Методическое пособие "Многофункциональная ширма"
методическая разработка
Методическое пособие для педагогов дошкольной образовательной организации по формированию коммуникативных навыков у дошкольников в процессе игровой деятельности»
«Многофункциональная ширма как элемент предметно- развивающей среды группы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое пособие | 1.02 МБ |
Методическое пособие "Многофункциональная ширма" | 65.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы не ели ,мы ни пили, Нашу ширму мастерили.
Получилась всем на диво – Удивительно красива!
А сейчас пойдет рассказ, Приготовьтесь слушать нас.
Давно известно, что часы. Очень в жизни всем нужны. Мы не будем унывать, Станем время изучать, Стрелочки передвигать, Части суток изучать.
Девочкам - милашкам Сшили мы кармашки, Чтобы за собой следили И красавицами были. Чтоб красивою причёска Стала бы у нашей дочки Косички будем заплетать, Да и бантики вязать .
Любят наши девочки с куклами играть И науку – эту надо изучать. Для ухода за детьми Вещи разные нужны Аккуратность, чтоб привить, Нагрудник надо положить! Полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень чисто. Распашонки и пеленки Приготовим для Аленки Будем с нею мы гулять Свежим воздухом дышать. И бутылочка всегда Обязательно нужна! Будут пухленькими щечки У любимой нашей дочки! А чтоб в доме было чисто, Пыль протрем салфеткой быстро Будем с мам пример мы брать, Порядок в доме соблюдать. Рисовать все любят дети И мы – не исключения В кармашки мы положим свои произведения.
Приходите в гости к нам, очень рады мы гостям.
Всем друзьям моим, подружкам. Разливаю чай по кружкам, Чай горячий, ароматный... Быть хозяйкой мне приятно.
Это чудо магазин Он у нас такой один. Можно в нем товар купить, Какой лишь только захотим. Все зависит от воображения И от детского решения!
А еще, друзья, мы знаем, Игры разные бывают. Захотим и магазин в кинотеатр мы превратим. (в регистратуру ,музей, почту, ателье, студию, кинозал). А можно и в автобус, Было бы хотение, Поедем в Кострому мы На цирковое представление.
А вот театр, где наш ребенок перенесется в мир мечты. Что найдет он в этом мире? Да конечно сказку. Сказку, где живет добро и ласка. Где звери оживают и начинают говорить. В уютной сказочной стране, Где нет ни злобы, ни печали, Они научатся любить, мечтать и превратятся в мудрецов. Ведь сказка чудная копилка, что накопишь, то возьмешь. А без сказки в этой жизни непременно пропадешь .
Страна Вообразилия Великая страна! И ребятишкам нашим, Как мамочка нужна! В стране Вообразилии Весело живется, В стране Вообразилии Скучать нам не прийдется .
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск
Костромской области « Детский сад № 5 « Улыбка»
Тема работы:
«Многофункциональная ширма
как элемент предметно - развивающей среды группы».
Авторы: Комиссарова Елена Александровна
Ардамакова Наталья Робертовна
г. Волгореченск
2017 г
«Многофункциональная ширма как элемент предметно - развивающей среды группы».
Актуальность:
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ на сегодняшний
день является особо актуальным.
Многофункциональная напольная ширма, несмотря на свое довольно прозаичное название, является очень интересным предметом интерьера детского сада, а главное, многофункциональная ширма соответствует всем требованиям ФГОС ДО предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среды группы.
Насыщенность среды – обеспечивает игровую, познавательную,
исследовательскую, творческую, двигательную активность, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей.
Трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность - возможность разнообразного использования, не обладает жестко закрепленным способом употребления.
Доступность – свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, которые хранятся в карманах ширм.
Вариативность - наличие различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных материалов, игр и игрушек; периодическая сменяемость материалов, стимулирующих разнообразную детскую активность.
Безопасность – соответствует всем элементам и требованиям по
обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Основное предназначение ширмы – это зонирование пространства. Что соответствует одному из принципов, прописанных в «Концепции по дошкольному воспитанию» (изложены 8 принципов построения развивающей среды в дошкольных учреждениях).
Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, шитьем, моделированием, экспериментированием Они могут рассматривать альбомы и книги, слушать запись любимой сказки и т. д.
Цель данного пособия: формирование коммуникативных навыков у дошкольников в процессе игровой деятельности.
Основные задачи:
- Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
- Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого, реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре.
- Дать детям возможность получать положительные эмоции и удовольствие от процесса игры.
Дидактическая ценность:
- Многофункциональная ширма используется как средство обучения и воспитания детей.
- Ширма удобна в использовании, имеет привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы.
Описание дидактического пособия (См. презентацию).
Ширма изготовлена из фанеры. Размер ¼ части 130 см х 75 см, толщина фанеры – 6 мм. Части ширмы скреплены между собой металлическими уголками, зашкурены.
Для росписи ширмы использовали акриловую краску. Ширма имеет эстетичный вид. Первоначально, ширма представляла собой единое целое, но для удобства в применении, мы разделили её на 2 части. Таким образом, ширму удобно размещать в разных уголках группы и не происходит большого скопления детей в одном месте.
Первая часть ширмы – это « дом», предназначенный для организации сюжетно – ролевой игры « Семья». « Дом» состоит из двух створок, одна из которых оформлена для девочек, а другая – для мальчиков.
На ширме для девочек есть:
- Часы с передвигающимися стрелками, с помощью которых дети могут закреплять знания о частях суток, ориентироваться во времени, а в старшем возрасте – знакомиться с единицами времени;
- Прозрачные кармашки, которые прикреплены с помощью клейкой ленты и могут использоваться для рисунков, выполненных самими детьми. либо использоваться в качестве картинок по теме « Семья» для оформления « комнаты»;
- Кармашки из ткани, в которых находятся игровые атрибуты, предназначенные для сюжетно – ролевой игры « Семья», а также предметы, необходимые каждой девочке ( расчёска, зеркальце, украшения и т. д.);
- Разноцветные вязаные косички, с помощью которых дети знакомятся с цветами спектра, развивают мелкую моторику пальцев рук;
- Крючки.
На створке у мальчиков имеется:
- Вырезанное окно;
- Прозрачные кармашки для детских рисунков или готовых картинок , изображающих занятия мальчиков, их увлечения, любимых сказочных и мультипликационных героев;
- Тканевые кармашки для мини – мастерской ( инструменты), а также для спортивного инвентаря ( гантели, косички, кегли, эспандер) для выполнения спортивных упражнений. Можно положить в кармашки шнуровку, различные застёжки для развития мелкой моторики руки, верёвки – для завязывания и развязывания узлов. Дети могут использовать кармашки и по своему желанию, применять различные игровые атрибуты в соответствии с замыслом своей игры.
С помощью этой части ширмы, возможно, реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Дети, и мальчики, и девочки, играя и общаясь вместе, могут проявлять и свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему полу. Именно в сюжетно – ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ухаживают за своими детьми (куклами), следят за порядком в доме, занимаются приготовлением пищи. Мальчики – ремонтируют, строят, служат в Армии, занимаются спортом, защищают Родину, оберегают девочек. В игре формируются нравственные качества детей: надёжность, трудолюбие, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков. Доброта, нежность, терпеливость, радушие, уважение к мальчикам ( мужчинам) – у девочек. Играя в «Дочки – матери», дети проигрывают отношения родителей и их детей. При этом они довольно часто используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но их внимание больше привлекают не сами предметы, а семейные отношения.
При помощи этой части ширмы дети могут разыгрывать разные сюжеты: « Выходной день в семье», «Мамины помощники», «Искупаем малыша», «Большая стирка», «Ждём гостей», « Утро в семье», «День рождения мамы», « Мама пришла с работы», «Поможем маме приготовить ужин», « Поиграем вместе с папой», « Мы едем в цирк», «Собираемся в поход», «Ремонт машин», «Папа – хороший хозяин», « Вместе делаем зарядку» , « Ремонт в доме» и др.
Ширма может также использоваться и как уголок уединения, где ребёнок может полежать на матрасике, отдохнуть, побыть один.
Вторая часть ширмы тоже состоит из двух створок. Одна из них предназначена для театрализованной деятельности. С внутренней стороны оформлена разными по ширине кармашками (для хранения театральных кукол, игрушек и сказочных персонажей). Эта часть ширмы имеет « окно» со шторкой и может использоваться:
- Для знакомства детьми с разными видами театра ( пальчиковый, куклы « Би – Ба – Бо», настольный театр и др);
- Для различных видов театрализованной игры (разминки, этюды, игры с движениями, импровизации, игры – инсценировки, игры – имитации ,сказки, спектакли);
- Для упражнений, помогающих детям овладеть тембром, темпом, чёткостью, выразительностью, связностью и правильностью речи, артистическими способностями детей ( умением с помощью речи, мимики и движений выразить задуманный или предложенный воспитателем образ);
- Для проведения дидактических, словесных игр и упражнений: « Загадаю – отгадайте», « Угадай сказку», « Какой, какая, какое, какие?», « Обезьянки»,
« Загадки», « Кого не стало?», « Скажи, как я», « Продолжи предложение», «Что изменилось?» и т. д.
Последняя створка имеет « окно», полочку на « ножке», крючки.
Она предназначена для организации детьми различных сюжетно – ролевых игр. Это такие игры, как: «Магазин», « Игры в мастерскую», «Почта», « Детский сад», « Игры с машинами и другими транспортными средствами». Кроме этого, дети могут использовать эту часть ширмы по – своему желанию, в соответствии со своим собственным, игровым замыслом.
Примерная тематика и ролевое сопровождение
сюжетно – ролевых игр – ситуаций.
Игры в семью.
- Совместный отдых.
- Встреча (проводы).
- Уборка.
- Ремонт квартиры.
- Приготовление подарков.
- Подготовка к празднику.
- Забота о( о людях, животных).
Роли: Мама, папа, дети, внуки, бабушка, дедушка, сёстры, братья, соседи, друзья.
Игровые действия и поведение. Приезжать из командировки, приходить с работы; встречать и провожать гостей; готовиться к празднику ( подарки, сюрпризы, программа концерта); убирать квартиру (мыть пол и окна, протирать мебель, мыть игрушки, вешать занавески, стирать вещи, пылесосить, чистить и выбивать ковры); ремонтировать квартиру (штукатурить стены, красить пол, стены и потолки, стелить пол, клеить обои, стеклить окна); готовить еду, вызывать врача для членов семьи, лечить домашних животных, собирать посылки к празднику.
Игры в магазин.
- Булочная – кондитерская ( хлебный отдел, магазин).
- Овощной магазин ( отдел, палатка), « Овощи – фрукты».
- Мясной, колбасный магазин ( отдел, палатка).
- Рыбный магазин ( отдел, палатка).
- Молочный магазин ( отдел, палатка).
- Гастроном ( продовольственный магазин).
- Супермаркет.
- Магазин одежды.
- Обувной магазин.
- Мебельный магазин.
- Магазин посуды.
- Магазин бытовой техники.
- Спортивный магазин.
- Магазин « Турист».
- Книжный магазин.
- Магазин музыкальных инструментов.
- Газетный киоск.
- Склад.
- Рынок.
Роли: Продавец, покупатель, грузчик, шофёр, кладовщик, администратор, директор, контролёр, охранник.
Игровые действия и поведение. Охранять, грузить, привозить, выгружать, проверять, раскладывать, отсчитывать, расфасовывать и взвешивать товар; выписывать чек, квитанцию; оформлять витрину; покупать товар; узнавать цену ,вешать ярлык; отсчитывать деньги; предлагать, рекламировать, показывать товар; вступать в диалог с продавцом ( покупателем); договариваться о покупке.
Игры в мастерскую.
- Ателье по пошиву и ремонту одежды.
- Ателье по ремонту и пошиву обуви.
- Дом моделей.
- Фотоателье.
- Ателье « Мебель на заказ».
- Мастерская по мелкому ремонту ( замков, ключей, зонтов, сумок и др.).
- Мастерская по ремонту машин, бытовой техники и механизмов ( телевизоров, холодильников, утюгов и др.).
Роли. Мастер, клиент, приёмщик, швея, столяр, плотник, инженер, модельер, модель.
Игровые действия и поведение.
Привозить в ремонт, ремонтировать товар; шить, изготавливать на заказ; измерять, кроить, смётывать, примерять, подгонять изделие по размеру; выдавать гарантийный талон, чек, квитанцию; фотографировать клиента; демонстрировать одежду и обувь; предъявлять готовую вещь.
Игры в почту.
- Почтовые услуги.
- Услуги сберкассы.
Роли. Почтальон, кассир, телеграфист, грузчик, шофёр, рабочий.
Игровые действия и поведение.
Писать, относить на почту и получать письма, телеграммы; готовить и отправлять посылки и бандероли; покупать и выписывать газеты, журналы; загружать, разгружать, привозить, отвозить, сортировать, раскладывать почту; пробивать, выписывать и оплачивать чеки, квитанции, заполнять бланки в сберкассе и на почте; телеграфировать, звонить и сообщать о срочной доставке.
Игры в детский сад.
- Занятия с воспитателями (музыкальными руководителями, педагогами по физкультуре и др.).
- Труд в детском саду и на участке.
- Прогулки (игры, наблюдения, экскурсии).
- На стадионе.
- В музее и на выставке в детском саду.
Роли.
Воспитатель, воспитанник, музыкальный руководитель, педагог по физкультуре, артист, зритель, спортсмен, экскурсовод.
Игровые действия и поведение. Проводить занятия и развлечения; учить трудиться на участке и в игровых комнатах; учить правильному поведению в музее и в театре; проводить экскурсии; организовывать игры; выступать перед зрителями; готовить сцену к выступлению; мастерить поделки для праздника;
Игры с машинами и другими транспортными средствами.
- Автомобильный транспорт (легковые и грузовые автомобили; специальная техника: комбайны, трактора, уборочные машины, поливочные машины, подъёмные краны, экскаваторы, бетономешалки, самосвалы; пассажирский транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси).
- Водный транспорт (речные и морские корабли, теплоходы, катера, лодки, парусники).
- Воздушный транспорт (самолёты, вертолёты, ракеты).
- Железнодорожный транспорт (поезда: грузовые и пассажирские).
- Вокзалы (речной, морской, железнодорожный, авто – и аэровокзалы).
Роли. Шофёр, комбайнёр, тракторист, экскаваторщик, грузчик, заправщик, лётчик, механик, техник, начальник поезда, билетный кассир, пассажир, кок, капитан, штурман, боцман, моторист, судовой врач, командир экипажа, стюардесса, проводник, начальник вокзала, начальник поезда, билетный контролёр, кондуктор, контролёр.
Игровые действия и поведение. Грузить и выгружать грузы; подготавливать технику к работе, к поездке (ремонтировать, мыть, заправлять горючим); сеять и убирать урожай; замешивать раствор; убирать улицы; доставлять пассажиров; входить и выходить на остановках; проверять и выдавать проездные документы (билеты); сообщать о правилах поездки; узнавать расписание; отдавать и выполнять приказы и распоряжения; заботиться о пассажирах.
Технология получения результата.
- Играя с детьми в сюжетно – ролевые игры, необходимо учитывать возрастные особенности детей, так как на каждом возрастном этапе организация игры носит разный характер.
- В работе по формированию у детей игровых навыков, придерживаться следующих принципов:
- Принцип эмоциональной комфортности детей, означающий учёт полифункциональной игровой среды для мальчиков и девочек.
- Принцип учёта полоролевой дифференциации в игровой деятельности детей.
- Принцип учёта детских игровых интересов, детской игровой субкультуры.
- Принцип учёта деятельностной природы ребёнка.
Предлагается игровое содержание, которое позволяет детям быть творческими преобразователями в разных сферах человеческой деятельности и отношениях с окружающим миром. Данный принцип учитывает творческую природу самой игры и природную активность ребёнка.
- Принцип педагогической поддержки. Помогать детям, испытывающим затруднения в игровом процессе.
- Для обогащения игровых сюжетов игровых сюжетов обязательно вести предварительную работу с детьми, которая должна быть целенаправленной, многогранной, целиком охватывать используемую в игре тему.
Ожидаемые результаты:
- Возникновение самостоятельной сюжетно – ролевой игры.
- Дети активны, играют дружно, умеют договариваться и распределять роли.
- Дети способны действовать в соответствии с выбранной ролью, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители.
- Дети могут действовать в реальной и воображаемой ситуации.
- Обеспечение благоприятного психо – эмоционального климата в группе.
- Создание условий для развития мышления, психических процессов ребёнка.
Многофункциональная ширма может использоваться в любых дошкольных образовательных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-поисковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в летний период. Технологические карты для педагога. Ширма для выставки в методическом кабинете.
Ширма для тематической выставки в методическом кабинете. Технологические карты проведения предметно-поиковой деятельности в летний период с детьми старшего дошкольного возраста. Думаю, что этот ...
Методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста ширма - лэпбук «Международная космическая станция «Лягушата»».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11565421","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Тема изучения космического пространства вызывает огромный инте...
Методическая разработка "Многофункциональная ширма как элемент предметно - развивающей среды группы»."
laquo;Методическое пособие для педагогов дошкольной образовательной организации по формированию коммуникативных навыков у дошкольниковв процессе игровой деятельности»....
Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста.Апробация программно-методического комплекса дошкольного образования "Мозаичный парк"
Данный материал будет полезен для педагогов, апробирующих программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный парк".Использование напольных ширм позволяет педагогу обес...
Методические рекомендации к развивающему пособию «Многофункциональная ширма «Автосервис» для детей старшего дошкольного возраста
С учетом того, что большую часть дневного времени ребенок проводит в группе, окружающее пространство и интерьер в ней становятся частью игрового и образовательного процесса. Чем больше возможностей у ...
Методические рекомендации к дидактическому пособию по формированию валеологических знаний у детей младшего возраста посредством многофункциональной ширмы «Здоровый малыш»
Пособие направлено на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми младшего и старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье....
Методическая разработка: Наглядное пособие для театрализованной деятельности- ширма " Яблоня"
Театральная ширма " Яблоня" предназначена для театрализованных дидактических и сюжетно- ролевых игр, театральных постановок с использованием различных видов театров....