Семинар ДОУ "Современные педагогические технологии" 2017 (проведение)
методическая разработка по теме

Лисинко Ольга Владимировна

Трансляция педагогического опыта - ознакомление педагогов-сотрудников с материалами успешно пройденного мною курса повышения квалификации.Проведённый  семинар (с применением ИКТ) получил достойную положительную оценку коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_sovremennye_pedtehnologii.doc66 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_seminaru_1.ppt1.71 МБ
Microsoft Office document icon anketa.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №9» г. Сосногорска

СЕМИНАР

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

План семинара:

  1. Доклад по теме «Современные педагогические технологии, их характеристика» с использованием презентации.

    Докладчик: воспитатель ДОУ Лисинко О.В.

  1. Блиц-опрос по теме.

Исполнитель: воспитатель ДОУ Лисинко О.В.

  1. Отзывы о семинаре.

Участники: старший воспитатель и педагоги ДОУ

Место проведения: МБДОУ «Детский сад №9» г. Сосногорска

Дата и время: 17.11.2016 в 13:15.

2016 год

ДОКЛАД

На сегодняшний день, использование современных педагогических технологий – это приоритет образовательной работы с детьми. Прежде чем рассматривать эти технологии, а уж тем паче применять их, необходимо уточнить и уяснить для себя, что несёт в себе понятие «современные», и почему, собственно «технологии», а не просто методы.

Методы могут классифицироваться по разным основаниям. По одному из видов классификации, М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер выделяют пять основных общедидактических методов обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
  2. Репродуктивный;
  3. Проблемное изложение;
  4. Частично-поисковый;
  5. Исследовательский.

Эти методы делят на две группы:

- репродуктивные (1 и 2 методы)

- продуктивные (4 и 5 методы).

К первой группе относятся методы, посредством которых ребёнок усваивает готовые знания и умения, и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности. Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их ребёнок самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания и умения в результате собственной исследовательской, творческой деятельности.

Проблемное изложение – промежуточная группа. Оно в полной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска.

Сначала – о репродуктивных методах. Они нам всем хорошо известны, понятны, ибо давно и успешно применяются в традиционной педагогике.

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами. Это беседа, рассказ, показ, рассматривание, чтение, объяснение с применением иллюстративного материала (наглядного или демонстрационного) или без оного.

Репродуктивный метод – даёт возможность сформировать навыки и умения путём упражнений. Это всевозможные дидактические игры и упражнения (речевые, изобразительные, по ознакомлению с окружающим и т. д.), рефлексия (ответы на поставленные вопросы по содержанию художественного произведения, картины, алгоритма рисования и т.д.)

Использование этих традиционных методов и в настоящее время не только приемлемо, но и необходимо уже потому, что они рациональны. Это наиболее экономичные способы передачи подрастающему поколению обобщённого и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только не обязательно, но даже глупо добиваться того, чтобы ребёнок всё открывал сам. Нет никакой необходимости «переоткрывать» законы или «переизобретать» велосипед. Кроме того, для того, чтобы что-то исследовать, необходима достаточная интеллектуальная база, что быстрее и эффективнее сформировать у ребёнка посредством традиционных методов.

Например, чтобы сформировать у детей такие понятия, как «круг» или «квадрат», гораздо рациональнее просто показать им эти фигуры и закрепить их основные признаки. А вот чтобы понять различие между кругом и квадратом, уже лучше применить исследование, ибо ребёнок в 3-4 года уже вполне в состоянии самостоятельно увидеть разницу между ними, опираясь на известные ему признаки,  и произвести простейшие манипуляции с моделями этих фигур, исследуя свойства.

Или, обучая на физкультуре детей кувырку через голову вперёд, всяческие исследовательские подходы не только нежелательны, но и недопустимы. Потому как, если ребёнок самостоятельно начнёт исследовать (на практике!), как бы ему совершить этот кувырок, вполне реальна возможность получения серьёзной травмы, причинение вреда здоровью. Здесь просто необходимы чёткие разъяснения, показ, да ещё и выполнение под чётким контролем со стороны педагога.

