Системно - деятельностный подход в экологическом образовании в условиях реализации ФГОС ДО
статья (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области»
Системно - деятельностный подход в экологическом образовании в условиях реализации ФГОС ДО
Гребенникова Г.Н., воспитатель
МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка»
г. Ртищево Саратовской области»
Ртищево, 2017 год
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут , Гребенникова Г.Н., я работаю воспитателем в детском саду №7 «Журавушка»
Тема моего выступления «Системно- деятельностный подход в экологическом образовании в условиях реализации ФГОС ДО».
Слышите звук. Думаю ,он всем знаком.
Звук комара. Именно с этого звука и началось знакомство моих ребятишек средней группы с насекомыми. Пришел как-то Ваня после выходных, а руки искусаны комарами. И начались высказывания детей, какие комары злые и как от них избавляются взрослые. А кто же такие комары? Выяснили, что комары - это насекомые. Выйдя на прогулку, вместе с детьми вели наблюдение за насекомыми. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»
Мир природы многообразен, уникален и неповторим. Всё в ней достойно удивления и восхищения. Да-да, именно ВСЁ! Даже то, что на первый взгляд кажется нам опасным, не приносящим пользу. Например, комары. Каждый из нас знаком с этими насекомыми. И большинство может сказать о них только отрицательное.
Но комары могут приносить не только вред, но и пользу. Это и стало основной целью детско-взрослых исследований знакомства с насекомыми и наукой с красивым названием «энтомология».
Система дошкольного образования перешла на новый этап - вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.
Мы работаем по программе « От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Комаровой, Васильевой, 2015 год, что полностью соответствует ФГОС ДО.
В основу стандарта заложен системно-деятельностный подход, реализация которого нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить. Укрепилось приоритетное направление индивидуального подхода к ребенку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Такой подход не стал для меня новинкой, но предоставил свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора сегодня становятся личностные качества ребенка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Я поставила перед собой задачу: услышать каждого ребенка – это как раз то новое, основное, что принес нам Стандарт.
Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:
- ставить цель (например, узнать, какую пользу приносят насекомые);
- решать задачи (например, что можно сделать, чтобы не уничтожали насекомых: ставить на окна сетки, чтобы насекомые не залетали в дома; не ловить бабочек, божьих коровок и других насекомых; рисовать картины и плакаты «Будем беречь природу»);
- отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить природу, в частности насекомых, если о них рассказать друзьям, родителям и т.д.
При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов:
Обратите внимание на слайд.
- принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;
- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;
- принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;
- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;
- принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;
- принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов при организации образовательного процесса;
- принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных познавательных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.
В Стандарте названы виды детской деятельности с конкретным содержанием указанных образовательных областей, которые зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в таких видах деятельности:
Основная - Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)
Далее - Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Восприятие художественной литературы и фольклора
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
Двигательная (овладение основными движениями)
Для знакомства с жизнью наиболее распространённых в наших краях насекомых я выбрала работу с лэпбуком – это папка с кармашками, окошками, мини-книгами и всевозможными вкладками, в которую помещены материалы на одну тему. Почему именно лепбук? Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: в нем собрана информация по теме; он способствует развитию творчества, воображения; можно использовать как группой детей, так и индивидуально; в нем заложены дидактические свойства, лепбук несет в себе способы ознакомления с предметом исследования; можно использовать каждую его часть; структура и содержание подобрана в соответствии с данным возрастом; дети воспринимают лепбук как игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность.
Чтобы заполнить эти папки, вместе с детьми и родителями мы собрали материал по темам «Насекомые», « Осень», «Зима». Выполняли увлекательные задания, проводили наблюдения, изучали, анализировали и систематизировали найденный материал, так осуществлялся системно- деятельностный подход:
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
- развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
- возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения;
- создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
Моя задача – сделать родителей детей своими союзниками,- выполнена сполна.
Как происходило знакомство с насекомыми?
Для реализации темы я выбрала интеграцию образовательных областей по программе «От рождения до школы» .
В социально-коммуникативном развитии использовали дидактические игры «Угадай по звуку», « Добрые слова», « Про кого я говорю».
В познавательном развитии рассматривали картинки про насекомых; играли в дидактические игры «Узнай насекомое», «Что есть у насекомых», «Опиши насекомое», «Назови насекомое».
Проводили беседы: «Зачем люди разводят пчел», «Почему нельзя обойтись без насекомых».
В речевом развитии использовали мнемокарты, пальчиковые игры: «Пчела», «Бабочки». Составляли рассказы по картинкам из жизни насекомых. Отгадывали и придумывали загадки про насекомых.
«Чтение художественной литературы» Прочитали много сказок, рассказов и басен. Заучивали стихи.
В художественно-эстетическом развитии: лепили божью коровку, рисовали бабочку красавицу, конструировали бабочек из бумаги.
Слушали «Камаринскую» П.Чайковского,
Разучили польку «Пляска бабочек» муз. Е. Тиличеевой.
В физическом развитии
имитировали движения насекомых (ползали, летали, прыгали). Играли в подвижные игры.
П/и «Птичка и жучки», «Сачок и бабочки». «Мотылек», «Муха в паутине», «Жуки».
В разделе здоровье провели беседы «Полезные и вредные насекомые»,
«Как защититься от укуса насекомых».
Преимуществом системно- деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии, технология исследовательской и проектной деятельности, технологией сотрудничества.
Дидактические игры – это форма специальных развивающих игр для активного обучения. Основу дидактических игр составляет развитие познавательной сферы ребенка.
Какие задачи мы решаем используя дидактические игры вы видите на слайде, а я предлагаю вам поиграть.
Игра : «Четвертый лишний»
Посмотрите на карточку и скажите кто здесь лишний и почему?
