Как проводить артикуляционную гимнастику
консультация на тему
Взрослый правильно произносит различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. У ребенка точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Как проводить артикуляционную гимнастику
Взрослый правильно произносит различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. У ребенка точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности. Чтобы руки и ноги малыша стали сильными и ловкими, он каждый день делает гимнастику. Такая же гимнастика нужна и языку ребенка. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения мешают ребенку развиваться, общаться со сверстниками, оказывают влияние на психо - эмоциональное состояние малыша. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).
Статические упражнения. При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.
«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.
«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.
«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.
Динамические упражнения. Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.
«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.
«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.
«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно и лучше в виде сказки, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Лучше всего выполнять упражнения несколько раз в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Работа организуется следующим образом: взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение, затем упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неправильно, — это может привести к отказу выполнять данное упражнение. Лучше показать ребенку его достижения, подбодрить его, похвалить. Для ребенка артикуляционная гимнастика – это трудная работа: давайте язычку отдохнуть и не забывайте хвалить ребенка. Если у ребенка не получается какое-то движение, необходимо помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, позитивное настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/16/picture-946586-1505571261.jpg)
Консультация для воспитателей:«Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста?»
...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/02/picture-1310777-1612253486.jpg)
Как проводить артикуляционную гимнастику? Рекомендации.
Выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/25/picture-944740-1506359521.jpg)
Консультация для родителей "Как правильно проводить артикуляционную гимнастику"
Консультация для родителей "Как правильно проводить артикуляционную гимнастику"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/05/picture-1503962-1704454145.jpg)
Памятка для родителей "Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома"
В памятке для родителей отражены правила проведения артикуляционной гимнастики дома. А именно: время и способы выполнения упражнений, условия проведения артикуляционной гимнастики, количество выполняе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/14/picture-1170350-1707913805.jpg)
Как проводить артикуляционную гимнастику дома
Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать занимат...