Так что, повторюсь, традиционные методы образования в педагогической практике применяются, они необходимы. Просто, их нужно умело сочетать с современными педагогическими технологиями, добиваясь максимального эффекта в плане развития личности ребёнка.

Промежуточная группа представлена одним методом  - проблемным изложением. Это может быть, например, эвристическая беседа, когда педагогом ставится проблемный вопрос и, совместно с детьми, намечаются пути его решения. То есть вместо традиционной (информативной) беседы «Заботимся о своём здоровье», педагог проводит эвристическую беседу - «Как сохранить своё здоровье?» В первом случае предполагается, что педагог сам рассказывает и показывает на картинках и плакатах, как нужно заботиться о своём здоровье, дети просто воспринимают, запоминают эту готовую информацию. Во втором варианте, беседа начинается с вопроса: «Как нам сохранить своё здоровье? Что нужно делать, чтобы не болеть»? И, совместно с педагогом, дети ищут ответ на этот вопрос, опираясь на те же картинки и плакаты, которые подготовил педагог (АРС). Здесь уже есть элемент самостоятельного поиска.

И о продуктивной группе.

Частично-поисковый метод принято рассматривать уже как некий первичный этап, предваряющий применение исследовательского метода. Этот метод предполагает выработку умений самостоятельно видеть проблему, ставить вопросы, строить собственные доказательства, проверять предположения, делать выводы. Это, например, разнообразная опытная деятельность: плавучесть предметов, окрашивание воды, свойства песка, снега, магнита, увеличительной линзы и т.п. Это ещё не исследование в полном объёме, но уже самостоятельный поиск в значительном объёме.

Исследовательский метод – это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Он применяется в работе с детьми преимущественно старшего дошкольного возраста, потому как требует хорошего уровня общего развития. Его основные составляющие – выявление проблемы, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и, сделанные на их основе суждения и умозаключения. Это сложный метод, но он вполне приемлем в работе с дошкольниками, причём, в различных образовательных областях.

Чем же современные педагогические методы образования отличаются от традиционных? – Ответ в самом классификационном названии этих методов. В репродуктивных методах «продукт» есть, но он не является «продуктом» самостоятельной деятельности детей, ребёнок просто усваивает готовые знания и умения, он, если можно так образно сказать, ничего не «производит». В продуктивных методах – ребёнок самостоятельно (частично, с помощью взрослого или без оного) осваивает субъективно новое знание или умение. Он достигает этого сам, опираясь больше на факты, полученные в ходе деятельности, и их анализ. Слово педагога в этом случае, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план. Основным фактором познания является деятельность ребёнка (мыслительная, экспериментальная и др.). Именно поэтому современные педагогические методы называют технологиями деятельностного типа.

Теперь попробуем разобраться, почему, собственно, технологии, а не просто методы образования. Термин «технология» заимствован (понятное дело) из технической сферы. Почему? Как ни странно, но у гуманитариев, вероятно, не нашлось более точной характеристики этого способа взаимодействия педагога с детьми.

Технология – это, в первую очередь, процесс, это не просто совокупность каких-то методов и форм работы. Это процесс применения деятельностных методов и форм работы с детьми, в логичной последовательности, с целью достижения определённого результата.

Какие основные современные педагогические технологии можно отметить?

  1. Проектная деятельность.
  2. Здоровьесбережение.
  3. Социоигровые технологии.
  4. Личностно-ориентированные технологии.
  5. ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)

     и ИАТ (интерактивные технологии).

Наиболее наглядным, с точки зрения технологичности, является проектная деятельность. Проекты по типу бывают различные: практико-ориентированные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые.  Любой проект носит исследовательский и творческий характер. В наиболее полной мере самостоятельная деятельность детей формируется в исследовательских проектах. В исследовании, конечный продукт заранее не намечается, никому, даже руководителю исследования не известно, какой продукт получится на выходе, хотя он, безусловно, вырабатывается. О детских исследованиях более подробно – метод А.И.Савенкова.   Но, любой проект – это пять «П»:

Проблема   >   Планирование   >   Проверка     >   Продукт    >   Презентация

выработка      предполагаемое     сбор и анализ      решение             итоги

   темы,                решение,          информации      проблемы

      цели                 гипотеза

Совершенно наглядно, что проект – это технология, то есть упорядоченный процесс поэтапного применения действенных образовательных методов (теоретических или практических) с получением на выходе продукта (решение проблемы).

