ОТЧЕТ О РАБОТЕ КРУЖКА ПО ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МАЛЕНЬКИЙ ПРОФЕССОР"
материал (младшая группа) на тему

Кранчева Ирина Николаевна

Отчет о работе кружка по поисково-исследовательской деятельности с детьми второй младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_rabote_kruzhka.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение

детский сад  № 21 «Аленький цветочек» муниципального образования город Саяногорск

Отчет

по  образовательной деятельности

кружка    «Маленький  профессор»

 2016/17 учебный год

2 младшая группа «А»

Составила:

воспитатель: И.Н. Кранчева

 

г. Саяногорск

        Кружок «Маленький профессор» во второй младшей группе «А», начал свою работу с октября месяца 2016 г. Списочный состав - 10 человек, занятия кружка проводились 2 раза в месяц (16 занятий в год по 15 минут).

В соответствии с требованиями ФГОС, мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, активными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями. Именно в этом заключается направленность моей работы. Согласно китайской пословице, усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам, поэтому формой организации детской познавательно-исследовательской деятельности я выбрала экспериментирование.

Цели экспериментирования:

  • поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности;
  • развитие познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение)

Руководствуясь личностно-ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, я ставила перед собой следующие задачи:

  1. создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике детское экспериментирование;
  2. побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности путём постановки разнообразных вопросов и проблем, предлагающих выход на самостоятельное решение;
  3. учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности детей;
  4. установить правильные взаимоотношения между педагогом и ребёнком, позволяющие создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, самостоятельной и совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Моей задачей было помочь каждому ребенку реализовать свою любознательность, направить ее в нужное русло, стать ему помощником в познании мира, что, в конечном итоге, способствует развитию самостоятельной, творческой личности.

На начальном этапе я разработала программу кружка на учебный год, где наряду с целями и задачами определила содержание исследований, конспекты экспериментов.

Приступила к организации «мини-лаборатории», которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов. У нас имеются приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, магниты; сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл), разного объема и формы; природный материал; бросовый материал (кусочки ткани, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки); технические материалы (гайки, скрепки, детали конструктора); разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная); красители (пищевые и не пищевые); медицинские материалы (пипетки, колбы, и др.); прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, и др.).

 На занятиях кружка я формировала представления об объектах и явлениях окружающего мира по трем направлениям, которые представлены в таблице:

№ п/п

Содержание исследовательской деятельности

Количество

1

Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.)

13

2

Живая природа, человек (функционирование организма)

1

3

Рукотворный мир (материалы и их свойства, преобразование предметов)

2

Всего

16

В ходе кружковой деятельности мы с детьми проводили только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: в характере решаемых задач (они неизвестны только детям); в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны; используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.).

В процессе формирования обследовательских действий я использовала доступные и интересные дошкольникам формы, определенные «типы исследования». Применяла такие методы и приемы, как наблюдения, рассматривание, сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.). Побуждала сравнивать сходные по внешнему виду предметы. Стремилась формировать умения сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений, использовать опыт практической деятельности, игровой опыт детей.

Работа в «мини-лаборатории» начиналась с того, что к детям прилетает Лунтик (дидактическая игрушка, помогающая вызвать интерес детей к объектам живой и неживой природы) и задает вопросы о воде, воздухе и т.д. которые служат темами исследований.     На первых занятиях кружка мы с детьми проводили экспериментирование с водой. Особенно им нравится менять ее вкус, цвет, проводить опыты со снегом и льдом.

С интересом исследовали такое явление, как воздух: надували пузыри, ловили его в пакеты, исследовали свойства воздуха. Запомнились увлекательные эксперименты со светом и тенью, звуком, красками, исследования свойств предметов рукотворного мира (бумаги, ткани). Дети познакомились с назначением органов чувств и их охраной.

В процессе кружковой деятельности, я применяла алгоритм проведения эксперимента для младших дошкольников (по А.И. Ивановой):

  • постановка исследовательской задачи (помогает педагог);
  • повторение и закрепление правил соблюдения безопасности в ходе экспериментирования;
  • проведение эксперимента (под руководством педагога);
  • наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов;
  • формулировка выводов (помогает педагог).

    Организуя работу кружка с детьми, одновременно, ставила своей целью укрепление контакта с родителями воспитанников, помощь которых необходима (оформление развивающей среды, подбор материалов для «мини-лаборатории»). Это позволило установить более тесный контакт с родителями.

      Предлагала родителям организовать домашние мини-лаборатории, заняться поиском интересных и доступных материалов для осуществления опытов.

      Изготовила памятку «Исследуем вместе! Экспериментирование с водой»; папку передвижку «Экспериментируйте с детьми дома».

      Родители делились наблюдениями и успехами с другими семьями на родительских собраниях, оформили фотогазету «Маленький профессор дома…». Все эти мероприятия позволили активизировать родителей, достичь более тесного контакта и, в конечном итоге, более плодотворно решать задачи, поставленные мною при организации работы кружка в начале года.

    Итогом работы кружка считаю достижение воспитанниками к концу года следующих результатов:

  • с удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым;
  • любопытен, задает вопросы: «что такое, кто такой, что делает, как называется?»;
  • самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму;
  • проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов;
  • соблюдает правила безопасности при экспериментировании.

О чем свидетельствуют результаты педагогической диагностики:


Педагогическая диагностика на 2016-2017 уч. год

ФИО ребенка

Любознательность и активность

Представление о природе

Эмоциональность и отзывчивость

Способность планировать свои действия

Общение со сверстниками

Средний

показатель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

1.Иван

2

2

2

3

3

3

1

2

2

2

С (2,0)

С (2,4)

2.Илья

2

3

2

3

3

3

2

3

3

3

С (2,4)

В (3,0)

 

3.Тимофей

2

3

2

3

3

3

1

3

2

3

С (2,0)

В (3,0)

 

4.Варвара

2

2

2

2,5

2

2,4

2

2

2

3

С (2,0)

С (2,4)

5.Софья

3

3

2

3

3

3

2

3

3

3

В (2,6)

В (3,0)

 

6.Артемий

2

3

2

3

3

3

2

2,5

3

3

С (2,4)

В (2,9)

 

7.Давид

2

3

3

3

3

3

2

3

3

3

В (2,6)

В (3,0)

8.Катя

1

2

3

3

2

2

2

2,5

2

2

С (2,0)

С (2,3)

9.Диана

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

В (2,8)

В (3,0)

10.Матвей

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

С (2,2)

В (3,0)

Критерии оценки: высокий уровень 2,5-3 балла; средний уровень 2-2,4; низкий уровень 1-1,9 балла.

В

С

Н

Начало года

3

7

-

Конец года

7

3

-

На начало года у 3 (30%) детей- высокий уровень, 7 (70%) детей – средний уровень. К концу года у 7 человек (70 %) наблюдается высокий уровень и у 3 человек (30%) средний уровень.

Результаты реализации программы кружка

Вид

диаг

ностики

Любознательность и активность

Представление о природе

Эмоциональность и отзывчивость

Способность планировать свои действия

Общение со сверстниками

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Начало

года

2

(20%)

7

(70%)

1

(10%)

3

(30%)

7

(70%)

-

7

(70%)

3

(30%)

-

-

8

(80%)

2

(20%)

6

(60%)

4

(40%)

-

Конец года

7

(70%)

3

(30%)

-

10

(100%)

-

-

8

(80%)

2

(20%)

-

8

(80%)

2

(20%)

-

8

(80%)

2

(20%)

-

  • В 3,5 раза увеличилось число детей, показавших высокий уровень любознательности и активности (с 2 до 7 детей);
  • В 3 раза возросло количество детей, показавших высокий уровень представлений о природе (с 3 до 10 детей);
  • Дети улучшили умения планировать свои действия (8 человек перешли со среднего уровня на высокий);
  • Положительная динамика в диагностике общения со сверстниками (с 4 до 6 детей), остались на прежнем (среднем уровне) два ребенка.
  • Все дети повысили уровень по одной или нескольким диагностикам.

Таким образом, детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей и самостоятельности.

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет о работе кружка «Ловкие пальчики»

Отчет  о работе кружка "ловкие пальчики"...

Отчет о работе кружка

Отчет о работе кружка...

Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисков...

Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, п...

«Организация работы кружка «Вместе к успеху!» (рисование песком) – отчет о работе кружка.

Рисование песком - это погружение в скузку, мир  фантазии, причудливых форм.Задачи кружка - познакомить с нетрадиционным способом рисования - песком на световом столе, пескографией.Учить рисовать...

Отчет о работе кружка физкультурно-оздоровительного кружка "Игралочка"

   Отчет включает в себя анализ проделанной работы физкультурно-оздоровительного кружка "Игралочка" в старшей группе....