Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Изобразительная деятельность
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.
1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.
5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
перспективное планирование "Художественно- эстетическое развитие" | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Изобразительная деятельность
Пояснительная записка
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.
- Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
- Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
- Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
- Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.
- Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
- Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
По программе
- занятия по рисованию -8 ч;
- занятия по лепке -2 ч;
- занятия аппликацией -2 ч.
Цель: формирование начальной художественной компетенции.
Задачи:
- учить рисовать красками, карандашами, фломастерами, использовать различные техники рисования;
- учить рисовать по представлению и с натуры;
- учить выстраивать одноплановую композицию;
- познакомить с народными промыслами, характерными элементами росписи (гжель, хохлома, городец);
- развивать творческое мышление, фантазию, воображение, тонкую моторику рук;
- воспитывать интерес к творчеству
Возрастные особенности:
Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
Дети 5-8 лет с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Дети могут переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. У детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов – к живописи или графике, пластике или дизайну. Происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности. Художественные и эстетические чувства не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.
Учебно-тематический план для разновозрастной старшей группы рассчитан рисование: на 72 учебных часа, по 2 часа в неделю.
Лепка – 36ч в неделю, аппликация – 36 ч в неделю.
По окончании дети овладеют следующими художественными компетенциями:
- Будут знать:
различные цвета и оттенки;
характерные особенности народных промыслов.
- Будут уметь:
располагать изображение на всем листе, выстраивать одноплановую композицию;
создавать узоры по мотивам народных промыслов.
- Будут развиты:
творческое мышление, фантазия, воображение, тонкая моторика рук.
- Будет воспитан: интерес к творчеству.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Изобразительная деятельность»
месяц | дата | № | Тема | Задачи | Источник информации |
сентябрь | 1 2 | 1.«Картинка про лето» 2.«Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду» | учить отражать в рисунке впечатления полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы; закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа и по всему листу; развивать творческую активность. развивать эстетическое восприятие, чувство композиции; учить создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья; изображать много «золотых» яблок; закреплять умение рисовать красками. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 35) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 39) | |
3 4 | 1.«Знакомство с акварелью» 2.«Чебурашка» | познакомить детей с акварельными красками, и их особенностями: краски разводят водой, цвет пробуется на палитре; учить способам работы акварелью; закреплять умение аккуратно закрашивать изображение. учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: предавать форму тела, головы и другие характерные особенности; рисовать контур простым карандашом; закреплять умение аккуратно закрашивать изображение | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 36) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 39) | ||
5 6 | 1.«Космея» 2.«Что ты больше всего любишь рисовать» | развивать эстетическое восприятие, чувство цвета; учить передавать характерные особенности цветов космеи: форму лепестков и листьев их цвет; продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. развивать изобразительное творчество; учить детей задумывать содержание своего рисунка, анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки своих товарищей. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 37) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 41) | ||
7 8 | 1.«Укрась платочек ромашками» 2.«Осенний лес» | Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти; развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии, чувство композиции; продолжать учить рисовать красками. учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья; учить по-разному изображать деревья, траву и листья; закреплять приемы работы кистью и красками; формировать умение радоваться красивым рисункам. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 38) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 42) | ||
октябрь | 9 10 | 1.«Идет дождь» 2.«Знакомство с городецкой росписью» | учить отражать в рисунке впечатления от окружающей жизни; закреплять умение строить композицию рисунка; учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке; упражнять в рисовании простым и цветными карандашами. развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции; продолжать знакомить с городецкой росписью; учить рисовать элементы росписи; упражнять в составлении оттенков цвета. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 43) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 39) | |
11 12 | 1.«Веселые игрушки» 2. «Городецкая роспись» | развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей; познакомить с деревянной резной богородской игрушкой; воспитывать интерес к народному творчеству. развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции; продолжать знакомить с городецкой росписью; учить рисовать элементы росписи. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 44) Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 49) | ||