В результате регулярного использования проектной формы работы, у детей появляется навык проведения исследовательской деятельности, он научается самостоятельно «добывать» знания и умения, овладевает способами их получения. И именно это является более значимым, нежели сами знания, которые ребёнок получает в ходе исследовательской деятельности. Основная цель проектирования – научить ребёнка самостоятельно мыслить и действовать, самостоятельно решать проблемы.

С аналогичной целью мы применяем и технологию здоровьесбережения. Мы не даём ребёнку готовых знаний, а постепенно формируем стремление беречь и укреплять своё здоровье, вести здоровый образ жизни, посредством регулярного и последовательного применения действенных образовательных методов и приёмов.

Мы не сажаем детей на стульчики и не говорим, что, чтобы быть здоровым, нужно делать то-то  и то-то (информационная беседа, традиционный метод). Мы предпринимаем целый ряд действенных методов (технологию!) приобщения детей к здоровому образу жизни: валеологические (эвристические!) беседы, самостоятельный поиск информации в печатных изданиях и в сети Интернет (с помощью родителей), инициируем применение активных форм и методов закаливания, профилактики заболеваний (массаж, полоскание горла, коррегирующие упражнения и т.п.) В итоге применения этих технологий, у детей формируются представления о здоровом образе жизни, вырабатываются навыки и умения заботиться о своём здоровье.

Социоигровые технологии призваны помочь ребёнку беспроблемно социализироваться, то есть адаптироваться в окружающей его действительности. Это: знания и представления об окружающем, коммуникативные умения и учебные навыки. Если ребёнок ориентируется в окружающем его социуме, свободно общается со взрослыми и сверстниками и с удовольствием учится, - у него всё хорошо, он вполне социален.

Вместо блёклых рассказов воспитателя, например, о профессиях (традиционный метод), - применяем сюжетно-ролевую игру, или дидактическую (развивающую!) игру, или составляем сообщения («доклады») о том, где, кем и как работают родители, или фантазируем о том, что было бы, если бы вдруг пропали все строители… В процессе подобных игровых методов (опять-таки технологии), дети практически самостоятельно приобретают достаточные знания об окружающем. Нередко бывает, что у детей возникают проблемы с учёбой, отмечается повышенный уровень тревожности во время выполнения сложных, как им кажется, заданий. Социоигровые технологии помогают снять это напряжение. Одно дело – выводить сложные и непонятные «крючки и закорючки» в рабочей тетради, и совсем другое дело – рисовать «горы» или «зонтики». Увлекаясь игрой, ребёнок забывает о сложности и с удовольствием учится.

 Практически в любой группе есть конфликтные дети, не умеющие и не желающие общаться со сверстниками и даже со взрослыми. Социоигровые технологии помогают корректировать поведение таких детей. Совместное выполнение поручений, деятельность малыми группами по интересам, ролевые игры, театрализации и инсценировки, анализирование и моделирование проблемных и конфликтных ситуаций - эти и многие другие действенные методы весьма эффективны в отличие от традиционных бесед «Что такое хорошо и что такое плохо». Иногда дети умеют хорошо и правильно рассуждать на такие темы, а поступают несоответственно. Поэтому их нужно «упражнять» в адекватном поведении, и легче, и незаметнее для ребёнка это делается в игре, так как игра – это основной вид деятельности ребёнка-дошкольника. В результате применения социоигровых технологий - постепенное формирование навыка не бояться трудностей, преодолевать их, развитие положительных коммуникативных качеств и умений, социализация. Разработка социоигровых технологий – Е.Е.Шулешко, В.М.Букатов.

Назначение личностно-ориентированных технологий – реализация принципов гуманизма и демократичности в образовательно-воспитательном процессе. Это умение педагога видеть каждого ребёнка, знать его психологические особенности, корректировать (по возможности) негативные проявления психики или отрицательных качеств характера, развитие положительных качеств и способностей ребёнка. Это умение работать со всеми и каждым одновременно. Принципы – для воспитателя, технологии – для работы с детьми.

