Основные проблемы готовности к школе у дошкольников
консультация (подготовительная группа) на тему

Масейкина Светлана Юрьевна

Основные проблемы готовности к школе у детей подготовительных групп, рекомендации по развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_problem_gotovnosti_k_shkole_u_doshkolnikov.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Основные проблемы дошкольников по результатам диагностики готовности к школьному обучению».

1. Проблема.

Произвольная сфера.

Пояснение: Неумение соблюдать правила, удерживать их в течение какого-то времени.

Возможные последствия.

Ребенок не будет слушать учителя, работать по правилу, образцу, будет нарушать дисциплину.

Рекомендации.

- Регулярно играть с ребенком в настольные, дидактические, подвижные игры, в которых нужно соблюдать какое-то правило (лото, домино, гусек, «Съедобное- несъедобное», «Да» и «нет» не говорите, черное и белое не носите», «Два мороза», «Прятки» и т.п.).

Игра: «Чего не стало» (на развитие внимания, памяти)

На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек). Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел? », когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов.

2. Проблема.

Неправильное изображение элементов рисунка при срисовывании с образца.

Возможные последствия.

Ребенок может неправильно срисовывать буквы или цифры с доски.

Рекомендации.

-  Давать задания на срисовывание картинок, состоящих из нескольких геометрических фигур (робот, дом, ракета), рисовать узоры по образцу в прописи или тетради. Нужно следить за тем, чтобы ребенок сделал рисунок максимально похожим на образец (небольшая кривоватость рисунка или незначительное искажение размеров за ошибку не считаются; главное, все элементы изобразить правильно – с тем же наклоном, в том же порядке или той же формы). Полезные упражнения на «дорисовку», например, преврати кружочки (другие фигуры) в предметы, дорисовывая их.

- Развивать мелкую моторику (чаще лепить из пластилина или теста, разукрашивать цветными карандашами (не фломастерами!) картинки, перебирать горох или пуговицы, вырезать ножницами, делать пальчиковую гимнастику, массаж кистей и т.п.).

- Развивать внимательность, наблюдательность ребенка (с помощью специальных игр – найди отличия, лабиринты  и в повседневной жизни, например, на прогулке посмотреть, где какие деревья или в какую сторону полетит птица).

3. Проблема.

Неумение составлять рассказ по картинке или серии картинок.

Возможные последствия.

Несвязность речи, бедный словарный запас, использование в речи упрощенных слов и словосочетаний, неумение дать развернутый и логически понятный ответ учителю.

Рекомендации.

- Стимулировать речевую активность ребенка: задавать вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет». Например, вместо: «Ты поиграл?» можно спросить «Во что ты играешь?». Просить ребенка отвечать развернуто: не «в машинки», а «я играю в машинки», «я играю в машинки в своей комнате» и т.п.

- Составлять вместе с ребенком рассказы по картинкам (начиная с описания того, что на ней изображено, и кончая придумыванием того, что было до того момента, который изображен на картинке и что будет потом).

- Составлять вместе с ребенком рассказ по нескольким картинкам. Если ребенок отвечает простыми предложениями, к каждой картинке он подбирает только одно предложение, то нужно задавать ребенку уточняющие вопросы. Например, ребенок говорит: «Они на доме», а взрослый уточняет: «Кто они? Что они там делают? Как они туда попали? Почему они залезли на дом? Где стоит дом?» и т.п. После коротких ответов ребенка на каждый вопрос, попросите его снова описать эту картинку более

подробно (пусть он склеит разные ответы в один логический рассказ).

- Рассказ можно составлять не только по бумажным картинкам, но и по кубикам с сюжетными картинками.

Игра «Назови разными словами».(развитие речи, мышления).

Ребенку показывают игрушечного медведя и спрашивают: Какими словами можно назвать медведя, чтобы все догадались, что он маленький? (Мишка, мишутка, мишенька). Взрослый поощряет ребенка словами: Молодец! Вот какими словами ты сказал о мишке!

Игра «Как сказать по-другому».

Учим детей подбирать синонимы к заданным словам: Сильный человек (силач, трусливый человек (трус, сильный дождь (ливень).

4. Проблема.

Развитие логического мышления.

Возможные последствия.

Неумение обобщать, сравнивать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, непонимание причинно-следственных связей между явлениями (по серии картинок).

Возможные последствия.

Узкий кругозор ребенка, хаотичное представление о мире, непонимание причин и последствий происходящих явлений. Как следствие – низкая обучаемость, неуспеваемость.

Рекомендации.

- Развивать умение обобщать, сравнивать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, устанавливать причинно-следственные отношения с помощью настольно-печатных игр («4 лишний», «Найди отличия», «Ассоциации», «Лото» и т.п.), рассказов о том, почему происходит то или иное явление (например, на асфальте много воды, потому что растаял снег или прошел дождь; за окном зима, потому что холодно, на земле лежит снег, а на деревьях нет листочков и т.п.).

- Составлять вместе с ребенком рассказы по нескольким картинкам (сначала по 2-м с простым и знакомым сюжетом, потом по 3-м, затем по 4-м картинкам). Если ребенку трудно, пусть он сначала опишет все картинки по отдельности, а потом свяжет эти рассказы в единое целое).

- Пересказывать вместе с ребенком прочитанные произведения.

Пример задания на развитие мыслительных операций (сравнение предметов, обобщение, анализ, синтез, например, «Что  лишнее»: стрекоза, жук, голубь, бабочка; или «Назови одним словом» (стол, диван, шкаф – мебель), «Собери картинку из частей»).

Дополнительно:

5. Проблема.

Низкий темп деятельности.

Низкий темп деятельности можно корректировать через специальные упражнения на скорость, например: написание палочек, плюсиков за определенное время или вычеркивание фигур, рисование и др. (можно игровые) или разбор самого задания, рассматривание оптимальных способов действия, «подбадривании», положительную оценку.

6. Проблема.

Не умеет ориентироваться в пространстве, не знает времена года, месяцы, дни недели.

Повторять в группе какой сегодня день недели, дату, время года, месяц, применяя картинки или показывая календарь природы. Повторить пространственную ориентировку в помещении и на листе, пробовать поиграть на поиск предмета в «Холодно-горячо», применяя слова право-лево, вверх-вниз.

7. Проблема.

Умеет считать, но не знает как выглядят цифры.

Наглядно показывать на картинках количество каких-то предметов и как выглядит цифра, попробовать спросить у детей, на что похожа цифра, проговорить несколько раз, написать ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Проблема готовности к школе на современном этапе»

Консулттация из опыта моей работы. Считаю, что материал будет полезен моим кооллегам...

Коммуникативная готовность к школе старших дошкольников.

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях об...

Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, содерж...

Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста,

Статья для родительского уголка в подготовительной к школе группе....

Основные составляющие готовности к школе.

Расписано, что ребенок должен знать к подготовке ко школе....

Поощрение навыков готовности к школе у дошкольников

Дошкольные годы — это время, когда родители и педагоги должны сосредоточиться на том, чтобы помочь ребенку развить инструменты, необходимые ему для достижения успеха, прежде чем отправиться в школу. Р...

Проблемы готовности к школе

Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, так как у них недостаточно развита социальная, психологическая и эмоционально-волевая сфера личнос...