Перспективное планирование кружка по экологии "Цветик - семицветик"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологическая позиция, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_kruzhka_starshaya_gruppa_10.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова - это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста.
При составлении перспективного планирования кружка «Цветик - семицветик» за основу была взята программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется не первый год. Педагоги считают, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не угаснет в дальнейшем. Для этого в ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию. Мультимедийные презентации помогают расширить знания, полученные ранее. В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий, это дает качество образовательного процесса. Вариативность занятий с использованием мультимедийного оборудования, позволяет в ДОУ не только в увлекательно привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь животных и растений. Использование информационных технологий способны передать ребенку последовательность выполнения, эксперимента, дидактической игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Позволяет, не только привлечь внимание детей, но и:
- уточняет представления детей о свойствах и качествах объектов природы;
- развивает наблюдательность, внимание, память. Тем самым улучшить качество непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
Основная цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи.
Образовательные:
- внедрить в образовательный процесс ИКТ о направленных на формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Развивающие:
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего дошкольного возраста;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Воспитательные:
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах.
Методы, используемые для реализации программы:
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; применение дидактических игр;
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно - ролевых, дидактических игр.); загадывание загадок;
Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов; чтение литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
Месяц | Тема | Цель и задачи наблюдений | Формы работы |
Сентябрь | Дары природы (сравнительный рассказ об овощах и фруктах) | способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие. | Сбор урожая, |
«Гуляем по лугу» (беседа о травянистых растениях (ромашка, трава) | способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях. | Рассматривание мультим-иллюстрацию «В поле осенью», наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями, рассматривание картинок, чтение художественной литературы. | |
«Куда исчезают насекомые» (беседа) | способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей - голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. | Беседа о насекомых, загадки, | |
Октябрь | «Кому нужна вода» | способствовать развитию представлений о воде; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле. | Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде». игра «Как сосулька превратилась вводу», окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды), опыт с водой. |
«Как помочь растению | способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага), развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе, установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями. | Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение), опыты на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»). | |
«Деревья и кустарники на участке детского сада» | способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы | Наблюдение за осенними кустами и деревьями на участке детского сада, игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины и др.)», сбор листьев для гербария, труд на участке детского сада, игра «Найди по описанию». | |
«Какие разные птицы» | способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах; развитию сравнения по признакам; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам. | Наблюдение за птицами на участке с использованием сравнения, игра «Собери птичку по частям», рассматривание иллюстраций, чтение детской природоведческой литературы, отгадывание загадок. | |
Ноябрь | «Где живут дикие звери» | способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. | Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных их обитание, чтение познавательной литературы о диких зверях, рассматривание иллюстраций. |
«Как живут домашние животные» | способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными. | Видеофильм «Жизнь домашних животных», рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных, чтение художественной литературы, беседы о кроликах и утках | |
«Почему болят зубы» | способствовать расширению знаний детей о зубах и их функциях; привитию гигиенических навыков: полоскать рот после еды, чистить зубы; воспитывать элементарные валеологические представления, стремление заботиться о зубах. | Рассматривание иллюстраций последовательности чистки зубов, беседа с медицинским персоналом. | |
«Осень золотая» | обобщить представления детей об осени как времени года, ее существенных признаках; активизировать деятельность наблюдения, развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе, эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы. | Отгадывание загадок о явлениях погоды, наблюдение состояния погоды, объектов живой природы, чтение художественной литературы, заучивание стихов об осени, рассматривание пейзажных картин, труд на участке, рассматривание иллюстраций, картин с изображением погоды, дидактические игры: | |
Декабрь | «Какие разные деревья» | способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев - корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно; формировать умения составлять сравнительные рассказы | Рассказ Лесовичка о лесе, рассматривание картины «Звери в зимнем лесу», беседа «Как звери меняют шубку», просмотр диафильма «Деревья», игровое упражнение «Придумай ласковые слова», |
«Птицы» (сравнительный анализ вороны, сороки, синицы, снегиря) | умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания); развитию умения сравнивать по признакам; воспитывать чувство заботы о птицах. | Наблюдение за птицами на участке детского сада. изготовление кормушек и вынос их на участок, рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы, слушание пения птиц (аудио запись «Голоса птиц»), отгадывание загадок , дидактические игры: «Кто, где живёт», «Нарисуй птицам дорожку в сказку», рассматривание альбома «Пернатые друзья», игра «Птички-невелички». | |
«Хвойные деревья сосна» | способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды. | Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов и чтение рассказов, игра «Найди такой же», «Подбери листок к дереву», | |
«Как лесные звери - белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу» | Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные, особенностях их питания, передвижения, появления детенышей, образе жизни. | Беседа, рассматривание, чтение рассказа В. Бианки «Голубой зверек». | |
Январь | «Комнатные растения» | создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях. | Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате, помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями, рассматривание картины «Уход за комнатными растениями», игра «Какого растения не стало» , рассматривание растений, беседа о строении растений, беседа об уходе за комнатными растениями. |
«Как лось проводят зиму в лесу» | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; учить устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями, делать выводы. | Беседа, рассматривание, Мультимидийный фильм про лосей. | |
Февраль | «Почему мишка перепутал черепаху с камнем» | создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения; развивать интерес дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желания наблюдать за нею; развития умения общаться, не боясь ее; воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них. | Мультимид- фильм про черепаху, чтение про черепаху, рассматривание, беседа о строении черепахи, игра - обследование |
«Органы дыхания человека» | создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье. | Беседа «Для чего нужен нос», упражнение на дыхание, демонстрация опыта, игра «Чей кораблик дальше», беседа о носовом платке, игра «Что полезно». | |
Стекло и металл
| Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов; способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | Игра «Расскажи и покажи», опыт со стеклом, металлом, сравнение предметов, дидактическая игра «Из чего сделан предмет», рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов. | |
«Цепочки в лесу» | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. | Просматривание презентации, беседа, рассказывание. | |
Март | В гостях у Веснянки | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей; учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Чтение К. Ф. Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна», рассматривание А. К. Саврасов «Грачи прилетели»,чтение С. Вангели «Подснежники», |
«Береги живое» | Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | Мультфильм «Животные Красной Книги» Игра «Где живут животные», игра «Какой цветок просит помощи, нарисуй его» | |
«Резина и пластмасса» | Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет | Рассматривание предметов из этих материалов, сравнение резины и пластмассы, дидактическая игра «Из чего сделан предмет», поделки из резины, пластмассы. | |
«Бумага, древесина, ткань» | Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать, продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка и т.д.; воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. | Игра «Угадай на вкус», гимнастика для глаз, изготовление поделок, построек, оригами из бумаги, рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов, беседа, опыт с бумагой, древесиной, аппликация из ткани «Полянка цветов». | |
Апрель | «Насекомые - наши помощники»
| Дать элементарные знания о жуках, бабочках; на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек; показать пользу насекомых; воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | Видеофильм «Жизнь весной», игра «Четвертый лишний», отгадывание загадок, наблюдения за насекомыми, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Найди насекомых, поедающих листья», «Как спрятаться бабочкам» |
«Наблюдение за деревьями» | Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева; учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам; продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений; воспитывать эстетические чувства. | Раскрась предметы живой и неживой природы, игра «Найди такой же», «Подбери листок к дереву», чтение художественной литературы, рисование «Первые листочки», | |
«Земля- мой дом» | Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов, видах, о звёздах; приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации; поощрять желания делится своими впечатлениями. | Рассматривание картины «Семья дома», рассматривание семейных фотографий, дидактические игры: «Рассели животных», «Кто живёт на суше, а кто в воде», «Наша семья», беседа о звёздах, рисование «Звёздное небо». | |
«Лес в жизни человека» | Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. | Видеофильм «Лес в жизни человека», беседа. | |
Май | «Экологическая тропинка» | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее; уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе ; упражнять в практической помощи природе. | Беседа |
«Человек - живой организм» | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности; формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека; развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | Рассказ о вредных привычках, игра «Угадай на вкус», |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование кружка спортивного творчества "Непоседы"
В нашем детском саду фунционирует спортивный кружок с элементами художественной гимнастики. Занятия включают в себя упражнения и движения с элементами художественной гимнастики: упражнения...
Перспективное планирование кружка "Волшебное тесто"
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВИЛАПедагог ДОДОУ № 95 ПУЛЯК Н. В....
Перспективное планирование кружка "Волшебное тесто"
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВИЛАПедагог ДОДОУ № 95 ПУЛЯК Н. В....
Перспективное планирование кружка "Волшебное тесто"
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВИЛАПедагог ДОДОУ № 95 ПУЛЯК Н. В....
Перспективное планирование кружка "Волшебное тесто"
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВИЛАПедагог ДОДОУ № 95 ПУЛЯК Н. В....
Перспективное планирование кружка "Волшебное тесто"
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВИЛАПедагог ДОДОУ № 95 ПУЛЯК Н. В....
Перспективное планирование кружка "Волшебное тесто"
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВИЛАПедагог ДОДОУ № 95 ПУЛЯК Н. В....