13 14 | 1. «Дымковская слобода (деревня)» (коллективная композиция) 2. «Как мы играли в подвижную игру «Медведь и пчелы»» | развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции; закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи; закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству; продолжать развивать навыки коллективной работы. продолжать формировать у детей образные представления, воображение; развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры; упражнять в разнообразных приемах рисования . | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 47) Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 50) | ||
15 16 | 1. «Девочка в нарядном платье» 2. «Здравствуй, это-я!» | учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, продолжать учить рисовать крупно во весь лист, закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами; развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей. закреплять умение детей рисовать фигуру человека; передавать форму и расположение частей, продолжать учить рисовать крупно во весь лист, закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами; развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 48) Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 80) | ||
ноябрь | 17 18 | 1. Создание дидактической игры «Что нам осень принесла». 2.«Моя любимая сказка» | закреплять образные представления о дарах осени, продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности; учить детей создавать дидактическую игру, развивать стремление создавать предметы для игры. учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки, развивать воображение, творчество. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 51) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 57) | |
19 20 | 1. «Автобус украшенный флажками, едет по улице». 2.«Грузовая машина» | учить детей изображать отдельные виды транспорта; передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение; учить красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно, закреплять умение рисовать карандашами. учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и квадратной формы; учить правильно передавать форму каждой части, правильно располагать их при изображении; закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов.. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 52) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 59) | ||
21 22 | 1. «Сказочные домики». 2. «Роспись олешка» | учить детей создавать образ сказочного дома, передавать в рисунке его форму, строение, части; закреплять умение рисовать цветными карандашами. учить детей расписывать объемные изделия по мотивам народных декоративных узоров, учить выделять основные элементы узора; закреплять приемы рисования красками; развивать эстетическое восприятие. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 54) Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 60) | ||
23 24 | 1. «Закладка для книги». 2.Рисование по замыслу. | продолжать обогащать представления детей о народном искусстве; расширять знания о городецкой росписи; обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи, составные элементы; учить располагать узор на полосе. Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца; продолжать учить рисовать акварелью, развивать творчество образные представления. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 56) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 61) | ||
декабрь | 25 26 | 1.«Зима». 2. Рисование по замыслу. | учить детей предавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке; закреплять умение рисовать разные дома и деревья; развивать образное восприятие, творчество. учить самостоятельно намечать содержание своего рисунка, выбирать размер бумаги, краски, карандаши; развивать умение выделять интересные рисунки. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 61) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 66) | |
27 28 | 1. «Большие и маленькие ели». 2. «Снежинка». | учить располагать изображения на широкой полосе, передавать различия по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение; развивать эстетические чувства. учить рисовать узор на бумаге в форме розеты; располагать узор в соответствии с данной формой, придумывать детали узора по своему желанию, закреплять умение рисовать концом кисти; развивать творчество образные представления. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 63) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 67) | ||
29 30 | 1. «Птицы синие и красные». 2.«Наша нарядная елка». | учить детей предавать в рисунке поэтический образ, красиво располагать птиц на листе бумаги; закреплять умение рисовать красками; развивать образное восприятие, творчество. учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки; развивать образные восприятия, эстетические чувства. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 64) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 69) | ||
31 32 | 1. «Городецкая роспись деревянной доски». 2. «Усатый-полосатый». | учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи; учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, развивать чувство ритма, цвета, композиции. учить детей передавать в рисунке образ котенка; закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками; развивать образное восприятие и воображение. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 65) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 70) | ||
январь | 33 34 | 1. Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике. 2. Как мы играли в подвижную игру «Охотники и зайцы». | учить детей отражать впечатления от новогоднего праздника; рисовать один, два и более предметов, объединенных общим содержанием; предавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов; развивать воображение, творчество. развивать образные представления детей; закреплять умение создавать в рисунке выразительные образы игры; развивать художественное творчество. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 35) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 39) | |
