«Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста»
статья по коррекционной педагогике
статья о девиантном поведении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
![]() | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
«Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста»
Одной из приоритетных задач современного образования в условиях реализации ФГОС является успешная социализация ребенка, формирование его активной и ответственной позиции, возможности реализовать себя как личность, найти взаимопонимание и свое место в обществе. На первый взгляд, достижение этой цели не должно вызывать особых трудностей. Тем не менее, процент «трудных» детей с каждым годом растет и проблема так называемого «девиантного» или отклоняющегося поведения приобретает все большую значимость и актуальность.
Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности (группы), отклоняющееся от социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности (группе), сопровождающееся социальной дезадаптацией, и приносящее скрытую выгоду его носителю (личности, группе).
Следует отметить причины, которые способствуют развитию девиантного поведения:
- нарушение в становлении, формировании и развитии личности;
- влияние социокультурных особенностей, образа жизни семьи и семейных отношений детско-родительских, детско-детских, родительских;
- влияние характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением;
- выраженное протекание подросткового кризиса;
- членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм.
В современном мире, к этим причинам прибавляются новые: размывание понятия благородства, влияние СМИ, компьютерных игр, низкопробной кинопродукции, пропаганды сексуальной распущенности.
На сегодняшний момент становится очевидным, что девиантное поведение имеет место быть. Поэтому крайне важно повысить роль профилактической деятельности в работе с девиантными детьми. Итак, что же такое профилактика девиантного поведения? Профилактика девиантного поведения - это социально-педагогическая деятельность государственных и общественных организаций, образовательных учреждений, семьи, которая направлена на предупреждение и устранение риска возникновения отклоняющегося от норм поведения, при помощи формирования у них социально-полезных навыков и интересов, нравственных и правовых знаний. Профилактика является важнейшим средством предупреждения развития каких-либо негативных процессов на их ранних стадиях. С её помощью можно снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло, с наименьшими функциональными затратами. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика нацелена на ликвидацию негативных факторов, зарождающих определенное явление, и на возрастание устойчивости личности к влиянию этих факторов. Вторичная профилактика это система действий, которые направлены на изменение уже сформировавшихся дезадаптивных форм поведения и благоприятное развитие личностных ресурсов. Третичная профилактика это система действий, которые направлены на снижение риска возобновления девиаций и стимуляцию личностных ресурсов, способствуют приспособлению к условиям окружающей среды и развитию социально-эффективных стратегий поведения.
Профилактика девиантного поведения включает в себя следующие этапы:
- Педагогическая диагностика.
Диагностирование особенностей развития и поведения трудного ребенка предполагает многоуровневое изучение его личности, что позволяет сравнить уровень развития ребенка с другими воспитанниками данной возрастной группы, определить зону ближайшего развития, своевременно обнаружить предпосылки возможных нарушений или их начальные проявления, установить вид и объем педагогической помощи.
Диагностика состоит в сборе информации из бесед с детьми, педагогами, родителями, изучении продуктов деятельности (рисунков, письменных работ), повседневных наблюдений. Описание проблем и трудностей, выявленных на этапе педагогической диагностики, завершается выдвижением гипотезы о причинах трудностей.
2. С целью более глубокого и точного определения этих причин проводится психологическая диагностика, позволяющая сочетать впечатления и мнения педагогов с заключениями, полученными в результате применения психодиагностических методик.
Причины нарушений поведения и адаптации определяется на основе данных педагогической и психологической диагностики, итоговым документом становится индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка. Это отправная точка коррекционно-развивающей работы.
Изучение зоны ближайшего окружения:
- семья;
- общение в д\с и вне его;
- на основе диагностических данных необходимо проводить работу с его семьей с целью оптимизации семейного воспитания, а также корректировать межличностные отношения в группе сверстников.
3. Психолого-педагогическая коррекция. Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения является понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. И при этом важную роль играет метод личной перспективы, создающий у ребёнка веру в свои возможности. Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками, помогает корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышает, тем самым, социальный статус ребёнка.
В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в воспитании и обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование родителей по сложным ситуациям. В силу особенностей вида деятельности дошкольников нужно создавать во время занятий ситуации с элементами новизны, занимательности, опираться на жизненный опыт детей, а также следить за нагрузкой.
Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:
1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.
4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:
· коммуникативные и подвижные игры;
· разыгрывание «трудных ситуаций»;
· ритмические игры со словами;
· музицирование и танцы;
· чтение и обсуждение сказок.
Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.
Наша задача педагогов – как можно раньше распознать проявление девиантных форм поведения. Совместная психолого-педагогическая работа позволяет сформировать личность ребенка группы риска с социально устойчивыми и положительными установками.
Девиантное поведение не рождается сиюминутно, оно формируется еще в младшем возрасте. Детский сад как один их важным институтов в становлении личности ребенка может повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни. Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни. Федеральный государственный стандарт образования ставит задачу развивать всестороннюю личность, адаптированную к жизни в социуме, у которой сформированы и развиты навыки жизненной компетентности, это возможно только при создании психологического комфорта в образовательном учреждении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности (группы), отклоняющееся от социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности (группе), сопровождающееся социальной дезадаптацией, и приносящее скрытую выгоду его носителю (личности, группе).
Причины девиантного поведения: нарушение в становлении, формировании и развитии личности; влияние социокультурных особенностей, образа жизни семьи и семейных отношений детско-родительских, детско-детских, родительских; влияние характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением; выраженное протекание подросткового кризиса; членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм; размывание понятия благородства, влияние СМИ, компьютерных игр, низкопробной кинопродукции, пропаганды сексуальной распущенности.
Профилактика девиантного поведения - это социально-педагогическая деятельность государственных и общественных организаций, образовательных учреждений, семьи, которая направлена на предупреждение и устранение риска возникновения отклоняющегося от норм поведения, при помощи формирования у них социально-полезных навыков и интересов, нравственных и правовых знаний. Всемирная организация здравоохранения выделяет первичную , вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика нацелена на ликвидацию негативных факторов, зарождающих определенное явление, и на возрастание устойчивости личности к влиянию этих факторов. Вторичная профилактика это система действий, которые направлены на изменение уже сформировавшихся дезадаптивных форм поведения и благоприятное развитие личностных ресурсов. Третичная профилактика это система действий, которые направлены на снижение риска возобновления девиаций и стимуляцию личностных ресурсов, способствуют приспособлению к условиям окружающей среды и развитию социально-эффективных стратегий поведения.
Этапы профилактики девиантного поведения: педагогическая диагностика - многоуровневое изучение личности ребенка, которое состоит в сборе информации, изучении продуктов деятельности, повседневных наблюдений за ребенком; психологическая диагностика - применения психодиагностических методик; психолого-педагогическая коррекция - понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. При этом важную роль играет метод личной перспективы, доверие к ребёнку, анализ конфликтных ситуаций, личный пример педагога, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование родителей по сложным ситуациям, во время занятий нужно создать ситуации с элементами новизны, занимательности, опираться на жизненный опыт детей, а также следить за нагрузкой.
Основные проблемы детей с девиантным поведением - неумение контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить данные искажения определены следующие пути решения: Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения. Вырабатывание навыков адекватного поведения. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Для развития коммуникативной и эмоциональной сферы , как правило, используются: · коммуникативные и подвижные игры; · разыгрывание «трудных ситуаций»; · ритмические игры со словами; · музицирование и танцы; · чтение и обсуждение сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/03/picture-629698-1430641488.jpg)
Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"
Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней представлены рекомендации для родителей и игры на стятие агрессивного поведения...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-870340-1483810202.jpg)
Игрушка в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы определяется необходимостью изучения влияния современных игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста, так как на современном этапе развития нашего общества появила...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-977892-1511628199.jpg)
Родительское собрание с элементами практического семинара "Роль семьи в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста"
Данная работа может быть интересна педагогам-психологам, воспитателям ДОО при организации работы с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/10/picture-1049008-1533870545.jpg)
Статья "Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста в условиях сельской местности".
В представленной статье мною рассматривается вопрос организации профилактики девиантного поведения дошкольников. В работе также указаны причины, затрудняющие разработку и внедрение первичной профилакт...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-522837-1423972670.jpg)
Девиантное поведение детей дошкольного возраста.
Девиантное поведение детей, означает стремление ребенка стереть грань между нормой поведения, принятой в обществе, и неблаговидными поступками....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/11/picture-1223458-1641923491.jpg)
Консультация для родителей " Девиантное поведение детей дошкольного возраста"
Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за предел...
«Девиантное поведение детей дошкольного возраста»
laquo;Девиантное поведение детей дошкольного возраста»Что такое девиантность?Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, э...