Психологические игры и этюды для гиперактивных или стеснительных детей, подбор ролей в инсценировках по принципу противоположности характеру ребёнка (приём «психологической закалки»), индивидуальная или групповая работа с одарёнными детьми, инициирование проектов или сюжетно-ролевых игр, где воспитатель является участником и другом, а не строгим руководителем и наставником, участие в конкурсах и т.д. В результате применения этих действенных технологий, постепенно становится адекватной самооценка детей, формируется ощущение себя, как личности, к которой относятся с симпатией и уважением, укрепляется чувство комфортности пребывания в детском саду, где к ним так хорошо все относятся. Это и выработка толерантности. Главное – применять эти технологии постоянно, а не только в «День открытых дверей», и во всех видах деятельности. Тогда будет результат.

Действенность ИКТ и ИАТ заключена в самом их названии, пусть и «интер», но они по определению коммуникативные, активные. Составляющие этих  технологий: иллюстративный материал к НОД, презентации, интерактивные игры, мультики и обучающие фильмы для детей и т.п. Технологичность же проявляется в регулярном применении. В результате – более высокий уровень эффективности образовательной работы с детьми по сравнению с традиционными игрушками и картинками, это очевидно, и с этим не поспоришь.

Таким образом, «технология» - это этапированное, логически последовательное применение действенных образовательных методов,  с целью получения продукта деятельности детей.  «Технологичность» - принцип построения образовательно-воспитательной работы, предусматривающий регулярное, постоянное применение технологий с целью выработки у детей самостоятельности в приобретении какого-либо знания, умения, навыка, положительного качества личности, что отнюдь не обеспечивается каким-либо одним методом, тем более, традиционным.

Резюме по контекстуальному значению составляющих понятия «современные педагогические технологии»:

  1. «Современные» - значит, продуктивные, деятельностные.
  2. «Технологии» - значит, процесс, производство, выработка продукта деятельности, а не отдельно взятые образовательные методы.
  3. «Педагогические» - воспитательно-образовательные (что в данной работе не обсуждалось, ибо понятие классическое).

И, в заключение, хотелось бы обратить внимание коллег на один очень важный, по моему мнению, момент. Нельзя строго разграничивать педагогические технологии: вот это – здоровьесбережение, а вот это – социоигровая технология, и только.

Современная образовательная система построена на принципе интеграции, взаимопроникновения и корреляции как образовательных областей, так и используемых педагогических технологий. Например, нельзя применять здоровьесберегающие технологии в отрыве от личностно-ориентированных: дети бывают со слабым здоровьем, а бывают с крепким, и это надо учитывать, подбирая подходящие методы и формы работы.

Так же, осуществляя личностно-ориентированные технологии, например, по отношению к одарённому ребёнку, мы обращаемся к проектированию, исследованию, ИАТ. Правда, в этом случае они будут по факту являться методами, посредством которых осуществляется основная технология, но от этого они отнюдь не теряют своего значения, как полноценные педагогические технологии. На практике, проще планировать образовательный процесс по виду образовательной деятельности, её конкретной цели, тогда одна из технологий будет основной, а, возможно, другие – сопутствующими.

Современная образовательная система – явление сложное и динамичное. Образование не стоит на месте, и нужно стараться соответствовать духу времени. Использование современных педагогических технологий актуально и эффективно, а поэтому имеет место быть в ежедневной практике каждого современного педагога.

 

БЛИЦ-ОПРОС

  1. Назовите не менее пяти современных педагогических технологий.
  2. Назовите пять видов общеобразовательных методов по системе классификации М.Н.Скаткина.
  3. Чем репродуктивные методы принципиально отличаются от продуктивных?
  4. Чем понятие «технология» принципиально отличается от понятия «методы»?
  5. Что контекстуально означает понятие «современные» относительно педагогических технологий?
  6. Что контекстуально означает понятие «технология» относительно педагогических технологий?
  7. Поясните, как вы понимаете принцип интеграции педагогических технологий.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №9» г. Сосногорска презентация к семинару СОВРЕМ ЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Автор-составитель: Лисинко О.В. 2016 год

Слайд 2

Современные педагогические технологии сегодня имеют приоритетное значение. 1. Что означает «СОВРЕМЕННЫЕ»? 2. Что означает «ТЕХНОЛОГИИ»?

