Основные проблемы готовности к школе у дошкольников
консультация (подготовительная группа) на тему
Основные проблемы готовности к школе у детей подготовительных групп, рекомендации по развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_problem_gotovnosti_k_shkole_u_doshkolnikov.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Основные проблемы дошкольников по результатам диагностики готовности к школьному обучению».
1. Проблема.
Произвольная сфера.
Пояснение: Неумение соблюдать правила, удерживать их в течение какого-то времени.
Возможные последствия.
Ребенок не будет слушать учителя, работать по правилу, образцу, будет нарушать дисциплину.
Рекомендации.
- Регулярно играть с ребенком в настольные, дидактические, подвижные игры, в которых нужно соблюдать какое-то правило (лото, домино, гусек, «Съедобное- несъедобное», «Да» и «нет» не говорите, черное и белое не носите», «Два мороза», «Прятки» и т.п.).
Игра: «Чего не стало» (на развитие внимания, памяти)
На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек). Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел? », когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов.
2. Проблема.
Неправильное изображение элементов рисунка при срисовывании с образца.
Возможные последствия.
Ребенок может неправильно срисовывать буквы или цифры с доски.
Рекомендации.
- Давать задания на срисовывание картинок, состоящих из нескольких геометрических фигур (робот, дом, ракета), рисовать узоры по образцу в прописи или тетради. Нужно следить за тем, чтобы ребенок сделал рисунок максимально похожим на образец (небольшая кривоватость рисунка или незначительное искажение размеров за ошибку не считаются; главное, все элементы изобразить правильно – с тем же наклоном, в том же порядке или той же формы). Полезные упражнения на «дорисовку», например, преврати кружочки (другие фигуры) в предметы, дорисовывая их.
- Развивать мелкую моторику (чаще лепить из пластилина или теста, разукрашивать цветными карандашами (не фломастерами!) картинки, перебирать горох или пуговицы, вырезать ножницами, делать пальчиковую гимнастику, массаж кистей и т.п.).
- Развивать внимательность, наблюдательность ребенка (с помощью специальных игр – найди отличия, лабиринты и в повседневной жизни, например, на прогулке посмотреть, где какие деревья или в какую сторону полетит птица).
3. Проблема.
Неумение составлять рассказ по картинке или серии картинок.
Возможные последствия.
Несвязность речи, бедный словарный запас, использование в речи упрощенных слов и словосочетаний, неумение дать развернутый и логически понятный ответ учителю.
Рекомендации.
- Стимулировать речевую активность ребенка: задавать вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет». Например, вместо: «Ты поиграл?» можно спросить «Во что ты играешь?». Просить ребенка отвечать развернуто: не «в машинки», а «я играю в машинки», «я играю в машинки в своей комнате» и т.п.
- Составлять вместе с ребенком рассказы по картинкам (начиная с описания того, что на ней изображено, и кончая придумыванием того, что было до того момента, который изображен на картинке и что будет потом).
- Составлять вместе с ребенком рассказ по нескольким картинкам. Если ребенок отвечает простыми предложениями, к каждой картинке он подбирает только одно предложение, то нужно задавать ребенку уточняющие вопросы. Например, ребенок говорит: «Они на доме», а взрослый уточняет: «Кто они? Что они там делают? Как они туда попали? Почему они залезли на дом? Где стоит дом?» и т.п. После коротких ответов ребенка на каждый вопрос, попросите его снова описать эту картинку более
подробно (пусть он склеит разные ответы в один логический рассказ).
- Рассказ можно составлять не только по бумажным картинкам, но и по кубикам с сюжетными картинками.
Игра «Назови разными словами».(развитие речи, мышления).
Ребенку показывают игрушечного медведя и спрашивают: Какими словами можно назвать медведя, чтобы все догадались, что он маленький? (Мишка, мишутка, мишенька). Взрослый поощряет ребенка словами: Молодец! Вот какими словами ты сказал о мишке!
Игра «Как сказать по-другому».
Учим детей подбирать синонимы к заданным словам: Сильный человек (силач, трусливый человек (трус, сильный дождь (ливень).
4. Проблема.
Развитие логического мышления.
Возможные последствия.
Неумение обобщать, сравнивать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, непонимание причинно-следственных связей между явлениями (по серии картинок).
Возможные последствия.
Узкий кругозор ребенка, хаотичное представление о мире, непонимание причин и последствий происходящих явлений. Как следствие – низкая обучаемость, неуспеваемость.
Рекомендации.
- Развивать умение обобщать, сравнивать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, устанавливать причинно-следственные отношения с помощью настольно-печатных игр («4 лишний», «Найди отличия», «Ассоциации», «Лото» и т.п.), рассказов о том, почему происходит то или иное явление (например, на асфальте много воды, потому что растаял снег или прошел дождь; за окном зима, потому что холодно, на земле лежит снег, а на деревьях нет листочков и т.п.).
- Составлять вместе с ребенком рассказы по нескольким картинкам (сначала по 2-м с простым и знакомым сюжетом, потом по 3-м, затем по 4-м картинкам). Если ребенку трудно, пусть он сначала опишет все картинки по отдельности, а потом свяжет эти рассказы в единое целое).
- Пересказывать вместе с ребенком прочитанные произведения.
Пример задания на развитие мыслительных операций (сравнение предметов, обобщение, анализ, синтез, например, «Что лишнее»: стрекоза, жук, голубь, бабочка; или «Назови одним словом» (стол, диван, шкаф – мебель), «Собери картинку из частей»).
Дополнительно:
5. Проблема.
Низкий темп деятельности.
Низкий темп деятельности можно корректировать через специальные упражнения на скорость, например: написание палочек, плюсиков за определенное время или вычеркивание фигур, рисование и др. (можно игровые) или разбор самого задания, рассматривание оптимальных способов действия, «подбадривании», положительную оценку.
6. Проблема.
Не умеет ориентироваться в пространстве, не знает времена года, месяцы, дни недели.
Повторять в группе какой сегодня день недели, дату, время года, месяц, применяя картинки или показывая календарь природы. Повторить пространственную ориентировку в помещении и на листе, пробовать поиграть на поиск предмета в «Холодно-горячо», применяя слова право-лево, вверх-вниз.
7. Проблема.
Умеет считать, но не знает как выглядят цифры.
Наглядно показывать на картинках количество каких-то предметов и как выглядит цифра, попробовать спросить у детей, на что похожа цифра, проговорить несколько раз, написать ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Проблема готовности к школе на современном этапе»
Консулттация из опыта моей работы. Считаю, что материал будет полезен моим кооллегам...
Коммуникативная готовность к школе старших дошкольников.
Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях об...
Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, содерж...
Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста,
Статья для родительского уголка в подготовительной к школе группе....
Основные составляющие готовности к школе.
Расписано, что ребенок должен знать к подготовке ко школе....
Поощрение навыков готовности к школе у дошкольников
Дошкольные годы — это время, когда родители и педагоги должны сосредоточиться на том, чтобы помочь ребенку развить инструменты, необходимые ему для достижения успеха, прежде чем отправиться в школу. Р...
Проблемы готовности к школе
Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, так как у них недостаточно развита социальная, психологическая и эмоционально-волевая сфера личнос...