Следующая игра « Кто , где живет?»
« Чья тень?»
А сейчас предлагаю вашему вниманию мнемотаблицу по которой можно рассказать о насекомых. Сейчас мои помощницы расскажут вам, а вы постарайтесь угадать о каком насекомом идет речь. Молодцы, хорошо поиграли. А мы продолжаем.
Я раскрою секрет мой и моих ребят средней группы. У нас есть помощник для раскрытия всех тайн великой науки «энтомологии». Помогает в этом сказка, не простая, а придуманная самими детьми. Комары, конечно, не водились в нашей группе. Но дети постоянно их искали, на прогулке осенью мы их иногда встречали, но в группе нет. И тогда я на прогулке из желудя сделала фигурку комара. Дети приняли игру, так появился в нашей группе Комар. Ребята его назвали уважительно: Комар Комарович, как в книге Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост». Он и стал главным героем пока еще небольших, но открытий в мире насекомых.
Пожалуйста, побудьте детьми средней группы, предлагаю поучаствовать в создании энтомологической сказки «Приключения Комарика», соблюдая этапы системно-деятельностного метода.
Системно-деятельностный метод включает в себя шесть последовательных шагов (этапов):
- Введение в ситуацию
- Актуализация знаний
- Затруднение в ситуации
- Открытие детьми нового знания (способа действий)
- Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка
- Осмысление (итог).
Введение в ситуацию.
Картинка из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена». Звучит песня «О дружбе» В. Шаинского эта песня вам знакома, вслушайтесь в слова. Ой, появился наш Комар Комарович.
- Как вы думаете, что может быть общего у нашего Комара Комаровича и Чебурашки?
- В чем не везло Чебурашке вначале?
- Что произошло с Чебурашкой?
-Что такое дружба?
Дружба - это когда хотят быть вместе; когда вместе играют, не ссорятся, защищают слабых. Дружба-это улыбка друзей. Значит, друзья - это те, с которыми приятно и интересно быть вместе. Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни. Давайте сочиним сказку про нашего Комара Комаровича.
- Как вы считаете, может ли Комар Комарович найти себе друзей? Среди кого?
- Почему мы будем искать ему друзей среди насекомых?
Актуализация знаний.
-Где родился и жил Комар?
- Как по-сказочному можно начать? Однажды осенью после дождя в лесу образовалась большая лужа...
-Куда прилетел? Кого он встретил? Что делает муравей, жужалица. Подлетел к ним комарик и спросил
В лесу встретил:
Жужелица – хищник, но ест она только гусениц, тлей, личинки жуков. Жужелица – очень полезное насекомое леса.
Рыжий лесной муравей. Муравьи все тащат в свой домик. Они считаются «санитарами леса».
Опечалился комарик и полетел дальше
На лугу встретил:
-Куда прилетел? Кого он встретил? Что делает кузнечик, шмель, пчела?
Подлетел к ним комарик и спросил
Зелёный кузнечик питается листьями, среди которых живёт.
Шмель и пчела собирают сок и пыльцу с луговых цветов.
Полетел комарик дальше.
-Куда прилетел? Кого он встретил? Что делает божья коровка?
Подлетел комарик и спросил
В саду встретил божью коровку, она очищала яблоню от гусениц.
Затруднение в ситуации
Облетел Комар лес, луг, сад; появились у него новые знакомые. А друзей как не было так и нет. Как нам помочь Комару… вспомните какой поступок совершил комар в сказке « Муха – Цокотуха»
Открытие детьми нового знания (способа действий)
Давайте мы придумаем для него такую историю, в которой он будет Храбрец-молодец, как в сказке «Муха-Цокотуха». Что может произойти, например, на лугу с бабочкой? Как ее спасет Комар?
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка
Оказывается, ящерица может нападать на бабочку и даже съесть ее.
А у нашего Комара появился новый друг – бабочка.
Все знакомые - насекомые оценили храбрый поступок Комара и собрались в сказочно красивом месте. У нашей сказки нет пока конца. Мы будем придумывать новые истории про нашего комарика.
Осмысление (итог).
У нас в группе живет дружба, мы умеем дружить и можем научить дружить тех, у кого еще нет друзей. Это шкатулка с пожеланиями. Я предлагаю взять сердечко, сказать пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и положить сердечко в шкатулку. Пожелания обязательно сбудутся, ведь шкатулка волшебная.
Насекомые - часть природы, а в природе всё взаимосвязано. Помните: насекомые – это добрые наши знакомые, мелкие, часто не очень любимые, но для природы необходимые. Их надо изучать, и тогда мы будем знать их значение в жизни на нашей планете Земля.
В заключении хочу сказать, что системно – деятельностный подход помог раскрепостить детей, развил у них самостоятельность, дети стали творчески мыслить. Я думаю, что применение системно – деятельностного подхода поможет нам и нашим детям эффективно взаимодействовать с окружающим миром, будет способствовать развитию дошкольников, поможет сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации системно - деятельностного подхода в младшей группе на этапе введения ФГОС дошкольного образования
В статье раскрыты основные моменты введения ФГОС...
Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования"
Совершенствование теоритической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельного подхода в образовании дошкольников...
Методическая работа: «Гендерный подход в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО»
Введение……………………………………………………………&helli...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие познавательной и социальной активности дошкольников в процессе экологического образования в условиях реализации ФГОС ДО»
С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к...
Сертификат семинара-практикума "Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании в контексте внедрения ФГОС"
Повышение квалификации...
План самообразования педагога ДОУ" Индивидуальный подход в дошкольном образовании как условие реализации ФГОС ДО "
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальн...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие познавательной и социальной активности дошкольников в процессе экологического образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО»
С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к...