ОТЧЕТ О РАБОТЕ КРУЖКА ПО ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МАЛЕНЬКИЙ ПРОФЕССОР"
материал (младшая группа) на тему
Отчет о работе кружка по поисково-исследовательской деятельности с детьми второй младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_rabote_kruzhka.docx | 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 21 «Аленький цветочек» муниципального образования город Саяногорск
Отчет
по образовательной деятельности
кружка «Маленький профессор»
2016/17 учебный год
2 младшая группа «А»
Составила:
воспитатель: И.Н. Кранчева
г. Саяногорск
Кружок «Маленький профессор» во второй младшей группе «А», начал свою работу с октября месяца 2016 г. Списочный состав - 10 человек, занятия кружка проводились 2 раза в месяц (16 занятий в год по 15 минут).
В соответствии с требованиями ФГОС, мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, активными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями. Именно в этом заключается направленность моей работы. Согласно китайской пословице, усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам, поэтому формой организации детской познавательно-исследовательской деятельности я выбрала экспериментирование.
Цели экспериментирования:
- поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности;
- развитие познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение)
Руководствуясь личностно-ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, я ставила перед собой следующие задачи:
- создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике детское экспериментирование;
- побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности путём постановки разнообразных вопросов и проблем, предлагающих выход на самостоятельное решение;
- учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности детей;
- установить правильные взаимоотношения между педагогом и ребёнком, позволяющие создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, самостоятельной и совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Моей задачей было помочь каждому ребенку реализовать свою любознательность, направить ее в нужное русло, стать ему помощником в познании мира, что, в конечном итоге, способствует развитию самостоятельной, творческой личности.
На начальном этапе я разработала программу кружка на учебный год, где наряду с целями и задачами определила содержание исследований, конспекты экспериментов.
Приступила к организации «мини-лаборатории», которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов. У нас имеются приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, магниты; сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл), разного объема и формы; природный материал; бросовый материал (кусочки ткани, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки); технические материалы (гайки, скрепки, детали конструктора); разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная); красители (пищевые и не пищевые); медицинские материалы (пипетки, колбы, и др.); прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, и др.).
На занятиях кружка я формировала представления об объектах и явлениях окружающего мира по трем направлениям, которые представлены в таблице:
№ п/п | Содержание исследовательской деятельности | Количество |
1 | Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.) | 13 |
2 | Живая природа, человек (функционирование организма) | 1 |
3 | Рукотворный мир (материалы и их свойства, преобразование предметов) | 2 |
Всего | 16 |
В ходе кружковой деятельности мы с детьми проводили только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: в характере решаемых задач (они неизвестны только детям); в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны; используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.).
В процессе формирования обследовательских действий я использовала доступные и интересные дошкольникам формы, определенные «типы исследования». Применяла такие методы и приемы, как наблюдения, рассматривание, сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.). Побуждала сравнивать сходные по внешнему виду предметы. Стремилась формировать умения сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений, использовать опыт практической деятельности, игровой опыт детей.
Работа в «мини-лаборатории» начиналась с того, что к детям прилетает Лунтик (дидактическая игрушка, помогающая вызвать интерес детей к объектам живой и неживой природы) и задает вопросы о воде, воздухе и т.д. которые служат темами исследований. На первых занятиях кружка мы с детьми проводили экспериментирование с водой. Особенно им нравится менять ее вкус, цвет, проводить опыты со снегом и льдом.
С интересом исследовали такое явление, как воздух: надували пузыри, ловили его в пакеты, исследовали свойства воздуха. Запомнились увлекательные эксперименты со светом и тенью, звуком, красками, исследования свойств предметов рукотворного мира (бумаги, ткани). Дети познакомились с назначением органов чувств и их охраной.
В процессе кружковой деятельности, я применяла алгоритм проведения эксперимента для младших дошкольников (по А.И. Ивановой):
- постановка исследовательской задачи (помогает педагог);
- повторение и закрепление правил соблюдения безопасности в ходе экспериментирования;
- проведение эксперимента (под руководством педагога);
- наблюдение результатов;
- фиксирование результатов;
- формулировка выводов (помогает педагог).
Организуя работу кружка с детьми, одновременно, ставила своей целью укрепление контакта с родителями воспитанников, помощь которых необходима (оформление развивающей среды, подбор материалов для «мини-лаборатории»). Это позволило установить более тесный контакт с родителями.
Предлагала родителям организовать домашние мини-лаборатории, заняться поиском интересных и доступных материалов для осуществления опытов.
Изготовила памятку «Исследуем вместе! Экспериментирование с водой»; папку передвижку «Экспериментируйте с детьми дома».
Родители делились наблюдениями и успехами с другими семьями на родительских собраниях, оформили фотогазету «Маленький профессор дома…». Все эти мероприятия позволили активизировать родителей, достичь более тесного контакта и, в конечном итоге, более плодотворно решать задачи, поставленные мною при организации работы кружка в начале года.
Итогом работы кружка считаю достижение воспитанниками к концу года следующих результатов:
- с удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым;
- любопытен, задает вопросы: «что такое, кто такой, что делает, как называется?»;
- самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму;
- проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов;
- соблюдает правила безопасности при экспериментировании.
О чем свидетельствуют результаты педагогической диагностики:
Педагогическая диагностика на 2016-2017 уч. год
ФИО ребенка | Любознательность и активность | Представление о природе | Эмоциональность и отзывчивость | Способность планировать свои действия | Общение со сверстниками | Средний показатель | ||||||
октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | |
1.Иван | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | С (2,0) | С (2,4) |
2.Илья | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | С (2,4) | В (3,0) |
3.Тимофей | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | С (2,0) | В (3,0) |
4.Варвара | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2 | 2,4 | 2 | 2 | 2 | 3 | С (2,0) | С (2,4) |
5.Софья | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | В (2,6) | В (3,0) |
6.Артемий | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,5 | 3 | 3 | С (2,4) | В (2,9) |
7.Давид | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | В (2,6) | В (3,0) |
8.Катя | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2 | 2 | С (2,0) | С (2,3) |
9.Диана | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | В (2,8) | В (3,0) |
10.Матвей | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | С (2,2) | В (3,0) |
Критерии оценки: высокий уровень 2,5-3 балла; средний уровень 2-2,4; низкий уровень 1-1,9 балла.
В | С | Н | |
Начало года | 3 | 7 | - |
Конец года | 7 | 3 | - |
На начало года у 3 (30%) детей- высокий уровень, 7 (70%) детей – средний уровень. К концу года у 7 человек (70 %) наблюдается высокий уровень и у 3 человек (30%) средний уровень.
Результаты реализации программы кружка
Вид диаг ностики | Любознательность и активность | Представление о природе | Эмоциональность и отзывчивость | Способность планировать свои действия | Общение со сверстниками | ||||||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |
Начало года | 2 (20%) | 7 (70%) | 1 (10%) | 3 (30%) | 7 (70%) | - | 7 (70%) | 3 (30%) | - | - | 8 (80%) | 2 (20%) | 6 (60%) | 4 (40%) | - |
Конец года | 7 (70%) | 3 (30%) | - | 10 (100%) | - | - | 8 (80%) | 2 (20%) | - | 8 (80%) | 2 (20%) | - | 8 (80%) | 2 (20%) | - |
- В 3,5 раза увеличилось число детей, показавших высокий уровень любознательности и активности (с 2 до 7 детей);
- В 3 раза возросло количество детей, показавших высокий уровень представлений о природе (с 3 до 10 детей);
- Дети улучшили умения планировать свои действия (8 человек перешли со среднего уровня на высокий);
- Положительная динамика в диагностике общения со сверстниками (с 4 до 6 детей), остались на прежнем (среднем уровне) два ребенка.
- Все дети повысили уровень по одной или нескольким диагностикам.
Таким образом, детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей и самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет о работе кружка «Ловкие пальчики»
Отчет о работе кружка "ловкие пальчики"...
Отчет о работе кружка
Отчет о работе кружка...
Перспективный план работы по организации поисково-исследовательской деятельности с помощью метода маленьких человечков во 2 младшей группе.
План разработан опираясь на книгу Т.В.Владимировой "Шаг в неизвестность"...
Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»
Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисков...
Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»
Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, п...
«Организация работы кружка «Вместе к успеху!» (рисование песком) – отчет о работе кружка.
Рисование песком - это погружение в скузку, мир фантазии, причудливых форм.Задачи кружка - познакомить с нетрадиционным способом рисования - песком на световом столе, пескографией.Учить рисовать...
Отчет о работе кружка физкультурно-оздоровительного кружка "Игралочка"
Отчет включает в себя анализ проделанной работы физкультурно-оздоровительного кружка "Игралочка" в старшей группе....