35 36 | 1. «Дети гуляют зимой на участке». 2. «Городецкая роспись». | учить детей передавать в рисунке несложный сюжет; закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая форму, пропорции расположение частей, простые движения рук и ног; упражнять в рисовании и закрашивании карандашами. продолжать знакомить детей с городецкой росписью; развивать художественный вкус, учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 71) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 76 ) | ||
37 38 | 1. «Нарисуй свое любимое животное». 2. «Элементы орнамента: «крест», «галочка», «елочка»». | учить детей предавать в рисунке образы животных; закреплять технические навыки и умения в рисовании. учить детей изображать элементы русского арнамента, ритмично располагать их; учить подбирать цвета и гармонично сочетать их. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 73 ) | ||
399 40 | 1. «Машины нашего поселка». 2. «Наши гости на новогоднем празднике» | учить детей изображать разные автомобили, сельскохозяйственные машины; закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, предавать пропорции частей, характерные особенности машин, их детали, упражнять в рисовании и закрашивании карандашами. учить детей передавать впечатления от праздника; закреплять умение РИСОВАТЬ людей и разнообразных животных; учить передавать образы гостей на новогоднем празднике. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 64) | ||
февраль | 41 42 | 1. Красивое развесистое дерево. 2. «Золотая хохлома». | учить детей создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение; закреплять умение использовать разный нажим на карандаш; развивать эстетическое восприятие. познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – хохломой, с его историей, этапами изготовления хохломских изделий, элементами росписи и цветами; учить рисовать элементы хохломской росписи. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 76) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 75) | |
43 44 | 1. «По мотивам хохломской росписи». 2. «Пограничник с собакой». | учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травки, плавным движением; закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе; развивать чувство цвета, ритма, композиции. упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей, относительно величины и фигуры частей, закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 80) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 82) | ||
45 46 | 1. «Солдат на посту» 2. «Домики трех поросят» | учить детей создавать в рисунке образ воина, предавая характерные особенности костюма, позы, оружия; закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно; воспитывать у детей интерес и уважение к Российской армии. учить рисовать картинку по сказке, предавать характерные особенности, закреплять умение удачно располагать изображение на листе бумаги; развивать эстетическое восприятие, образные представления. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 82) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 85) | ||
47 48 | 1. «Деревья в инее». 2.«Нарисуй, что интересного произошло в детском саду» | развивать эстетическое восприятие; закреплять умение передавать в рисунке красоту природы; развивать умение любоваться созданными изображениями. учить самостоятельно намечать содержание своего рисунка на основе полученных впечатлений, выбирать размер бумаги; развивать умение выделять интересные рисунки. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 83) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 86) | ||
март | 49 50 | 1. «Дети делают зарядку». 2. «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы-ледяная». | учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время физических упражнений; закреплять приемы рисования и закрашивания карандашами; развивать самостоятельность творчество. продолжать развивать у детей образные представления; формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию; закреплять приемы рисования красками. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 83) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 87) | |
51 52 | 1. «Картинка маме к празднику 8 Марта». 2. Рисование по замыслу. | вызвать у детей нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта; закреплять умение изображать фигуры людей, предавая простейшие движения; воспитывать любовь и уважение к маме. учить самостоятельно намечать содержание своего рисунка, выбирать размер бумаги, краски, карандаши; развивать умение выделять интересные рисунки. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 88) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 91) | ||
53 54 | 1. «Роспись кувшинчиков» 2. «Знакомство с искусством гжельской росписи» | учить детей расписывать изделия, используя цветовую гамму и элементы узора; развивать эстетическое восприятие. познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи; воспитывать интерес к народному искусству, закреплять умение рисовать акварелью. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 89) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 93) | ||
55 56 | 1.Рисование с элементами аппликации «Панно «Красивые цветы»». 2. «Нарисуй какой хочешь узор» | развивать эстетическое восприятие; образные представления, творчество, умение использовать усвоенные приемы рисования; продолжать закреплять навыки коллективной работы. учить детей задумывать и самостоятельно выполнять узор в стиле народной росписи, предавая ее колорит, элементы; закреплять умение строить узор, подбирать нужный формат бумаги; воспитывать любовь к народному творчеству | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 89) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 95) | ||
апрель | 57 58 | 1. «Элементы национального узора «ромб»». 2. «Гжельские узоры». | учить детей изображать элементы национального узора «ромб» продолжать знакомить детей с гжельской росписью; развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции; формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 104 ) | |
59 60 | 1. «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой». 2.Рисование по замыслу «Красивые цветы» (по мотивам народного декоративного искусства). | вызвать у детей желание передать в рисунке радость от встречи с родителями; закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать различия в величине фигуры взрослого и ребенка; вызвать радость от созданного изображения. закреплять представления и знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства; учить самостоятельно задумывать красивый, необычный цветок; развивать умение выделять интересные рисунки. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 99) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 105 ) | ||
61 62 | 1. «Роспись петуха» 2.«Дети танцуют на празднике в детском саду» | учить детей расписывать вылепленную игрушку по мотивам дымковского орнамента, используя цветовую гамму и элементы узора; развивать эстетическое восприятие. закреплять умение изображать фигуру человека в движении, учить добиваться выразительности образа; закреплять приемы рисования карандашами. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 100 ) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр.105 ) | ||
63 64 | 1. «Спасская башня Кремля» 2.«Пригласительный билет родителям на празднование Дня Победы» | учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей, развивать глазомер, зрительно-двигательные координации, упражнять в создании первичного карандашного наброска. закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, упражнять в использовании знакомых способов работы ножницами; учить красиво подбирать цвета, развивать эстетические чувства. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 103 ) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 102 ) | ||
май | 65 66 | 1. «Салют над городом в честь праздника Победы». 2. «Картинки для игры «Радуга». | учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху – салют; развивать художественное творчество; воспитывать чувство гордости за Родину. учить детей создавать своими руками полезные вещи; формировать желание создавать коллективно полезные и красивые вещи; развивать эстетические чувства. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 106) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 112 ) | |
67 68 | 1. «Роспись силуэтов гжельской посуды» 2. «Цветные страницы» | учить детей расписывать посуду, располагая узор по форме; развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества; закреплять умение рисовать красками. учить детей задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме; добиваться образного решения своей темы; закреплять приемы рисования красками; развивать воображение, творчество. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 108 ) Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр.113 ) | ||
69 70 | 1.«Цветут сады» 2. Рисование по замыслу | закреплять умение детей изображать картины природы, предавая ее характерные особенности; учить располагать изображения по всему листу; развивать умение рисовать разными красками; развивать эстетическое восприятие. Учить детей задумывать содержание своего рисунка. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 109 ) | ||
71 | 1. «Бабочки летают над лугом» | учить отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; развивать цветовое восприятие; учить передавать контуры бабочек неотрывной линией; закреплять умение рисовать акварелью. | Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 103 ) | ||
72 | 2. Рисование по замыслу | Учить детей задумывать содержание своего рисунка. | |||
ИТОГО: | 72Ч. |
- Аппликация
Цель: Формирование начальной художественной компетенции.
Задачи:
- изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции;
- выполнять аппликации способом обрыва и вырезывания, наклеивать изображение из нескольких частей;
- развивать фантазию, творческое мышление, воображение, тонкую моторику рук;
- воспитывать интерес к творчеству.
Учебно-тематический план для старшей группы (дети 5 лет) рассчитан на 18 учебных часов, по 1 часу в 2 недели.
В конце обучения дети овладеют следующими художественными компетенциями:
- Будут знать:
разные средства выразительности (цвет, форма, колорит, композиция).
- Будут уметь:
выполнять аппликации способом обрыва и вырезывания, наклеивать изображение из нескольких частей.
- Будут развиты соответственно возрасту:
фантазия, творческое мышление, воображение, тонкая моторика рук.
- Будет воспитан:
интерес к творчеству.
Календарно-тематическое планирование по курсу « Аппликация»
месяц | неделя | дата | Тема | Задачи | Источник информации |
Сентябрь | 2 | Аппликация «На лесной полянке выросли грибы» (мониторинг) | Развивать образные мышления; выявить умения вырезать предметы и их части округлой и овальной формы, упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника; учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 47) | |
4 | Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» | Развивать координацию движений обеих рук; продолжать закреплять умения вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления; закреплять умение аккуратно наклеивать изображения | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 50) | ||
Октябрь | 2 | Аппликация «Блюдо с фруктами и ягодами» (коллективная работа) | продолжать закреплять умения вырезать предметы и их части округлой и овальной формы, учить детей делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов; закреплять приемы аккуратного наклеивания; формировать навыки коллективной работы; развивать чувство композиции. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 53) | |
