Проект "Шахматы -это интересно"
проект (старшая группа) на тему

Марченко Ильсэяр Каримовна

Представление опыта работы встаршей группе по теме Шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shahmaty_eto_interesno.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы – это интересно».

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий.

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Б.Франклин писал в 1779 году, что шахматы – «это больше, чем праздное развлечение, ведь жизнь есть подобие шахматной игры». Он полагал, что игра в шахматы  развивает дальновидность, осмотрительность, самообладание и спортивный дух. Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.

Игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Удивительная любознательность малышей позволяет увлечь их игрой в фигуры. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает духовный мир.

Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения. 

В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста, так как помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, что обогащает детскую фантазию, воспитывает настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.

Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют дошкольникам освоить правила шахматной игры. Начать обучение необходимо с игры, но не в шахматы, а в знакомство с историей шахмат и с шахматными фигурами.

Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат: знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах доски. Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Сказки, истории, загадки, о шахматах могут придумывать и педагог и родители совместно с детьми. Пусть не всегда складные, но зато яркие и понятные они дадут гораздо больше результата в знакомстве с игрой. Ребенок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересуется шахматами и в обучении наступит уже новый этап – основы теории.

На основании выше изложенного мы решили с воспитанниками старшей группы реализовать проект на тему: «Шахматы – это интересно».

Цель: Знакомство дошкольников с шахматами как видом спорта и популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей шахмат, заинтересовать через использование художественного слова, видео материала и знакомство с достижениями в мире шахмат.

2. Познакомить с шахматной доской и шахматными фигурами.

3. Развивать внимание, память, наблюдательность, умение ориентироваться на плоскости. 4. Воспитывать усидчивость.

5. Привлечь родителей к участию  в проекте, заинтересовать

Участники проекта: воспитанники старшей группы (5-6 лет), педагоги, родители. 

Продолжительность проекта: ноябрь-декабрь

Формы реализации проекта: работа с художественной и научно-популярной литературой, работа в сети интернет, работа с родителями, занятия, просмотр видео материала, оформление альбома «Короли шахматного мира», выставка рисунков «В шахматном королевстве», сбор материала для «Шахматной шкатулки».

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный.

2.Организационный.

3.Основной.

4. Итоговый.

Предполагаемый результат:

1. Воспитанники знают названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король).

2.Воспитанники знают  шахматные термины: Белое и черное поля, ход, шах, мат, партнеры.

3.  Умеют правильно располагать шахматную доску между партнерами, находить горизонталь, вертикаль, диагональ.

Подготовительный этап

Собрать и изучить информацию о шахматной игре

Заинтересовать родителей для оказания помощи в организации проекта.

Подготовить консультации для родителей

Организационный этап

Подготовить развивающую среду для знакомства с игрой шахматы:

для этого привлечь родителей для изготовления шахматной доски (из картона),

изготовление шахматных фигур (из камней, из бросового материала, из папье-маше).

Просмотр мультфильма «Смешарики в шахматном королевстве», чтение сказки «Сказка про шахматы и шаха»

Шахматная доска с фигурами, книги о шахматах для детей

Основной этап

  • Познакомить детей с историей возникновения шахмат, поручить родителям изготовить информационный  плакат: «Как появились шахматы».
  • Дать представление о шахматной доске и шахматных фигурах.
  • Развивать умения ориентироваться на плоскости;
  • Заинтересовать детей шахматами как видом спорта: фотоальбом «шахматные короли» (фотографии известных шахматистов)

 Художественно-эстетическое  развитие:

 чтение сказки «Удивительные приключения шахматной доски»,

 драматизация сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» с заменой персонажей – шахматных фигур ( пошив костюмов с привлечением родителей);

Продуктивная деятельность: лепка из пластилина шахматных фигур,

конкурс «Самый модный король»

раскраски «Веселые шахматы»,

организация выставки «В мире шахмат».

создание книжек-малышек  «Сказки шахматного королевства» с привлечением родителей.

Познавательное развитие:

Загадки о шахматных фигурах: изготовление «Волшебной шахматной шкатулки» с привлечением родителей

штриховка «Шахматная доска», штрихование шахматных фигур по горизонтали, вертикали, диагонали;  «Пройди лабиринт».

 Д.и « Шахматный кубик» «Большая и маленькая», «Убери такую же», « Куча мала», «Чудесный мешочек», « Запретная фигура», «Какая фигура спряталась?», «Что изменилось?», «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Использование ИКТ «Динозавры учат шахматам».

Шахматная доска с фигурами, квадрат 16х16, карандаш, графические изображения фигур,

Итоговый этап

Закрепить полученные данные о шахматах как об игре, шахматных фигурах, активизировать мыслительную деятельность, формировать интерес к шахматам как виду спорта.

Комплект квадратов белого и черного цвета, пазлы с изображением шахматных фигур , шахматные фигуры , фотографии чемпионов мира по шахматам , загадки из «Шахматной шкатулки».

Работа над проектом началась с теоретической подготовки. С этой целью подбиралась и изучалась информация из энциклопедий, научно – популярной и художественной литературы, сети интернет. Работа велась в тесном сотрудничестве с родителями. Узнав о проекте, его цели и содержании родители активно и заинтересованно включились в работу, оказали помощь в организации предметной среды. Родителям совместно с детьми было предложено подобрать или придумать загадки и стихи о шахматах, которые вошли в «Шахматную шкатулку». В группе была собрана тематическая библиотечка по игре в шахматы и коллекция шахмат, создан фотоальбом «Шахматные короли», в который вошли фотографии чемпионов мира по шахматам. Наблюдая за детьми, было видно, что дети проявляют интерес к шахматам. Многие дети видели фигуры впервые и просмотр мультфильма «Смешарики» еще больше заинтересовал игрой в шахматы.

Знакомство с шахматами началось с чтения сказки «Про шаха и шахматы», из которой дети узнали об истории появления шахмат. На шахматной доске сражаются два войска - белые и черные. Игрок погружается в особый мир, где сам командует своим шахматным войском. Игра в шахматы - занимательная игра, требующая внимания.

Следующим этапом было знакомство с доской и шахматными фигурами. Прочитав дидактическую сказку «Удивительные приключения шахматной доски» дети узнали о форме доски, чередованием белых и черных полей. Рассмотрели доски из коллекции собранной в группе и убедились, что не смотря на размеры все шахматные доски одинаковы. Для закрепления было предложено изготовить доску самостоятельно (из картонной основы) еще раз обращая внимание на чередование полей и чтение сказки «Котята-хвастунишки». Далее началось знакомство с шахматными фигурами. На помощь пришли загадки из «Шахматной шкатулки» собранные родителями. Рассматривая фигуры, дети учились выделять ее особенности, узнавать в описании. Прочитав дидактическую сказку «Чудесные фигуры» дети узнали о ладье, слоне, ферзе, коне, пешке и короле. Для закрепления было предложено вылепить шахматные фигуры из пластилина, штриховка графических изображений фигур, а также дидактические игры «Чудесный мешочек», «Запретная фигура», «Шахматный кубик», «Большая и маленькая», «Куча мала», «Угадай-ка», «Убери такую же».

 Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель - не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре. Важным достижением проекта можно считать возросший у детей и их родителей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту развивающую, дисциплинирующую игру. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и поэтому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Итогом проекта станет развлечение «Путешествие в Шахматное королевство», в ходе которого дети закрепят  первоначальные знания об игре шахматы.

Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.

Список использованной литературы:

1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.

2. Ник  Бретт «Как играть в шахматы?» М.,Слово,1999 г.

3. И. Г. Сухин «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

4. И. Г. Сухин «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

5. И.Г.Сухин "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет",

М.: Новая школа, 1994.

6. Тодд  Бардвик «Шахматы для детей», Питер,2012 г.

7. Опыт работы воспитателя Гультяевой С.Н. воспитателя МАДОУ ЦРР д.с. №8 город Ишим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе интересней" Ширмы для родителей

В работе представлен ширменный материал для родителей дошкольников, посещающих среднюю логопедическую группу....

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"

Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...

Конспект встречи с интересным человеком (профессия стоматолог) «Конспект традиции "Встреча с интересными людьми" " Наш друг- врач-стоматолог"» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, врача-стоматолога.Задачи: -формировать у детей понятие "трудовая деятельность" на примере врача-стоматолога; ее значимос...

Уметь интересно играть-уметь интересно жить!!!

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошко...