Из опыта работы "О некоторых аспектах развития познавательных интересов старших дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа) по теме
Статья посвящена проблеме развития познавательных интересов старших дошкольников.Эта проблема действительно актуальна в связи с ее неразработанностью, малоизученностью. Развитие познавательных интересов дошкольников играет большую роль в мотивации дальнейшего обучения детей в школе. Звчастую неразвитость познавательных интересов приводит к тому, что дети с неохотой учатся в школе, т.к у них недостаточно развит мотивационный интерес к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
О некоторых аспектах развития познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте (из опыта работы)
Аннотация
В моей статье затрагиваются вопросы развития познавательных интересов старших дошкольников в дошкольной организации. Проблема о которой идет речь, пока мало изучена, поэтому требует более тщательного исследования, и она действительно актуальна в современном ДОУ в связи с ее не разработанностью.В статье предложен механизм развития познавательных интересов дошкольников, основанный на опыте автора и на анализе дошкольной организации, поиске путей решения данной проблемы. Как сделать так, чтобы достичь результатов? Можно ли совместить деятельность педагогов и интересы детей?
В своей работе автор обосновывает мысль о том, что наибольшего успеха можно достичь в отдельной группе ДОУ, где были созданы педагогические условия для развития познавательных интересов и использованы разнообразные педагогические средства.
Ключевые слова: проблема, актуальность, старший дошкольный возраст, познавательные интересы, условия, средства.
План
1.Ввведение
2.Педагогические принципы и средства развития познавательных интересов старших дошкольников
3. Педагогические условия и приемы развития познавательных интересов старших дошкольников
4. Заключение
Известно, что проблема развития познавательных интересов дошкольников многие годы сохраняет свою актуальность. Поднять мотивацию к познавательной деятельности путем развития познавательных интересов, на мой взгляд, удается не всем детям, а недостаток мотивации – одна из главных причин низких результатов успеваемости в школе. Как же организовать образовательную деятельность в ДОУ, обеспечивающую эффективное развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов к окружающему миру?
Как понять, что хочет ребенок, что его интересует? В чем сущность педагогического подхода решения проблемы познавательного интереса старших дошкольников?
Ответ может быть один: сущность педагогического подхода к решению проблемы познавательного интереса заключается в следующем:
- в выделении в педагогическом процессе объективных возможностей интересных сторон, явлений окружающей жизни;
- в поиске оптимальных путей постоянного поддержания у детей состояния активной заинтересованности окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;
- в целенаправленном формировании всей системой обучения и воспитания познавательного интереса как ценного свойства личности.
И что развитие познавательных интересов будет успешным, если их деятельность будет организованна по принципам:
познавательной активности самого ребенка;
детско-взрослой совместности (общение и совместная деятельность сближают и педагога, и ребенка);
при положительном влиянии развивающей предметно-пространственной среды;
соблюдении этапов и условий, способствующих развитию познавательных интересов старших дошкольников.
Здесь уместны будут слова известного педагога Шалва Амонашвили: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит ее находит».
Что должен знать каждый педагог, чтобы его деятельность по развитию познавательных интересов дошкольников, была успешной? Многолетний опыт педагогической деятельности, и, взгляд на поднимаемый в статье вопрос, позволяет сказать, что поможет сформировать познавательные интересы у старших дошкольников.
Прежде всего, что развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в педагогической деятельности, в сравнении с традиционной системой дошкольного образования, предполагает использование следующих педагогических средств:
субъект-субъектное взаимодействие педагогов, детей, родителей;
внедрение активных методов и форм организации познавательно-игровой деятельности; проблемные ситуации, проекты, метод эвристических бесед, игровое проектирование, применение компьютерной техники и др.);
развитие рефлексивных способностей у старших дошкольников в процессе познания.
«Хитрость педагога заключается вовсе не в том, чтобы заштамповать в индивидууме умение действовать по заученной схеме…, а в том, чтобы поставить ребенка в такую ситуацию, внутри которой он вынужден был бы действовать: сам найти способ решения, открыть новый для себя путь действия» (Э. В. Ильенков).Дети сами должны находить ответы на интересующие их вопросы, но педагог обязан создать им такие условия, при которых возможна их познавательная деятельность.
Поэтому, в своей работе мы используем разнообразные приемы повышения интереса ребенка в его познавательно - исследовательской деятельности:
- обеспечиваем интерес к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность;
- показываем значимость и необходимость участия каждого в деятельности;
- стимулируем исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («как?», «что узнаешь при этом?», «почему ты так думаешь?», «зачем?»);
- помогаем составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи в совместной деятельности);
- используем приемы развития творческого воображения («что бы было, если бы…?»);
Что условия для развития познавательного интереса у старших дошкольников должны быть следующие:
детско-взрослая совместность (доброжелательность, эмоциональная вовлеченность педагога);
создание ситуации успеха;
благоприятный эмоционально-психологический климат;
организованная среда (доступная, насыщенная, многообразная, моделирование элементов естественной среды);
провоцирование детских вопросов;
организация уголков экспериментирования.
И исходя из интересов детей нами были организованы центры деятельности:
1. центр сюжетно-ролевых, режиссерских игр; здесь содержатся разные куклы: атрибуты кукольного театра, ширмы, маски, марионетки, куклы из носков и варежек, куклы бибабо, разные наряды для переодеваний;
2. игровой центр – открытая площадка- имеет игровые зоны: зона транспорта, зона уединения (тишины, может быть в спальне в виде маленькой палатки или домика), зона лазания (многофункциональный, трансформируемый, больших размеров, мягкий конструктор); зона игр для девочек и мальчиков;
3. центр строительства и конструирования (строительные наборы, кубики разных размеров и из разных материалов, ЛЕГО, конструкторы из металла и пластика);
4. центр литературы – полка- стеллаж с книгами (огромный выбор литературы по различным областям знаний, большое количество энциклопедий, различный справочный материал, соответствующие возрасту детей), стеллаж самодельных книг(работа родителей и детей), стол и стулья для рисования и чтения, уголок для чтения: ковер и мягкие подушки;
5. центр изо – зона экспериментирования с различным материалом: цветными мелками, красками, смываемыми маркерами, фломастерами, пластилином, белой и разноцветной бумагой, клеем, ножницами, трафаретами, раскрасками и т.д.;
6. центр манипулятивных (настольно-печатных) игр и игрушек, лото, пазлы, мозаика, картинки, домино, магнитные картинки, развивающие настольные игры по различным областям детской деятельности, самодельные игры и игрушки;
7. музыкальный центр: предметы, связанные с музыкой;
8. центр воды и песка (для игр, экспериментов, арт и вода терапия); «зеленый уголок» с разными растениями и инструментами для ухода за ними; мини лабораториядля опытов и экспериментов.
Таким образом, возможность выбора вида деятельности, регулирование активной деятельности и занятий с отдыхом; умение воспитателя заинтересовать, вовлечь детей в различные игры и занятия, умение поощрять детей будет способствовать развитию познавательных интересов, саморазвитию детей.
Чтобы насыщение предметной среды, создание благоприятной эмоциональной обстановки, привлечение различных источников информации, использование инновационных активных методов обучения, а также демонстрация возможностей для их привлечения происходило на протяжении всей педагогической работы.
Как рекомендации для педагогов: что можно и необходимо сделать по развитию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации и что было сделано нами в нашей деятельности в группе «Радуга» МБДОУ ЦРР д/с №10 «Лесная сказка», г. Нюрба.
1.Организовывать педагогическое сотрудничество с детьми и родителями в позитивной атмосфере, где царит гуманность, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, и каждый ребенок чувствует себя безопасно.
2.Создавать положительный психологический климат в условиях индивидуального взаимодействия ребенка с взрослым.
3.Побуждать к общению, согласно потребностям и проблемам, которые волнуют дошкольников, что способствует углублению познавательных интересов и активности. Обсуждать с детьми вопросы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, их поступками, переживаниями.
4.Давать возможность дошкольникам делиться своими планами, впечатлениями, мнениями, что помогает им осознавать смысл событий, которые происходят вокруг.
5. Обращать внимание детей на новые, необычные черты объекта, формулировать предсказания, нацеливая на экспериментирование, размышления, высказывания догадок. Обеспечивать материальную предметно-игровую, развивающую, коммуникативную среду (предлагать творческие задания в разных видах деятельности с учетом познавательных интересов каждого ребенка: изобразительных, словесных, музыкальных, логико-математических характера, комбинированные).
6.В своей деятельности педагогам следует пользоваться широким спектром средств: речь и поведение педагога, яркая наглядность, иллюстрации, раздаточные материалы, книги, энциклопедии по различным областям знаний, художественное слово, технические средства обучения (магнитофоны, проекторы, интернет и др. ИКТ), что побуждает детей к познавательному общению; создавать микросреду, насыщенную информацией, положительными познавательными эмоциями, что захватывает ребенка, формирует у него устойчивый интерес к познавательному взаимодействия с взрослым.
7.Использовать творческие задания на разностороннее развитие личности (проекты, НПК), направленные на детскую самостоятельность.
8.Для повышения активности родителей детей проводить индивидуальные беседы, консультации, семинары, круглые столы, родительские собрания по вопросам особенностей познавательной деятельности и развития познавательных интересов, детского творчества и общего развития педагогической культуры родителей. Многолетний опыт работы воспитателем убеждает, что родители, которым интересно проводить время со своими детьми и наблюдать за ними, по своим возможностям и развивающему потенциалу превосходят любые кружки, школы, центры, а также любые таблицы каких угодно знаний и навыков.
Все, сделанное нами для развития познавательных интересов способствовало не только познавательному развитию детей, но и саморазвитию.
Таким образом, в целом автор приходит к выводу, что использование рекомендуемых педагогических средств и условий могут быть полезны педагогам ДОУ в развитии познавательных интересов старших дошкольников.
Подводя итог, акцентируем внимание на то, что система педагогической работы по развитию познавательных интересов старших дошкольников должна быть перестроена и построена так, чтобы в нее активно были вовлечены все участники образовательного процесса в ДОУ: педагоги, дети и их родители. Результатом нашей работы являются практические рекомендации педагогам, которые могут помочь в решении проблемы развития познавательных интересов старших дошкольников.
В то же время, дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено по следующим направлениям: разработка и внедрение нового комплекса педагогических средств, обеспечивающих переход развития ребенка-дошкольника к саморазвитию в педагогической деятельности ДОУ; отработка преемственности данной проблемы между ДОУ и начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление интеллектуальных способностей и развитие познавательных интересов старших дошкольников на занятиях по ФЭМП
консультация для педагогов...
Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».
Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В. А...
«Эвристическая беседа как успешное условие развития познавательного интереса старших дошкольников».
Введение1 Проблема развития познавательного интереса в трудах педагогов и психологов.2 Эвристическая беседа: сущность метода в образовательном процессе.3 Роль и значение эвристической беседы в развити...
Практикум для родителей "Развитие познавательного интереса старших дошкольников"
Задачи:- познакомить родителей с условиями развития познавательного интереса у детей старшего возраста;- формировать умение общаться с детьми. [[{"type":"media","view_mode":"media_lar...
«Развитие познавательных интересов старших дошкольников через ознакомление с космосом».
опыт работы воспитателя по познавательному развитию...
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ развития познавательного интереса у дошкольников».
Интерес как основное направление познавательнй деятельности ребенка....