Развитие познавательной активности посредством продуктивной деятельности
статья на тему
Статья посвящена тому, как влияет продуктивная деятельность на развитие познавательной активности в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида
№50 «Колобок» городского округа Рефтинский
Муниципальный Педагогический форум
среди педагогических работников городского округа Рефтинский
Тема работы:
«Развитие познавательной активности посредством
продуктивных видов деятельности»
Секционная площадка №1
«ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт)»
Автор:
Ведениктова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Контактный телефон: 89655416287
городской округ Рефтинский
2016 год
Познавательное развитие дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она является одной из ведущих мотивов, побуждающих к формированию предпосылок учебной деятельности. Доказано, что любознательность, заинтересованность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся само по себе. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.
На основании вышеизложенного, я определила противоречие: между проводимой работой в детском саду и семьёй и недостаточностью преобразованиями развивающей предметно-пространственной среды в этом направлении.
Из этих противоречий вытекает проблема: необходимость внедрять педагогические технологии, носящие активно деятельностный характер, сопровождающие процессы освоение образовательной программы в различных видах деятельности (познавательной) и совершенствовании развивающей предметно-пространственной среды.
Учитывая выделенную проблему, я поставила перед собой цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности дошкольников посредством продуктивной деятельности.
Для достижения цели определила следующие задачи:
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательную деятельность детей;
- совершенствовать и реализовывать педагогические технологии, направленные на индивидуализацию дошкольного образования;
- поддерживать партнерские отношения с родителями;
- обеспечивать систему мониторинга условий качества образовательной деятельности.
В своей деятельности, я ориентируюсь на содержание и организацию образовательного процесса, что соответствует ФГОС дошкольного образования, на формирование общей культуры развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. В процессе своей работы я уделяю огромное внимание продуктивной деятельности, так как считаю, что ручной труд оказывает влияние на становление личности в целом.
Продуктивные виды детской деятельности являются очень важным средством познавательного развития дошкольников, поскольку в процессе нее формируются такие важные качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, являющиеся основными компонентами творческой деятельности. Я замечаю, что дети моей группы все чаще в свободное время идут к «Творческой мастерской», где они могут рисовать, лепить, вырезать, клеить, строить, и их это очень увлекает.
Продуктивная деятельность имеет большое значение для развития психики ребенка дошкольного возраста, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его психических процессов, эмоционально - волевой сферы, способностей, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием дошкольников. В процессе занятий мы учимся и приходим к тому, что начав что-то делать, мы обязательно должны прийти к результату – к «готовому продукту» нашей деятельности.
В процессе продуктивной деятельности дошкольники приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными, успешными, уверенными в своих силах. Моделируя предметы окружающего мира, продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. О чем бы мы ни разговаривали с ребятами, какую бы мы тему не обсуждали, все это находит отражение в итоговой работе, в каком- то продукте. Если это осень, перелетные птицы, то мы рисуем, как они улетают, если это день народного единства, то мы пытаемся выразить в аппликации единство и дружбу народа, если это новый год, то обязательно украшения группы своими руками и т.д.
Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определённое отношение к окружающей действительности и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.
Продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. У нас в группе есть интерактивная доска, которую мы очень часто используем. На доске я показываю детям как можно изобразить тот или иной предмет, как образец показываю уже готовые работы . На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать материалы в определённой последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности. Использование в работе педагога ДОУ изобразительной деятельности и конструирования является и средством нормализации психических процессов ребёнка. Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые ими при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение от полученного результата. Даже дети, у которых есть проблемы в общении, во время таких занятий раскрываются и переходят к доверительному общению. Я считала необходимым определить место, куда дети могли бы выставлять свои творческие работы. В нашей творческой мастерской мы организовываем выставки наших работ, обсуждаем их.
Наиболее успешному развитию познавательных способностей у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности способствуют следующие педагогические условия:
- Создание предметно – пространственной развивающей среды, способствующей активному включению в познавательно – творческую деятельность всех детей группы.
- Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и детей.
- Учет возможностей каждого ребенка и сохранение его индивидуальности.
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в продуктивной деятельности.
- Возможность широкого выбора детьми художественных средств выразительности и материалов для развития познавательного интереса и активного самовыражения.
- Взаимодействие с родителями воспитанников по проблеме.
Необходимым условием для развития стойкого познавательного интереса у дошкольников является создание проблемно - поисковых игровых ситуаций. Именно они составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.
При проблемном обучении деятельность педагога совершенно меняется, потому что в этом случае детям не дают готовых знаний, а учат видеть и решать проблемы, открывать для себя новые знания. При этом деятельность детей приобретает поисково – исследовательский характер и предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности для решения новых для него проблем. Например, я даю такие задания, как вылепить солдата, который марширует, как изготовить пушистую елочку, как изготовить объемный цветок.
К деятельности детей подключаю обязательно родителей, т.к. один ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Предлагаю выполнить различные совместные задания: сделать поделку из бросового и природного материала, придумать развивающую игрушку, изготовить символ нового года т.д. Задания тщательно продумываю, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью.
Таким образом, я пришла к выводу: взятая мною тема актуальна, так как занятия продуктивными видами деятельности являются важным средством всестороннего развития ребенка. Правильно организованная продуктивная деятельность, где на первый план выходят партнерские отношения между воспитателем и детьми, где детям предоставляется большой выбор материала и способов действия, большая свобода деятельности, которые выступают также необходимым условием для познавательной активности, является более эффективной. Ребенок, овладевший основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, будет успешно адаптироваться к школе, у него будет высокий уровень познавательной активности.
Писательница Дорси Лессинг считала, что у любого человека могут раскрыться сотни талантов и способностей, нужно лишь предоставить ему такую возможность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-147179-1354033077.jpg)
Развитие познавательной активности посредством экспериментирования
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дош...
Консультация "Развитие познавательной активности посредством экспериментирования"
Дети – пытливые исследователи окружающего мира.Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперим...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-502026-1413791836.jpg)
программа по развитию познавательной активности посредством экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста
В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к развитию познавательной активности у старших дошкольников. Реализация программы предполагает интегративный подход – ...
Статья "Развитие познавательной активности посредством опытно - экспериментальной деятельности"
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-357569-1385749146.jpg)
Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-909533-1490599706.jpg)
Аналитический отчет "Развитие познавательной активности посредствам проектной деятельности "
Аналитический отчет за межаттестационный период...
Перспективное планирование работы с семьёй по теме: «Развитие познавательной активности посредством опытно – экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста»
Перспективное планирование работы с семьёй...