Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Хлеб – кормилец»
проект (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Хлеб – кормилец» | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
воспитателя старшей группы Школы 1474/ ДО 6
Барахтенко Юлии Борисовны
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Хлеб – кормилец»
Актуальность: Хлеб считался главным богатством на Руси! Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе, встречали новорожденного.
Познакомить детей как же появился главный продут, как к нему относились наши предки, какие обычаи с ним связаны?
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Цель: приобщить детей к истории русского народа.
Задачи:
- изучить историю возникновения хлеба;
- расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении;
- развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых;
- взаимодействие с семьей (испечь с детьми печенье, калачи, булочки и т. д.)
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• Воспитывать интерес к истории наших предков.
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• эксперименты;
• анализ.
Интегрируемые образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• художественно-эстетическая.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевая игра:
- «Семья»;
- «Магазин»;
- «Булочная»;
- «Кулинария»
- «К нам приехали гости».
Дидактические игры:
- «Назови профессию»;
- «Что где растет»;
- «Что из какой муки испекли»;
- «От зерна до каравая»;
- «Что сначала, что потом»;
- «Превращения»;
- «А какой он, хлеб»;
- «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
Познавательное развитие:
Беседы:
- «Как хлеб на стол пришел»;
- «Какое место занимал хлеб у наших предков»
- «Какой бывает хлеб»;
- «Как испечь хлеб дома»;
- «Берегите хлеб».
Наблюдения и рассматривание альбомов:
- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
- репродукций картин русских художников на заданную тему;
Просмотр фильмов:
- «История про хлеб»;
- «По секрету всему свету. Как получается хлеб».
Просмотр мультимедийной презентации :
- «От зернышка до хлеба».
Знакомство с профессиями:
- Агроном;
- Комбайнёр;
- Пекарь.
Исследовательская деятельность:
- Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Опытно – экспериментальная деятельность:
- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
- Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
- Замешивание теста и выпечка хлеба, хлебобулочных изделий (при помощи родителей).
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы о хлебе.
- Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка». Литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь»
- Стихи: Я. Аким «Пшеница», Я. Дягутите «Руки человека», Ольга Стратонович «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», И. Токмакова «Что такое хлеб».
Проговаривание скороговорок о хлебе:
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
- Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
- Хорош пирожок - внутри творожок
- Саша любит сушки, Соня - ватрушки
- Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:
- Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
- Пот на спине, так и хлеб на столе
- Без соли невкусно, а без хлеба несытно
- Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
- Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
- Покуда есть хлеб, да вода- все не беда
- Без хлеба всё приестся
- Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
- Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
- Без хлеба и мёдом сыт не будешь
- Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе:
- Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
- Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
- Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
- Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
- Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
- Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
- Рисование хлебных колосьев, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
- Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр.
НОД:
- «Откуда к нам приходит хлеб»;
- «Хлеб –кормилец»;
- Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
- «Кем бы ты хотел стать» (профессии хлебороба, пекаря…);
- Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий
Взаимодействие с родителями
- Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
- Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».
- Совместное занятие. (Мы с мамой пекари!)
- Встречаем дорогих гостей Хлебом с солью. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
Результаты проекта:
Цель проекта достигнута. Дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, участвовали, совместно с родителями в познавательно-исследовательской деятельности. Дети стали бережнее относиться к хлебу.
Список используемой литературы:
- Емельянова Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.
- Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
- Т.А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Проект по духовно-нравственному развитию младших дошкольников "Бабушка - ты моя душа".
Одной из самых важных задач считается воспитание такого будующего поколения, которое будет обладать духовно - нравственными ценностями. Именно такое поколение будет способно осуществлять дальнейшее ра...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект «Приобщение духовно – нравственным ценностям младших дошкольников через сказку»
Методический материал для детей младшего возраста...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...