Слайд 3

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер ) 1. Объяснительно-иллюстративный 2. Репродуктивный 3. Проблемное изложение 4. Частично-поисковый 5. Исследовательский

Слайд 4

РЕПРОДУКТИВНЫЕ 1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) 2. Репродуктивный

Слайд 5

ПРОДУКТИВНЫЕ 1. Частично-поисковый (эвристический) 2. Исследовательский

Слайд 6

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ГРУППА 1. Проблемное изложение

Слайд 7

ОБЪЯСНИТЕЛЬНО- ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ

Слайд 8

РЕПРОДУКТИВНЫЕ

Слайд 9

ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Слайд 10

ЧАСТИЧНО- ПОИСКОВЫЙ

Слайд 11

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Слайд 12

Современные педагогические технологии – это технологии ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО типа.

Слайд 13

Технология – это ПРОЦЕСС системного применения методов и форм работы в логичной последовательности с целью достижения результата.

Слайд 14

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 1. Проектная деятельность 2. Здоровьесбережение 3. Социоигровые технологии 4. Личностно-ориентированные технологии 5. ИКТ и ИАТ

Слайд 15

ЛЮБОЙ ПРОЕКТ – ЭТО ПЯТЬ «П» проект Проблема Выбор темы, цели Планирование Гипотеза, поиск решения Проверка Сбор и анализ информации Продукт Решение проблемы Презентация Продукта или проекта

Слайд 16

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Слайд 17

СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 18

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 19

ИКТ и ИАТ

Слайд 20

РЕЗЮМЕ 1. «СОВРЕМЕННЫЕ» - означает продуктивные, деятельностные. 2. «ТЕХНОЛОГИЯ» – означает процесс, производство, выработка продукта деятельности, а не отдельно взятые образовательные методы.

Слайд 21

СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОСТРОЕНА НА ПРИНЦИПЕ ИНТЕГРАЦИИ

Слайд 22

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТУАЛЬНЫ И ЭФФЕКТИВНЫ



Предварительный просмотр:

АНКЕТА УЧАСТНИКА СЕМИНАРА

Ф.И.О. участника семинара

1

Насколько актуальным было для Вас данное мероприятие?

1

2

3

4

5

Комментарий:

2

Насколько соответствовало Вашим ожиданиям содержание семинара?

1

2

3

4

5

Комментарий:

3

Достаточно ли было Вам теоретической информации?

1

2

3

4

5

Комментарий:

4

Достаточно ли было приведено примеров из практики Вашей профессиональной деятельности?

1

2

3

4

5

Комментарий:

5

Как бы Вы оценили компетентность руководителя семинара по обсуждаемой теме?

1

2

3

4

5

Комментарий:

6

Насколько руководитель семинара доступно и интересно излагал информацию?

1

2

3

4

5

Комментарий:

7

Насколько читаема и понятна была представленная презентация?

1

2

3

4

5

Комментарий:

8

Насколько полезна и применима полученная на семинаре информация в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности?

1

2

3

4

5

Комментарий:

9

Оцените семинар в целом

1

2

3

4

5

Спасибо за участие в семинаре и анкетировании.

С уважением, Лисинко О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей: “Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” (минилаборатория).

Семинар-практикум для воспитателей:“Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” (минилаборатория).Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить...

Семинар - практикум «Планирование и проведение исследовательской проектной деятельности детей дошкольного возраста»

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...

Семинар-практикум "Организация и проведение режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования".

Ход проведения семинара-практикума "Организация и проведение режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования"....

Трансляция педагогического опыта на семинаре-практикуме: "Организация и проведение подвижных игр в различных видах деятельности".

Ознакомление педагогов с развитием организаторских способностей детей через подвижные игры....

4.1.1 Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведения открытых занятий, мероприятий, мастер-классов.

Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведения открытых занятий, мероприятий, мастер-классов.Выписка из протокола заседания педогогического совета МАДОУ №21...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классов и др.

4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классов и др....

КРИТЕРИЙ 4 ПУНКТ 4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классов и др.

4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классов и др....