Практика «Аква-анимация в технике Эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
В данном материале даётся описание практики, которая используется педагогом-психологом как инструмент снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Муниципальное образование - г.Ачинск.
2.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 47».
3.МБДОУ «Д/с 47».
4. Пархоменко Инесса Николаевна – педагог-психолог.
5.Название практики: «Аква-анимация в технике Эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».
6. Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации «Фестиваль инклюзивных практик».
7.Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста с повышенным психо-эмоциональным напряжением.
8.Описание практики:
А) Проблемы, цели, ключевые задачи на решение которых направлена практика:
В реалиях современной действительности на человека постоянно действует достаточно широкий спектр стрессовых факторов. Однако, для кого-то жизненные трудности становятся толчком к саморазвитию, а кто-то наоборот опускает руки и даже заболевает. Длительное воздействие и накопление негативных эмоций вызывает состояние именуемое психоэмоциональным напряжением. Ребенок, испытывающий психоэмоциональное напряжение, может иметь трудности в социализации, адаптации, отличаться девиантным поведением и высоким уровнем тревожности. У взрослых людей присутствуют признаки эмоционального выгорания, различные формы невротизаций, аффективные вспышки, профессиональные деструкции и пр.
Следовательно, целенаправленная работа педагога-психолога ДОУ с воспитанниками и педагогами в этом направлении, является актуальной и необходимой, позволяющей своевременно нивелировать проявления психоэмоционального напряжения и предотвратить его последствия. Мы полагаем, что особое внимание необходимо уделять способам и средствам снятия психоэмоционального напряжения через освобождение от накопленных негативных эмоций.
В этом плане хорошо себя зарекомендовали методы арт-терапии. Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. Арт-терапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может способствовать улучшению отношений с партнёрами и повышению самооценки.
Таким образом, целью данной практики является - снятие психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста посредством аква-анимации в технике Эбру.
Ключевые задачи:
- научить детей выражать свои чувства, переживания во внешней действенной форме;
- формировать умение понимать и разобраться в том, что происходит в себе;
- развивать коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;
- развивать стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.
Основная идея практики - снятие психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста посредством аква-анимации в технике Эбру.
Б) Действия, мероприятия по реализации практики:
Практика реализуется в специально организованных формах организации учебного процесса – на подгрупповых занятиях. Нами была составлена программа, рассчитанная на 1год обучения при постоянном составе детей. Количество занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятия составляет по 20-25 минут. Наполняемость учебной группы: 2 подгруппы по 6 человек. Возраст участников: 5-7 лет. Этапы занятий: вводная беседа, практическое выполнение в форме упражнений с материалами, завершающая беседа. Используемый материал: набор Эбру (краски, кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, ткань).
При организации занятий в технике Эбру придерживаемся следующих требований:
1. Мотивационное обеспечение: привлечение внешнего мотива, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью.
2. Эмоциональное сопровождение:
-атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
-доброжелательный настрой;
-заинтересованность педагога-психолога в успехах детей;
-собственные эмоциональные проявления детей.
3. Поэтапность выполнения практических действий:
Первым этапом создается фон — на воду кистью наносятся капли краски, которые расплываются в круги. Аккуратно касаясь воды палочкой, ребенок приводит в движение краски, которые образуют причудливые узоры. Наблюдение за танцем красок на воде успокаивает, снижает тревожность и агрессивность, снимает эмоциональное напряжение.
На втором этапе с помощью специальных инструментов и художественных приёмов создается сам рисунок из различных формализованных изображений. Данный этап требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также достаточного уровня развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности. Регулярное выполнение подобных заданий способствует формированию и развитию указанных процессов, функций и навыков.
На третьем, заключительном, этапе полученное изображение переносится на бумагу или ткань. Бумага аккуратно кладется на поверхность воды и через несколько секунд поднимается — краски с поверхности воды отпечатываются на бумаге. Вода остается чистой и можно сразу приступать к созданию следующей картины. Для детей данный этап самый запоминающийся. Процесс переноса изображения на бумагу кажется волшебством, что вызывает сильные положительные эмоции.
Используемый материал: набор Эбру (краски, кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, ткань).
Г) Планируемые результаты практики:
Предполагаем, что в результате использования аква-анимации в технике Эбру:
- формируется понимание своего «внутреннего» мира;
- обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование ситуаций социально приемлемыми формами;
-облегчается процесс коммуникации через преодоление коммуникативных барьеров и психологической защиты;
- развиваются произвольность и способности к саморегуляции.
Д) Способы, инструменты измерения результатов практики:
Оценивание результативности данной методики осущестляется по следующим параметрам:
1) сформированность умения понимать и разбираться в своих чувствах и ощущениях;
2) сформированность умения выражать свои чувства, переживания в действенной форме;
3) сформированность навыков коммуникации в процессе совместного творчества;
4) сформированность навыков познавательной активности через конструирование мира рисунков.
Контроль по измерению результатов по параметрам проводится 3 раза в год через входной контроль (наблюдение), текущий контроль (психолого - педагогическое наблюдение), итоговый контроль (выставка, итоговое занятие).
Промежуточная диагностика показала положительную динамику работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии количественным анализом параметров результативности: наблюдается положительная динамика в сформированности компонентов эмоционально – личностной сферы у 65% детей (на начало реализации практики - 44 % детей). В соответствии с качественным анализом параметров результативности наблюдается следующая положительная динамика:
-дети научились понимать, разбирать и оценивать свои чувства и переживания;
- воспитанники научились выражать свои чувства и переживания через практическое выполнение рисунка;
-в процессе совместного творчества дети научились простраивать общение через навыки положительной коммуникации;
-через конструирование мира рисунков дети стали проявлять познавательную активность.
Е) Перспективы развития практики:
Планируется разработка схемы применения техники Эбру с детьми старшего дошкольного возраста с девиантным поведением.
9. При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники (иначе – «Нет»): Нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей. Психологические речевые настройки. Психопрофилактическая работа по организации сна....
Практикум для родителей «Игровые методы снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая дошкольные учреждения, спортивные кружки и различные секции они получают большое количество информации, устают физически и эмоционал...
Памятка для педагогов " Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"
Существуют разные релаксационные игры:· игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;· игры, помогающие д...
Использование игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
Использование игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста...
Опыт работы «Технология акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» воспитателя МБДОУ №4 Николаевой С.М.
Заседание РМО №2 от 14.12.2017гОпыт работы воспитатателя МБДОУ №4 г.о.г.Выкса Николаевой С.М.«Технология акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возр...
Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
Памятка для воспитателей старших и подготовительных групп по использованию в повседневной деятельности педагога релаксационных игр как способа снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного...
Консультация для родителей «Использование техники Эбру как средства снятия эмоционального напряжения у детей»
Консультация для родителей «Использование техники Эбру как средства снятия эмоционального напряжения у детей»...