4 | Аппликация «Наш любимый мишка и его друзья» | учить детей создавать изображение любимой игрушки из частей, правильно предавая их форму и относительную величину; закреплять умения вырезать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображения, красиво располагать его на листе бумаги; развивать чувство композиции. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 55) | ||
Ноябрь | 2 | Аппликация «Троллейбус» | учить детей передавать характерные особенности формы троллейбуса (закругление углов вагона); закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники-окна, срезать углы, вырезать колеса из квадратов. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 60) | |
4 | Аппликация «Машины едут по улице» | учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин; закреплять разнообразные приемы вырезания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания; закреплять умение создавать коллективную композицию; развивать образное мышление, воображение. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 68) | ||
Декабрь | 2 | Аппликация «Большой и маленькие бокальчики» | учить детей вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся к низу полоску; закреплять умение аккуратно наклеивать; вызвать желание дополнять композицию соответствующими предметами, деталями. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 73) | |
4 | Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка» | учить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение; продолжать учить вырезать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные - из бумаги, сложенной вдвое, закреплять приемы вырезания и наклеивать. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 75) | ||
Январь | 2 | Аппликация «Петрушка на елке» | учить детей создавать изображения из бумаги, закреплять умение вырезать части овальной формы; упражнять в вырезании симметричных частей одежды из бумаги; закреплять умение вырезать на глаз мелкие детали, аккуратно наклеивать изображения; развивать чувство цвета композиции. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 79) | |
4 | Аппликация «Красивы рыбки в аквариуме» (коллективная композиция). | развивать цветовое восприятие, чувство композиции, закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 83) | ||
Февраль | 2 | Аппликация «Матрос с сигнальными флажками» | упражнять детей в изображении человека; в вырезании симметричных частей одежды из бумаги; учить передавать в аппликации простейшие движения фигуры человека, красиво располагать изображение на листе. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 88) | |
4 | Аппликация «Пароход» | Учить детей создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей корабля и деталей разнообразной формы (круглой, прямоугольной и др.). Упражнять в вырезании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой. Закреплять умение красиво располагать изображения на листе. Развивать воображение. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 90) | ||
Март | 2 | Аппликация «Сказочная птица» | закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение; учить предавать образ сказочной птицы; закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги сложенной вдвое; развивать воображение, творчество. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 96) | |
4 | Аппликация «Вырежи и наклей какую хочешь картинку» | Учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезывания. Учить выбирать наиболее интересные, выразительные работы, объяснять свой выбор. Воспитывать активность, самостоятельность, творчество. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 98) | ||
Апрель | 2 | Аппликация «Наша новая кукла» | закреплять умение детей создавать в аппликации образ куклы, предавая форму и пропорции частей тела; учить вырезать платье из бумаги, сложенной вдвое; упражнять в аккуратном вырезании и наклеивании. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 103) | |
4 | Аппликация «Поезд» | закреплять умение детей вырезать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками, вырезать и наклеивать части разной формы; упражнять в вырезании предметов одинаковой формы из бумаги, сложенной гормошкой. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 105) | ||
Май | 2 | Аппликация «Весенний ковер» | закреплять умение детей создавать части коллективной композиции; упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе, в различных приемах вырезания; развивать эстетические чувства. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 109) | |
4 | Аппликация «Загадки» (мониторинг) | Развивать образные представления, воображение и творчество. Выявить умения в создании изображений различных предметов из разных геометрических фигур, преобразовании фигур путем разрезания по прямой по диагонали на несколькочастей, умение составлять изображение по частям из разных фигур, эстетичность оформления работы. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 112) | ||
Итого: | 18ч. |
- Лепка
Цель: Формирование начальной художественной компетенции.
Задачи:
- учить воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности: цвет, форму, колорит;
- учить лепить знакомые предметы, передавая их характерные особенности;
- учить скатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сплющивать, прищипывать и оттягивать детали;
- развивать фантазию, творческое мышление, воображение, тонкую моторику рук;
- воспитывать интерес к творчеству
Учебно-тематический план для старшей группы (дети 5 лет) рассчитан на 18 учебных часов, по 1 часу в 2 недели.
По окончании обучения дети овладеют следующими художественными компетенциями:
- Будут знать:
разные средства выразительности (цвет, форма, колорит, композиция).
- Будут уметь:
лепить знакомые предметы, скатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сплющивать, прищипывать и оттягивать детали;
- Будут развиты соответственно возрасту:
фантазия, творческое мышление, воображение, тонкая моторика рук.
- Будет воспитан:
интерес к творчеству.
Календарно-тематическое планирование по курсу « Лепка»
месяц | неделя | дата | Тема | Задачи | Источник информации |
Сент ябрь | 1 | Лепка «Грибы» | учить передавать в лепке некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки, закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 46) | |
3 | Лепка «Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин» (солёное тесто) | закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей; учить сопоставлять форму овощей (фруктов) с геометрическими формами, находить сходства и различия; Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 48) | ||
Ок т ябрь | 1 | Лепка «красивые птички» (по мотивам народных дымковских игрушек) | : развивать эстетическое восприятие детей; вызывать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам; закреплять приемы лепки: раскатывание, оттягивание, сплющивание, прищипывание; развивать творчество. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 53) | |
3 | Лепка «Козлик» (по мотивам дымковской игрушки) | Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разре- зания стекой с двух концов(так лепятся ноги). Развивать эстетическое восприятие. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 56) | ||
Ноябрь | 1 | Лепка «Олешек» | учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек, лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания, развивать эстетическое восприятие. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 64) | |
3 | Лепка «Вылепи свою любимую игрушку» | учить детей создавать в лепке образ любимой игрушки; закреплять разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами; воспитывать стремление доводить начатое до конца.. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 66) | ||
Де к а брь | 1 | Лепка «Котенок» | учить детей создавать в лепке образ животного; умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание, оттягивание, соединение, сглаживание; учит передавать в лепке позу котенка. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 71) | |
3 | Лепка «Девочка в зимней шубе» | учить детей лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции, используя разные приемы: раскатывание, оттягивание, соединение, сглаживание | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 74) | ||
Янв а рь | 1 | Лепка «Снегурочка» | учить детей передавать в лепке образ Снегурочки; закреплять умение лепить фигуру человека; упражнять в приемах лепки: раскатывание, оттягивание, соединение, сглаживание; учить оценивать свои работы. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 78) | |
3 | Лепка «Зайчик» | закреплять умение лепить животных, предавая форму строение и величину частей; упражнять в применении разнообразных приемов ленки: раскатывание, оттягивание, соединение, сглаживание, учить передавать простые движения. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 80) | ||
Фе вра ль | 1 | Лепка «Щенок» | учить детей изображать собак, щенят передавая их характерные особенности ; упражнять в приемах лепки: раскатывание, оттягивание, соединение, сглаживание. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 86) | |
3 | Лепка по замыслу | развивать умение детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 92) | ||
Ма р т | 1 | Лепка «Кувшинчик» | учить детей создавать изображение посуды из целого куска ленточным способом; учить сглаживать поверхность изделия пальцами; воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 93) | |
3 | Лепка «Птицы на кормушке» | развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц, сравнивать их; учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц различных пород; развивать умение оценивать результаты лепки. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 95) | ||
Апр е ль | 1 | Лепка «Петух» (по мотивам народной игрушки) | учить детей передавать в лепке характерные строение фигуры; самостоятельно решать как лепить петуха, какие части можно присоединить; развивать эстетическое восприятие, образные представления. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр.102) | |
3 | Лепка «Белочка грызет орешки» | закрепить умение лепить зверька, предавая его характерные особенности, позу; передавать форму и относительную величину туловища и головы; развивать умение оценивать результаты лепки. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр.104) | ||
Май | 1 | Лепка «Сказочные животные» | продолжать формировать умение детей лепить разнообразных сказочных животных; передавать форму основных частей и деталей; развивать эстетическое восприятие, образные представления. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 108) | |
3 | Лепка «Зоопарк» (Коллективная работа) | Развивать воображение, творчество. Отрабатывать обоб- щенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику рук в процессе лепки при создании образа животного. Воспитывать желание и вырабатывать умение создавать необ- ходимые атрибуты для игр. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата. | Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 110) | ||
итого | 18ч. |
Таким образом, рисование – 72ч; Лепка – 18 ч; Аппликция – 18ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое" (Речевое развитие)
Цель: Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительностьь движения со словами. Учить передавать образ ...
Рабочая программа организованной образовательной деятельности образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «изобразительная деятельность (рисование)»
Рабочая программа для 2 младшей группы...
Непосредственная образовательная деятельность образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» направление «Изобразительная деятельность» Лепка «Веселый колобок»
Вызвать интерес к созданию образа по мотивам сказки колобок»;Учить детей воспроизводить знакомое литературное произведения;Учить детей лепить разными способами: круговыми движениями ладоней;Продолжать...
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 5-6 лет (старшая группа)
Рабочая программа разработана для работы с детьми старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад «Сказка» в соответс...
Комплексно – тематический план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 2 – 3 лет
Рабочая программа разработана для работы с детьми младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад «Сказка» в соответствии с Федер...
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 4-5 лет (средняя группа)
Рабочая программа разработана для работы с детьми средней группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Изобразительная деятельность» вид изобразительной деятел
Развитие художественного восприятия цвета, формы...