«Арт-терапия – как средство снятия психоэмоционального напряжения. Создание мандалы»
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Арт-терапия – как средство снятия психоэмоционального напряжения. Создание мандалы»
Изучая литературу по арт-терапии, мне понравилось направление, истоками которого являются древневосточные техники медитации с помощью мандалы.
Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Круг – символ мандалы как универсальной модели вселенной, задающий особый вселенский ритм, рассматривается в ряде современных теорий и используется в медицине (психотерапии – Карл Юнг), психологии, искусстве и искусствознании. Классическими примерами присутствия мандалы в искусстве и науке являются лабиринты, например, Стоунхендж – мегалитический календарь и астрономический прибор, а также принцип постройки городов и храмов. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой. Замечено, что, когда рука обводит или рисует подобные узоры в круге, человек сосредотачивается, успокаивается. Использование узоров в круге – мандал имеет прикладное значение, выступая как природный помощник в развитии и воспитании ребенка, помогая ему стать усидчивым, сосредоточенным, – развивает внимание и наблюдательность, в моменты гиперактивности помогает успокоиться, расслабиться, возвращая спокойствие и равновесие. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.
Так, в работе с детьми мандалы возможно применять:
- в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок)
- в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)
- в целях изучения групповых взаимоотношений (создание коллективной композиции)
А так же-
• развитие творчества;
• снятие внутреннего напряжения, релаксация;
• развитие мелкой моторики рук;
• воспитание аккуратности.
Время работы с одной мандалой примерно 20 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.
Мы выделяем в своей работе несколько правил:
1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Ребенок должен работать без принуждения.
2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.
3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.
4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент. Материалы для работы (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.
Во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.
Надо избегать комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления.
В конце работы по желанию ребенка можно:
* придумать ей название,
* подобрать для нее фон.
* рассказать о своих чувствах, переживаниях.
Мандалы повышают концентрацию внимания у детей. Опыт показал, что очень нервные дети успокаиваются, рисуя мандалы. А дети, которые пассивны и апатичны, во время творческой работы получают заряд энергии, который стимулирует их и делал веселыми. Рассматривая и раскрашивая мандалу, дети внутренне успокаиваются, сосредотачиваются и “заряжаются” положительной энергией.
Для изучения групповой сплоченности можно использовать упражнение «Куски пирога». Каждому ребенку выдается один сектор круга для дальнейшего его разукрашивания. Из разукрашенных секторов выкладывается круг и демонстрируется группе. О сплоченности и слаженности детской группы можно было судить по таким параметрам, как похожий выбор колористки отдельных секторов. Не вписывающиеся в общую гармонию сектора круга свидетельствуют о проблемах, имеющихся в группе.
Интересна работа и в летнее время. Предлагается построить в песочнице большой песочный круг. «Мы попали в волшебную страну. Она находится в середине круга. Кем бы вы хотел быть в этой стране? Выберите игрушку, похожую на вас. Определите место в волшебном круге. Где вы хотели бы жить? Нравятся ли вам соседи?». Затем предлагаем детям украсить «волшебный круг» различными предметами, придумать ему название. В процессе работы создается мотивация детей к групповому сплочению, бережному отношению к труду и чувствам других детей.
Интересно наблюдать, как меняется состояние ребенка даже в рамках одного занятия. В начале занятия его цветовая гамма может быть тревожной и нервозной, линии – резкими и рваными, потом все постепенно успокаивается и гармонизируется.
МЕДИТАТИВНЫЕ ИГРЫ С МАНДАЛОЙ:
Создание мандалы в технике «волшебных красок».
Создание мандалы с помощью мозаики.
Создание мандалы в зеркальной плоскости.
Создание мандалы с помощью трафаретов.
Упражнение «Куски пирога».
Медитации на песке.
Создание мандалы с использованием
природного и бросового материала.Создание мандалы из соли.
Создание мандалы из ниток, пластилина, фольги.
Арт-терапия снимает у любого ребенка, проявления нестабильности настроения, тревоги.
Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир ребенка для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы он чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Музыкотерапия как средство снятия психоэмоционального напряжения и агрессии у дошкольников"
материал наглядно обосновывает эффективность музыкотерапии для коррекции нарушений психоэмоциональной сферы дошкольников...
«Песочная терапия как средство снятия эмоционального напряжения у дошкольников с нарушением интеллекта».
Песочная терапия - это один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения,...
Опыт работы «Технология акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» воспитателя МБДОУ №4 Николаевой С.М.
Заседание РМО №2 от 14.12.2017гОпыт работы воспитатателя МБДОУ №4 г.о.г.Выкса Николаевой С.М.«Технология акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возр...
Музыкотерапия как средство снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников
ull;Опытным путем удалось установить, что человеческий организм в большинстве случаев «откликается» на музыку, подстраиваясь под ее темп, что сказывается на частоте пульса, дыхании, кров...
Инновационная техника арт-терапии- рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей.
Инновационная техника арт-терапии- рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей....
Практика «Аква-анимация в технике Эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»
В данном материале даётся описание практики, которая используется педагогом-психологом как инструмент снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста....