Мини-музей
проект (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Мини-музей сказки: «Жили-были…»
Назначение материала: Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей.
Одним из средств формирования связной речи и начал коммуникативной компетентности у старших дошкольников является организация в группе мини-музея. Поэтому в группе был создан мини-музей под названием «Жили-были…». Для его создания был разработан проект.
Цель проекта: организация мини-музея в группе, как средство формирования связной речи и начал коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Задачи:
1. Образовательные:
- развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через обогащение воспитательно - образовательного процесса новыми формами работы;
- формирование у старших дошкольников представления о музее.
- воспитание уважения к труду взрослых;
- воспитание осознанно бережного отношения к культурному наследию народов, как к источнику художественно-литературного богатства;
2. Развивающие:
- развитие познавательной активности,
- мышления,
- воображения,
- фантазии,
- творческих способностей,
- коммуникативных навыков.
3 Коммуникативные:
- развитие связной речи;
- умения общаться со сверстниками и взрослыми;
- умения вести себя в общественных местах;
Основные принципы работы в музее:
- Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
- Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и
Содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой.
Музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как: пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее.
Музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям, и создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
Экспонаты музея разнообразны и они экологически безопасные для здоровья детей.
Мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Данный музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Он является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.
Структура мини-музея
Разделы и экспонаты:
1 раздел
«Любимые сказки» - подобрана детская литература по различным жанрам разных поэтов и писателей. Украшают музей интересно оформленные книги с волшебными сказками.
И самое главное украшение музея – это конечно самые любимые сказки детей: А. Толстой «Приключения Буратино», сборник сказок «Русские народные сказки»,книга «Бабушкины сказки», К. Чуковский «Сказки», рнс «Волк и семеро козлят» и т.д.
2 раздел
Так как, 2017 год, объявлен годом экологии, то в нашем разделе поджобраны сказки с экологическим содержанием с целью формирование ответственного и доброжелательного отношения к природе, сопереживания живому организму и воспитания гуманного, заботливого отношения ко всему окружающему миру.
Посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения и формировать систему элементарных научных знаний, доступных пониманию ребёнка 5-6 лет.
3 раздел
«Сказки в загадках». В музее используются карточки с загадками. Тексты записаны на карточках и развешаны на ветвях «Чудо-дерева» по сказке К. Чуковского. Хорошо смотрятся иллюстрации в картинках для самостоятельного сочинения и угадывания сказок, на страницах волшебной книги.
4 раздел
В разделе «Мы - «Сказочники» для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, для пересказа известных сказок, пазлы, лото.
5 раздел
«Волшебный театр». Также здесь расположены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизации.
6 раздел
Здесь мы собрали предметы из разных сказок, которые знают дети: "Бычок-смоляной бочок", "Сапоги-скороходы", "Игла, в которой таится смерть Кощея- бессмертного", "Наливное яблочко на расписном блюдечке", "Клубочек указывающий дорогу", «Шапка-невидимка», «Волшебный ларец с самоцветами», «Отравленный гребешок», «Золотой ключик», «Туфелька Золушки». Есть и Чудо дерево из сказки К.И Чуковского «Чудо дерево»: «Сказки в загадках».
7 раздел
В нашем мини-музее разрабатывается и мастерская "Книжкина больница" и «Читательский уголок», где ребята смогут обыграть роли работника библиотеки. В процессе изучения экспонатов выставки дети обмениваются мнениями, составляют рассказы об увиденных предметах, играют в «Экскурсовода».
Этапы проекта по созданиюмини- музея
1.Подготовительный:
- обсуждение с родителями на родительском собрании идеи создания мини-музея в группе;
- определение темы и названия музея путём опроса воспитанников группы;
- сбор экспонатов для музея;
- разработка модели и определение места для музея, опираясь на принципы экологичности и безопасности;
- подбор методической литературы по теме музея, подбор настольно-печатных и дидактических игр;
- формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.
2. Этап реализации проекта:
- создание мини-музея.
- определение темы и содержания экскурсии, составление плана экскурсии
- целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия
- общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы
3.Обобщающий этап:
- Презентация: представление мини-музея.
- Вопросы:
- Что было сделано?
- Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)
- Что нового узнали?
- Что хотели бы еще узнать?
- С кем можем поделиться полученными знаниями?
4. Деятельностный этап: функционирование мини-музея.
Важно, что в создании нашего мини-музея принимали участие как сами воспитанники, так и их семьи. Ведь именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении экспозиции. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно!
Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Схема построения работы в музее
Образовательная область « Речевое развитие»:
- обзорные экскурсии;
- рассказы детей;
- мини- экскурсии;
Образовательная Область «Познавательное развитие»:
- рассматривание объектов;
- интегрированные занятия;
- конструирование;
Образовательная Область « Художественно-эстетическое развитие»:
- занятия по лепке, рисованию, аппликации;
Свободная деятельность детей:
- рассматривание экспонатов;
- рассматривание альбомов;
- самостоятельная продуктивная деятельность;
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- участие в сборе экспонатов;
- изготовление экспонатов своими руками;
- изготовление альбомов.
Во время экскурсий по музею проводятся беседы с детьми с опорой на экспонаты того или иного раздела. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Таким образом, реализация проекта по созданию мини-музея является эффективным и действенным средством развития коммуникативной компетентности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании ми...
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"
Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Музеи и мини-музеи в детском саду»
Расширить знания детей об окружающем мире....
Мини-музей "Музей русского быта"
Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....
Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6
Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...