Готовность дошкольников к обучению в школе
статья (подготовительная группа) на тему
Психологическая готовность к школе определяется обычно педагогом психологом по следующим параметрам:
— интеллектуальная готовность;
— эмоционально-волевая;
— мотивационная;
— социально-психологическая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_doshk_k_obucheniyu_v_shkole_1.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая характеристика группы:
В подготовительной группе «А» 18 человек, из них 8 мальчиков и 10 девочек. Большая часть детей нашей группы находятся в едином коллективе со второй младшей группы. Атмосфера в детском коллективе не всегда доброжелательная,много гиперактивных детей. Преобладают конфликтные взаимоотношения, ссоры между детьми. Все дети разносторонне развиты, многие из них дополнительно занимаются в различных кружках, секциях, изостудии, бассейне. Со всеми детьми в течение года было очень интересно сотрудничать, проводить творческие эксперименты.
Психологическая готовность к школе определяется обычно педагогом психологом по следующим параметрам:
— интеллектуальная готовность;
— эмоционально-волевая;
— мотивационная;
— социально-психологическая.
Так как в нашем ДОУ нет психолога, то мы с педагогами условно, по наблюдению за детьми, из бесед с ними провели свое обследование. Нами было обследовано 17 детей подготовительной «А» группы, обследование 1 ребенка не проводилось в связи с непосещением им детского сада по семейным обстоятельствам.
Исследование эмоционально-волевой готовности показало, что большинство детей (17 чел.) обладают адекватной самооценкой, уверены в своих силах. Дети имеют свое мнение, основанное на имеющемся багаже знаний, умеют его аргументировать, отстаивать свою точку зрения, что не мешает им находить компромиссы и работать в команде. Все без исключения очень открыты и любознательны, с легкостью идут на контакт, не боятся задавать вопросы, а потом с радостью делиться новыми знаниями с друзьями.
Мотивационная готовность детей. Большинство детей обладают сформированной мотивацией к школьному обучению: дети хотят идти в школу, понимают важность и необходимость учения, проявляют выраженный интерес к получению знаний. Двум воспитанником группы не хватает самостоятельной мотивации, однако ее легко можно создать, применяя похвалу и акцентируя внимание на успехах данных детей, постановке их в пример.
Результаты обследования показали, что в подготовительной группе уровень благополучия средний.
Исходя из результатов обследования, был сделан вывод, что социально-психологическая готовность воспитанников подготовительной к школе группы находится на достаточном для успешного обучения в школе уровне. Психологическая готовность воспитанников находится на положительном уровне. Можно предположить, что учебная деятельность наших выпускников будет успешной, адаптация к новым условиям оптимальной, а вхождение в новую систему отношений безболезненным.
Освоение ООП составило 100%: 29% - высокий уровень освоения ООП и 71% - средний.
Наибольший интерес у детей группы вызывает творческая и познавательная деятельность. Детям доставляет радость возможность проявить свои креативные способности, фантазию и воображение, проявить себя в области решения различных задач, применения имеющегося опыта, багажа знаний, самостоятельности. Все за исключением одного ребенка с легкостью работают в команде, могут выбрать лидера в зависимости от области постановки проблемы, учитывая сильные стороны конкретного ребенка, что говорит об умении прислушиваться друг к другу. Наибольшие затруднения возникают в процессе составления рассказа из собственного опыта, по причине отсутствия такового у многих детей. У нескольких детей так же возникают небольшие затруднения в процессе самостоятельной формулировки математических задач по причине неуверенности в собственных силах, но в случая поддержки все без исключения способны проявить упорство и самостоятельно довести начатое до конца. У одного ребенка группы возникают проблемы в области социально-коммуникативного развития, что связано с семейной обстановкой и как следствие проявление чрезмерной вспыльчивости и агрессии.
Работа группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с ФГОС ДО и годовым планом работы ГБДОУ д/с № 52. В течение года дети развивались согласно возрасту, осваивая основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. В образовательную работу также были включены инновационные формы работы: проектная деятельность, использование ИКТ.
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское и педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.
С детьми систематически проводилась непрерывная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное. В течение года в группе были проведено множество различных мероприятий, согласно годовому планированию. Дети группы были участниками районных конкурсов: «Друг мой ежик», «Азбука безопасности», «Весенняя капель», «Самый,самый....»(дети вышли в финал) «Дорожный серпантин»( с наминацией «Агитбригада по ПДД)
Четко организованная работа по преобразованию предметно-развивающей среды (изготовлены лепбуки «Мир насекомых» «Лекарственные растения» разработан уголок для с/р игры «Поликлиника», «Школа»(обновлен книжный уголок) оказала благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей. Воспитанники проявляли большую активность, подавали интересные идеи, принимали участие в изготовлении игр и пособий.
Положительное влияние на позитивный процесс в целом, оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, руководителей, родителей. Использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.
В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи:
Проблемы:
В минувшем году были выявлены следующие проблемы и недостатки: не все родители прислушиваются к советам воспитателей, специалистов (воспитателей, медсестры). В связи с этим возникают проблемы детей с готовностью поступления в 1 класс: есть нарушения в звукопроизношении, поведении детей, не вовремя ставятся прививки и не пройдена диспансеризация
• Не все дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других
• У некоторых детей вызывает затруднение составление рассказа из личного опыта – ввиду его отсутствия.
Успехи:
• Все дети группы обладают развитым воображением, которое реализуется ими во всех видах деятельности, не стесняются задавать вопросы на любую тематику, с легкостью идут на контакт, как со сверстниками, так и с педагогами и сотрудниками сада.
• Успешно осваивают работу по новым методикам, с легкостью перестраиваются в работе в зависимости от смены обстановки и задач – мобильны.
• Дети достаточно хорошо владеют связной устной речью, могут выражать свои мысли и желания, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения окружающих, находить компромиссы и верные решения.
• У большинства детей успешно сложились предпосылки к обучению грамоте, практически все дети в группе могут читать.
• Ребята обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, с удовольствием наблюдают и экспериментируют.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что дети освоили все образовательные области и готовы к поступлению в первый класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....
Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....
"Интеллектуальная готовность дошкольника к обучению в школе"
Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе...
"Личностная и социально – психологическая готовность дошкольников к обучению в школе"
Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «с...
Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе. (Консультация для воспитателей)
Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.Шпилёва Екатерина Андреевна, старший воспитатель МДОУ – детский сад № 30 «Родничок» (г. Серпухов) Перед нашим обществом на современном этапе е...
ФГОС как условие обеспечения готовности дошкольника к обучению в школе
ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты?...