Учебно - методическое пособие "Рекомендации и приемы развития воображения и фантазии дошкольника" (5-7лет).
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа) на тему

Касимова Татьяна Евгеньевна

Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка.  Благодаря фантазии можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество. Такие способы развития будут интересны и понятны ребенку, будут стимулировать дошкольника к их выполнению, а значит – к развитию фантазии, воображения, творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fantaziya_doshkolnika.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации и приемы развития воображения и фантазии дошкольника (5-7лет).

Для того чтобы фантазия ребенка постоянно развивалась, необходимо учитывать следующие рекомендации:

1.   Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.

2.  Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

3.   Действовать собственным примером. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике: сказки, фантастические рассказы.

4.   Поощрять любопытство и воображение ребенка.

5.   Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относиться к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

6.   Оставлять ребенка одного и позволять ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. При этом необходим установить четкие и жесткие требования к ребенку. Ребенок должен знать "перечень" ограничений своего поведения.

7. Заботиться о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

8. Стимулировать фантазию вопросами. Например: "А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?"

9. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

10. "Подбрасывать" детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

Приемы развития воображения и фантазии дошкольника.

А) Игры-беседы для освоения приема "увеличение - уменьшение".

· Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?"

Примеры:

- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

· Усложните эту игру дополнительными вопросами: "И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?"

Примеры:

- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.

- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

· Что будет, если у нас удлинится на время нос?

Примеры:

- Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи;

- Это хорошо, а что в этом плохого?

- Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.

· Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации. Скажите, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз? Если ребенку будет трудно догадаться, помогите ему дополнительными вопросами.

Примеры:

- Какого тогда ты будешь размера?

- А сколько килограмм ты будешь весить?

И так далее. Обязательно сделайте расчеты, хоть самые простые.

Примеры:

- А что будет, если твой рост увеличится в 10 раз?

- Я буду высотой 15 м! Это высота пятиэтажного дома!

Б) Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.

Задания.

· Предложите 10 примеров сочетания неожиданных качеств различных реальных существ.

· Придумайте фантастическое растение.

Примеры:

- На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы.

- Удивительный арбуз: внутри мармелад, а вместо семечек - леденцы. Это тоже возможно, только поливать его надо сладкой водой и медом.

- Придумайте новый вид транспорта.

В) Упражнение "Как мне повезло".

Выбирается объект и какое-то определенное его свойство, качество. От ребенка требуется составить предложение, которое начинается словами «Как мне повезло», и в котором выбранное свойство объекта характеризуется с положительной стороны.

Примеры:

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.

Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.

Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

Вышеперечисленная группа методов была в основном направлена на развитие фантазии в такой деятельности, как сочинение сказочных и фантастических историй. А доктор психологии И. В. Вачков, обращаясь к дошкольникам, предлагает им такие упражнения для развития воображения, в которых развитие фантазии идет в игровой деятельности, рисовании и также в сочинении:

- Пусть мама назовет тебе любую известную детскую сказку. Расскажи ее так, чтобы в ней все было "наоборот" (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка - с гору и т. п.).   - Нарисуй, как ты себе представляешь животное с другой планеты; самый необычный домик; доброго волшебника в детстве.

- Пусть мама и папа назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Придумай и расскажи короткую выдуманную историю, в которой бы действовали оба этих героя.

- Поиграй с мамой в сочинение общих сказок. Один кусочек сказки придумывает и рассказывает мама, а потом ты продолжаешь. - Соедини в связный рассказ эти два предложения: "Далеко на острове произошло извержение вулкана..." - "...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной"; "По улице проехал грузовик..." - "...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода"; "Мама купила в магазине рыбу..." - "...поэтому вечером пришлось зажигать свечи".

- Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в которой кончились чернила. Изобрази все это в движении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения и фантазии у дошкольников

Презентация для ознакомления педагогического состава, родителей, а также всех интересующихся, с работой механизмов фантазии и воображения.Данный материал универсален - он может быть преподнесён самост...

Развитие воображения и фантазии у детей

Статья на тему: "Развитие воображения и фантазии у детей" с тестом, план-программой и др....

Развитие воображения и фантазии у детей в доу

Презентация для педагогов доу на тему: развитие воображения и фантазии у детей дошкольного возраста...

Игры для дошкольников на развитие воображения и фантазии

Воображение как психичский процесс заключается в перенесении функции одного объекта на другой. Особенности воображения дошкольника заключается в том, что малышу просто отойти от действительности, чтоб...

ПРОЦЕСС ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРИЕМОВ ЛЕПКИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ

Лепка -является самый осязаемый видом художественного творчества. Ребенок видит не только то, что создал, но и берет в руки, по мере необходимости и желания изменяет(Ю.А. Полуянова)....