психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка»
Областной круглый стол
«Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся в образовательных организациях – проблемы, пути их решения»
Педагог-психолог
Макарова Юлия Анатольевна
п. Тюльган, 2017 год
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад «Аленка» (из опыта работы).
В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Цель сопровождения в нашем ДОО - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В нашем детском саду обучается 282 ребенка, из них 113 человек, нуждаются в коррекционно-развивающей работе. На сегоднешний день детский сад посещают 4 ребенка-инвалида.
Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:
• дети;
• воспитатели, педагоги;
• родители (законные представители).
Работа построена по 5 направлениям:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно-развивающая работа
- Консультативная работа
- Просвещение и профилактика
- Организационно-методическая работа
Процесс сопровождения начинается с бережного и конфиденциального сбора информации о различных сторонах жизни и развития ребенка. Для получения и анализа используются различные методы и методики: наблюдение, интервью и беседы с родителями.
Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.
В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации. На детей заполняются адаптационные листы.
По запросу воспитателей и с согласия родителей(законных представителей) проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников.
Получаемые данные психологических исследований являются основанием для осуществления как групповой, так и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.
Технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе:
- Психогимнастика
- Релаксационные упражнения
- Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов
- Коммуникативные тренинги
- Телесно-ориентированные упражнения
- Игровые тренинги
- Сказкотерапия
- Арт-терапия
На базе нашего детского сада работает консультативный пункт для родителей (законных предстпавителей), периодически сменяется стендовая информация, работает сайт педагога-психолога, организованы личные встречи. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий, гиперактивности и т.д.
Для теоретико-практической подготовки коллектива к восприятию, принятию, и освоению способов использования психологической информации об индивидуальных особенностях воспитанников в практике педагогической деятельности, организованы:
- Всеобучи для родителей
- Методические объединения
- Совещания
- Тренинги
- Выступления на педагогических советах по проблемам интеллектуального и личностного развития детей
- Ведение для педагогов семинаров, практикумов и тренингов по взаимодействию с детьми
- Оказание помощи педагогам в подготовке и проведении родительских собраний.
Организационно-методические мероприятия включают в себя :
- Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам психологического сопровождения воспитанников ДОО
- Подбор методик для психодиагностических исследований, подготовка стимульного и расходного материала
- Проведение организационных совещаний педагогов по вопросам диагностических исследований
- Участие в конкурсах профессионального мастерства
- Участие в общественной жизни детского сада.
Для решения поставленных задач на данном этапе я использую следующие коррекционно – развивающие программы:
А.С. Роньжиной «Адаптация» – занятия с детьми 2-4 лет
Л.М.Шипициной «Азбука общения» -занятия с детьми 4-6 лет
М.Н.Ильиной, Л.Г.Парамоновой, Н.Я. Головневой, Т.Г.Сырицо «Подготовка к школе» - занятия с детьми 6-7 лет
С.В.Крючкова, Н.П.Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» - тренинговая программа эмоционального развития дошкольников.
И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»
Для работы с детьми-инвалидами разработаны адаптированные образовательные программы дошкольного образования с учетом рекомендаций ПМПК и индивидуальных потребностей и возможностей воспитанников. Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Сейчас я хотела-бы представить вашему вниманию не большой отрывок коррекционно-развивающего занятия по программе : «Азбука общения».
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, ориентированном на здоровьесберегающие технологии
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...
Годовой план психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МКДОУ "Новохоперский центр развития ребенка - детский сад № 1" на 2014-2015 учебный год
В годовом плане расписана вся работа педагога-психолога по основным направлениям с родителями, детьми и педагогами....
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ в рамках введения ФГОС
Психологизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОСОсновные понятия: "психолого-педагогическое сопровождение", "развитие", "познавательные способности", "социальная с...
Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности
Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Владимировныв рамках школы ППО На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повы...
Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессионал...
Дидактические принципы деятельностного метода как необходимые психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в современном детском саду
Семинар-практикум по дидактическим принципам деятельностного метода предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций....
«Кабинет педагога-психолога образовательной организации, как эффективный инструмент психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Презентация опыта работы с детьми в кавбинете педагога-психолога...