.Чем Вы руководствуетесь при выборе метода воздействия?___________________
______________________________________________________________________
4.Какими источниками пользуетесь для получения необходимой информации по вопросам воспитания ребенка?____________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5.Используете ли Вы наказания?___________________________________________
-Наказание происходит потому, что ________________________________________
-Мне приходится наказывать ребенка, когда _________________________________
______________________________________________________________________
-Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть): пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое _____________________________________________
-Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку? _____________________________________________________________________
-Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку? ____________
_____________________________________________________________________
-Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка? ___________________
______________________________________________________________________
-Повысить на него голос?________________________________________________
-За что, в какое ситуации Вы можете ударить своего ребенка? __________________
_____________________________________________________________________
6.Что раздражает Вас в вашем ребенке? ____________________________________
______________________________________________________________________
7.Что раздражает Вас в самом себе? _______________________________________
______________________________________________________________________
8.Используете ли Вы убеждения?___________________________________________
9.Используете ли Вы поощрения?__________________________________________
Анкета анонимна, надеемся на Ваши искренние ответы. Они помогут Вам разобраться в системе отношений, которую Вы строите со своим ребенком. Спасибо!
Приложение 2
План реализации проекта
месяц | неделя | Форма работы |
сентябрь | I | 1. Консультация «Методы воспитания детей» 2.Интервьюирование «Поощрения и наказания ребенка в семье» 3.Ширма «Поощрения и наказания» |
II | Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье. Кнут или пряник?» | |
III | Семинар-практикум «Поощрения и наказания» | |
IV | Памятка «Искусство поощрять и наказывать» | |
октябрь | I | Консультация «Условия формирования дисциплины в семье» |
II | Консультация «Родительский авторитет и его влияние на ребенка» | |
III | Семинар «Родители и дети. Дисциплина. Границы дозволенного» | |
IV | Интервьюирование «Надо ли наказывать детей?» | |
ноябрь | I | Консультация «Наказывать с любовью» |
II | Семинар «Может ли быть наказание без насилия» | |
III | Брифинг «Вопрос- ответ» | |
IV | Конференция «Счастливый ребенок» -дискуссия «Поощрения и наказания» -обмен опытом семейного воспитания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенк...
Консультация "Как управлять поведением и деятельностью ребёнка"
Данный материал помогает родителям определить свою позицию к приминению тех или иных воспитательных мер по отношению к ребёнку, знакомит с правилами сказать "нет" ребёнку....
Конспект поведения совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «В гости к сказке Ручеек» (автор: Белова Лариса Владимировна) с использованием ИКТ
Сказка для детей дошкольного возраста, в доступной форме, объясняет детям такие понятия, как семья, природа, дружба, взаимовыручка, уважение. Сказка может быть разыграна, как спектакль с участием дете...
Консультация "Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка"
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенк...
Тезисы к выступлению в научно-практической конференции на тему "Проектирование как метод формирования ценностных ориентаций в поведении и деятельности старших дошкольников."
quot;Проектирование как метод формирования ценностных ориентаций в поведении и деятельности старших дошкольников."...
"Как управлять поведением и деятельностью ребёнка?»
Управление ребенком - способность взрослых целенаправленно воздействовать на поведение ребенка в конкретной ситуации. В отличие от воспитания, формирующего личность в целом, управление ...
"Воспитание у дошкольников культуры поведения в деятельности"
В данном материале даны рекомендации для педагогов по формиированию культуры поведения в деятельности....
- Мне нравится (1)